По Дороге Жизни (Люда, 2 года, Ленинград)

Уважаемые читатели, я очень не хотел. Книга "Война девочки Саши" стоила мне нервов и бессонных ночей. До сих пор выступаю с ней, читаю рассказы и голос подводит. Зарекся возвращаться к этой теме. Но мне звонят, пишут, предлагают новые истории. Кто, если не я?Короче, вторая книга будет. Мой новый соавтор - Богдана Потехина. Рассказы о её бабушках вошли в первую книгу почти без изменений. Талантливая девушка, энтузиаст. Рождение второй книги - во многом и её заслуга. Для начала - маленький отрывок.


Люда (2 года, Ленинград)
У мамы была медаль «За оборону Ленинграда». А получило она её так. Они вечером ходили отрядом по улицам и сбрасывали с крыш зажигательные бомбы. Мама забиралась на крышу, чтоб сбросить бомбу. А дождь прошёл, крыша мокрая, железо холодное. Держится за стойку, думает, куда ногу поставить. А нога соскальзывает все время, мамина рука занемела, вот-вот упадет. Надо перехватиться. Вот и железка какая-то удобная. Мама голову поднимает, а там написано «Не трогай – убьёт!» Думает – упаду и умру, схвачусь за железку - убьёт. Плюнула и полезла. Не убило, наверное где-то осколком провод перебило.

Около дома стоял Могилевский мост. Он был деревянный, в него попала бомба и он горел. Выбило нам все стекла, слетел балкон. Так мы окна забили подушками. Все в кухню перебрались. Там было теплее всего. Там была плита, мы топили мебелью, книгами, газетами. Когда бомба попала в мост – ходили собирать обломки. Доски обгорелые, щепки. Мама расстраивалась, что не было сил утащить большое бревно, что лежало прямо поперёк улицы. Но один раз пошли за щепками к мосту, а там охрана. Прогнали нас.


Расплодились крысы. Мама их боялась. Она не за себя боялась, она думала, что крысы меня съедят. Они очень голодные были и наглые, людей за опасность не считали. Заходит мама в комнату, а на пианино сидит крыса. Мама схватила какую-то палку, стучит по крышке, а крыса не боится. Смотрит прямо в глаза. Нагло. Мама толкнула её кончиком палки, та как запищит! Громко, противно! И зубы показывает. Мама боялась очень. Крысы облюбовали чердак, носились там, как табун лошадей. Гремели чем-то по ночам. А в потолке прогрызли дырку и спускались к нам. Зачем спускались – непонятно. У нас совсем есть нечего было. Может в комнатах теплее, чем на чердаке.


Пропала в доме вода. На всей улице пропала, наверное, бомба попала в какую-то важную трубу. А напротив, через канал, вода была. В колонке возле дома. Мама перебиралась по обломкам моста. У неё было красивое ведро с цветами. К колонке стояла огромная очередь за водой. Мама боялась нас надолго оставлять. Говорила, что из этого дома, рядом с которым колонка была. Таких без очереди пускали. Но её по ведру быстро запомнили, пригрозили, что побьют, если ещё раз без очереди полезет.


23 февраля 1943 года Нас эвакуировали по Дороге Жизни. Мама была со мной в кабине, на руках держала брата, а Таня – в кузове. Мама одной рукой обнимала меня и брата, а вторую высунула и держала за рукав Таню. Холодно, ледяной ветер навстречу, но она за всю дорогу так и не отпустила танин рукав. У неё потом эта рука болела, кожу обморозила. Машины шли широким веером, чтоб в них тяжелее было попасть. Немцы бомбили сильно. Впереди машина ехала, так ушла под воду, в воронку. А наш водитель зубы сжал, не сбавляя скорости, крутанул руль, мы объехали опасное место. Там люди кричали ещё, но никто не останавливался. Потому что, если остановиться, то и в нашу машину бомба попала бы.
Павел Гушинец (DoktorLobanov)Авторская группа https://vk.com/public139245478

По Дороге Жизни (Люда, 2 года, Ленинград) Великая Отечественная война, Ленинград, Блокада, Длиннопост
По Дороге Жизни (Люда, 2 года, Ленинград) Великая Отечественная война, Ленинград, Блокада, Длиннопост
По Дороге Жизни (Люда, 2 года, Ленинград) Великая Отечественная война, Ленинград, Блокада, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
59
Автор поста оценил этот комментарий
А мой дедушка водил те самые караваны с продовольствием и людьми по Дороге Жизни. Рассказывал, как проваливались машины под лёд, как их бомбили, как сам не раз оказывался в ледяной воде. Я тогда была маленькая, для меня эти рассказы были как сказки на ночь. Совсем не страшно. Только теперь понимаю, сколько горя за этим стоит.
раскрыть ветку (6)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Особенно с детьми...Одному ещё как то можно крутиться и морально не так тяжело, но я не представляю как это все переживали те, у кого один или несколько малышей, которых кормить не чем, холодно, и тд. Это пиздец полный...

раскрыть ветку (3)
28
Автор поста оценил этот комментарий
Читать о блокаде и войне стало намного страшнее, когда я стала мамой.
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Очень часто стала задумываться об этом, когда кормлю ребёнка или когда он кричит. До сих пор не понимаю как выкармливали грудных детей, когда самим есть нечего было и молоко пропадало, что делали чтобы ребёнок не кричал, когда немцы рядом. Страшное время было, очень.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Если не страшно узнать, то почитайте Светлану Алексеевич «У войны́ не же́нское лицо́»...

5
Автор поста оценил этот комментарий

и мой, больше всего запомнилось, как он говорил, что на том берегу отдавали все продукты. Приехал однажды молодой водитель, пропустил ужин (на том берегу не кормили), дед угостил его парочкой сушеных рыб. Потом говорил, этот парень в Праге притащил деду коробку с шоколадом, за те пару рыбин на Ладоге.

Еще запомнилось, что дед говорил, что ездили всегда с открытой дверью, что если бомба падала перед машиной, то машина проста заезжала в полынью и все, водитель даже свернуть не успевал.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Да, с открытой дверью. Мой дедушка тоже об этом говорил.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку