Почему в обычной школе учатся необычные дети, или взгляд с другой стороны

Для Лиги Лени ответ сразу. Две причины.
1. В условиях дефицита специализированных образовательных учреждений средняя общеобразовательная школа должна принимать всех детей, кому не хватило мест в спецшколах. Точно так же, как после закрытия вытрезвителей алкоголиков просто увозят по скорой. "Оптимизация".
2. Непосредственно упёртость родителей необычных детей (это менее распространенная причина).

А теперь подробнее.
Давно я не писал посты про свою старшую дочь - Соню, которой всё-таки поменяли диагноз с органического расстройства (F07.0) на атипичный аутизм (F84.1). Посты:
Необычный ребенок
Необычный ребенок-2. "Лучше не тешить себя надеждой, намного лучше не станет...."
Актуальное про Соню
Что делать, если твой ребёнок "не такой"?
Опыт адаптации необычного ребенка в обществе
Об инклюзивном образовании

Кратко о том, что было за последние год-полтора: Соня продолжает ходить в садик с тьютором, при этом в садике мы оставались на дополнительный год (что на самом деле получилось проще, чем мы думали). Сейчас Соне 8 лет, и уже явно нужно идти в школу. С момента предыдущих постов есть новая порция позитивных улучшений, но к сожалению, случай Сони не относится к так называемому высокофункциональному аутизму, и задержка педагогического развития уже сложилась. Последние полгода искали для Сони подходящее образовательное учреждение.

Дано: город миллионник в Сибири. Специализированных школ для детей с РАС (т.н. 7-го типа) - крайне мало. Ресурсные классы существуют, но там спрос значительно превышает предложение (что-то типа "в прошлом году мы взяли одного ребёнка в ресурсный класс, а в этом году набор не планируется"). Из-за этого стали рассматривать и школы 8-го типа (для детей с умственной отсталостью, да-да, готовы даже просить ПМПК выдать именно такое заключение).

Что еще дано: жесточайший дефицит информации. " Дорожной карты" о том, где можно учиться детям с ОВЗ, просто нет. Официально есть состав школ с ресурсными классами, а по факту есть еще несколько школ, о которых никто не знает...

Поскольку у меня нет возможности заниматься вообще всем лично, я просил своих родителей узнать чуть больше информации. Моя мама поступила оригинально: позвонила в департамент образования. Далее тезисно:
- Ресурсные классы есть, но их мало.
- Если не хватает мест, то получайте заключение ПМПК, то подавайте документы в обычную школу, школа уведомит департамент образования, педагог (учитель!) разработает учебную программу и т.д
- То, что у вас свой тьютор - это очень хорошо, мы можем взять её на работу в школу (?!), чтобы она работала с вашим ребёнком.
- И еще много словесной информации, общий смысл которой: "ну если что - подавайте в обычную школу, нас школа уведомит и мы будем думать, что дальше делать".

Что в итоге получается:
1. Спецшкол и спецклассов не хватает. Палочка-выручалочка - это обычная СОШ, с обычными педагогами (которые максимум прослушали на повышении квалификации курс об инклюзивном образовании).
2. Механизма адаптации детей с ОВЗ в обычной школе тоже нет, только общие слова о прогрессивном инклюзивном образовании. Тьюторов - не хватает, раз даже были готовы нашего тьютора взять официально. Соответственно, сам процесс адаптации ложится на плечи администрации школы (у которой, как обычно, нет ресурсов), на самих педагогов (у которых и без нового ребёнка в классе еще 20-30 детей), ну и на родителей ребёнка с ОВЗ, которые - см. п. 3.
3. Родители ребёнка с ОВЗ, и в первую очередь мама - в большинстве случаев сам психологически надломленный и изрядно, простите, морально заебанный человек. И этому человеку (напомню, находящемуся еще и в дефиците информации) "русским по белому" говорят вести ребёнка в обычную СОШ. А вот СОШ к этому не готова - смотрим пункт 2 и получаем замкнутый круг.
4. Начинается негатив - но этот негатив циркулирует по тому же замкнутому кругу. Жалобы на ребёнка и его родителей администрации школы и РОНО обычно не дают ничего - ведь официально так оно и задумывалось. Единственный шанс убрать ребёнка из класса - это морально задавить маму, чтобы она забрала документы из школы и ребёнок ушёл в никуда. И тут опять получаем: мама ребёнка уже и так надломлена и прижата к стенке, ей просто некуда забирать и переводить ребёнка. Поэтому в 90% случаях конструктивного диалога не получится.
5. И самое главное: действительно, ребёнок с ОВЗ имеет абсолютно равные права с другими детьми. Такое законодательство и такие у нас образовательные стандарты в условиях оптимизации спецучреждений.
6. Я не делаю всех родителей детей с ОВЗ жертвами обстоятельств. Есть действительно неадекватные личности (как собственно, и некоторые родители вполне обычных детей). Определить, являются ли родители ребенка с ОВЗ проблемными, очень легко - достаточно узнать, есть ли заключение ПМПК. Если у ребенка есть признаки проблем, а родители ПМПК не проходили и настаивают, что ребёнок здоров, но к нему нужен подход - во тут звучит тревожный звоночек.

Нужна ли здесь мораль? Если нужна, то скорее такая: бороться нужна не со следствием, а с причиной. Проблемный ребенок с ОВЗ в обычной школе - это уже следствие, причина же - в дефиците мест в спецклассах и спецшколах, в дефиците кадров - в общем, в оптимизации расходов.

Своего ребёнка я, конечно, в обычную школу не отдам. Просто я понимаю, что для неё самой лучше получать квалифицированную помощь, а не номинально числиться в обычном классе обычной СОШ. Но похоже, что в процессе поиска подходящей школы я нашёл новую грань ситуации "в классе проблемный ребёнок". Такие дела.

Аутистические расстройства

648 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.