Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Почему конкуренция не ведет к росту благосостояния

Со школьной скамьи гражданам внушается миф о благотворности конкуренции. Теория выглядит следующим образом: предприниматели, свободно конкурируя друг с другом за симпатии со стороны потребителей, вынуждены делать качество своей продукции выше, а цены — ниже. В действительности практика не соответствует теории.


Свободная конкуренция и ее противоположность

Во-первых, не существует «просто свободной конкуренции». Конкуренция всегда протекает за что-то. В капиталистическом обществе бизнесмены конкурируют друг с другом за увеличение прибыли. В самом начале буржуазной формации на экономической сцене действительно господствовала свободная конкуренция. Мелкие ремесленники не могли сконцентрировать в своей собственности сколь-либо значительное количество капитала. Как следствие, на рынке было достаточно много игроков.


Однако рынок всегда ограничен. Хотя бы потому, что не существует бесконечного спроса на товар, а тем более — платежеспособного спроса. Следовательно, некоторое количество предпринимателей существуют в среде с ограниченными ресурсами. Если один капиталист богатеет, какой-то другой разоряется и переходит в рабочий класс. Более крупный капиталист имеет преимущество над более мелкими и может вытеснить их с рынка, завладев при этом еще одним кусочком пирога, за который ведется борьба.


В течении десятилетий и столетий происходит процесс концентрации капитала. Появляются крупные капиталисты, возникают тресты, консорциумы, холдинги. Наконец наступает такой момент, когда свободная конкуренция обращается в свою противоположность — монополию. И поскольку в теперь даже самый сильный конкурент из представленных на рынке не способен считаться за действительно достойного соперника, движущей силой развития монополистического производства конкуренция быть не может.


Таким образом в процессе капиталистического развития наступает своеобразный застой, исчезает стимул для дальнейших научных разработок — наиболее выгодно продавать созданный товар компании помогают агрессивная реклама и маркетинг. Ничего более ей и не надо. Следует всегда помнить, что единственной целью капиталистического производства является извлечение прибыли.


Оглядитесь вокруг себя и скажите, сколько вы знаете производителей, например, компьютерных комплектующих? Разве это не монополия? Самая настоящая монополия. Монополизм проник всюду, и ныне не найдется ни одной производственной сферы, где бы ни существовала монополия.

Почему конкуренция не ведет к росту благосостояния Коммунизм, Рынок, Конкуренция, Экономика, Кибернетика, Капитализм, Длиннопост, Политика

Однако сам факт того, что при монополистическом капитализме товары дороги, низкокачественны и отсутствует действительный научно-технический прогресс, не говорит о том, что монополии регрессивны. Это говорит только о том, что капитализм породил те производственные силы, контролировать и развивать которые дальше не способен.


Демократическое планирование и научный контроль

В представлении маркетологов рынок представляет собой обратную связь между производителем и потребителем. Другими словами, компания выпускает товар, запускает его на рынок, а потом проводится анализ того, пользуется товар спросом или нет. В самом лучшем случае результаты можно узнать только спустя полгода после запуска продаж. Но перед продажами товар надо сначала произвести, а перед этим — разработать. И происходит это практически вслепую. Поэтому рынок — механизм сугубо неповоротливый и малоэффективный.


Однако если мы передадим монополии в руки ученых и свяжем все производственные предприятия в единую сеть, возникнет совсем другая картина. Прежде всего потому, что современные информационные технологии и вычислительные мощности позволяют создавать сверхоптимальный план, руководствуясь данными, полученными в режиме реального времени.


Как вам, например, такая концепция... В каждом магазине стоит система, автоматически учитывающая сколько товара и какого вида продано, сколько осталось на складе и отсылающая эту информации во все производственные центры, где на основании полученных данных создается план, который рассылается по предприятиям. Все это происходит в автоматическом режиме, без всякой бюрократии, партократии и чудовищных перекосов в ту или иную сторону. Это возможно уже сегодня. Все, что для этого необходимо сделать — передать средства производства в общественную собственность и потратить некоторое время на оснащение предприятий компьютерами и создание соответствующего программного обеспечения.

Почему конкуренция не ведет к росту благосостояния Коммунизм, Рынок, Конкуренция, Экономика, Кибернетика, Капитализм, Длиннопост, Политика

Это Киберсин. Первая и (пока) единственная попытка реализации кибернетического коммунизма на практике. К сожалению, система существовала всего несколько месяцев и пала в результате захвата власти фашистом Пиночетом.


Это даже близко не сравнить, например, с планом ГОЭЛРО, рассчитанным на 10-15 лет. При наличии соответствующих условий план информатизации производства будет выполнен не более чем за 5 лет.


Разумеется, в этой системе будет необходимо предусмотреть возможность каждому человеку делать заказ на производство мелкосерийных изделий, которые необходимы именно ему. Сделать это очень просто — достаточно создать форму онлайн-заказа на каком-нибудь условном сайте Госплана. Современные производственные технологии (речь идет в первую очередь, о технологиях трехмерной печати) позволяют легко осуществить такой заказ.


На этом моменте недоверчивый читатель должен воскликнуть: «Тогда машины будут все делать за человека, а человек погрузится в пучину лени!» И будет неправ.


Творческая энергия человека

Человек формировался миллионы лет как существо трудящееся и творческое. Хотим мы того или нет, но такими нас сделала наша эволюция, и каждый теперь «обречен» на то, чтобы творчество было для него самой высокой наградой и удовольствием. Собственно, это справедливо даже для классовых формаций, где, казалось бы, вся жизнь призвана исковеркать светлые и чистые позывы человека.


Возьмем хотя бы предпринимателя. Вед фактически он — организатор производства (во всяком случае, если речь идет о мелком предпринимателе, вкладывающем труд в свое дело), творец. История знает немало примеров филантропов, меценатов и просто щедрых капиталистов.


Другое дело, что все условия жизни капиталиста диктуют ему необходимость сначала обокрасть общество, чтобы потом вернуть ему часть награбленного. Сначала капиталист разоряет своих конкурентов, а после строит школу для их детей, сначала обрекает своих рабочих на нищету, а после строит дом для сирот. Такая половинчатая помощь — еще один след уродования капиталом человеческого сознания.


Или, например, жажда признания. В здоровой жажде признания нет ничего плохого, но в классовых формациях она приобретает вид чванства, зазнайства и желания, чтобы все вокруг тебе завидовали.


В свободном обществе, в котором все будут заняты производительным эффективным трудом, а потому такой труд будет отнимать совсем немного времени, каждый будет стремиться творить, чтобы заслужить признание со стороны других.


В таком обществе единственным способом получить признание станет создание чего-то нового на благо всех, в том числе — себя самого. Стремление творить и делиться результатами с другими есть глубинная черта, присущая нашему виду на самом глубинном, биологическом уровне. Благодаря этому стремлению мы выжили и стали в конце концов разумными существами.


Не пора ли это доказать и взять, наконец, неприрученную рыночную стихию под свой контроль, создав справедливое, демократично общество, основанное на общественной собственности, прямой демократии и плановой экономике?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Почему конкуренция не ведет к росту благосостояния

Потому что ведет.

У человечества теперь есть блестящие примеры в виде ФРГ и ГДР, Южной и Северной Корей, где народ одинаковый, а "изм" разный, и получилось очень наглядно.

Вы "трабант" с чем собираетесь сопоставлять, с "мерседесом" или "БМВ"?

А технику "самсунг" с чем?

Что, и так не доходит?

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Росту благосостоянию государства, потому что государству все равно кто будет платить ему налоги, главное чтобы побольше.

Приводить пример гдр и сев коррею не корректно, как и другие страны находящиеся в изоляции от остального мира. так как условия разные.

14
Автор поста оценил этот комментарий

потому что не ведет.

Только вы говорите о разных вещах. К росту благосостояния отдельного человека ( одной компании, одной страны) конечно ведет. Логичный итог конкуренции, кто то проиграл и разорился - кто то отжал его долю рынка/бабло и обогатился.


К росту благосостояния всего человеческого общества - конечно не ведет. Миллионам людей умирающим от недостатка еды и воды в 21 веке - насрать на ваши БМВ и Мерседесы. А между тем, огромная часть тех ресурсов которая помогла бы им справиться с теми проблемами - уже подмята под себя корпорациями, странами и перераспределена в пользу компаний, которые самозабвенно конкурируют друг с другом в погоне за прибылью, наплевав на все что не в ходит в таргет группу.

11
Автор поста оценил этот комментарий

Пример ФРГ - это пример шалавы, сразу из под Адика нашедшей нового богатого папика. Пример ГДР - это пример трудолюбивой девушки с факультета рабочей молодежи. Да, счет в банке и шмотки в гардеробе отличаются. Вы свою дочь на каком примере тогда воспитывали бы? И причем тут конкуренция?

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж какая конкуренция германского автопрома с "трабантом", аж смешно. Вы сами то на чем ездите? Не на клоне ли опеля или фольксвагена?

А про LG или Samsung даже и не найду с чем сравнивать. Может, подскажете?

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я тогда ребенком был. Даже то, что доходило до нас из игрушек (модельные железные дороги, пластиковые конструкторы, optik cabinet и прочее) - было на мировом уровне. Те, кто постарше - гонялись за оптикой Цейс и фотопленкой ORWO. Вы помните про трабанты, но почему-то не говорите о грузовиках "городского формата" IFA и Robur, которых, опять же, было полно у нас. На предприятиях сновали удобные Multicar'ы (а марка жива и по сей день). У моих родителей в НИИ в 80е было полно электрических пишмашинок и персоналок Robotron.

А личного авто у меня нет. Купил квартиру рядом с метро, а для особых случаев есть специально обученные люди из доставки и такси. И, нет, у них авто не немецкие/чешские.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку