Плоский штопор на F-14

Кадры штопорных испытаний самолёта F-14. Самолёт на видео попал в самый злобный вид штопора - плоский, из которого не вышел. Экипаж катапультировался на высоте 5000 м.

Под видео самый топовый комментарий от бывшего пилота Thomas McKee. Полный текст на английском - под роликом, я тут переведу основные пару абзацев:


F-14A - самолёт защищённый от штопора. Такая точка зрения существовала до того момента, как самолёт стал проходить испытания на подтверждения характеристик на малых скоростях и больших углах атаки.


Также, к моменту начала этих испытаний не было известно, что двигатель Пратт Уиттни TF-30, стоявший на F-14A (возможно, самое худшее в истории авиации сочетание  планера и двигателя), приспособленный для высоких скоростей полёта, характерных при выполнении перехватов был абсолютно неподходящим для условий маневренного воздушного боя на малых скоростях и больших углах атаки, особенно при отклонённых рулях направления, создававших более или менее заметное скольжение. В таких обстоятельствах TF-30 был подвержен помпажу компрессора из-за нарушения равномерности воздушного потока на входе в двигатель. Эта особенность становилась смертельной, когда двигатели работали на режиме полного форсажа - типичного для маневренного воздушного боя. Из-за разнесённых между собой на три метра (9 футов) двигателей возникающая ассиметрия тяги (двигатели не помпажировали строго одновременно) увеличивала скольжение и вводила самолёт в плоский штопор, из которого самолёт не выводился.


В виду того, что экипаж самолёта во время испытательного полёта не знал об этой особенности самолёта, привязные ремни лётчиков не были должным образом затянуты. Когда самолёт вошёл в плоский штопор, высокие отрицательные продольные перегрузки заставили пилотов повиснуть на ремнях, не давая им возможности дотянуться до ручек катапультирования, расположенных на заголовниках катапультных кресел. По мере потери высоты и с ростом плотности воздуха самолёт немного опустил нос и замедлил вращение, что позволило оператору систем вооружения, который сидел ближе к центру масс самолёта и в целом испытывал несколько меньшие, чем пилот на переднем кресле, продольные перегрузки, дотянуться до ручек катапультирования и произвести катапультирование.


Ну вы поняли, да, все кто смотрел Top Gun, что инцидент с гибелью Гуся вполне себе корректен в рамках художественного фильма и эта особенность самолёта показана там вполне вменяемо.


Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я прошу прощения за безграмотность. Но реально ли оборудовать диспетчера кнопкой дистанционного катапультирования? Просто слышал, что пилоты вполне себе могут доложить о бедствии, но физической возможности дотянуться до кнопки у них нет, зато могут вести переговоры. Если мысль бредовая, пожалуйста, объясните почему. Если нет, то давайте патентовать идею )
раскрыть ветку (13)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Решение должно оставаться за лётчиком, т.к. только он видит ситуацию изнутри. Только он знает, когда и куда ему лучше прыгать, бросая машину. И стоит ли прыгать вообще.

Вот прикинь: сорвался ты такой окда, штопоришь. Доложил диспетчеру, а сам движки приглушил и педалями-ручками всякие балетные pas выделываешь, как учили выводить из штопора. Запас по высоте хоть небольшой, но есть. И вдруг в тот момент, когда твой летак начинает снова тебя слушаться, диспетчер, встревоженный твоим молчанием в эфире, решит, что у тебя большие проблемы, и сделает как господин Уэф с ненужным ему Скрипачом: "Я его скатапультировал! Я на капу нажал – он улетел..."

И тут уже не факт, что ты приземлишься там, где тебя оперативно смогут подобрать эцилоппы.

Или вот ты на отказном самолёте выполняешь свой последний манёвр, чтобы увести его от домов или какого-нибудь химзавода, а тут вдруг тебя попросили на выход. Некрасиво получится: жертвовал собой ты и погибнуть должен был тоже только ты, а получилось, что померли все, кроме тебя.

Может случиться, что на "капу" нажмут слишком рано или слишком поздно.

Может случиться что "капу" просто нажмут для прикола: ну проверить, работает она или нет. Или просто ошибке.

Может получиться, что тебя выкинут из самолёта, когда тот находится в таком сочетании высоты, скорости, перегрузки и пространственного положения, что тебя или зашвырнёт обратно в кабину, или размозжит тебе что-нибудь важное об борт/крыло/остекление, или затянет в воздухозаборник – в любом случае весело не будет. Вернуться на землю еле живым, может, и сможешь, но уже на земле издохнешь или от болевого шока, или от травм, или по случаю приземления на голодного медведя.

Бывали в авиации и случаи, когда лётчики по приказу с земли покидали самолёты, а те продолжали летать сами по себе в самых непредсказуемых направлениях, в общем-то, неплохо себя чувствуя, пока не заканчивался керосин, вынуждая падать кому-нибудь на голову.

Короче, нахрен такие приключения.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Не-не, я имел в виду ситуацию, вроде большой перегрузки с невозможностью дотянуться до заветной кнопки, троса (у кого что) и обьявляешь диспетчеру об этом и просишь катапультировать.
раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я это и описал. На таких перегрузках, когда натурально плющит от навалившихся "единичек" и даже нет возможности потянуть ручку, катапультироваться опасно. Сколько этих случаев уже было – то башку чем-нибудь проломит вместе со шлемом, то ноги перебьёт, то пополам сломает. Не исключено, что и система спасения не сработает штатно.

Да и не факт, что на такой перегрузке лётчик сможет хотя бы пикнуть в эфир.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Довольно доходчиво, спасибо.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

а еще возможность внешнего воздействия на самолёт означает, что этой возможностью смогут воспользоваться противники. теоретически. а зачем нужна эта головная боль.

3
Автор поста оценил этот комментарий
А если потенциальный противник сможет хакнуть такую систему, то совсем уж весело станет в воздухе.
Автор поста оценил этот комментарий

вроде есть автоматическая система, которая при критической скорости приближения к земле на определенной высоте сама отстреливает кресло, даже если пилот без сознания.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я в этом не разбираюсь, но слышал про фигуры высшего пилотажа, некоторые из которых предполагают большое снижение высоты. Также я не физик, но мне кажется, что для удачного прыжка с парашютом, особенно при катапультировании (там по-моему пилот будет стремиться вниз с большей скоростью, нежели десантник/парашютист) есть необходимая высота, при которой парашют успевает замедлить падение до того уровня, когда возможно совершить приземление и не самовыпилиться.
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если противник сможет получить и расшифровать сигнал, то тольку от авиации ноль.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Да и сделать эту опцию отключаемой, скажем, на учениях как дополнительную меру безопасно для пилотов, а на боевых учениях, выключать.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Звучит логично, но на кой тогда нужны ребята, шифрующие сигналы связи?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Все можно взломать и расшифровать, было бы время

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я думаю, что против авиации уже существует высокотехнологичное оружие, а средства безопасности, которые можно принудительно отключать только могли бы спасти что-нибудь жизнь.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку