Плоский штопор на F-14

Кадры штопорных испытаний самолёта F-14. Самолёт на видео попал в самый злобный вид штопора - плоский, из которого не вышел. Экипаж катапультировался на высоте 5000 м.

Под видео самый топовый комментарий от бывшего пилота Thomas McKee. Полный текст на английском - под роликом, я тут переведу основные пару абзацев:


F-14A - самолёт защищённый от штопора. Такая точка зрения существовала до того момента, как самолёт стал проходить испытания на подтверждения характеристик на малых скоростях и больших углах атаки.


Также, к моменту начала этих испытаний не было известно, что двигатель Пратт Уиттни TF-30, стоявший на F-14A (возможно, самое худшее в истории авиации сочетание  планера и двигателя), приспособленный для высоких скоростей полёта, характерных при выполнении перехватов был абсолютно неподходящим для условий маневренного воздушного боя на малых скоростях и больших углах атаки, особенно при отклонённых рулях направления, создававших более или менее заметное скольжение. В таких обстоятельствах TF-30 был подвержен помпажу компрессора из-за нарушения равномерности воздушного потока на входе в двигатель. Эта особенность становилась смертельной, когда двигатели работали на режиме полного форсажа - типичного для маневренного воздушного боя. Из-за разнесённых между собой на три метра (9 футов) двигателей возникающая ассиметрия тяги (двигатели не помпажировали строго одновременно) увеличивала скольжение и вводила самолёт в плоский штопор, из которого самолёт не выводился.


В виду того, что экипаж самолёта во время испытательного полёта не знал об этой особенности самолёта, привязные ремни лётчиков не были должным образом затянуты. Когда самолёт вошёл в плоский штопор, высокие отрицательные продольные перегрузки заставили пилотов повиснуть на ремнях, не давая им возможности дотянуться до ручек катапультирования, расположенных на заголовниках катапультных кресел. По мере потери высоты и с ростом плотности воздуха самолёт немного опустил нос и замедлил вращение, что позволило оператору систем вооружения, который сидел ближе к центру масс самолёта и в целом испытывал несколько меньшие, чем пилот на переднем кресле, продольные перегрузки, дотянуться до ручек катапультирования и произвести катапультирование.


Ну вы поняли, да, все кто смотрел Top Gun, что инцидент с гибелью Гуся вполне себе корректен в рамках художественного фильма и эта особенность самолёта показана там вполне вменяемо.


Авиация и Техника

9.3K пост17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
299
Автор поста оценил этот комментарий

Не вводить F14 в плоский штопор

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (57)
53
Автор поста оценил этот комментарий

Ты его сначала на авианосец посади, а уж потом всякое записывай.

раскрыть ветку (3)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Пфффф....

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ненавидел эту игру, всегда либо полетал мимо, либо врезался в авианосец
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ооо как знакомо! Меня пока брат не научил садиться, я после выполнения миссии только и разбирался. Столько нервов было потрачено! Но когда я научился садится на палубу! Я мог с друзьями разговаривать как герой нескольких войн)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
В чем проблема? Руды на форсаж, и крен русом лево-вниз 30 градусов. Но это не точно. Можно и 45.
раскрыть ветку (45)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Какую ветку в WarThunder качаешь?
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

как раз америку)

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

А что там есть тоже сваливание? Пока на винтовых только летаю

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В сим боях есть
1
Автор поста оценил этот комментарий
@seunkind,@Agonist38, сваливание есть не только в симуляторном, но и в реалистичном и даже в аркадном. Главное не путать штопор и его предшевственника - сваливание. Вот туда инструктор и старается не дать загнать самолёт. Нюанс в том, что при нарушении баланса аэродинамических сил, действующих на самолёт, начнется их дисбаланс и ввод самолёта в штопор и это вопросы, один из которых - вопрос разницы потери подъемной силы в одном месте( в нашем случае в РБ и АБ за счёт воздействия внешних сил - повреждений в виде снарядов, пуль и т.д. ) и эффективности управляемых поверхностей в противоположном, которые могут быть использованы для восстановления баланса в том случае, при котором потеря подъемной силы, к примеру, на левом крыле, должна будет быть меньше приросту подъемной силы за счёт отклонения, к тому же примеру, элеронов.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы не из разрабов будите?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Я тот, кто получил профессию гражданского пилота, начав играть в Вар Сандер ( Все говорят "Тандер" но это неверно, ибо "Thunder", читается как "Сандер", в переводе с англ. - гром. Выходит игра называется "Гром Войны" ) на втором курсе академии, когда он только-только вышел. Тогда даже танков не было и картинок в меню модификации техники. Ох помню как ИС4М нагибал все подряд, помню как леопарду первому куммулятивы дали, тоже все было согнуто там, где он проезжал. Был просто список вместо картинок в модификациях ))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже в тундре с мамолетов еще, эх было время, сейчас все через ж.
Автор поста оценил этот комментарий
Смотря какой режим. Если симуляторный, то инструктор вырубается и ты летаешь без него. А он не дает тебе ручку перетянуть во время маневров, и не дает делать других критических ошибок.
можно его отключить и в рб.
попробуй ради интереса без него, увидишь разницу моментально.
26
Автор поста оценил этот комментарий
Все бы ничего, но поток воздуха в воздухозаборники не обеспечивает возможность форсажа, движки тупо заглохнут, турбина перестанет вращаться с должной скоростью и вырубит к хуя свинячим всю гидравлику. И попробуй, сидя не в самом удобном положении в эдаком аналоге центрифуги, силами рук или ног выровнять машину массой овердохуя тонн. Такие простые, я аж умиляюсь...
раскрыть ветку (12)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Хммм... а почему бы тогда не спроектировать возлухозаборники так, чтобы в случае штопора воздух мог попадать в них как спереди, так и снизу...?
раскрыть ветку (5)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что такой воздухозаборник может повлиять на ТТХ судна, проще и дешевле предотвратить само возникновение сваливания чем проектировать и вводить системы по выводу из него.

раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, дружище. А то в узкоспециализированных темах уже нубо вопрос задать страшно: в ответ только сарказм и минуса. Как будто блять все должны знать всё на свете.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Вот ведь дауны конструкторы. До такой очевидной вещи не додумались.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я такого не говорил.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Двигатель потом нормальный поставили, которому все хватало для работы во всем диапазоне скоростей и углов атаки
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Не знаю, на f14 не пробовал, врать не буду.
раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Так сказал, будто вот на всем пробовал, а вот F14 тебя стороной обошел. Я тут не про игрушечки говорю, где твое максимальное усилие- это кнопочку на джойстике или клаве нажать. Я говорю про реальную машину
раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да я и не спорю. В симуляторах этих всяких попробовал на всем. Даже специально сваливал. В реале конечно нет.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Пришли ссылки на симуляторы. Тоже попробую.
раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А давай я тоже попробую прислать названия, а дальше ты, уважаемый, попробуешь погуглить. Судя по техническому складу ума и судя по изначальному запросу, для затравки подойдет F-22 retaliator.
Ссылку по запросу прилагаю.
https://www.google.com/search?q=f22%20retaliator&amp%3Ba...:

Если без шуток, с него я и начинал увлечение авиацией...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ваш юмор оценен по достоинству. Полючите +1 к карме и +1000 к благодорнасти)))
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, вроде для выхода из штопора сначала тягу наоборот нужно прибрать. Да и крен вроде как не РУСом, а в первую очередь педалями делается, и не "лево-вниз", а исходя из направления вращения самолета в штопоре - в противоход, а РУС так вообще нужно отклонить немного от себя.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Крен - педалями ????

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
На некоторых самолетах на больших углах атаки элероны теряют эффективность и управление по крену становится эфыективным только педалями и рулями направления. Об этой особенности ранних МиГ-29 упоминал Гарнаев в своей книге Аэроузел.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
А вот за книгу-спасибо.
Автор поста оценил этот комментарий

Мой косяк, когда отвечал, перепечатал на автомате. Не крен, а рысканье.

Автор поста оценил этот комментарий
Зависит от вида штопора, типа самолёта, его конфигурации - массы, центровки, внешних подвесок, положения шасси, механизации и крыла.
МиГ-23 в свое время подкинул задач испытателям и инженерам. Потому что ранние версии срывались ой как охотно, часто переходя в плоский штопор, а вот выходили -не особо. При одной конфигурации самолёта он вообще выводился при полностью взятой НА СЕБЯ РУС , при другой - при знакопеременных движениях РУС на себя - от себя в такт изменениям тангажа в штопоре.
Нет единого универсального метода для всех самолётов постановки органов управления для вывода из штопора . Есть принципы - остановить вращение, уменьшить угол атаки. А вот какими действиями это делать - зависит от конкретных условий
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Верю. Но везде РУСом работают от себя/на себя, а элероны в штопоре, насколько я знаю, трогать нельзя. А товарищ, которому я отвечал, вообще написал:

крен русом лево-вниз 30 градусов

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, как правило для большинства самолетов требуется строгая нейтраль в канале крена при выводе. Для этого, кстати, наносят белую полосу на приборную панель - чтобы пилот отдавая РУС от себя при выводе, прижимал её, РУС, к этой белой линии без непреднамеренных отклонений по крену
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Как я это вижу (ни разу не лётчик, опыт только в ил2) - тапку в пол по оси вращения самолета, нос чуток вниз, и полный газ
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, я вот ниразу так и не смог в ил2 так из штопра выйти ( можно поподробнее? Может научусь
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Общие рекомендации для Ил-2.
1. Газ убрать
2. РУС от себя по центру
3. Педаль против вращения.
4. При остановке врашения - педали нейтрально
5. Разогнать самолет в пикировании и аккуратно вывести в горизонтальный полет.

Эти общие рекомендации работают для большинства самолетов в Ил-2 по выводу из обычного прямого штопора.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо тебе огромное!
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А руду какую? Медную можно?

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

РУД - рукоятки управления двигателями

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Зануда
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Петросян
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Руд - ручка управления двигателем.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Рычаги же
раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А не рукоятка? Точно?
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Абсолютли. Только рычаги. Никаких рукояток!
раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Зануда в моей голове вещает, что рычаги на танке, или на тракторе. Откуда им в самолёте? Там даже если подумать, логично, не так много места в кабине, чтоб прям полноценный РЫЧАГ поставить. Не, конечно во многих самолетах один рычаг есть, но он не для двиглов, он для управления самолетом. Ну, там, право-лево, верх низ, стрелять с него кнопочка для удобства...
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC
Автор поста оценил этот комментарий
Не то, чтобы Википедии можно было безоговорочно верить, но тем не менее...
Автор поста оценил этот комментарий
Пристёгиваться же
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё не стоит на СУ-27 летя брюхом к звёздам сильно сбрасывать скорость, такой штопор будет даже веселее...
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку