Почему в обычной школе учатся необычные дети, или взгляд с другой стороны
Для Лиги Лени ответ сразу. Две причины.
1. В условиях дефицита специализированных образовательных учреждений средняя общеобразовательная школа должна принимать всех детей, кому не хватило мест в спецшколах. Точно так же, как после закрытия вытрезвителей алкоголиков просто увозят по скорой. "Оптимизация".
2. Непосредственно упёртость родителей необычных детей (это менее распространенная причина).
А теперь подробнее.
Давно я не писал посты про свою старшую дочь - Соню, которой всё-таки поменяли диагноз с органического расстройства (F07.0) на атипичный аутизм (F84.1). Посты:
Необычный ребенок
Необычный ребенок-2. "Лучше не тешить себя надеждой, намного лучше не станет...."
Актуальное про Соню
Что делать, если твой ребёнок "не такой"?
Опыт адаптации необычного ребенка в обществе
Об инклюзивном образовании
Кратко о том, что было за последние год-полтора: Соня продолжает ходить в садик с тьютором, при этом в садике мы оставались на дополнительный год (что на самом деле получилось проще, чем мы думали). Сейчас Соне 8 лет, и уже явно нужно идти в школу. С момента предыдущих постов есть новая порция позитивных улучшений, но к сожалению, случай Сони не относится к так называемому высокофункциональному аутизму, и задержка педагогического развития уже сложилась. Последние полгода искали для Сони подходящее образовательное учреждение.
Дано: город миллионник в Сибири. Специализированных школ для детей с РАС (т.н. 7-го типа) - крайне мало. Ресурсные классы существуют, но там спрос значительно превышает предложение (что-то типа "в прошлом году мы взяли одного ребёнка в ресурсный класс, а в этом году набор не планируется"). Из-за этого стали рассматривать и школы 8-го типа (для детей с умственной отсталостью, да-да, готовы даже просить ПМПК выдать именно такое заключение).
Что еще дано: жесточайший дефицит информации. " Дорожной карты" о том, где можно учиться детям с ОВЗ, просто нет. Официально есть состав школ с ресурсными классами, а по факту есть еще несколько школ, о которых никто не знает...
Поскольку у меня нет возможности заниматься вообще всем лично, я просил своих родителей узнать чуть больше информации. Моя мама поступила оригинально: позвонила в департамент образования. Далее тезисно:
- Ресурсные классы есть, но их мало.
- Если не хватает мест, то получайте заключение ПМПК, то подавайте документы в обычную школу, школа уведомит департамент образования, педагог (учитель!) разработает учебную программу и т.д
- То, что у вас свой тьютор - это очень хорошо, мы можем взять её на работу в школу (?!), чтобы она работала с вашим ребёнком.
- И еще много словесной информации, общий смысл которой: "ну если что - подавайте в обычную школу, нас школа уведомит и мы будем думать, что дальше делать".
Что в итоге получается:
1. Спецшкол и спецклассов не хватает. Палочка-выручалочка - это обычная СОШ, с обычными педагогами (которые максимум прослушали на повышении квалификации курс об инклюзивном образовании).
2. Механизма адаптации детей с ОВЗ в обычной школе тоже нет, только общие слова о прогрессивном инклюзивном образовании. Тьюторов - не хватает, раз даже были готовы нашего тьютора взять официально. Соответственно, сам процесс адаптации ложится на плечи администрации школы (у которой, как обычно, нет ресурсов), на самих педагогов (у которых и без нового ребёнка в классе еще 20-30 детей), ну и на родителей ребёнка с ОВЗ, которые - см. п. 3.
3. Родители ребёнка с ОВЗ, и в первую очередь мама - в большинстве случаев сам психологически надломленный и изрядно, простите, морально заебанный человек. И этому человеку (напомню, находящемуся еще и в дефиците информации) "русским по белому" говорят вести ребёнка в обычную СОШ. А вот СОШ к этому не готова - смотрим пункт 2 и получаем замкнутый круг.
4. Начинается негатив - но этот негатив циркулирует по тому же замкнутому кругу. Жалобы на ребёнка и его родителей администрации школы и РОНО обычно не дают ничего - ведь официально так оно и задумывалось. Единственный шанс убрать ребёнка из класса - это морально задавить маму, чтобы она забрала документы из школы и ребёнок ушёл в никуда. И тут опять получаем: мама ребёнка уже и так надломлена и прижата к стенке, ей просто некуда забирать и переводить ребёнка. Поэтому в 90% случаях конструктивного диалога не получится.
5. И самое главное: действительно, ребёнок с ОВЗ имеет абсолютно равные права с другими детьми. Такое законодательство и такие у нас образовательные стандарты в условиях оптимизации спецучреждений.
6. Я не делаю всех родителей детей с ОВЗ жертвами обстоятельств. Есть действительно неадекватные личности (как собственно, и некоторые родители вполне обычных детей). Определить, являются ли родители ребенка с ОВЗ проблемными, очень легко - достаточно узнать, есть ли заключение ПМПК. Если у ребенка есть признаки проблем, а родители ПМПК не проходили и настаивают, что ребёнок здоров, но к нему нужен подход - во тут звучит тревожный звоночек.
Нужна ли здесь мораль? Если нужна, то скорее такая: бороться нужна не со следствием, а с причиной. Проблемный ребенок с ОВЗ в обычной школе - это уже следствие, причина же - в дефиците мест в спецклассах и спецшколах, в дефиците кадров - в общем, в оптимизации расходов.
Своего ребёнка я, конечно, в обычную школу не отдам. Просто я понимаю, что для неё самой лучше получать квалифицированную помощь, а не номинально числиться в обычном классе обычной СОШ. Но похоже, что в процессе поиска подходящей школы я нашёл новую грань ситуации "в классе проблемный ребёнок". Такие дела.
Аутистические расстройства
648 постов2.3K подписчиков
Правила сообщества
Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.