По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

В 1930-е годы стали появляться сверхмощные авиационные силовые агрегаты, способные развивать более 1000 л.с. Под эти моторы авиаконструкторы начали разработку самолётов. Первые машины начали появляться в середине 30-х, их можно было считать самолётами нового поколения, или «новой волны», как они назывались в то время. Все эти летательные аппараты имели несколько общих черт — конструкцию типа свободнонесущий моноплан, убирающееся шасси, закрывающуюся кабину пилота. Ярким представителем этой «новой волны» стал хорошо известный Messerschmitt Bf.109. Параллельно с работами в Германии разработка новых истребителей начались и в других развитых промышленных странах, в том числе и во Франции.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

«Моран» и «Мессер» Bf.109F-2


Работы начались с технического задания, которое было подготовлено Министерством авиации Франции в конце 1935 года. По этому заданию во Франции провели конкурс, на который вышло сразу шесть боевых машин: Bloch MB.150, Bleriot-SPAD S.710, Loire 250, Nieuport Ni.160, Dewoitine D.513 и Morane-Saulnier MS.405. «Блох» и «Луар» со звездообразными моторами несли по две 20-мм пушки в крыле, а на остальных стояли рядные V-образные двигатели с пушкой, стреляющей через втулку винта. Из всех проектов MS.405 был, пожалуй, самым консервативным. Его главный конструктор Поль-Рене Готье использовал смешанную конструкцию, отойдя от привычной для фирмы схемы моноплана-парасоля, сделав крыло низкорасположенным. Почти весь каркас самолета выполнялся из дюралевых профилей и стальных труб, а обшивка крыла и передней части фюзеляжа изготовлялась из материала «Плимакс» — фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом. Задняя часть фюзеляжа и отклоняемые поверхности имели обшивку из пропитанного полотна. Такая смешанная конструкция была прекрасно освоенной на авиазаводах, что позволяло начать массовый выпуск машины без серьёзных переоборудований, а значит и без чрезмерных задержек и затрат. Сходным образом в свою очередь поступил и британец Сидней Кэмм, проектируя истребитель Hawker Hurricane.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Morane-Saulnier M.S.406C-1 и Hawker Hurricane Mk.I


Первый прототип M.S.405 №01 построили летом 1935-го и 8 августа летчик М. Детройя совершил на нем первый полет. На самолете стояло временное неубирающееся шасси (ниши для укладки колес зашили). После нескольких полетов колеса сделали убирающимися, поставили радио и вооружение с крыльевыми наплывами на передней кромке. В декабре начался второй этап испытаний. В ходе них на M.S.405 установили винт изменяемого шага «Ратье», приводимого в действие двухлопастной крыльчаткой на коке, соосной с основным винтом. В таком виде истребитель отправился в испытательный центр ВВС, в том числе и для сравнения с прототипами от других производителей. Из всех образцов военные выбрали два — «Моран-Солнье» и «Ньюпор», однако последний вскоре выбыл из гонки из-за постоянных аварий и поломок. Соперников у M.S.405 не осталось. Военные испытатели отметили прочность и надежность самолета, хорошую управляемость и прекрасное поведение на пикировании — он свободно разгонялся до 730 км/ч. Существенным недостатком машины явилась неустойчивость по крену при планировании с выключенным мотором, хотя в целом на малых скоростях самолет вел себя отлично. На полигоне в Казо отстреляли вооружение с оценкой «удовлетворительно». Затем истребитель отправили на доработку, где для повышения устойчивости увеличили поперечное V крыла.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Первый прототип M.S.405 №01


Летом 1937-го «Моран-Солнье» получили заказ на установочную серию из 16 самолетов. В это время начались испытания второго опытного экземпляра, доработанного с учетом полученных ранее результатов. На нем стоял мотор «Испано-Сюиза» 12Ycrs с понижающим редуктором и винт большего диаметра - 3 м. Из-за этого пришлось удлинить стойки шасси, изменив их крепление и увеличив колею. Вскоре двухшаговый винт «Ратье» сменили на автоматический «Испано-Сюиза» 27М. Эту машину преследовали неудачи. Она не столько летала, сколько ремонтировалась. В марте пилот врезался в столбик-указатель, в мае ее посадили, забыв выпустить шасси, а в июле летчик Рибьер потерял сознание на большой высоте из-за отказа кислородного оборудования и разбился. Однако и в этих обстоятельствах удалось выяснить, что смена двигателя и винта существенно улучшили характеристики самолета, его скорость поднялась до 482 км/ч. Ставка Готье на проверенные конструктивные решения пока оправдывалась — он выиграл у своих соперников время. В феврале 1938-го изготовили первые самолеты установочной серии. 15 истребителей предназначались для расширенных испытаний и различных экспериментов, а последний, шестнадцатый, должен был стать эталоном для большой серии.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Из-за большого количества внесённых в конструкцию изменений, новый истребитель был пущен в серию и принят на вооружение под новым обозначением — Morane-Saulnier M.S.406С-1. Первый заказ на серийное производство был размещён так же в 1938 году на государственном предприятии SNCAO в Нанте, и он состоял из 50 машин. Вслед за ним, в этом же году, был размещён заказ ещё на 80 машин. Далее последовал большой заказ, который был размещён на двух заводах: упомянутом выше SNCAO, и на заводе Morane-Saulnier. Хотели разместить заказ ещё на двух заводах, но потом от этой идеи отказались. Главной причиной, которая тормозила выпуск истребителей, стала нехватка силовых агрегатов. Для решения этой проблемы французы даже пытались организовать закупки моторов за границей (двигатели Hispano-Suiza 12Y по лицензии производились во многих странах мира, даже в СССР). Однако существенных поставок из-за границы добиться так и не удалось. Из Чехословакии, до её оккупации, было поставлено всего 80. СССР поставлять моторы Франции отказался, а Швейцария, с которой тоже договорились, так и не успела организовать выпуск двигателей до разгрома Франции. Но как бы там ни было, со временем все проблемы были устранены, и производство вышло на запланированные объёмы. Истребитель Morane-Saulnier M.S.406 производился до марта 1940 года. За период производства было выпущено 1098 машин. С этими показателями, до сегодняшнего дня, данный самолёт является самым массовым французским истребителем.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Конструктивно истребитель Morane-Saulnier M.S.406C-1 представлял собой свободнонесущий однодвигательный одноместный низкоплан с раскосным оперением. Длина самолёта — 8.13 м, высота — 2.71 м, размах крыла — 10.61 м, площадь крыла — 17,1 м². Масса пустого — 1893 кг, нормальная взлётная — 2470 кг. Фюзеляж имел в основе ферму из дюралевых труб, усиленную за кабиной многочисленными внутренними расчалками. Основу крыла составляли лонжероны и стрингеры, отклоняемые поверхности имели каркас из дюраля. Обшивка передней части фюзеляжа, крыльев и оперения — «Плимакс» (фанера с вклеенным тонким листом алюминия), задней же части фюзеляжа, элеронов и рулей — пропитанное лаками авиационное полотно. В носовой части фюзеляжа на мотораме из стальных труб находился двигатель и мотор-пушка. За противопожарной перегородкой мотора располагался непротектированный бензобак. За ним - пилотская кабина, прикрытая прозрачным фонарем со сдвижной назад средней секцией. Бронезащита летчика отсутствовала. За спинкой сиденья располагалась радиостанция. Ее штыревые антенны находились сверху (неподвижная) и снизу (складывающаяся назад). Стабилизатор соединялся с фюзеляжем верхними раскосами. Шасси, убирающееся с помощью гидропривода, — двухстоечное с колесами низкого давления, оснащенными пневматическими тормозами. В выпущенном положении главные опоры, подкрепленные довольно сложными ферменными подкосами, фиксировались пневмозамками. Хвост опирался на довольно старомодный костыль, не имевший колеса.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

В небо истребитель поднимал поршневой двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью 860 л.с. Винт — трёхлопатной, с автоматически изменяемым шагом Hispano-Suiza 27М. Максимальная скорость самолёта достигала 486 км/ч, крейсерская же составляла 320 км/ч. Практический потолок — 9850 м, скороподъёмность — 667 м/мин. Дальность — 900 км. Особенностью мотоустановки M.S.406 был полуубирающийся водяной радиатор, располагавшийся в нижней части моторной секции. Он мог частично втягиваться в фюзеляж, улучшая аэродинамику машины, либо наоборот выдвигаться, когда требовалось улучшить охлаждение. Маслорадиатор же был вписан в обводы капота и находился под коком винта.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Вооружение самолёта на момент его создания считалось достаточно мощным. Оно состояло из 20 мм мотор-пушки Hispano-Suiza HS.404 с боезапасом 60 снарядов и пары крыльевых 7.5 мм пулемётов MAC 1934. Расположение пушки позволяло вести огонь через втулку винта, что повышало её точность (по сравнению с установкой в крыле) и не вело к снижению скорострельности (из-за синхронизатора, необходимого для стрельбы через винт). Пушка имела скорострельность в 600-700 выст/мин (в зависимости от типа снаряда), начальную скорость снаряда 840-880 м/с и прицельную дальность в 400 м. Бронебойный снаряд пробивал 24 мм стальной брони, а бронебойно-зажигательный — 18 мм. Пулемёты же имели внушительную скорострельность 1450 выст/мин и начальную скорость пули 830 м/с. Пулемёты имели магазинное питание в виде барабанов, располагавшихся над пулеметами и спрятанными под наплывами крыла. Точек крепления подвесного вооружения либо сбрасываемых топливных баков самолёт не имел.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Перед войной, во многих странах мира внедрение в войска новых моделей самолётов тормозилось сложностью с переучиванием лётчиков, привыкших летать на старых машинах. С Мораном такой проблемы не было. Этот истребитель французские лётчики настолько легко осваивали, что даже не потребовалось создавать учебные машины. Самолёты имели малую нагрузку на крыло, благодаря этому у них была очень хорошая манёвренность на горизонталях. Кроме этого M.S.406 имел низкую посадочную скорость. Однако были у машины и существенные недостатки. На ней отмечался перегрев двигателя: для того чтобы развить скорость 450 км/час и более, нужно было втянуть радиатор в фюзеляж, а это, в свою очередь, существенно снижало эффективность охлаждения. Из других конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, лётчики отмечали самопроизвольный выпуск шасси и радиатора в ходе выполнения фигур высшего пилотажа. На больших высотах случалось замерзание пулемётов, из-за чего они переставали стрелять. Сами пулемёты критиковались за недостаточный боезапас из-за магазинного питания. Не было у самолётов и бронеспинок. Однако этот недостаток устраняли сами лётчики в полевых условиях.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

В сентябре 1939 года началось вторжение Германии в Польшу. В ответ на это Франция объявила войну Германии, началась «Странная война». В это время в составе французской авиации находилось 557 Моранов. В ходе этого этапа боевых действий, воздушные бои происходили редко. Но даже в тех немногочисленных стычках между немецкими и французскими самолётами стало ясно, что M.S.406 — устаревшие машины и противодействия немецким Мессершмиттам оказать не могут. В это время основным истребителем Люфтваффе являлся Bf.109E, оснащённый двигателем Daimler-Benz DB 601A, мощностью 1000 л. с. С этими силовыми агрегатами немецкие боевые машины имели максимальную скорость, большую, чем у французов на 75-80 км/ч. Кроме этого Мессеры имели лучшую скороподъёмность. Таким образом, практически любой воздушный бой между французским и немецким истребителем заканчивался однозначно. С бомбардировщиками у Моранов было получше. Правда, не со всеми — Dornier Do.17, имевший скорость 410 км/ч, частенько мог от Морана просто уйти. Тут сказывался перегрев мотора на высоких скоростях. Всего за время «Странной войны» Франция потеряла 14 M.S.406.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

M.S.406C-1 ВВС Франции


На момент начала активных боевых действий против Германии, в мае 1940 года, в частях находилось порядка 800 боевых машин; всего, вместе с теми самолетами, которые находились в резерве, на 1 мая 1940 года во Франции насчитывалось 1070 истребителей. Несмотря на все недостатки, опытные французские пилоты могли на Моранах добиться значительных успехов. Так, 8 июня 1940 года, в бою против 11-и Messerschmitt Bf.109Е, лётчики эскадрильи GCI/2 сумели сбить сразу 9 немецких самолётов, потеряв при этом всего 2. Ещё один удачный бой Моранов, который вошёл в исторические анналы, состоялся, ранее, 13 мая 1940 года. Шесть M.S.406 сумели сбить столько же двухмоторных немецких истребителей Messerschmitt Bf.110, не потеряв при этом ни одного своего. Резюмируя опыт боевого применения во Французских ВВС, можно сказать, что именно эти истребители доставили Люфтваффе наибольшие проблемы, правда, не из-за своих технических характеристик, а из-за своей многочисленности. На счету Моранов числится треть всех сбитых немецких самолётов в ходе завоевания Франции.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост
По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Двухмоторный Bf.110 - великан по сравнению с M.S.406


После разгрома Франции на территории, контролируемой правительством Виши, осталось четыре сотни Моранов. Однако, по договору с Гитлером, Франция должна была кардинально сократить свои ВВС. Таким образом, истребители стали выводиться из состава строевых частей и частично переделываться по стандартам M.S.410 (новая модификация истребителя с неубираемым радиатором, усиленным крылом с установкой четырёх пулемётов с подогревом, более обтекаемым фонарём кабины и реактивными выхлопными патрубками).

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

M.S.410 ВВС Финляндии


Если во Франции Мораны были выведены из состава ВВС, то те, которые находились в колониях и не подпадали под санкции, продолжали нести службу, и поучаствовали в боевых действиях. В конце 1940 года Сиам (современный Таиланд) решил отхватить часть колоний уже разгромленной Франции в Индокитае. В это время на вооружении ВВС Таиланда стояли американские истребители Curtiss H.75N Hawk. Между этими самолётами был зафиксирован один воздушный бой, правда, с неясным результатом. По утверждению Таиландцев им удалось сбить 2 французских истребителя, но французы эти данные отрицают. Повоевать M.S.406 пришлось и в Сирии, и в Ливане, и на Мадагаскаре. В конце 1942 года Германия полностью оккупировала Францию. В это время в качестве трофеев им досталось всего 40 М.S.406. Большинство этих машин было передано Хорватии и несколько штук — в немецкие учебные части.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Кроме Франции, гораздо дольше Мораны служили в ВВС иностранных государств. 45 самолётов было поставлено в Турцию, где они прослужили до начала 50-х годов. Ещё 20 машин были поставлены в Болгарию, где они могли теоретически участвовать в боях, однако данных об их боевом применении в Болгарских ВВС история не сохранила. Но самое большое представительство Моранов было в Швейцарии. Эта горная страна купила лицензию на производство французских машин и наладила их выпуск. В Швейцарии производилась модификация Morane-Saulnier M.S.406Н. Главным отличием швейцарских Моранов от французских было иное вооружение. На самолётах стояли пулемёты собственного производства калибром 7.49 мм. В Швейцарии машина получила название EFW (DoFlug) D-3800. Оригинальная машина активно производилась только в 1940 году, за этот год было построено 82 истребителя. Осенью 1940 года машина подверглась глубокой модернизации, на неё был установлен новый двигатель «3aypep» НS-51, развивавший мощность 1060 л. с. Кроме этого, у неё усилили фюзеляж, установили стационарный радиатор, позволивший забыть о проблемах с перегревом мотора из-за убирающегося узла, и поставили кабину с бронестеклом. Данный самолёт сумел достичь максимальной скорости 523 км/ч. Новая машина получила название EFW (DoFlug) D-3801 и до конца 1943 года было построено 110 таких истребителей. После этого был год перерыва в производстве, за который швейцарцы хотели найти более современный самолёт для своих ВВС. Но так как война шла полным ходом, и такой важный ресурс никто продавать не собирался, швейцарцы вынуждены были возобновить производство лицензионных Моранов, и до конца войны их было построено ещё 97 экземпляров. После окончания Второй Мировой Войны часть D-3800 ВВС Швейцарии были переведены в учебные части, а часть была переоборудована в штурмовики. На самолётах появились подкрыльевые пилоны для неуправляемых ракет и новая американская радиостанция. В таком виде самолёты прослужили вплоть до 1959 года.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Швейцарский D-3801


Финляндия, в отличие от Швейцарии, не выпускала Мораны по лицензии, зато именно тут у них была бурная боевая жизнь, уступающая только таковой во Франции. Поставки истребителей началась ещё в 1939 году во время Зимней войны, тогда французы поставили финнам 50 машин. Боевые действия они начали практически сразу, уже в феврале 1940 года. В ходе боёв с советскими самолётами финским пилотам удалось сбить 14 боевых машин, в основном устаревших ТБ-3. При этом ни один Моран финнами потерян не был. В 1941 году в Финляндию уже Германия поставила дополнительно 27 трофейных французских истребителей. Самолёты из Германии поставлялись уже модернизированными, на них ставилось хвостовое колесо, дополнительное бронирование и некоторое иное немецкое оборудование. Последнюю поставку из 30-и Моранов совершило уже правительство Виши вначале 1942 года.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

В этом же, 1942 году, стало ясно, что истребители уже не соответствуют требованиям времени и финны приняли решение провести модернизацию своих самолётов по немецкому образцу. В ходе этих работ кроме вышеописанных операций на машины устанавливали ещё и советские 1100-сильные двигатели М-105П. Эти силовые агрегаты являлись доработанными в СССР лицензионными моторами Hispano-Suiza 12Y, поэтому на Мораны они ставились сравнительно свободно. Двигатели появились в Финляндии со сбитых советских самолетов, которые они бережно восстановили. Истребители с этими двигателями получили название Mörkö Moraani ("Моран-оборотень"). Кроме нового силового агрегата на «Оборотни» устанавливалось ещё и более мощное вооружение: менялись пулемёты в крыльях, в развале цилиндров двигателя ставилась 20 мм немецкая авиапушка MG 151/20, а иногда и трофейный советский 12.7-мм пулемёт УБ. Самолёты в ВВС Финляндии стояли на вооружении и после войны, последние были списаны только в 1948 году.

По обе стороны Оси. Morane-Saulnier M.S.406C-1 Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Авиамоделизм, Хобби, Миниатюра, Своими руками, Рукоделие без процесса, Авиация, История, Самолет, Вторая мировая война, Масштабная модель, Коллекция, Коллекционирование, Истребитель, Франция, Финляндия, Видео, Длиннопост

Mörkö Moraani


Таким образом, хотя формально M.S.406 и являлся представителем «новой волны», до лучших её представителей он существенно не дотягивал, являясь, де-факто, переходной моделью. Во Франции к началу Второй Мировой существовали намного более совершенные истребители, но их было слишком мало, чтобы сместить равновесие в свою сторону. А Моран оказался массовым как раз в силу своей хорошо отработанной, консервативной смешанной конструкции. Однако в нём был заложен немалый потенциал совершенствования. Как показал опыт доработки M.S.406 как во Франции, так и в других странах, после исправления основных конструктивных дефектов, он вполне был боеспособен и в 1942, и в 1943 годах. Следует отметить, что этот самолёт оказался одним из немногих, что повоевали как против Стран Оси, так и в составе их ВВС, притом не в единичных экземплярах, а довольно массово и длительно.

Представлена модель Morane-Saulnier M.S.406C-1 из состава 1/LeLv 14 ВВС Финляндии, пилот — младший лейтенант Куллерво Виртанен. Тииксярви, июль 1943 года. Модель фирмы Hobby Boss, масштаб 1/72.


Обзор модели, а также подробный отчёт по сборке и покраске смотрите тут:

Morane-Saulnier M.S.406C-1 (1/72 Hobby Boss). Заметки по сборке


При написании статьи использованы материалы:

Рабочая лошадка Французских ВВС. Morane-Saulnier MS 406 - Альтернативная История (alternathistory.com)

Morane-Saulnier MS.405 (airwar.ru)

Morane-Saulnier MS.406 (airwar.ru)

Morane-Saulnier MS.406 — Википедия (wikipedia.org)


На этом пока всё, но следующий на очереди более прогрессивный, но менее удачный французский самолёт! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K постов9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).