Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Много букв😂

А теперь по теме, с самого детства,того,где мультики только в определённое время после школы и в гостях у сказки раз в неделю альтернативы книгам собственно и не было.это был мир нашего воображения, когда мировая классика открывала нам историю через приключения описываемые в книгах. Это были фантастические миры, придуманные не нами, но оживавшие в наших головах. Наверное именно поэтому, когда посмотришь экранизацию после прочтения книги, фильм почти всегда кажется убогим. Ведь в нашем воображении все выглядело совсем иначе)

Поэтому современным детям нет необходимости читать столько же сколько читали мы. Круглосуточные детские каналы, интернет, любой фильм, любая сказка. Но, все же современные дети читают, нужно только зацепить. Я пыталась разными способами, подсовывала всякие сборники, Поттера... Результат нулевой. А потом появилась книжка Коты воители,оказалась там целая серия, и мой ребёнок залип. Читает до сих пор, но не ту литературу, которую читала я. Какие-то подростковые романы,но я рада. Время пройдёт, вкус поменяется, а привычка читать, включать воображение, останется)

P. S. И за что же вы так Ремарка? Один из моих любимых писателей)

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте)

По поводу обилия информации - согласен. Я об этом, кажется, писал в данном посте. А по поводу Ремарка - его стоит прочесть, как и его современников: Гессе, Золя, Драйзера, да даже того же педика Мисиму, например, или Маркеса, хоть они и попозже были. Я прочел много Ремарка и вот, спустя более 10 лет воспоминания остались только о непрерывной депрессии, войне, несчастной любви, постоянном алкоголизме, суицидах. Это тогда, в 20 лет, я восхищался последним романтиком Готтфридом Ленцем.

Это классика и ее стоит знать. Но актуальность мизансцены я ставлю под вопрос.

Как Вы вообще нашли этот пост - он же древний?

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Для меня литература - это жизненный опит писателя, существование в создавшихся условиях, во многом правдивее исторических учебников) и да, мне нравятся произведения Ремарка, Золя, Маркеса, Хемингуэйя и некоторых других наркоманов, алкоголиков и педиков с суицидальными наклонности. Они погружают в атмосферу времени и стран, в которых были написаны, поэтому настолько ценны и остались в мировой классике. А на пост это случайно наткнулась, интересно стало)

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Я с Вами согласен. Если не читали - есть отличный автобиографист - Ирвинг Стоун, в его произведениях, описывающих жизнь различных выдающихся личностей, происходит полное погружение в реальность того времени. Очень интересно разузнать, как жил автор понравившихся произведений и понять, что сподвигло его на эту деятельность.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Если не читали, есть Гадамер. Очень интересно начать понимать не просто что автор вкладывал в своё произведение, а также что у автора вырывалось непроизвольно и почему.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, знакома)

Автор поста оценил этот комментарий

Надо бы попробовать. Но это все же не беллетристика - тут надо сидеть и вдумчиво читать. Или слушать.

Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю почему, но не люблю биографии читать) может просто хорошие не попадались

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я начал его с "Моряк в седле" - биография Джека Лондона. Дотоле тоже как-то с биографиями не сталкивался, а тут, перечитывая библиографию Лондона наткнулся на это произведение. Ну и пошло-поехало. Никогда до этого, практически, не задумывался о таких вещах.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот, озадачилась, нашла эту биографию. Действительно интересно, спасибо🤗 

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Por favor, amigo!

Автор поста оценил этот комментарий

В "похожих" выплыл.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку