Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Мир изменился. И это факт. Сейчас смотришь замечательные старые телеспектакли и понимаешь, что это уже архаика и не отвечает на вопросы сегодняшнего дня. Хотя и темы и вопросы вечные, но прежние ответы на них уже не верны. Социум изменился. Человек с принципами светлого прошлого априори будет сейчас в проигравших. Поэтому и не отзываются эти книги в умах современной молодежи. Нет сиысла учить «правильному», когда побеждает «неправильное», а каналы информации сообщают про эти победы.

Раньше тоже много читал. Мог прочитать толстую книгу за один день и не верящим в это друзьям пересказать ее содержание по отдельным главам.

Сейчас работа и семья, но когда это кончится вернусь ли я к книгам? Скорей всего уже нет. Потому что стоит мне жить по описанным в моих любимых книгах принципам, как в нынешних реалиях я стану бомжом.

А современные фэнтези и прочая мне не заходят, вернее - заходят, но и выходят. Два года назад впервые прочитал всего Гарри Поттера. От корки до корки, все книги, запоем как в детстве. Помню ли я их содержание сейчас? Нет. А то, что читал в детстве - помню. Хорош ли Гарри Поттер? Да. Изменил ли он меня, научил ли чему, оставил след во мне? Нет. Как ни странно, просмотренный в тот же период так же запоем «Во все тяжкие» оставил во мне больше ощущений, к нему я мысленно возвращаюсь и думаю о нём. А к Поттеру нет.

С интересом смотрю на то, что читают дети. Старшая на моих глазах прошла Поттера (у неё я и взял его почитать), «котов-воителей», сейчас в 9-м классе, но я не вижу книг у неё в руках. Смартфон вижу. Пытался ей Херриота подсунуть, не зашло, попытки прекратил. При этом на олимпиадах побеждает и учится хорошо.

Младшая 6 лет. Чуковский, Барто и Мориц, познавательные книги. Но ютуба всё равно больше.

Я недавно перечитал «Кондуит и Швамбранию». Другие впечатления с возрастом. И пересмотрел «Служебный роман» другими глазами.

Мир меняется и люди меняются с ним. Меняются и книги. Наверное это хорошо. Но мне нравится тот мир, те люди и книги, что были раньше.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Меня иногда спрашивают похожие на вас люди, вижу ли я мир за границами своего телефона? Конечно нет, ведь с телефона можно читать книги) мне не очень понятны ваши претензии к фэнтезистам, если за наших современников брать тех, кто писал в нулевые и девяностые, то современное фентези так же ищет светлые истины, как и не современное. Это один из столпов жанра. Будь то хоббит, ведьмак или вампир из женского фентези, вне зависимости от того насколько раскиданы во времени герои и авторы, они всегда будут идти к светлому внутри себя.
Я могу в плане пережитых ощущений привести цикл "Правило волшебника" (первое, второе и так далее, вроде 11 книг), как же тяжело было автору сражаться с рыцарскими принципами своего же героя, это реально ощущалось. И несмотря на то, что книга по уровню мастерства автора где-то не сильно выше среднего, сюжет отдаёт дырами, а герои шаблонны, но масштаб светлых идеалов, за которые можно положить весь мир (а потом обязательно вернуть как было, потому что яжгерой), очень впечатляет.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот и Терри Гудкайнд подтянулся)))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Столько светлой печали в Вашем комментарии...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Многие знания-многие печали. А вообще жизнь хорошая штука! Всегда на смену старому приходило новое и всегда старшие брюзжали на то, что приходило. Но мир стоял и время продолжалось.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку