Найдены возможные дубликаты

+4

Такие вещи нужно текстом, а не картинками.

раскрыть ветку 2
0

С удовольствием приму во внимание замечание, но прошу скинуть ссылку как пример, где это не просто скучный текст. Пытался избежать именно скукоты...

раскрыть ветку 1
+2
Вы теряете часть публики, сидящей исключительно со смартфона, например.
+3

Шрифт можно поменьше сделать

раскрыть ветку 1
+1
И посветлее, и лучше вообще все курсивом зашарашить!((
+2

Да не спорю я с собой. Pichard, ты со мной споришь? Нет? Вот и я с тобой не спорю. А ТС говорит, спорю. Пойдем с ним разберемся.

раскрыть ветку 2
+2

Пффффф зачем вы спорите ? Вот вот лучше дружить и жамкать друг дружку...ммммммм...

раскрыть ветку 1
0
жамкать друг дружку всяко веселее чем спорить.
0

Эх, было бы средство донести один и тот же текст для пользователей с разными предпочтениями в цветовой гамме, разными мониторами, разными тарифными планами... как жаль, что его нет!
ЗАЛИВАЮ ОГРОМНУЮ НЕЧИТАЕМУЮ JPG С КРИВОЙ ВЁРСТКОЙ И ТЕКСТУРОЧКОЙ ИЗ СТОКОВ

0

Получается, что следующая ступень развития- "Человек рациональный"? По мне, так это движеие не только вперёд, но и назад.

раскрыть ветку 1
0

Про движение вперед никто и не говорит. Мне лично вообще не ясно, что означает "вперед"... Следующая ступень - это прежде всего новый виток приспособления к меняющимся окружающим условиям, сопряженный с чередой эволюционных недочетов и грубых ошибок, которые эволюция привыкла исправлять смертью индивидов или целых популяций...

0

И жили они долго и счастливо... И умерли в один день.)

раскрыть ветку 1
0

Если Вы лишитесь рассудка, или станете бесчувственным циником - то уже в разные дни:)

Похожие посты
368

Мотивация дофамином

Предлагаю поговорить про мотивацию. Сначала про биологическую, а потом про психологическую.


С точки зрения биологии, больше всего на перемены нас мотивирует гормон счастья дофамин, его ещё иногда называют «гормоном прогресса». Напомню, мозг вырабатывает дофамин в двух случаях.


Первый – когда мы предвкушаем желаемое (видим в журнале крутую тачку). Причём, когда мы начинаем копить деньги на машину, когда рассказываем друзьям о будущей покупке, мозг тоже кормит нас дофамином, потому что всё это часть предвкушения.


Второй – когда мы получаем желаемое (покупаем крутую тачку). Тут мы получаем большую дозу дофамина за то, что хорошо поработали, чтобы получить желаемое.


Логично, что без предвкушения мозг не будет давать дофамин за получение чего-либо. Простыми словами, чтобы получить удовольствие от покупки машины, мы должны хотеть эту машину. Но как мозг выбирает, за что мотивировать нас дофамином, а за что нет? Например, если я предложу вам попробовать стать пловцом и завоевать олимпийскую медаль, у вас вряд ли так сразу возникнет желание проводить по 50 часов в неделю в бассейне.


Теперь самое важное.


Наш мозг использует дофамин как меру оценки того, стоит ли ввязываться во что-то ради достижения желаемого. Если предвкушение описано перспективно, дофамина вырабатывается больше. Если же дело кажется мозгу крайне утомительным и сложным, дофамина мы получаем меньше. Например, если мы видим на весах трёхзначную цифру, завалиться на диван кажется проще, чем пойти в спортзал. Мозг скорее подумает:


– Игра не стоит свеч.


Я не фитнес-тренер, поэтому меня больше интересует, как дофамин мотивирует нас на психологические перемены. Принцип работы здесь такой же: если мозг создаёт достаточно сильное ожидание от потенциального результата, он будет кормить нас дофамином ради дополнительных усилий. Эти ожидания в отношении психологических перемен обычно создают три вещи:


1. Примеры.

2. Опыт.

3. Знания.


Коротко обо всём.


С примерами всё просто – если вы считаете свои отношения неудачными и видите знакомых, у которых этих отношения развиваются очень хорошо, вам тоже хочется таких отношений. Если вы страдаете от тревоги и находите уверенного в себе друга, вы тоже хотите разобраться со своими проблемами.


Год назад ко мне обратилась девушка с проблемой самооценки. Она написала мне после того, как встретила молодого человека, который влюбился в неё и не пытался переделать. В этот момент она поняла, что большую часть жизни прожила в окружении, которое не принимало её и подарило множество тревожных ожиданий, которые могу разрушить счастливые отношения.


С опытом ещё проще. Например, вы боитесь говорить «нет», но однажды собираетесь с силами делаете это в первый раз и получаете положительный результат. Мозг начинает подбадривать вас, чтобы вы вернулись к приятному опыту и продолжали пробовать. В контексте терапии – это путь маленьких шагов, когда терапевт (или психолог) предлагает человеку пробовать что-то новое, чтобы понемногу преодолевать тревогу.


Со знаниями сложнее. В данном случае речь о знаниях, которые помогают нам понять, что наши усилия действительно приведут к переменам. Об этом можно прочитать в книгах по психологии или в хорошей литературе по саморазвитию. Самый лучший вариант – это психолог, потому что в его задачи изначально входит объяснить человеку, что перемены в психике стоят прилагаемых усилий.


Если вы хотите сделать первый шаг к любым переменам – создавайте предвкушение. Это надёжный механизм мотивации, который биологически заложен внутри всех нас. Окружайте себя людьми, на которых можно равняться, погружайтесь в новый опыт хотя бы в мелочах и открывайте для себя знания о том, куда приводят психологические перемены.


Надеюсь, с последним пунктом вам помогают и мои тексты.

Показать полностью
871

Сила внимания

Если бы вы попросили меня назвать самый важный навык для развития здоровой психики, я бы ответил:


– Управление вниманием.


Этот навык лежит в основе буквально всех психологических привычек: контроля эмоций, следования желаниям, развития социальных навыков, эмпатии и т. д. Сегодня я хочу подробнее рассказать о том, как работает наше внимание и почему оно так важно для безтревожной жизни.


Если говорить просто, то управлять вниманием – значит быть внимательным. Внимательным к своим эмоциям (отмечать моменты их появления), внимательным к другим людям (вовремя замечать чужие реакции) и т. д. И раз управление вниманием я назвал самым важным навыком здоровой психики, а я люблю повторять, что психологические проблемы есть у всех, значит, начать стоит с того, почему мы так невнимательны к себе и окружающим.


Биологически (и немного условно) мозг можно разделить на две части: новый мозг и старый. Старая часть мозга – это «рептильный мозг» плюс «мозг млекопитающего». Они отвечают за наши инстинкты и эмоциональные реакции. Именно благодаря старому мозгу, когда на нас бежит бешеная собака, в кровь автоматически выбрасывается адреналин, зрение становится острее, а мышцы напрягаются. Новый мозг – это кора, или неокортекс, он отвечает за интеллект и нашу «рациональность». Именно он помогает нам переключить внимание с десятого кусочка торта на своё здоровье и остановить чревоугодие.


Как вы догадались, именно старый мозг отвечает за первоначальные реакции внимания. Когда мы смотрим, как маленького Немо забирают рыбаки, именно из-за старого мозга глаза против воли увлажняются. Ремарка: старый мозг можно назвать старым, потому что эволюционно он сформировался раньше коры и большинство реакций там уже давно стали автоматическими. Когда мы ссоримся и начинаем кричать друг на друга, работает как раз старый мозг, он защищает наше самоуважение и чувство собственного достоинства. Когда же мы остываем и начинаем включать рациональность, к делу подключается кора.


Теперь к выводам:


– Эмоциональное внимание (древнего мозга) инстинктивно.

– Контроль внимания (из коры) нужно осуществлять вручную.


И вот этому ручному управлению нас никто не обучал. Нам не объясняли ни принципов работы мозга, ни принципов появления эмоций, поэтому часто наши реакции остаются инстинктивными. Ребёнок нашкодил – нужно орать, толкнули в метро – нужно орать, увидел вкусняшку – нужно орать. Точно так же мы не замечаем чужих эмоций и переживаний, потому что находимся под контролем инстинктивного, а не рационального внимания.


Как следствие, если мы учимся сознательно (!) быть внимательными к своим реакциям и замечать их появление, то мы можем взять их под контроль.


Как же этому научиться?


На самом деле просто (в теории). Достаточно начать обращать внимание на свои эмоции. Тут вы можете возразить:


– Но я ведь обращаю внимание на свои эмоции! Вот когда мы последний раз ссорились, разнесли половину квартиры, сели в разных комнатах все в слезах и не разговаривали, я сразу обратил внимание, что злюсь.


В этом и проблема. Мы слишком поздно подключаем рациональность. Как-то на консультации ко мне обратилась молодая мама, которой было тяжело сдерживать эмоции, когда сын начинал плохо себя вести. Причём после того, как она начинала кричать на него, она сильно жалела, но не могла ничего поделать. Поэтому я предложил следующие пару недель следовать двум правилам:


1. Стараться как можно раньше отмечать, когда ты начинаешь поддаваться эмоциям.

2. Не пытаться контролировать эмоции, не злиться на себя, если ты не сдержался, а просто обратить (!) на них внимание.


Второе правило очень важно, чтобы не создавать завышенных ожиданий. Первое время очень сложно вовремя обратить внимание на свои реакции. И если в этот момент начать ругать себя, мозгу захочется всё бросить. И да, это не быстрый процесс. На это требуются месяцы рационального внимания. С другой стороны, и требуется от вас немного – просто замечать (!) свои реакции, а уже через пару недель вы поймёте, что начали раньше реагировать на порывы и теперь действуете по-другому, ведь у вас появляется время подумать.


Повторюсь, управление вниманием важно везде.


Раньше замечаете изменение своих эмоций – быстрее берёте их под контроль.

Раньше замечаете импульсивное желание – быстрее решаете, следовать ему или нет.

Раньше замечаете чужие эмоции – быстрее можете рационально среагировать.


Мы плохо контролируем своё внимание, потому что нашим предкам оно было нужно в первую очередь, чтобы реагировать на тигров в кустах, а не на кричащих детей, оскорбительные комментарии или чужие переживания. Но мы можем научиться лучшему контролю и, как следствие, более продуктивным реакциям. Мы можем научиться не поддаваться инстинктам. И всё, что для этого нужно – стать чуточку внимательнее к себе.

Показать полностью
56

Даниэль Амен про сканирование мозга

Есть такой товарищ Даниэль Амен. И он сильно агитирует за применение сканирования мозга для постановки психиатрических диагнозов.


Большинство психиатров/психотерапевтов/психологов ставят диагноз своим пациентам исключительно по личным беседам, наблюдениям и тестам. При этом отрицают методы изучения мозга, отдавая это на откуп научным исследованиям и неврологии. И в результате назначают терапию просто методом тыка: не подошло это, попробуйте другое.


Дело в том, что одна и та же проблема, например, депрессия, у разных людей может быть вызвана разными причинами, и сканы мозга могут показать это:

Даниэль Амен про сканирование мозга Мозг, Психология, Видео

Вот аналогия: в XXI веке не делать сканы мозга – это все равно, что не делать рентген при переломе ноги или отказаться от УЗИ и КТ.


Психиатры – до сих пор единственные врачи, которые не видят орган, который лечат. © Даниэль Амен

P.S. К чести российских медиков в некоторых наших псих. центрах есть услуги исследования мозга, но обычный психолог вряд ли предложит вам подобное.

73

Детское сознание и психология развития

Дорогой читатель, ты можешь ненавидеть психологию развития, ты можешь ненавидеть детей, они - страшные, тупые, вечно орут, ты чайлдфри – ок, это твоё право. Но эта наука помогает понять нас, взрослых людей. Если вдруг ты захочешь узнать, какого цвета зебра: белая в чёрную полоску или чёрная в белую, то ты не найдёшь ответа, тупо наблюдая за ней часами. Чтобы дать ответ на этот глупый вопрос, тебе придётся изучить развитие зебры (к слову, она черная в белую полоску). Однако, здравствуйте.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Итак, что нам известно о детях? 1. Они – маленькие учёные, которые активно познают мир (активнее взрослых) и которые постоянно выдвигают теории относительно этого мира.

2. Они - тупые.

3. Они – гораздо умнее, чем мы считаем.


Что нам нужно, чтобы их исследовать? Надо быть умнее их и немного умнее обычного взрослого, потому что у ребёнка нельзя спросить, о чём он думает или что чувствует, надо постоянно изобретать хитрые методы. Первый метод – посмотреть на мозговые волны. Например, можно построить специальную соску, которая будет играть музыку, когда дети её сосут. И смотреть, как влияет музыка на ярость сосания соски и на мозговую активность.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Второй метод – это взгляд ребёнка. Тем самым мы обращаем внимание на предпочтение ребёнка. Скажем, ты, любимый читатель, хочешь знать, умеют ли дети отличать страшные лица от красивых? Тебе надо взять фото страшного человека и себя, красивого. Смотрим, куда дольше глядит ребёнок, - Profit. Мы также можем обращать внимание на удивление ребёнка. Например, умеют ли дети различать цвета? Показываем ребёнку постоянно синие игрушки, ему становится неинтересно, потому что мозг уже понял, что это за игра. А потом показываем зелёную игрушку. Если ребёнок заметит разницу, он будет смотреть дольше. Как кто-то заметил в комментариях к прошлому посту, полугодовалые дети уже удивляются, когда видят парящий объект, который нарушает законы гравитации.


Как дети приходят к пониманию вещей в мире, когда ничего не знают? Во-первых, из-за взросления нейронов и роста мозга. Б0льшая часто нейронов в твоей голове, читатель, сейчас – те же самые, которые были у тебя ещё в утробе матери. Однако с взрослением нейроны с бешеной скоростью объединяются в сложные сети, эти сети состоят в других сетях, мозг постепенно обучается их «архивировать», запускать не полную программу, а частичную (вам не надо вспоминать, что лев – это дикое животное, семейство кошачих, проживающий на территории Африки и т.д. Мозг просто врубает адреналин на полную и запускает программу «бей или беги»). Во-вторых, из-за процесса миелинизации. Но этот процесс достаточно долгий. Даже тинейджеры до конца не миелинизированны. Их префронтальная лобная часть, например, вообще без миелина (забавно, что эта часть мозга, которая отвечает за всё рациональное, взвешенное и прогнозное, созревает у нас в самом конце годам к 20-21. Вспомните себя в молодости. Украсть дорожный знак! Запросто. Выпить залпом бутылку водки? Пф, подержи-ка моё пиво. Перебежать МКАД с завязанными глазами? Звучит небезопасно, но, чёртов сукин сын, я в деле!).


Проблема детского мозга

Естественно, у детского мозга много проблем, иначе бы они были разумными уже с рождения. Но мы с вами разберём самые занимательные.


Торможение (1-2 года). Лучше всего проиллюстрирует эту проблему тест под названием «А не Б». Для теста вам понадобится: 9-месячный ребёнок, карандаш и две кружки. Берём карандаш и кладём в кружку №1. Ребёнок тянется к карандашу в кружке №1. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Хоба! Теперь кладём карандаш в кружу №2 – ребёнок всё равно тянется к кружке №1. Раньше считалось, что ребёнок не в курсе, куда делся объект, но со временем стали замечать, что малыш, хоть и тянется к кружке №1, всё равно смотрит на кружку №2, где лежит карандаш. Бедняга всё понимает, но у него ещё не развилась та часть мозга, которая отвечает за контроль такого поведения. Он знает, где находится карандаш, просто не может остановиться.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Эгоцентричность (3 года). Как я уже писал ранее, дети не могут понять, что другие люди воспринимают мир по-другому. Как мы с тобой, читатель, сможем это проверить? Всё верно, с помощью опыта «Три горы». Детям показывают 3 горы и просят нарисовать их. Вроде изян. А потом их просят нарисовать эти же горы, но с другой стороны, как если бы на эти горы смотрел плюшевый медвежонок. Вот тут-то дети и впадают в ступор.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Сохранение пропорций (5 лет). Тут всё просто для нас (но экстремально сложно для ребёнка). Если перелить воду из стакана в другой, который выше, но тоньше, объём не изменится (я, надеюсь, вы это знаете). Если взять карандаши и сложить их не бок к боку, а конец к концу, их количество не увеличится, хотя фигура станет длиннее. Дети этого не знают, потому что у них ещё нет таких концептов в голове. Собственно, вот ещё один пример: есть кольцевая труба, по ней кидают шарик. Какая траектория будет у шарика: А или Б? Как ни странно, многие взрослые люди ошибаются. Однако, если у них спросить тот же вопрос, но шарик заменить водой, все дают правильный ответ (потому что с водой у них есть прошлый опыт: шланг, душ и т.д.).

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Что ещё интересного я могу тебе рассказать, дорогой читатель? Дети, даже новорождённые, уже социализированы. Кстати, ты обязательно должен попробовать этот опыт, если найдёшь новорождённого. Итак, подходишь к малышу, привлекаешь его внимание, наклоняешься и высовываешь язык. В большинстве случаев, ребёнок повторит эту мимику, поддерживая социальную связь (только не забудь предупредить родителей о своём опыте. У молодых родителей меняется химия, они становятся чуточку агрессивнее и могут неправильно вас понять).


Добавлю ещё кое-что. Есть теория, по которой дети не развиваются в контексте единой истории, у них модулярное обучение. Их мозг уже запрограммирован на некоторые знания (которые передаются генами: бойся пауков и змей, не забывай дышать и сосать), но есть и те, которые надо приобрести. Откуда такая теория пошла? Есть определённые нарушения мозга, которые влияют на одну систему, но не на другую. Например, аутизм – это самый яркий пример, как социальная часть мозга отделена от других частей мозга.


Это заболевание есть у 1 из 1.000 человек, в основном у мальчиков. Нехватка социальной привязанности, проблемы с языком, проблема отношений с людьми и, самое главное, «Умственная слепота», как её описал Саймон Барон-Коэн (кстати, это ведущий учёный по аутизму, брат того самого актёра из Бората). На фото Саймон слева.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Аутисты не проявляют никаких нарушений взаимодействуя с физическим миром, они умеют сами кушать, строят конструктор, рисуют, собирают пазлы и т.д.. Но у них есть проблема с людьми. Многие такие дети не умеют разговаривать. Но даже те, кто умеет, имеют нарушения в общении.


У Саймона есть знаменитый тест «Ложных ожиданий». Салли заходит в комнату, кладёт в чёрную коробку жемчужину и уходит из комнаты. Анна вытаскивает жемчужину из чёрной коробки и кладёт её в белую коробку. Когда Салли зайдёт в комнату, в какой коробку она будет искать жемчужину?

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Надеюсь, ты правильно решил этот тест, любимый читатель. Вопрос «Где на самом деле мяч?» - это вопрос физического мира, на который все могут ответить. Но вопрос Саймона сложнее. Ответ – в чёрной коробке, даже если жемчужина не там, потому что у Салли ложные ожидания. Для 2-3 лет это сложная задача. Для 4-5 лет – уже решаемая. А для аутистов - нерешаемая. Саймон считает, что разные модули мозга по-разному изолированы у мужчин и женщин. Социальная часть более женская, чем мужская. Он даже шутил, что быть мужчиной – это страдать от лёгкой степени аутизма. Но на самом деле он имел в виду, что аутисты страдают от экстремально мужских мозгов, поэтому аутистов больше среди мужчин.


И да, к сожалению, очень малое число аутистов имеют экстраординарные способности, которые компенсируют их недостатки. Большинство таких случаев просто раздуваются СМИ.

Показать полностью 6
538

Психологическая защита

Наш мозг использует много способов защиты, сегодня расскажу о "необычных".

Паническая атака.
Да это не заболевание, а именно симптом.
Как правило свидетельствует о перенапряжении и таким способом наш мозг и тело говорят "-Мы не справляемся, помогите!"
Была на консультации профф.спортсменка, волевая, с детьми, мужем, мамой и работой. С установкой "Я всë вывезу". Как итог панические атаки, от переутомления.

Синдром раздраженного кишечника.
СРК в практике встречается реже, но не потому что действительно редкость, а потому что стыдно и трудно выйти куда либо. Самое банальное объяснение "-В туалете никто не докопается" , но на деле всë конечно сложнее.

Паралич.
Не ожидали? Да бывает и такое. Женщина не потянула домашнее хозяйство и детей. Слегла в больницу, ходить не может ноги отказали. Муж через два месяца попал в больницу с инсультом, вечером это дня женщина выписалась. И ушла своими ногами.
Слепота. Глухота. Даже потеря голоса. Возможно всë, и человек НЕ притворяется.

Алекситимия.
Человек отстраняется от своих эмоций, испытывает трудности с тем чтобы различать эмоции и телесные ощущения. Алекситимия так же является фактором риска развития психосоматики.

115

Почему люди лгут?

Ученые обнаружили, что мозг патологических лгунов отличается от мозга обычных людей. Оказалось, что у них значительно больше белого вещества.

Исследователи из американского университета Южной Калифорнии изучали три группы людей, В первую входили обычные люди, которые не были замечены ни в лжи, ни в агрессивном поведении. Во вторую группу входили заядлые лгуны, а в третью - люди с проблемами поведенческого характера.

Ученые просканировали мозг49 человек при помощи магнитно-резонансного томографа. Оказалось, что в предлобовой области коры головного мозга у лгунов на 22-26% больше белого вещества, чем у людей как из первой, так и из третьей группы.

Белое вещество отвечает в нашем мозгу за передачу информации, серое же вещество - за ее анализ. Ученые не нашли никакой зависимости результатов эксперимента ни от возраста, ни от этнического происхождения или других различий среди исследуемых людей.

В итоге исследователи предположили, что именно избыток белого вещества может быть причиной склонности ко лжи.

У лжи есть симптомы. Обычно мы моргаем в среднем шесть раз в минуту. Тот, кто лжет, моргает значительно чаще. У него появляются монотонные интонации. Он инстинктивно, не отдавая себе в этом отчета, старается слегка отвернуться от собеседника. Говорит чуть-чуть в сторону. Принимает так называемые закрытые позы (скрещивает руки на груди, ноги перекрещивает). Берет в руки какие-то предметы, как будто прикрывается ими. Прежде чем ответить даже на простой вопрос, делает небольшую, но совершенно неоправданную паузу.

Виды лжи

1. Активная ложь - умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);

2. Пассивная ложь - умолчание информации (полное или частичное);

3. Осознаваемая ложь - сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);

4. неосознаваемая ложь - неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;

5. Патологическая ложь - выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие ото лжи, лжёт ради самой лжи.

510

Депрессия и её начальные признаки

Каждый год примерно 105 млн человек страдают от хронической депрессии — дистимии. В это сложно поверить, ведь при слове «депрессия» в голове всплывают картинки с изображением человека, который не может встать с кровати, не ходит на работу и в целом не хочет ничего. Но тем и коварна депрессия — она выражена не так явно и очень сложна в диагностике.


Человек, страдающий депрессией, чаще всего ведет вполне обычный образ жизни, встречается с друзьями, работает, а все симптомы скрывает от окружающего мира. Зачастую депрессия не воспринимается как болезнь ни самим человеком, ни окружающими. Больной объясняет все усталостью, стрессом или же попросту считает себя неудачником. Друзья и окружение

называют его человеком настроения и списывают поведение на особенности характера.


Определить, что это именно расстройство, можно по нескольким симптомам.


Признаки депрессии:


— Первый признак — это грусть и депрессивное настроение почти каждый день. Человек не находится в таком состоянии непрерывно, но то и дело скатывается в уныние. Также могут появляться суицидальные мысли.


— Человек перестает видеть радость в вещах, которые раньше делали его счастливым. Например, пробежки по утрам или походы с друзьями в кино раз в 2 недели. При этом он не отказывается от этих вещей, но делает все машинально, без прежнего удовольствия.


— Бессонница или переизбыток сна, повторяющиеся регулярно.

Например, герой сериала «Настоящий детектив» Раст Коул страдал от продолжительной бессонницы, что являлось первым звонком, говорящим о его расстройстве.


— Сложности с концентрацией и принятием решений.


— Изменения аппетита и веса в любую сторону.


— Постоянные размышления о прошлом и переживания о будущем.

Один подопечный постоянно возвращался в свои воспоминания, переживая тяжелые моменты жизни снова и снова. И в целом воспринимал окружающую реальность скептически и пессимистично, что тоже можно отправить в копилку симптомов депрессии


— Усталость и недостаток энергии.


— Заниженная самооценка и болезненное стремление к перфекционизму.


— Чувство беспомощности, безнадежности и ощущение вины и неполноценности.


— Замкнутость, добровольная асоциальность.


— Поиск «лечения» в алкоголе, наркотических средствах, игромании.

Один подопечный не имел друзей, много времени проводил в одиночестве, а утешение и спасение искал в наркотиках, табаке и алкоголе. Все эти признаки, длящиеся к тому же много лет, говорят о том, что у подопечного была затяжная хроническая депрессия — дистимия.


Если перечисленные выше симптомы беспокоят уже достаточно давно и приносят вред социальной и личной жизни человека, то самое время обратиться к психологу. Многие считают, что в таком состоянии главное — взять себя в руки и самостоятельно избавиться от гнетущих мыслей. Но все же депрессия представляет собой расстройство, которое требует комплексного лечения — медикаментозного в сочетании с психотерапией.


Точные причины появления дистимии пока не установлены, но нередко это расстройство появляется еще в детстве. Поэтому важно отслеживать настроение своих детей, разговаривать с ними, повышать самооценку и учить оставаться спокойными в стрессовых ситуациях.


Мой telegram канал - "Психологическое счастье"
Депрессия и её начальные признаки Психология, Психотерапия, Депрессия, Личность, Страх, Стресс, Длиннопост
Показать полностью 1
50

10 мифов о мозге

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Мозг использует лишь часть своих ресурсов. Он обладает „логической“ и "творческой" половинами и значительно отличается у мужчин и женщин. Мозг, о котором мы сегодня поговорим, — это совершенно особенный мозг. Особенный, потому что его попросту не существует. Хотя в некоторых головах он все же живет.

Есть множество причин существования таких мифов о мозге. Некоторые научные открытия искажаются испорченным телефоном на пути от исследовательской лаборатории через средства массовой информации к потребителю. Другие нейронные сказки когда-то действительно были правдой. Однако сегодня эти выводы устарели и лежат в архивах университетов мертвым грузом. Тем не менее, общество быстро укоренило эти сказки.

И конечно же целые отрасли промышленности, советчики и самопровозглашенные эксперты заинтересованы в том, чтобы питать и использовать эти сказки в своих целях – например, чтобы принести якобы эффективные методы тренировки мозга мужчине и женщине. Чтобы не попадаться на эту удочку, рассмотрим наиболее распространенные мифы.

1. Мозг активен всего на десять процентов


Просто так не развеять длящийся десятилетиями миф о том, что мы не используем весь потенциал наших серых клеток. Напротив, мозг — не что иное, как растратчик ресурсов. Медицинская интроскопия показала, что наш мыслительный центр активен во всей своей полноте. В зависимости от задачи отдельные области мозга загружены по-разному. Даже если мы сейчас ничего не делаем, мозг все равно работает. Так называемая мозговая цепочка отдыха повышает свою активность в таких ситуациях. Даже во сне наш мозг не отдыхает. Он обрабатывает впечатления, которые мы пережили накануне, и сортирует их в память.

Если часть мозга фактически не используется, клетки берут на себя задачи соседних областей мозга. Например, у слепых от рождения людей область мозга, отвечающая за зрение, очень активна при чтении шрифта Брайля, так как обработкой зрительной информации эта область не занята. Мозг чрезвычайно способный и может меняться в зависимости от требований.

То, что мозг оставил бы обширные области неиспользованными, также имеет мало смысла с эволюционной точки зрения. Мозг — большой пожиратель энергии. Его потребление превышает около 20 процентов наших потребностей в энергии. Эволюция на самом деле имеет тенденцию отсеивать малоэффективное. Поэтому маловероятно, что такой дорогостоящий орган с такой неиспользованной емкостью вообще развился бы.

2. Левое полушарие логическое, правое творческое

Согласно этому мифу, мы аналитически или творчески предрасположены, в зависимости от того, какое полушарие мозга мы используем больше. Игры – например, Left Brain Right Brain от Nintendo, приложения, а также самопровозглашенные гуру продают эту легенду, обещая улучшить связь между полушариями мозга или прокачать более слабое полушарие.

В этом мифе есть зерно истины. Существует определенное разделение задач, но оно относится к совершенно другим навыкам. Левое полушарие мозга, как правило, специализируется на лингвистических достижениях. Пространственное мышление, понимание чисел или распознавание лиц, скорее всего, расположены справа.


Однако нет четкого разделения. Наша правая сторона также обладает определенными языковыми „талантами“ и может улавливать речевую мелодию, интонацию и акцент разговорной речи. Кроме того, нет нейробиологических доказательств того, что у людей на самом деле доминирует левое или правое полушарие мозга.

3. Мозг мужчин и женщин по-разному устроен

Сразу скажем: да, есть различия между мужским и женским мозгом. Например, мозг мужчин, как правило, больше, чем у женщин, даже учитывая их разные размеры тела.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Но следует иметь в виду две вещи: во-первых, это статистические средние значения, и они часто имеют мало общего с индивидуальным мозгом. Таким образом, конкретная женщина вполне может обладать большим мозгом, чем конкретный мужчина. А во-вторых, больший объем мозга мужчин не есть показателем более высокого интеллекта.

Особенно проблематично, когда реальные или просто предполагаемые биологические различия полов связывают с поведением. Сказка-полусказка: у женщин два полушария мозга лучше общаются друг с другом, и поэтому они, в отличие от мужчин, могут решать сразу несколько задач. Этому нет никакой научной основы, пишет исследователь мозга Кристиан Джаррет в своей книге Great Myths of the Brain. Например, мозолистое тело, оплетка нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, у женщин не больше, чем у мужчин. К такому выводу пришел нейробиолог Миккель Валлентин из Орхусского университета (Дания) в 2009 году. Канал связи между левым и правым мозгом у женщин отнюдь не шире, чем у мужчин.


4. Зеркальные нейроны заставляют нас сопереживать

Все началось в 1990-х годах. Тогда итальянские исследователи во главе с нейробиологом Джакомо Риццолатти из Пармского университета столкнулись с странным поведением нервных клеток коры головного мозга обезьяны-макаки. Нейроны, важные для движений, срабатывали не только, когда животное схватывалось за плоды, но и тогда, когда оно наблюдало за одним из исследователей при том же движении. Видимо, некоторые клетки мозга обезьяны отзеркаливали увиденное.

Возможно, нервные клетки, названные зеркальными нейронами, имеют решающее значение для понимания намерения, лежащего в основе движений, подозревали Риццолатти и его коллеги. И они продолжали размышлять: возможно, зеркальные нейроны также могут помочь человеку внутренне воспроизвести чужие движения и классифицировать их как действия с намерением.

Зеркальные нейроны стали медиа-звездами в последующие годы: бесчисленные газетные статьи и популярные книги представляли эти нервные клетки как решающую фундамент для понимания других людей. Но не тут-то было: существование зеркальных нейронов у человека до сих пор спорно. Эмпатические способности зеркальных нейронов также кажутся мифом, предупреждает нейробиолог Кристиан Джарретт. Наконец, мы также понимаем намерение движений и действий, которые сами не можем выполнить и внутренне имитировать, например, полет птицы.

Кроме того, предполагаемые зеркальные нейроны активны у человека даже тогда, когда у движений вообще нет намерений, потому что они выполняются, например, бездушными роботами. Это заметил невролог Кристиан Кайзерс из University Medical Center Groningen. Таким образом, зеркальные нейроны, более важны для отслеживания и понимания внешних движений. Если вы смотрите за движениями и пытаетесь понять человека, очевидно, вступают в игру другие области мозга.


5. Гимнастика для ума делает нас умными

Кроссворды, судоку и многочисленные коммерческие программы гимнастики для мозга обещают повысить нашу умственную пригодность. Но у исследователей есть для нас отрезвляющая информация. Многие исследования показывают, что с помощью умственной тренировки вы становитесь умнее только тех, кто практикуется или выполняет аналогичные задачи. Если мы регулярно занимаемся кроссвордами, мы становимся лучше в этом. Но наше понимание чисел не улучшается от этого.

Даже небольшая научная сенсация оказалась скорее мыльным пузырем. Речь шла о целенаправленной тренировке рабочей памяти, с помощью которой мы можем хранить информацию, такую как номер телефона. Согласно некоторым исследованиям, эта тренировка также должна положительно повлиять на IQ.

Но позже последовало опровержение: исследования более строгими методами дали неутешительные результаты. Правда, испытуемые приводили в движение свою рабочую память. Но с точки зрения интеллекта тренировка не дала положительного результата. Все остальное тоже было бы настоящим сюрпризом. Большинство психологов считают, что мы больше не можем повысить наш рабочий интеллект, нашу умственную гибкость во взрослой жизни. Но хорошая новость такова: фундаментальный интеллект, наши запасы знаний и компетенций, накопленные в течение жизни, увеличиваются до глубокой старости. Тот, кто хочет мысленно дополнить себя, должен иметь в виду: прежде всего разнообразие. Каждый день просто играть в судоку, безусловно, слишком односторонне.

6. Исследователи мозга могут читать наши мысли

„Чтение мыслей в голове другого", журнал Die Welt писал: "стеклянный мозг может читать мысли". Исследователи мозга могут читать мысли! Поводом стали исследования 2013 года: исследователям из Университета Карнеги-Меллона удалось идентифицировать эмоции своих испытуемых только на основе моделей мозга.

Но действительно ли это было чтение мыслей? В лучшем случае в совершенно косвенном смысле. Прежде всего, методы визуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, не могут сделать ни одну из наших мыслей непосредственно видимой. Они просто регистрируют активацию мозга. Чтобы перейти от мозговых функций к душевным, как например чувствам, программному обеспечению еще нужно долго учиться.

Кроме того, в упомянутом исследовании компьютерная программа в тренировочных условиях научилась связывать эмоции, которые испытуемые внутренне переживали по желанию исследователей, с определенными шаблонами мозга. Только на втором этапе компьютерная программа смогла „сопоставить“ мозговые активности с соответствующими эмоциями.

Задача „чтения мыслей", вероятно, будет заключаться в том, чтобы в будущем присвоить психическому явлению уникальную мозговую модель. Хотя, например, страх часто сопровождается более сильной деятельностью миндального ядра. Но, наоборот, активация миндального ядра не всегда означает страх. Потому что, будучи частью "центра чувств", эта область мозга возбуждает и другие эмоции.

7. Психические заболевания основаны на химическом дисбалансе в мозге


Это простое решение сложных заболеваний: за депрессию и другие психические страдания, такие как тревожные расстройства, отвечает дисбаланс определенных нейротрансмиттеров в мозге. Лекарства, такие как антидепрессанты, могут исправить этот дисбаланс. Это сообщение, которое фармацевтические компании смогли успешно внедрить людям, особенно в США, где разрешена прямая реклама – например, в газетах и журналах.


Отчасти успешное действие антидепрессантов первое время оправдывает фармацевтические компании. В конце концов, антидепрессанты применяются именно к нейротрансмиттерам. Так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, например, повышают доступность серотонина в местах контакта нервных клеток.


Но с самого начала были нестыковки. Антидепрессанты повышают уровень серотонина в течение короткого времени. Но почему они обычно действуют только через несколько недель? Кроме того, например, попытки искусственно снизить уровень серотонина и тем самым имитировать депрессивные состояния в лаборатории не увенчались успехом. Нет никаких сомнений в том, что нейрохимия играет важную роль в лечении депрессии, пишет нейробиолог Кристиан Джарретт в своей книге о нейронных мифах. Но это не означает, что психические расстройства просто вызваны химическим дисбалансом, как это пытаются представить. По правде говоря, никто не знает, какое нужное количество серотонина и других нейротрансмиттеров должно быть в мозге.


8. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития мозга


В последние годы в умах родителей, педагогов и учителей утвердилось представление: развитие мозга главным образом происходит в первые три года жизни. В этой чувствительной фазе малышам легче всего удается научиться, что приводит к быстрому росту нервных связей. После этого наши серые клетки, по большому счету, жестко сформированы. Эта идея имеет вполне истинную суть. После родов нервные связи закладываются в изобилии. Однако, вопреки мифу о решающих первых трех годах жизни, отдельные области мозга развиваются в разном темпе. Например, в частях лобной доли созревание длится до молодой взрослой жизни. С его помощью соответствующие умственные навыки, такие как планирование действий и контроль импульсов, развиваются вплоть до подросткового возраста.

Кроме того, на самом деле существуют критические периоды развития. Они относятся к запущенным детям, которые получили мало стимулов в своей молодой жизни. Вы можете догнать приемных родителей, если они все еще приходят в раннем возрасте, в своем первоначально отсталом умственном и эмоциональном развитии. Но это как раз не обязательно означает, что дополнительные интеллектуальные стимулы могут пропустить нормально развитые дети. Это утверждает психолог Пол Говард-Джонс из University of Bristol. По словам Говарда-Джонса, представление о трех важных первых годах ошибочно заставило родителей начать настоящую гонку, чтобы вовремя обеспечить достаточную умственную стимуляцию своим малышам.

9. Подростки импульсивны из-за своего недоразвитого мозга

Раньше виноваты были “гормоны", когда пубертаты занимались незащищенным сексом или отправлялись в поездку на машине родителей без водительских прав. Сегодня исследователи мозга и психологи развития любят прибегать к дополнительному объяснению. Таким образом, у подростков преобладают „импульсивные“ по сравнению с „разумными“ областями мозга. Вот что пишет, например, голландский психолог развития Эвелин Крон в своей популярной книге Das pubertierende Gehirn. Дело в том, что в подростковом возрасте от 10 до 22 лет мозг полностью перестроен. Прежде всего отстает лобная доля головного мозга, отвечающая за контроль импульсов. Кроме того, система вознаграждения, по-видимому, особенно активна в мозге подростков, что может сделать их восприимчивыми к моментальному побуждению.

Эти выводы, несомненно, интересны. Но якобы причинно-следственная связь между развитием мозга и импульсивным, рискованным поведением подростков до сих пор отнюдь не доказана. И, кроме того, в средствах массовой информации и в книгах советов обосновалась соблазнительная, но и последовательная метафора. Подростковый мозг при этом любят сравнивать с автомобилем. Этот автомобиль имеет чувствительную педаль акселератора (сверхактивная система вознаграждения), но только слабый тормоз (еще не зрелая система управления).


Как интуитивно не понимать эту метафору, у нее есть и заковыристый аспект, по словам Пола Говарда-Джонса. Метафора предполагает, что мало смысла повышать компетентность водителя, если слабые тормоза нельзя отремонтировать. Импульсивное и рискованное поведение, согласно этой логике, является нормальным состоянием подросткового бытия. Это создает дилемму о том, как должны реагировать учителя с мешающими подростками в классе.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

10. Нарушения развития относятся только к мозгу


Миф довольно широко распространен, особенно среди учителей: таким образом, нарушения обучения, которые также отражаются в мозге, не относятся к воспитанию. Исследование, проведенное психологом Саймоном Гиббсом из Университета Ньюкасла, дало представление о том, какие ложные представления может вызвать ярлык „дислексия“ у учителей в 2015 году. Когда учителя начальной школы читали на анкете "дети с дислексией", они гораздо чаще считали, что это биологически прочно закрепленная, постоянная слабость чтения и орфографии, в которой они не могут помочь маленьким. С другой стороны, говоря о „трудностях в чтении“, учителя были гораздо более уверены в себе и считали слабость скорее временной.


При этом недавние исследования в области нейробиологии рисуют совершенно другую картину нарушений обучения. Различия между детьми с такими трудностями выражаются в мозге. Тем не менее, нейронные аномалии пострадавших детей можно изменить тренировками. Это показало исследование, проведенное нейробиологом Карин Куциан из Университетского детского госпиталя в Цюрихе. В своем исследовании дети с дискалькулией больше получили пользы от пятинедельной компьютерной тренировки по пониманию чисел, чем дети без вычислительной слабости. Кроме того, после тренировки активность в районах, обрабатывающих цифры, особенно у пострадавших детей, снизилась. Очевидно, по мнению Куциана, обучение автоматизировало некоторые процессы, необходимые для выполнения задачи. Таким образом, нарушения обучения не приговор. Мифы о мозге, подобные этому, должны исчезнуть из нашего сознания.


Литература:

Christian Jarrett: Great myths of the brain. Wiley-Blackwell, Chicester

2014

Paul Howard-Jones: Neuroscience and education: myths and

messages. Nature Reviews Neuroscience, 15/12, 2014, 817–824.

DOI: 10.1038/nrn3817

Karim S. Kassam u.a.: Identifying emotions on the basis of neural activation. PLOS ONE, 8/6, 2013.
DOI: 10.1371/journal.pone.0066032

Karin Kucian u.a.: Mental number line training in children with developmental dyscalculia. Neuroimage, 57/3, 2011, 782–795.

DOI: 10.1016/j.neuroimage.2011.01.070

Charles A. Nelson u.a.: Cognitive recovery in socially deprived young children: the Bucharest early intervention project. Science, 318/5858, 2007, 1937–1940.
DOI: 10.1126/science.1143921

Mikkel Wallentin: Putative sex differences in verbal abilities and language cortex: A critical review. Brain and Language, 108/3,2009, 175–183.
DOI: 10.1016/j.bandl.2008.07.001


DOI — это номер исследования.

Показать полностью 2
78

Нереальность личности

Иногда я задумываюсь, как и многие наверное, кем я мог бы стать если бы не...
Но реалии такие, что в 6 лет попал в автоаварию. Ехал с родителями на запоре, в бочину на красный влетела волга. У родителей только царапины от осколков, а у меня открытая черепомозговая с кровоизлиянием в мозг. Дыра в башке с кулак размером. Итог, 8 часов операции, голову собрали, даже пластину не надо было ставить, и полгода в больнице. Потом изза этого небольшая потеря зрения, 10 лет лечения эпилепсии и по мелочи... И вроде школу закончил на отлично и колледж и много работал, был начальником, но главное...я думаю если бы не повреждение мозга, кем бы я был и кто бы я был? Как будто у тебя отобрали старую личность.

156

Особенности памяти.

Особенности памяти. Психиатрия, Память, Личность, Эмоции, Впечатления, Мозг, Длиннопост

Несколько лет назад обнаружил странное свойство своей памяти. Спустя полгода-года, после поездки, приключения, неважно позитивного или негативного эмоционального переживания, в памяти остается два-три скриншота с кратким описанием, как в википедии. Кроме того, такие же воспоминания оставляет и прочитанная книга, просмотренный фильм. Иногда даже больше.

Например, посмотрев содержательный и насыщенный фильм о какой либо стране и месте, я в памяти сохраню больше информации, нежели от поездки туда. Кроме этого у меня практически полностью отсутствует такой вид памяти как :

Особенности памяти. Психиатрия, Память, Личность, Эмоции, Впечатления, Мозг, Длиннопост

Поэтому мне никак не удавалось понять тех, кто "копит впечатления", или "переживает снова какую то ситуацию". Мне казалось, что они меня обманывают или шутят.

Некоторое время назад прочитал статью про то, что недавно подтвердилась такая штука как отсутствие эмоциональной памяти. Хотелось бы узнать насколько пикабушники могут заполнить свою копилку эмоциями? Есть ли такие как я? Насколько это научно?

Особенности памяти. Психиатрия, Память, Личность, Эмоции, Впечатления, Мозг, Длиннопост

PS честно, не понимаю, как можно "помнить эмоции и впечатления"....

Показать полностью 2
5401

Пулемёт

Пришел в одну компанию топ.менеджером. Присматриваюсь к коллективу, определяюсь какая команда мне досталась в наследство, с кем нам по пути, а с кем придется расстаться. Чтобы составить объективное представление обо всех, смотрю на людей в разных ситуациях. Собрание. Все говорят по делу, а глав.бух понесла бред. Вспомнила бывшего ген.дира и его шутки 20 летней давности. Напрягся, думаю странная какая-то. Разговаривая с ней в другие дни и заметил, что любой наш диалог начинается с ее пулеметной очереди мелкокалиберными. Это 100 слов в минуту из которых смысловую нагрузку относящуюся к делу несут 3-4. Остальные 96 как будто-бы из генератора случайных чисел(слов) вылетели. 

Диалог получается примерно таким:

- Доброе утро ХХХ.

- Ой здрасьте JK, вы так неожиданно появились в точь как ...( и дальше начинается история про какого-то ее знакомого).

- стоп-стоп, что у нас по этому контракту?

- а по контракту?(зависает, по какому это контракту). Вы наверное про вот этих, подлецы они мне до сих пор акт не передали ...

- я не про это спрашивал, а вот про это ...

- а сейчас посмотрю, а вы знаете что наш сторож бобылем ходит?

- в смысле?

- ну ни жены, ни детей.

- ой. Вы мне опять сейчас все сплетни мира перескажете, уже какой раз спрашиваю у вас про контракт.

- а вот он, еле нашла. Я его вчера сюда положила, а он оказался там. Это наверное мой зам. положила не туда(зам. видимо уже привыкла, смотрит на нее со взглядом "что ты гонишь")...

- давайте без подробностей, я пошел.

- стойте, я же вам чай не предложила. Хотите чаю? Племянница передала, арабский вкусный чай. Знаете как говорил профессор...

- (приходится обрывать) спасибо, нет.


После парочки таких диалогов, понял, что если ей дать возможность то получив огромный поток ненужной тебе информации, в конце концов уйдешь забыв зачем пришел. Метод общения стал простым, стоп, стоп и еще раз стоп. Остановил и вернул обратно в тему. Несмотря на ее болтливость и умение нести чушь каждую секунду, вижу что человек свое дело знает. Работу делает, честная и порядочная. Иногда мозг может вынести работникам, но это решается одним звонком. Да и несмотря на возраст, смогла перестроиться и дать мне информацию в той форме в какой я от нее требовал.


В чем же польза от ее болтовни, я понял когда ходил с ней в налоговую. Пришел раньше чем она, взял билет в соответствующее окошко и жду. Приходит она и со словами "а зачем вы билет взяли, я тут начальника отдела знаю", уводит меня в кабинет какого-то начальника. Заходим в кабинет, где сидит нач.отдела и беседует с людьми. Главбух/Нач.отдела:

- привет такая то, как твои дела?(то что там люди ее не особо волнует)

- (смотрит на нее и пытается понять кто она такая)

- это же я с компании такой-то, а то наш босс JK зовут, как у тебя дела?

- здравствуйте, хорошо(по ее усталому взгляду, видно что она поняла откуда ее знает. Точнее "эта же та тетка, что мне в прошлый раз мозг вынесла). Что у вас.

- а у нас мелочь, вот это. Мы тут пока шли устали, столько народу, а ведь говорят государство должно помогать бизнесу. Даже президент говорил...(а это спич на тему, которую ни один гос.служащий самовольно остановить не рискнет).

- (устало смотрит на нее, быстро ставит визу, звонит подчиненному и просит быстрее решить наш вопрос).

- ой спасибо, я потом зайду как-нибудь(улетает в другой кабинет).


Похожая ситуация, вызвал налоговик. Она тут же его забросала большим объемом ненужной информации. Через полчаса он уже сидел нахмуренный и пытался понять как же ее вежливо заткнуть. А заткнуть ее очень сложно, она перескакивает с темы на тему и всячески подстраивается под собеседника. Даже на явный сигнал "отвали от меня", может засмеяться и продолжить. Сижу молча за ним наблюдаю, вижу что его мозг сейчас лопнет, а воспитание ее послать не позволяет. Немного отвлекаю ее вопросом. Через месяц мы снова к нему пришли и вижу, что он до нашего прихода уже подготовил все документы, чтобы нам только подпись осталось поставить. Так сказать, сделал все чтобы мы быстро зашли и вышли. Пока я подписывал документы, она успела снова загрузить его оперативку и можно сказать вывела его из строя. Вот так оказалось, что ее болтливость не только не вредит компании, а наоборот помогает ей быстрее решать вопросы в гос.органах.

Ну и ладно, человек то хороший и результат дает, а специфичность ее методов не моя проблема, подумал я)

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: