Пляска ученых крыс
«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» - так назвал эту музыку Алексей Толстой.
Примитивный туповатый мотивчик возникает отдаленно и вначале похож на какую-то простенькую и жутковатую пляску, но со временем он трансформируется в сущего монстра, с оглушительным лязгом ползущего прямо на слушателя, топчя на своем пути все живое.
Слушать с 6:35 до 15:32
Оркестр MusicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис
Этот отрывок являтся так называемым эпизодом фашистского нашествия из 1 части 7 симфонии Дмитрия Шостаковича, (на видео вся симфония целиком).
Даже человек не особо разбирающийся в классической музыке легко сможет представить себе картину наступающей фашистской машины, настолько эта музыка образна и понятна.
Идею для написания эпизода фашистского нашествия Шостакович позаимствовал у своего коллеги Мориса Равеля.
Также, как и в равелевском "Болеро",
https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036
Шостакович в этом эпизоде использовал всего лишь одну мелодию - вот она - тема фашистского нашествия:
Тема эта повторяется в неизменном виде 12 раз, обрастая всё новыми голосами, раскрывая все свои зловещие стороны. Все это время ее (также, как и в "Болеро") сопровождает барабанная дробь, один и тот же ритмический мотив.
Проследим за развитием монстра?
6:35 - сначала в тишине как бы издалека доносится еле слышная дробь барабана. Устанавливается автоматический ритм, не прекращающийся на всём протяжении этого страшного эпизода. На его фоне развивается странная мелодия - симметричная, отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы.
Поначалу ее звучание кажется безобидным. Играют здесь струнные (скрипки, альты) и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой и фагот. Пока еще очень тихо.
10:05. Тема проигрывается с 5 - 8 раз. Агрессивность в музыке начинает нарастать. Появляются медные духовые инструменты. Музыка приобретает всё более жестокий, "звериный" облик. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма...
12:52 (на 9 раз) тема достигает устрашающей звучности fortissimo. Восемь валторн в унисон прорезают грохот и лязганье оркестра "первобытным рёвом".
13:35 - последние три проведения темы - напряжение в музыке достигает почти немыслимой силы. Здесь уже слышно все: и металлические взвизги, и разноголосица чуждой речи, и грохот мощной техники... Создается впечатление, что железное чудовище с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. Марш марионеток превратился в поступь механического монстра. Он торжествует! Fortissimo в финале вырастает до размеров цунами, звуковая мощь которого просто сносит с места. (В 14:13 кое что происходит с оркестром - находка дирижера!).
В постсоветское время тема трактовки 7 симфонии стала очень политизированной. Появилась информация о том, что музыку эпизода фашистского нашествия Шостакович написал еще в 1937 году и что для него эта музыка олицетворяла сталинский режим.
Как бы там ни было, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Во время премьеры, несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Чувства людей - вот что важнее всего!
Во время исполнения симфония транслировалась по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели... Они-то считали, что город мёртвый.
После войны двое туристов из ГДР разыскали дирижера тогдашнего концерта - Карла Элиасберга - и признались ему: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".
Лига Оркестровой Музыки
275 постов1.3K подписчиков
Правила сообщества
1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.
2.Не заливать посты не по теме Лиги.
3.Чистое звучание произведений.
4.Не спамить.