ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ КЛАССИКУ?

Немного наблюдений из моей работы с учениками. В большинстве своем классика для них - это наказание за какие-то грехи в прошлой жизни, и на то есть совершенно определенные причины, а не "современные дети любят только компухтеры"). Итак:


1) Основная причина - несоответствие словарных запасов. Чтобы получать удовольтвие от хорошо написанного текста с богатым языком, надо чтобы ты знал слова этого самого богатого языка, а не лез в словарь, увидев, например, слово "чопорный". Хороший словарный запас нарабатывается с раннего детства, и больше родителями, чем школой. Ребенок, в семье которого у родителей нет привычки к чтению, классику любить просто не сможет. Это как иностранный язык, без погружения на хороший уровень не выйти.


2) Несоответствие проблем книг возрасту школьника. Откровенно скажу, что я, преподаватель, удовольствие от чтения классики начала получать лет эдак после 30, при том, что всю жизнь была фанатом чтения и с книгой ела и спала. Глубину и правдивость описанного в програмных произведениях типа "Войны и мира" можно понять обычно только с жизненным опытом. А так вопросы от учеников типа "зачем мне читать про чьи-то сложные отношения и женитьбы, когда я сам даже ни разу еще не любил" вовсе не праздные. Всему свое время, да.


3) Сплошь незнакомые реалии и понятия. Та жизнь, которой жили наши предки в классической литературе, все дальше от нас современных. У школьников вызывают недоумение как историзмы типа барщина, ямщик, опричник, так и просто занятия людей того времени. Балы и охота, женитьба ради наследства и прочие актуальности прошлого для современного среднего школьника выглядят не реальнее, чем жизнь и проблемы пришельца с Альфа центавра. Опять же, возникающие вопросы типа "Ну и зачем мне читать это?" вовсе не говорят о бескультурии. Между прочим, классика в свое время поднимала именно актуальные проблемы, и мало кто любил при этом читать, скажем, древних греков и римлян: они считались той еще скучищей.


П.С. Я не говорю, кстати, что классика в школьной программе не нужна. Однако надо понимать, что для большинства детей она довольно бесполезна, поскольку находится по словарному запасу на слишком высоком уровне, и при этом нет никакого стимула осваивать этот "язык", поскольку проблемы и реалии тоже незнакомы и неактуальны. По идее так, в современной ситуации сначала надо нарабатывать пресловутый словарный запас у школьников и в младших классах приохочивать их к чтению с помощью качественных, но более простых по языку и более современных произведений (вот почему в программе нет той же Астрид Линдгрен? Или там Носова с Драгунским? Или Крапивина?), и только в самом конце погружаться в классический лес.

Книжная лига

21.9K поста77.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
119
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько я понимаю, программа по литературе не пересматривалась чуть ли не со времён СССР. Вторая причина - даже когда пересматривается, этим процессом занимаются пожилые тетки, которым то ли на все наплевать, то ли они просто не понимают этих "новомодных авторов".
Но насколько я знаю, учитель сам составляет список для внеклассного чтения. Помнится, когда я училась в школе, когда мы закрывали стандартную программу, то обсуждали внешкольные книги.
раскрыть ветку (36)
33
Автор поста оценил этот комментарий

Программа по литературе и была создана во времена СССР. Но времени прошло уже слишком много. Вообще дело не лит-ре, надо всю школьную программу менять.

раскрыть ветку (27)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Ох уж эти рррреволюционеры...

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Обязательно придти даже в тему про литературу, что бы вернуть про борцунов малолетних, да?

раскрыть ветку (9)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вы мне свои фантазии не приписывайте пожалуйста. Кроме революций в политике, бывают революции в сознании, в искусстве, в фигурном катании. Ещё есть претензии?

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Претензии? К политическому комментатору? Да ни боже мой.

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Отлично. Вам пора на процедуры.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Упомянуть психическое здоровье оппонента это как раз по вашему, каждый первый политический использовал такое хотя бы раз. Это ещё с советского времени идёт, карательная психиатрия как метод воздействия на народ со стороны власть имущих, пора уже что нибудь новое придумать :)

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Начнем с того, что клеить ярлыки начали вы, и продолжаете это делать. Причем с самым глубокомысленным умным видом.

Назвать оппонента в интернете политическим комментатором в разговоре про изменение в школьной программе, при этом ничего не зная о самом оппоненте - это признак либо недалёкого ума, либо душевного нездоровья. Ну хорошо, говорите психически здоровы - ладно, согласен.

ЗЫ Вы когда говорите, Иван Васильевич, такое впечатление, что бредите (с)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ха-ха-ха))

Я не развешивают ярлыки, я называю вещи своими именами . Конкретно ты политический комментатор, который непонятно зачем залез в тему про литературу и начал тут революционерами всех называть, по привычке.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы развешиваете ярлыки. Ваша болтовня что вы этого не делаете, никак не изменяет данного факта.

Революция в фигурном катании от Трусовой тоже политическая тема?

раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Точные науки тоже менять?)
раскрыть ветку (13)
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Методы обучения менять.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Биология считается точной наукой? Там по школьной программе чуть ли не половина неверна.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Блять, а ты видел что за хуйня там в учебниках?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Неа, я в 99м закончил школу.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Эти учебник лучше просто выкинуть все, что бы никто не резал о них себе глаза. Уж лучше никто не будет знать физику, чем будет истошно орать "уберите" при виде её.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Их вообще отменить и заменить на основный православной культуры.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А астрономию на астрологию заменить)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну если вдруг сделают открытие которое позволит в физике создать Теорию Всего то это скорее всего включат в учебник.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Отчасти да. Далеко не все разделы физики, химии, геометрии и математики имеет смысл преподавать в школах.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ебать, и как вы опередили «смысл»??

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Субъективно.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, хорошо бы в соответствии с современными научными открытиями.

Автор поста оценил этот комментарий

Не точные науки, а то что идёт в школьной программе по точным и естественным наукам. Школа дичайше отстала от вузовской образовательной программы.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Пушкин, Лермонтов, частично Толстой и Булгаков вполне понятны детям среднего и старшего школьного возраста.

Автор поста оценил этот комментарий

И не только.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Сын в 1 классе, нам повезло с учительницей, она как раз задает для внекласного чтения и Драгунского, и Носова, и Милна. Сын читает, куда деваться, а по своей воле бы не стал. В параллельных классах, причем, столько дополнительно не задают, они там только по учебникам занимаются. Программа сейчас, я так понимаю, единая - Школа России. И отзываются о ней не очень лестно, в том плане, что по сравнению с другими планка знаний занижена.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Когда пять лет назад у двух моих коллег дети в первый класс пошли, они каждый день обсуждали школу. В обеих школах была одна и та же программа. Но подход абсолютно разный. Так что очень много зависит от самой школы и учителя.
1
Автор поста оценил этот комментарий
От учителя зависит многое, у младшего сына тоже много внекласного чтения и один урок в неделю они посвящают именно ему - делятся впечатлениями, зачитывают отрывки (уже 3 класс, но началось с 1), а у подруги дочь в классе где не успевают вобще ничего прочитать и дома дочитывают программу.
8
Автор поста оценил этот комментарий
А мы никогда не успевали школьную пройти что уж там про внеклассное говорить. Учитель кроме классики ничего не знала, даже ВК не читала (скукотища имхо, но чуть веселее войны и мира).
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ВК - скукотища?!... 0_0

Автор поста оценил этот комментарий
ВК?
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Властелин колец
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да у нас чего ни коснись законы снипы правила блять все и везде со времён СССР. Кое где чего то поправили остальное похуй. Только законы для укрепления власти штампуют.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку