38

Почему мы думаем, как думаем, чувствуем, как чувствуем, или теория личности в КПТ

(по мотивам этого треда)


От автора: В простых словах стараюсь объяснить, как представляется психика человека в когнитивно-поведенческой модели, и как, соответственно, проходит работа.


Почему мы чувствуем так, как чувствуем? Почему Коля, Маша и Саша в одной и той же ситуации будут испытывать разные эмоции?


Я уже рассказывал про автоматические мысли - в ответ на ситуацию они быстро, часто незаметно для нас проскакивают в голове и определяют наши эмоциональные и поведенческие реакции. Но почему у разных людей эти мысли разные? Что определяет их? Почему мы думаем именно так, как думаем?


У каждого из нас есть видение самого себя. Есть идеи о том, кто мы, какие мы, как к нам относятся окружающие, и в эти идеи мы верим на 100%. Это означает, что мы их их воспринимаем не как идеи, а как непреложную, очевидную, абсолютную истину. Мы редко задумываемся об этом, как редко задумываемся о том, что трава зеленая, а снег холодный. А о негативных убеждениях о себе - стараемся не думать вовсе. Ведь подумать об этом - значит признать, что мы в чем-то плохи ( мы верим в эти мысли на 100%, помните?). Данного рода идеи называются глубинными убеждениями (ГУ). Именно они - корень всего нашего мышления. Откуда они берутся? От нашего окружения. Как правило, они закладываются в детском возрасте - либо медленно и постепенно, либо в результате психологической травмы. Это могут быть как прямые слова ("Ты у нас, дочка, красивой не вышла"), так и косвенные ("Эх, вот Аня какая красивая, повезло ее родителям"). Кроме того, родители (или другие люди) могут своим поведением показывать Ане, что считают ее некрасивой. Психологической травмой будет острая ситуация, например ребенка очень сильно избивают сверстники, после чего он начинает считать себя слабым.


Но есть ещё один слой - промежуточные убеждения. Это наши жизненные правила, принципы, установки. Они нам нужны, чтобы справляться с отрицательными ГУ. Кроме того, подобные правила, зачастую, декларируются окружением: "Нужно всегда быть лучше всех!".


Пример:

Глубинное убеждение - "я злой"


Промежуточное убеждение - "Если я буду помогать всем людям вокруг, значит я не злой"

И все в порядке, пока помогать получается. Но вот кому-то помочь было сложно, и человек не смог этого сделать. К сожалению, у промежуточных убеждений есть обратная сторона:

"Если я не помог человеку, значит я злой"

Автоматическая мысль (например): "Я пытаюсь помочь ему, а он ничего сам на делает!" "Вот козел!"


Эмоция: Раздражение

Грустная ирония в том, что мысли, обусловленные ГУ, часто приводят к поведению, которое еще больше эти злосчастные глубинные убеждения закрепляет.


Эмоция: Раздражение

Поведение: Накричал на друга

Мысль: "Я злой"

И вот такими кругами мы ходим всю жизнь. Знакомо?


Кроме того, как я сказал выше, данные правила зачастую декларируются окружением, и тем самым способствуют появлению глубинных убеждений. ("Нужно быть лучше всех!" "Кто не лучше всех, тот плохой!")


В КПТ мы начинаем терапию с работы над автоматическими мыслями, затем переходим к убеждениям промежуточного уровня, и только потом - к глубинным. Почему именно так? Ведь важно же найти что-то в своём прошлом и проблема решится, разве нет? К сожалению, нет. Во-первых, работая с автоматическими мыслями, мы разрываем порочные круги поддержания глубинных убеждений. Во-вторых, мы создаём новые круги, которые дезактуализируют глубинные мысли, усиливая веру в убеждения, отличающиеся от глубинных. В-третьих, на автоматических мыслях мы тренируем навык отслеживания и изменения наших мыслей и идей. А это нужно не только для дальнейшей работы, но и для профилактики рецидивов.

Почему мы думаем, как думаем, чувствуем, как чувствуем, или теория личности в КПТ Психотерапия, Как это работает, Кпт, Длиннопост

Автор: Кирилл Складанов. Опубликовано на b17.ru.

Дубликаты не найдены

Перейти в случайный пост
0
Как человек работающий с собственными убежденрями на уровне ГУ могу сказатт что в теме кроется очень интересный потенциал. Как минимум сверхэффективная раьота со стрессом. Правда есть и серьещная проблема. Этика, любая, подвязана на промежуточных уровнях. И ее легко лишиться.
0

Разорвав порочный круг, что происходит дальше? Изменение ГУ?

раскрыть ветку 14
-1

Да.

раскрыть ветку 13
0

Ок. Но как определить, какое, новое ГУ надо установить, для комфортной жизни? Меняя одну установку, происходит изменение остальных. При нагреве одного звена, тепло распространяется на всю цепь.

раскрыть ветку 12
Похожие посты
43

Лечение психических травм – как это работает?

(по мотивам этого треда)


Что ведёт человека на психотерапию? Чаще всего психические травмы, внутренняя боль, часто длиной почти во всю сознательную жизнь. И непонимание: что же сделать так, чтобы изменить ситуацию и стать счастливее.


Задачей терапии в большинстве случаев является лечение психотравмы.


Что представляет собой психическая травма? Она происходит, когда Родители часто видят целью воспитание достойного поведения, игнорируя при том сигналы ребенка, о том, что же нужно новому уникальному человеческому существу, пришедшему в мир. В результате человек не может понимать себя, слышать себя и откликаться на себя. Особенно это касается людей, перенесших физическое насилие или его угрозу, – для того, чтобы хоть как выжить в ситуации насилия или эмоциональной депривации, ребенок отгораживается от своих эмоций.


Как работает лечение? Психотерапевт встречает человека. Без критики, упреков, поучений. Переспрашивая его, слушая, уточняя. Вовлекаясь в привычные для клиента паттерны отношений. И чутко воспринимая, что это, кто это, о чем.


Клиент приходит в терапию прежде всего за собой, ведь на протяжении долгих лет жизни он не понимал себя и выражал себя.


С помощью терапевта клиент учится узнавать свои глубоко запрятанные чувства и способы, которыми он привык взаимодействовать с людьми, какими он взаимодействует с терапевтом сейчас. При лечении травмы главным осознание чувств и стратегий своего Ребенка.


Психотерапевт прикасается к травмированной душе так, чтобы перестало болеть.


Для этого терапевт делает то, что не делали воспитатели и педагоги. Что бы не происходило в терапевтических отношениях, терапевт стоит на стороне пациента, вслушивается в то, что происходит с клиентом, и понимая, какие внутренние страдания и противоречия заставляют клиента вести себя таким образом, а иногда и причинять окружающим боль. Терапевт делит с клиентом его страдания. Именно крепкий союз с терапевтом позволяет клиенту по другому прожить незажившие психологические травмы. Терапевт помогает клиенту осознать, что он обладает - и обладал, правом на честь и достоинство, что он имеет право ощущать любые эмоции. И что тогда - в своём далёком детстве - он имел право на заботу, отклик, любовь своих родителей. Что его состояние брошенности - это противоестественно для человеческого бытия.


Клиент начинает слышать себя, он слышит страдание маленького ребёнка в себе, который был покинутым нам протяжении многих лет.


И он теперь может ощутить свою боль, не вытесняя и не отрицая ещё. В процессе терапевтических отношений он научается откликаться на самого себя.


Постепенно клиент начинает осознавать, что он – тот самый взрослый, который теперь рядом с этим страдающим ребенком. И теперь он является ответственным за его судьбу.


Теперь – 30, 40, 50 лет спустя – рядом с тем, перенесшим травму маленьким ребенком –появился заботливый и чуткий взрослый.


Человек научился откликаться на себя самого. И это уменьшает боль. Котлованы порастают молодой травой. Не верите? Пройдите через это.


Источник

Показать полностью
48

Превращать ощущения в слова

Меня часто спрашивают: «А вы работаете с тревожностью? А с депрессией? А с разводами? А с психологическим насилием?».


И я на секунду впадаю в паралич. Мычу и разеваю рот.


Потому что черт его знает, работаю ли я с тревожностью или с разводом. Надо смотреть, чья это тревожность и чей это развод.


(и действительно ли там тревожность, и почему человек сам себе поставил диагноз "депрессия", и что там на самом деле за словами "психологическое насилие")


Чтобы сказать, лечим ли мы ухо и хвост, хорошо бы видеть, к кому приделаны хвост и ухо.

Не подумайте, у меня нет претензий к людям, говорящим так. У меня претензии к языковому шаблону.


Потому что психотерапия работает не «с депрессией» и не «с созависимостью», а с человеком.

И с этим человеком происходит разного рода жизнь.


Депрессии, тревожные расстройства, рождения детей, смерти близких, переезды, разводы, продвижения по карьерной лестнице, измены, смена ориентации – о, все бесконечно интересное происходит с человеком примерно каждый божий день.


И вот, кстати.

С каким человеком я работаю, это я всегда могу сказать точно.

Разбуди меня с похмелья без трусов, я и тогда смогу описать этого человека.

Это человек страдающий. Понятное дело.


И при этом обладающий такой штукой, которая называется «тезаурус». То есть некоторым кругозором, интеллектом и словарным запасом. Он знает, что значит «матерый».


Потому что опыт показывает - без этого самого тезауруса, без способности превращать ощущения в слова и достаточного словаря слов, психотерапия не то чтобы невозможна. Но ее приходится начинать с большой подготовительной работы.


С создания хоть какого-то, хоть самого скудного, но словарика.


(вот вы сейчас читаете и думаете: разве это не очевидно всем! Но, будь это очевидно, я бы не стала и писать.

Мода на психотерапию докатилась до самых широких слоев населения. И сильно обгоняет моду на интеллект и общий кругозор)


Созданию словариков очень помогает чтение художественных книг.


Будете смеяться, но этого этапа некоторым хватает, без всякой психотерапии.


При этом я считаю, что человек, идущий к психотерапевту, совершенно не обязан уметь отвечать на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?». Мне кажется, вопрос дурацкий. Мозг начинает выдумывать на него какой-нибудь ответ на ходу, в лучшем случае «ничего», в худшем случае какую-нибудь псевдопсихологическую тираду, из которой ясно только, что человек очень старается ответить «правильно» и прочитал более десяти психологических книг.


И еще живой человек не обязан уметь отвечать на это пугающее: «Какой ваш запрос?». Он может вообще быть не в курсе, что такое этот «запрос».


Ему плохо, больно, страшно и он запутался. Он надеется, что найдется кто-то, кто поможет распутаться. Не понимает, в какую сторону бежать и чего хотеть. И на формулирование запроса у него может элементарно не быть сил. Так что можно этот «запрос» формулировать и переформулировать по ходу работы хоть каждый день.


В конце концов, чем больше мы узнаем о себе, тем иногда страннее и смешнее кажутся формулировки, с которых мы когда-то начинали.


Но все-таки слово «матерый» надо знать.


С ним прогноз сразу лучше. И для тревожности, и для рождения детей, и для развода - для всего.


Источник

Показать полностью
84

Психотерапия – не коррекция

Человеческая психика не содержит чётко выраженных мыслей, чувств, эмоций, желаний и тому подобного. В оригинале там какое-то слабодифференциированное месиво из чего-то, сформированное лишь настолько, чтобы как-то можно было действовать в реальном мире.


Логическому мышлению надо учиться. Чёткому формированию слов и фраз надо учиться. Различать эмоции надо учиться. Чувствовать тело и двигаться (даже привычным движениям) надо учиться. Слушать интуицию надо учиться. Пространственному мышлению надо учиться. Внутренне молчать и медитировать нужно учиться. Выделять автоматические мысли надо учиться. Математике надо учиться. Формулировать свободные ассоциации надо учиться. Всё это не просто доформируется и шлифуется в обучении – это новые структуры, которые появляются там, где до них структур просто не было.


Психотерапия (как и педагогика, как и всевозможные телесно-духовные практики) не исправляет психические механизмы, которые вообще-то есть, но с ними что-то не так. Психотерапия формирует новые структуры и способы, которых там просто не было, чтобы лучше существовать в мире других людей, так же по-всякому искусственно сформированных.


Источник

31

Суть терапии

- Здравствуйте. Я хочу играть в футбол, но, понимаете, у меня никак не получается попасть по мячу. Что я только ни делал. Я изучал разные методики и приемы, я смотрел много видео с техниками, я нанимал нескольких тренеров. Но все равно ничего не выходит. Я просто не могу попасть по мячу. Какой уж тут футбол(((


- Хорошо, давайте разберемся зачем Вам играть в футбол. Что Вам это даст?


- Ну... Это классно! Это круто! Я просто уверен, что смогу стать отличным футболистом. Знаете, я придумал особые техники. Я уверен в своих способностях. Мне просто надо понять, почему я не могу попасть по мячу.


- Может, в игре в футбол Вы ищете ощущение Вашей значимости? Или кто-то значимый в Вашей жизни говорил Вам, что футбол - это здорово? Почему все же именно футбол?


- Послушайте, Вы вообще специалист или как? К чему все эти вопросы? Я пришел с точным запросом - я хочу попадать по мячу!! Почему Вы все время спрашиваете меня о чем то странном?! Вы можете просто сказать, почему я не могу попасть по мячу?!!!!


- Видите ли в чем дело.... Вы не можете попасть по мячу, потому что у Вас нет ног. Мне очень жаль. Давайте все же подумаем, почему Вам так важен футбол и нельзя ли удовлетворить эту потребность иным путем.


(найдено в дневниках на b17, автор неизвестен)

1063

20 стадий принятия терапии

1. Я ужасный человек. Меня бросил муж. От меня даже тараканы ушли. Что мне в себе исправить, чтобы они вернулись?


2. Мой муж ужасный человек. Как он мог меня бросить, что с ним не так? Как ему объяснить, какой он козел?


3. Вы ужасный человек. Как вы можете говорить, что моя мама - всего лишь обыкновенная женщина?


4. Мой начальник - чудовище. Мне звонили родители, а я не взяла трубку, потому что нам запрещают уходить с совещания без уважительной причины. Как мне объяснить начальнику, что родители - это святое? А вдруг у них инфаркт в этот момент?


5. Я ужасный клиент. Я хожу к вам уже полгода, но до сих пор не научилась останавливать поезд силой мысли. А моя коллега за две коуч-сессии научилась!


6. Мои родители - токсичные люди. Они испортили мне все детство и мешают моей сепарации.


7. Вы отвратительный психолог, моя коллега после тренинга открыла свой бизнес и нашла богатого мужа.


8. Вокруг меня куча ужасных людей. Им всем нужно к психологу, но они обижаются, когда им об этом говорят.


9. А может, мне стать психологом?


10. Зачем я вообще к вам пришла? Раньше у меня хотя бы была мечта научиться останавливать поезд силой мысли. А теперь я знаю, что это невозможно. Как дальше жить?


11. Я ужасный человек. Мне звонили родители и я не взяла трубку, потому что была с мужчиной. Мой мужчина тоже ужасный человек. Мы с ним такое в постели творим...


12. Мои родители ужасные люди. Я не могла им дозвониться три часа на дачу, думала, они там уже умерли, а они были в гостях у соседей!


13. Вы ужасный терапевт. Раньше мне казалось, что я хуже всех, потом мне казалось, что я лучше всех, а теперь я вообще не знаю, кто я.


14. Я обычный человек и вряд ли стану кем-то еще.


15. Мои родители обычные люди. И вряд ли были кем-то еще.


16. Вы всего лишь психотерапевт. Вы даже шнурки силой мысли завязать не сможете.


17. Извините, у меня сегодня нет запроса. Вы случайно не знаете, что делать с тараканами? Они вернулись.


18. Встретила бывшего мужа, посидели, поговорили в кафе. Не такой уж он и козел.


19. Как-то получше стало с людьми вокруг. На терапию уже нужно не всем, а только через одного.


20. Моя коллега ищет себе психотерапевта. А можно дать ваш телефон?

20 стадий принятия терапии Психотерапия, Как это работает, Длиннопост

Источник

Показать полностью 1
183

Непроговоренные установки

"Всю жизнь я старалась не быть похожей на моих родителей, но все чаще замечаю, что поступаю точь в точь, как поступали они", - говорила мне как-то одна подруга. Я усмехался, пока не обнаружил у себя то же самое. А потом стал слышать то же от клиентов.


Вначале я учил, что интроекты - или установки - мы впитываем от родителей или иных значимых взрослых, и тем самым перенимаем их понимание мира и жизни. Так мы учимся выживать в этом мире, точнее - в том мире, каким его представляют значимые взрослые. А когда мы хотим жить в своем мире, то тут и начинается внутренний конфликт: наш мир требует наших к нему представлений, но вместо них действуют одолженные.


Подобную родительскую установку вычленить относительно легко - можно вспомнить, что говорила мама, как наставлял отец, за что хвалили или ругали другие родственники. При хорошей чувствительности можно даже вспомнить, какими именно словами звучала эта установка, каким голосом и интонацией. Это совсем круто, ибо ее уже можно оспорить и пересмотреть.


Но есть такие, которые вспомнить невозможно. Не звучат голоса и все тут. Потому что взрослые и не факт, что вообще как-то ее произносили. Они просто этим жили. Они просто к тому или иному явлению конкретно относились, и такое отношение было само собой разумеющимся.


Совсем не обязательно, чтобы мои взрослые говорили "жить надо с надрывом", чтобы я потом так начал жить - даже против такого отношения я протестовал с надрывом. Не нужно, чтобы мои взрослые говорили, что деньги опасны - достаточно было видеть их отношение к деньгам.


Не обязательно, чтобы мама говорила девочке "выжить можно только с мужчиной" - чтобы та стала повернутой на замужестве. Или чтобы отец говорил сыну "бунтовать против сильных опасно", чтобы тот потом боялся заявить о своем несогласии.


Такое отношение "висело в воздухе", а мы, будучи детьми, ничего еще не понимающими, но очень чувствующими, хорошо это воспринимали. То, что мы бы сейчас и заметили - оно проскочило бы мимо нашего внимания, тогда мы именно на это и ориентировались. Потому что сознание у нас еще не сформировалось, и оно мало или вообще не мешало вниманию. Мы это видели по вздохам, по мимике, по интонации, с которой взрослые обсуждали что-то, по напряжению при каком-то вопросе, по попыткам избежать каких-то вопросов и так далее. И мы это просто впитывали.


Мы росли в конкретном психологическом поле, и сделали его своей частью. Особенно, когда сделали это еще в довербальный период развития - не знали еще языка и не понимали слов. Поэтому и вычленить его непросто - оно в нашем сознании в слова не оформляется. Оно представлено только как ощущения. Так оно стало базовой опорой нашего характера, само собой разумеющейся данностью.


И путь к ней неблизок. Чтобы к ней добраться, требуются годы осознаваний. И еще столько же, чтобы оспорить и изменить - чтобы адекватнее подходить к тому психологическому полю, которое существует сейчас.


Из этого вывод молодым родителям - пофиг, что вы будете говорить своим маленьким детям. Те все равно не поймут, пока не понимают слов. Они все равно подхватят то напряжение в поле, в котором формируются - которое вы создаете: своей тревожостью, своими страхами, своей любовью. Какого хотите вырастить человека, станьте таким человеком сами


Источник
Показать полностью
138

ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС: ЛЮДИ МЕНЯЮТСЯ, ЕСЛИ ИМ НЕ МЕШАТЬ

ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС: ЛЮДИ МЕНЯЮТСЯ, ЕСЛИ ИМ НЕ МЕШАТЬ Кпт, Когнитивно-Поведенческая терап, Психология, Психотерапия, Жизнь, Отношения, Мотивация, Длиннопост

Почему переубедить - далеко не лучший способ помочь?


Мне часто говорят о проблемах когда кто-то не слушается, не понимает, не убеждается и не получается объяснить.


На вопрос: "Как заставить его/её измениться?" ответом скорее всего будет: "не заставлять"

Некоторые люди, особенно психологи, могут быть слишком навязчивыми в своих попытках помочь другим людям (особенно близким)


Когда мы видим человека, который живёт «неправильно» — вполне естественно желание встать у него на пути и сказать: «Эй, постой! Сворачивай с этого пути! Он не приведёт ни к чему хорошему!».

Ведь нам кажется, что человек сильно ошибается, совершенно не прав и поступает крайне не логично, а мы якобы знаем «как должно быть» и начинаем раздавать мудрые советы.


Желание исправить то, что кажется неправильным в людям и наставить их на верный, истинный путь зовётся «выпрямительным рефлексом».


Выпрямительный рефлекс, подразумевает веру, что лучший способ изменить человека — переубедить или уговорить, чтобы открыть глаза на истинную правду, а потом предложить варианты решения.

А если человек сопротивляется, возражает и не меняется — «прибавить громкости».


В намерении помогать людям — нет ничего плохого.

Но часто такое намерение приводит к избыточной директивности и наоборот, подталкивает человека в обратном направлении.


Обратном тому, куда его направляют. Это приводит к оппозиции.


Люди которые не меняются — не прячутся от «правды».

Они и так знают всё, что мы им объясняем и советуем. Они не раз это слышали не только от других, но и сами от себя.


Но вот что ещё знают люди, которые стоят на месте: противоположность глубокой правде — тоже правда.


У людей всегда есть причины и меняться и оставить всё как есть. Двойственность, диллема, противоречие, амбивалентность по отношению к проблеме изменения.


Мысленный эксперимент по проблеме изменения:


Вспомните то, чего вы не делаете/не меняете уже продолжительное время, хотя понимаете что надо бы.

А теперь представьте, что вы начинаете общение с человеком, который:


1. Зачитает вам список из 100 причин сделать это

2. Будет бодрым голосом мотивировать вас и кричать «Just do it!»

3. Скинет кучу статей о том, чем грозит оставить всё как есть и напомнит о всех проблемах

4. Даст советы, указания и рекомендации о том, как уже начать меняться


Как вы себя почувствуете?


Большинство людей говорят о том, что при таком взаимодействии почувствовали бы неудобство, стыд, несамостоятельность, желание сбежать, раздраженность, неуслышанность и желание оправдаться.


А теперь представьте, что вам задают следующие вопросы, вместо наставлений:


1. Что вам хочется изменить?

2. Что можно предпринять? Какие есть идеи?

3. Почему вы хотите это изменить?

4. Насколько для вас важно это изменить? Почему?

5. Какие причины самые важные?

6. Учитывая всё сказанное, что вы думаете сделать?

7. Что вы уже предприняли и уже делаете?


Почувствуете ли вы внимание к проблеме от собеседника? Открытость к нему? Принятие? Чувство выслушанности? Поможет ли вам это сдвинуться?


Часто достаточно просто выслушать. У человека есть всё необходимое, для изменения. Требуется только помочь это найти и поддержать. Нам следует помогать людям танцем, а не борьбой. Двигаться с человеком, а не против него.


Часто ли вы сталкиваетесь с выпрямительным рефлексом?

Пишите о своём опыте в комментариях

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: