157

Почему горят леса на огромных территориях и производятся массовые бесконтрольные рубки?

Мнение председателя научного совета по лесу Российской академии наук, академика РАН Александра Исаева.


Лесное хозяйство России в от­личие от большинства «лесных дер­жав» мира убыточно. Лесной доход федерального бюджета в 2015 году составил 17 млрд рублей. Это обе­спечило покрытие менее 60 процен­тов затрат федерального бюджета, направляемых сегодня на лесное хозяйство. Эти цифры в полной мере характеризуют результаты работы в условиях нового Лесно­го кодекса 2006 года, с принятием которого в лесном хозяйстве про­изошли колоссальные, часто траги­ческие изменения.

Основные из них касаются лик­видации государственных лесхозов с передачей частному лесопользо­вателю ответственности за охрану, защиту и воспроизводство лесов; сокращения лесной охраны; отка­за государства от финансирования лесоустройства, охраны и воспро­изводства лесов, возложения этих задач на арендаторов в качестве обременения; перевода лесного хозяйства на аукцион, в том числе мероприятий по охране и защите лесов; введения нового порядка ле­сопользования, предусматривающе­го исключительность аренды лесов и переход на заявительный принцип лесопользования; государственной инвентаризации лесов и частного лесоустройства; передачи субъек­там Федерации всей ответственно­сти за состояние лесов без права на лесной доход, без учета природно-климатических и социально-эконо­мических особенностей регионов.

О ПОТЕРЕ ЛЕСХОЗОВ И ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА


В 2007 году в стране были ликви­дированы 1759 лесхозов. При этом надежды Правительства о передаче всех лесов в аренду не оправда­лись — слишком их много и не все они экономически доступны. К 2016 году в аренду были переданы ме­нее 20 процентов лесов, остальные стали практически бесхозными. По мнению большинства экспертов, это стало главной причиной дегра­дации лесов, потери их экономиче­ской и социальной ценности. Отказ от лесохозяйственных учреждений и перевод мероприятий лесного хо­зяйства на аукционную форму ока­зались неэффективными в силу их отраслевых особенностей, а кроме того, последний не позволяет оперативно исполнять лесоохранные мероприятия в лучшие агротехни­ческие сроки.


Пример тому — массовая гибель лесов Московской области от по­ражения короедом-типографом в 2013-2014 годах, которая в большей части была обусловлена несвоевре­менным проведением санитарных рубок на ранней стадии развития очага вредителя. Исполнение кон­курсных процедур потребовало столь длительного времени, что ко­роед успел заселить в десятки раз большую площадь, чем она была до заключения государственного контракта. И так повторялось не­сколько раз, меры борьбы опазды­вали более чем на полтора года — в результате потеряна большая часть еловых лесов Подмосковья.


Более того, мы не сумели орга­низовать хозяйственное исполь­зование древесины на ранней ста­дии ее повреждения — она пришла за это время в полную негодность и потребовалась ее утилизация. И это происходит в центре страны, в ее столице. На удаленных терри­ториях исполнителей государствен­ных контрактов среди предприни­мательских структур нет вообще. Они находятся только тогда, когда при выполнении работ допускается рубка древесины. И это понятно: в отличие от государства, явля­ющегося собственником лесов, у коммерческих структур нет и не может быть заинтересованности в сохранении молодых насаждений — слишком далек горизонт возврата вложенных в воспроизводство ле­сов средств (для сосны это 80-100 лет, для дуба — 120-140).


Сегодня приняты меры по вос­становлению государственных специализированных бюджетных учреждений лесного хозяйства — внесены соответствующие поправ­ки в Лесной кодекс. Это очень пра­вильное, хотя и запоздалое реше­ние. Практика применения закона в регионах показала, что поправки не решили проблем из-за недостатка у них материальных и финансовых ресурсов. Иных механизмов «вне­бюджетного» финансирования лес­ного хозяйства законодательством предусмотрено не было.

О СОКРАЩЕНИИ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ

В России до 1 января 2005 года чис­ленность лесничих, мастеров и лесников составляла более 120 тысяч человек, а общая численность рабо­тающих в лесхозах достигала почти 200 тысяч человек. Именно они обе­спечивали нужды промышленности и населения в древесине, охрану лесов от пожаров. Развитое лесное хозяйство позволяло создавать ра­бочие места еще и для 300 тысяч членов их семей, занятых уходом за лесными насаждениями.


Сегодня численность лесной ох­раны в регионах сократилась до 18 тысяч человек. Большая часть из них не участвует в охране лесов, а занимается многочисленной от­четностью по исполнению полно­мочий. Одним из главных итогов упомянутого Госсовета по лесу ста­ло поручение Президента России о восстановлении государственной лесной охраны. Это было закрепле­но и в принятой Правительством профильной госпрограмме. Однако за прошедшие три года увеличение численности лесной охраны не про­изошло. Более того, в связи с сокра­щением бюджета и из-за недостат­ка средств в большинстве регионов происходит ее сокращение. Из лес­ного законодательства России ис­чезло и само упоминание о главном человеке в лесу — лесничем.


Сегодня необходимо включить сотрудников лесной охраны в со­став работников государственной гражданской службы субъектов РФ и довести их численность до норма­тивной — примерно два человека на 50 000 гектаров.

ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

Охрана лесов от пожаров всегда основывалась на принципах ран­него обнаружения и последующей ликвидации в начальной стадии развития. Как говорят профессио­нальные пожарные, любой по­жар можно потушить стаканом воды. Два-три патрульных лесни­ка с помощью первичных средств пожаротушения в случае свое­временного обнаружения очага воз­горания способны на ранней стадии его ликвидировать или как минимум остановить распространение огня до прибытия пожарной команды.

Раннее обнаружение очага возго­рания и десантирование небольшой группы (5-7 человек) для его ликви­дации позволяют бороться с огнем на труднодоступных территориях. Если этого нет, то никакое количе­ство средств, техники, самолетов, введение чрезвычайной ситуации, создание бесчисленных штабов и комитетов помочь не смогут. Ес­ли лесной пожар распространился на тысячи гектаров, он потухнет только после обильных дождей или кардинальной смены погоды. Опыт 2010, 2012 и 2015 годов подтвержда­ет эти слова. Поддерживая развитие современных технологий пожаротушения, можно констатировать: без наличия полноценной лесной охраны, лесных пожарных станций, службы авиационной охраны лесов борьба с лесными пожарами будет проиграна.


О ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ

При наличии четверти лесных зе­мель планеты в 2015 году на Россию пришлось только 5,5 процента об­щемирового объема заготовки дре­весины, и мы теперь находимся на пятом месте по объемам лесополь­зования. На то есть экономические причины, но есть и лесохозяйственные и они — главные. Во-первых, в стране истощились запасы каче­ственной корневой древесины хо­зяйственно ценных хвойных пород и, во-вторых, на протяжении долго­го времени не принимаются меры к воспроизводству лесов, в результа­те чего даже продуктивные лесные земли все больше и больше занимаются малоценными насаждениями, а их древесина не представляет коммерческой ценности.


Но есть и социальный аспект лесопользования. Новый Лесной кодекс, поднимая знамя аренды лесов, окончательно выжил из них многочисленное сельское населе­ние, которое на протяжении многих веков успешно совмещало сельское хозяйство с лесопользованием.


Проживая в удалении от городов, экономической и социальной инфраструктуры, люди были обязаны лесу за свое относительное высокое благополучие в большинстве регионов России. Сегодня этого нет.


Видимо, решения, ограничивающие права сельского населения, не обо­снованны и разумности в них нет.

ОБ УЧЕТЕ ЛЕСОВ

Государственное управление леса­ми, включая нормативное правовое регулирование, разработка феде­ральных и региональных программ, в том числе в области лесопереработки, невозможны без достоверной информации о лесных ресурсах. Со­гласно законодательству информа­ция о состоянии лесов выявляется в процессе государственной ин­вентаризации лесов. С 2007 года на лесоучетные работы ежегодно вы­делялось более 3 миллиардов руб­лей, что соизмеримо с затратами на охрану и защиту лесов.


Однако почти за десять лет су­ществования института государ­ственной инвентаризации лесов у нас нет результатов ни по одному из субъектов Российской Федера­ции. Менее двадцати процентов лесов России имеет давность мате­риалов лесоустройства в 10 лет. Да­же в арендованных лесах, где лесо­устройство является обязательным, таксация лесов проведена менее чем на 50 процентов площадей.


Сложившаяся ситуация стала следствием ошибочного подхода к выбору состава лесоучетных работ. Львиная доля средств федераль­ного бюджета направлялась не на лесоустройство, а на проведение кадастровых работ и на учет стави­лись не только лесные участки, вовлекаемые в хозяйственный оборот, а в целом лесничества, из которых более половины располагается в ре­зервных и труднодоступных лесах, в том числе в зоне вечной мерзлоты. Поэтому принятие на современном этапе любых политических реше­ний в области лесных отношений без наличия достоверных знаний о лесах будет ошибочным.

О ФИНАНСИРОВАНИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на лесное хозяйство в 2016 году составил 29 миллиардов рублей, в том числе объем субвенций, предоставляемых субъектам Федерации на осущест­вление полномочий в области лес­ных отношений, — 22 миллиарда. Это менее половины от необходи­мых ресурсов.


Академия наук проводила анализ мировой практики финансового управления лесным сектором экономики. Результаты исследований показали, что наивысшая эффективность достигается там, где лесное хозяйство из бюджетной сферы услуг превращено в отрасль материального производства, обеспеченную собственными доходами от продажи древесины, недревесных ресурсов леса, а также от оказания экосистемных услуг по поддержанию благоприятной среды обитания человека.

Дубликаты не найдены

+13
Как оно может быть убыточно если куб 3сортной обрезной сраной доски с облоем, трещинами и говном, на рынке стоит почти 10 000 рублей. Да это просто администрация президента и всё правительство убыточно.
раскрыть ветку 1
0

Смотря где как... в моих краях в два с небольшим раза дешевле

+11

Да потомучто Володя разрешает своим друзьям бабки зарабатывать, а эти друзья разрешают другим ну и т.д. А обычный народ как всегда.

+4

Идите на хуй!!!! Хозяйственники, мать вашу! За такое оправдание якобы убыточности лоб зелёнкой мазать! Суки продажные.

+3
Лесной доход федерального бюджета в 2015 году составил 17 млрд рублей. Это обе­спечило покрытие менее 60 процен­тов затрат федерального бюджета,

В одном только Красноярском крае на 43 млрд в год вырубается, а в бюджет идёт 1,5 млрд.

https://www.youtube.com/watch?v=4SuamIm_ChY

раскрыть ветку 1
0

Есть и позитив. Официальная заготовка болталась около 13 млн кубов. После внедрения различных систем для обеления экономики стало 28.6 млн м3 в 2018 году.

+3
Ух осилил
+3
Почему горят леса на огромных территориях и производятся массовые бесконтрольные рубки?

Потому что они могут. Собственно, всё.

Иллюстрация к комментарию
+1
Боже мой, а как так получилось? А кто ж в этом виноват???
Такое ощущение, что они там не страной управляют, а плотом из камыша. Типа разобъем - новый сколотим. И никакой, сука, ответственности!
+1
Нахапали лесов, а справиться с ними не могут.
0

Тундростепь возвращается. Скоро мамонты из Китая и Японии подъедут.

Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: