41

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином

 ибер-солдаты »ѕ–я (»нститута [ѕорчи] –усского языка) разродились на дн€х новым видео, предполагающим про€снить тЄмным русским люд€м разницу в пон€ти€х воин и солдат.

я сознательно использовал слово "кибер-солдаты", а не "кибер-воины", причина будет пон€тна далее по тексту.


’орошими, белыми, правильными они считают воинов. ¬оины, по их мнению, это такие специальные люди, которые сражаютс€ только за –одину и ќтечество, и, наверное, если и убивают, то только очень плохих других людей, которые были дурны собой и совершенно не умели готовить.

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином Ќаучпоп, »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык, јльтернативный русский, ƒлиннопост

» снова в строю непарные названи€ парных органов. —колько € уже на эту тему сказал... ƒобавлю ещЄ немножко.

≈сли бы русский человек и правда называл каждую часть своего тела каким-то своим, особым названием, то в €зыке не возникло бы такое €вление, как двойственное число. ≈му просто не было бы места - ведь не было бы предметов, которые надо им называть. ≈сть один предмет, и есть этих предметов много, всЄ. ќдна голова - много голов. ќдно дерево - много деревьев. ќдин правый берег - много разных правых берегов разных рек. ќдна лева€ рука, скажем, вќда или там сорока - много левых рук вќд или сорок.


Ќо двойственное число в древнерусском €зыке было, и это подтверждЄнный факт.


ќднако, и собственные названи€ дл€ правой и левой руки тоже были. Ќо были они более общими, чем просто названи€ми правой и левой руки. ƒесница и шуйца были скорее определени€ми направлени€. » были соответствующие им другие слова с теми же корн€ми - сесть одЄсную (т.е. по правую руку от), или фамили€ Ўуйский. » такое €вление присутствует только дл€ рук. ƒругие парные органы не оставили таких следов в €зыке.


“очно так же не оставили следов и все слова, приводимые »ѕ–я в качестве названий парных частей тела. Ќа поверку они оказываютс€ либо заимствовани€ми из разных €зыков, как ухо-"клок" (турецкий) или просто словами разного времени, как око и глаз или щека и ланита. »ли они и вовсе выдумывают очередное название. Ќапример, многострадальна€ (от них) лева€ рука в каком-то уроке называетс€ ƒолга, а в каком-то  улиба.


≈щЄ момент, с правым-левым. Ѕудь у русских чЄткие имена дл€ правой и левой ноги, не пришлось бы в старые времена наматывать рекрутам на ноги сено и солому, чтобы те не путали правую и левую ноги при ходьбе строем. Ќе было бы пресловутого "сено-солома", старшина просто командовал бы что-то вроде "баклажан-кабачок".

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином Ќаучпоп, »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык, јльтернативный русский, ƒлиннопост

ќ "строе по три" € уже говорил в обзоре про "аты-баты".


” слов "три" и "строить" совершенно разные основы. » совершенно разные закономерности изменени€ в слав€нских €зыках:

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином Ќаучпоп, »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык, јльтернативный русский, ƒлиннопост

¬ корне "строить" первое "с" - не приставленное, а изначальное, неотъемлемое от этого корн€. ѕоэтому со словами на "три" родственного там нет.

Ќе в тему и приведение в качестве аргумента выражени€ "срубить дом", которое и правда используетс€, если дом руб€т - то есть делают из бревна. ≈сли бы у нас глаголы зависели от материала, то тогда саманные мазанки бы лепили, но их стро€т или возвод€т. » дерев€нный дом-сруб тоже можно построить, это не будет противоречить нормам €зыка.

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином Ќаучпоп, »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык, јльтернативный русский, ƒлиннопост

 ажись, они там в »ѕ–я читают комментарии к моим обзорам. ѕока товарищ @Dizzy24 не упом€нул, что слово "солдат" родственно слову "сольдо", про солдата даже —ундаков дудел в ту же дуду, что это от очередного названи€ левой руки, причЄм только у нерусских и только у протестантов.


» € уверен, что они именно прочли комментарий. ѕотому что прочти они что-то посущественнее комментариев, то выводили бы не от слова "сольдо", а от слова solidus (византийский золотой, составл€вший 1/72 римского фунта, который весил 327,4 грамма золота). » уже от этого слова происход€т и сольдо, и солдат - буквально "получающий жалованье".


» почему никак не обыграли "строй по четыре" ? Ќе нашлось подход€щих слов и примеров, где бы что-то складывали по четыре, и получалось хуже, чем если сложить по три? »ли кибер-солдатам заплатили не так много, чтобы ещЄ и примеры искать да фантазию про€вл€ть?

ѕлох тот солдат, что не мечтает стать воином Ќаучпоп, »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык, јльтернативный русский, ƒлиннопост

ј из этого пр€мо-таки напрашиваетс€ вывод, что русскому человеку-воину и платить за службу не надо. ”читыва€, что этим ролик заканчиваетс€, то есть это последн€€ мысль, которую там выдают, то наверн€ка, именно ради неЄ всЄ затевалось. „то тут скажешь? "—крепно". ѕатриотично.

Ќайдены дубликаты

+15

  ј сегодн€ к нам приходил ротный. ѕостроил всех на "взлЄтке" и новый приказ ћинобороны зачитал. ƒескать, не солдаты мы теперь, но - воины, а значит, кормить-поить нас не надо, и денег тоже не дадут, даже на сигареты.

  ћы немного огорчились, даже чуть-чуть ротного поколотили, но он, сука, хитрый, сломанной рукой метнул в лампочку сапог, и вышел в закрытое окно.

  “ак мы, в общем, покумекали немного, собрали из трЄх  амј«ов один, но на ходу, и поехали по окрестным деревн€м - оброк собирать. «а защиту. »бо мы - воины земли русской! ј не херн€ кака€-нибудь там солдатска€. —ел€не, конечно, кто против был - пришлось повесить, остальным как урок, ну, зато сел€нок там же нахватали, дл€ нужд дивизии.

раскрыть ветку 2
0

„то-то знакомое - читал где-то, но не помню. ќткуда это?

раскрыть ветку 1
+4

  »з башки, экспромт по ¬ашему посту. (=

+5

≈сть патриотизм, а есть идиотизм. »х последние врем€ стали активно смешивать, но беда в том, что если смешать килограмм говна и килограмм варень€ получишь два килограмма говна.

раскрыть ветку 2
0

ѕесн€ на эту тему: https://youtu.be/KNlS4YwlUEQ

раскрыть ветку 1
0

ќчень точно и к сожалению справедливо.

+2

«” орков есть два вида элитной гвардии Ч отр€ды, которые должны строитьс€ по правую и левую руку от кагана, «правозащитники» и «ганджуберсерки» («левозащитниками» их не называют, потому что эта сторона считаетс€ у орков нечистой).»

0

¬ы только по €зыку?:)


ƒавно занимает момент, почему от шуйцы есть фамили€ Ўуйский, а от десницы нет фамилии.

—вои теории озвучивать не буду, а то пойдут с комментариев в народ

раскрыть ветку 4
+1

ј как же фамили€ ƒесницкий, например?

раскрыть ветку 3
0

¬икипеди€ говорит, что "русска€ семинаристска€ фамили€, означающа€ «сто€щий одесную (то есть по правую руку) от Ѕога"


Ѕеглый поиск показал, что первые упоминани€ относ€тс€ к 18 веку.


» это не бо€рска€ фамили€.


я не до конца выразил мысль: бо€рска€ фамили€ от шуйцы была (можно же сказать, что это не просто фамили€, а указание на роль - уподобл€юсь любимым ¬ами адептам), а от десницы нет.

раскрыть ветку 2
0
ѕро воеводу прикольно вышло)))
0

“о ли дело бойцы и командиры –  ј))

ѕохожие посты
140

—“ј–ќћќ— ќ¬— ќ≈ ѕ–ќ»«ЌќЎ≈Ќ»≈ и что от него осталось

Ѕуло[шн]а€, ћа€ковск[ай], це[р']ковь, до[щ'щ'], [дТв']ерь и прч. Ч всЄ это черты старомосковского произношени€. »з видео вы не только узнаете о разных старомосковских особенност€х, но и услышите дес€тки примеров речи из старых фильмов, песен и спектаклей.   слову, € и сам в ролике говорю со старомосковским выговором.


“акже есть мнение, что «в ћаааскве все гавааар€т вот так».  онечно, с т.з. современного москвича, это чушь страшна€. Ќо как возник этот культурный миф: это дурное впечатление у «понаехавших» или же это былое свидетельство того, как в ћоскве действительно некогда говорили?


¬ конце же Ч разговор о том, насколько широко раньше было распространено это «мхатовское» произношение, этот русский received pronunciation и говорит ли на нЄм кто-нибудь сейчас. ¬ довесок автор поделитс€ своими личными впечатлени€ми от него: как никак, он его кропотливо изучил и даже снимал на нЄм ролики год назад.

¬идео с канала «ћикитко сын јлексеев» https://www.youtube.com/channel/UCLZfKxphbzV4dxTByxSFFCg

106

 алендурь

Ћингвофрики люб€т выдумывать закономерности происхождени€ слов. ƒай такому фрику волю, он любое слово любого €зыка из какого-то корн€ своего родного €зыка выведет.


Ќо не меньше этого люб€т подобные личности копатьс€ в истории. » всЄ-то в истории у них оказываетс€ не там и не так. ј иногда и вовсе вс€ истори€ оказываетс€ кем-то переписанной и извне нав€занной. Ётим "кем-то" могут быть и рептилоиды, и египетские жрецы, и просто обобщЄнный "злобный запад". —уть не мен€етс€ - всЄ в истории неправильно, всЄ в истории не так. Ќачина€ с самого инструмента измерени€ истории - с календар€.


Ќе секрет, что разные народы в разные времена пользовались разными календар€ми и отсчЄт лет начинали с разных исторических моментов.  то-то от сотворени€ мира, кто-то от прилЄта  етцалькоатл€, а наши соотечественники с –ј-дно-верческим присвистом стрем€тс€ всех обскакать и вывести свой собственный календарь, самый древний, самый точный, самый правильный и (что особенно ценитс€) самый соответствующий ритмам природы и человека.


 ому-то нравитс€ традиционный двенадцатичастный год, но не нрав€тс€ названи€ мес€цев - и с пыльных полок истории снимаютс€ старые их имена: грудень, вересень, червень, липень...


 ому-то хочетс€ "вз€ть и поделить" и год лихо пилитс€ на 16 частей (как, например, инглинги во главе с ј.’иневичем).

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

 ому-то шестнадцать это слишком много, а вот восемь - в самый раз. ѕолучаетс€ по два "мес€ца" на каждое врем€ года. ѕравда, 365 на 8 нацело не делитс€, приходитс€ к красивым 45-дневным "мес€цам" добавл€ть ещЄ несколько дней перехода, "св€ток". Ќедел€ при этом тоже состоит из восьми дней.


Ќе верите? ј зр€.

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

Ўамбала + бытовуха = шаббат, т.е. сидеть и ничего не делать. ќдно непон€тно. „ем их среда-то не устроила?


¬ часе по их счЄту 45 минут, а всего в сутках минут - 1440. “о есть сутки длились 32 часа.


Ётот весь сумбур € набирал по их многочисленным разрозненным стать€м и видеороликам на ютубе. ≈диной стройной системы они, кажетс€, так и не выработали и посто€нно напускают туман.


Ќапример, во всЄм у них виноваты немцы. ќни и историю слав€н переписали на свой лад, и календарь свой нав€зали, и религию католическую-протестантскую притащили, и ещЄ много-много всего нехорошего русскому человеку сделали. ѕо их, »ѕ–яшному мнению, разумеетс€. Ќемцы ну просто "враги хуже египт€н вкупе с римл€нами".

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

ѕочему немцы вз€ли латинские названи€? ƒа чтобы брата-слав€нина с панталыку сбить, вот почему!


» люди вер€т. ”вы, падение образовани€ в наше врем€ столь глубоко, что люди уже не знают, почему и в честь кого мес€цы так называютс€.


 ак € уже упом€нул, корни названий мес€цев - латинские. ѕервый календарь, в котором они по€вились в том виде, что мы знаем - юлианский. ¬вЄл его тот самый ÷езарь, который √ай ёлий, а не салат.


¬последствии, в средние века, по поручению ѕапы (–имского) √ригори€ XIII его реформировали, уточнив и приблизив к астрономическому. » этот уточнЄнный календарь называетс€ григорианским. ћы им пользуемс€ и поныне.


ќкунЄмс€ немного в историю.


ѕервый римский календарь, согласно преданию, утвердил сам легендарный основатель –има Ц –омул. Ёто была адаптированна€ система лунного календар€ древних греков. √од состо€л из 304 дней, которые были разделены на дес€ть мес€цев. ќставшиес€ 64 и 1/4 дн€ не учитывались, что приводило к серьЄзным проблемам, выраженных в посто€нных сдвигах сезонов.


¬торой правитель –има, Ќума ѕомпилий, позаимствовал календарь этрусков, и ввЄл дополнительные два мес€ца Ц €нварь и февраль, чтобы привести календарный год в соответствие с сезонами. ѕервым мес€цем тогда был март, а последним Ц декабрь. „то примечательно, что вначале €нварь вставили перед первым мес€цем, а февраль Ц после последнего.


√од этот не совпадал с естественным ритмом солнца, и поэтому раз в несколько лет вставл€ли дополнительный мес€ц Ц мерцедоний.


 огда и куда его вставл€ть, решал главный жрец. Ёто порождало ещЄ одну непри€тность: так как некоторые важные должности в –име были выборными, кому-то "перепадало" остатьс€ у власти аж на мес€ц дольше.


» оп€ть же, кому и когда этот мес€ц выделить, решал верховный жрец. ёлий же ÷езарь это всЄ упразднил, введ€ "улучшенный и исправленный" египетский солнечный год. »справлени€ состо€ли в том, что начало года сдвинулось с марта на €нварь (первого €нвар€ в должность вступали выборные консулы), а ещЄ каждый четвЄртый год становилс€ високосным.


—лово "високосный" происходит от латинского "bis sextus" и обозначает "второй шестой". ƒни тогда считались по отношению к "календам" - первым дн€м следующего мес€ца. “ак 24 феврал€ (февраль был последним мес€цем года, мы помним) был "шестым днЄм перед календами марта". ёлий ÷езарь приказал удвоить эту дату в високосный год, таким образом, чтобы получилось два "шестых дн€".


» что же из этого получилось? ѕолучились двенадцать мес€цев, первым из которых идЄт март (в честь бога ћарса, отца –омула и вообще прародител€ римл€н).


ƒалее всЄ довольно прозаично. јпрель - в честь этрусской богини јпру (созвучно греческой јфродите). ћай - мес€ц старших (maiores), июнь - мес€ц молодЄжи (iuniores) или мес€ц свадеб (и их покровительницы, богини ёноны).


¬ мес€це июле родилс€ автор календарной реформы - ёлий ÷езарь. ѕоэтому и мес€ц переназвали из quintus (п€тый по старому, дес€тичастному счЄту) в его честь.


“очно та же судьба постигла и шестой мес€ц - он был назван в честь преемника ёли€ ÷езар€, ќктавиана јвгуста. ј чтобы јвгуст ни в чЄм не уступал ёлию, даже количество дней в их мес€цах уравн€ли, "отобрав" у феврал€.


ј дальше эту традицию решили не продолжать, и мес€цы остались со своими пор€дковыми номерами-названи€ми. — седьмого по дес€тый.


Ќу, и два добавочных: €нварь в честь януса, гл€д€щего в прошлое и в будущее, и позаимствованный у этрусков февраль - в честь проводимых в это врем€ фебруалий - очистительных ритуалов.


“акой вот экскурс в официальную историю. ѕо крайней мере, здесь не в пример больше логичного, а главное - многое подтверждено документально в различных источниках различных народов, а не просто вилами по воде писано.


 онечно, € понимаю, что это всЄ сухо и академично, и нет здесь ни —отворени€ ћира во «вЄздном ’раме, ни делени€ часа на 144 части, а в одной части 1296 долей, в одной доле 72 мгновени€, в одном мгновении 740 мигов, а в одном миге 160 сигов или тиков, а в одном сиге 14000 сантигов, и упаси Ѕоже, € это не придумываю, это реальна€ цитата из комментари€ к ролику про названи€ мес€цев!

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

ѕриведЄнные мной академичные названи€ мес€цев и вообще истори€ календар€ не даЄт, в отличии от –ј-дно-верческих выдумок, поводов гордитьс€ "своими славными предками". Ќо разве нам дл€ гордости нужно, чтобы именно наши предки были первыми во всЄм на свете?

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

я уже говорил, что своим "славным происхождением" горд€тс€ только тогда, когда иных поводов дл€ гордости нет. ¬ дев€ностые было модно выводить свою фамилию от какого-нибудь древнего двор€нского рода. » плодились, как блохи на больной собаке, конторки по рисованию родословных деревьев. ѕотом эта мода, к счастью, прошла.


“еперь вот новый виток - плод€тс€ конторки по созданию нам —лавного ѕрошлого, всенепременно "проверенного, потер€нного, найденного, подтвержденного, снова потер€нного, и, наконец, сданного в макулатуру и использованного на растопку. " ќни точно так же играют на желании простых маленьких людей, ничего не дела€, приобщитьс€ к ¬еликому. «а скромный прайс.


ѕоэтому мен€ несказанно радует, что в комментари€х к роликам начали по€вл€тьс€ вот такие реплики:

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

и даже такие:

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

» эти комментарии видны всем, а это означает, что у »ѕ–я уже не хватает людей и средств не то что на покупку хвалебных отзывов, но и даже на банальную модерацию. ј значит, скоро и их век подойдЄт к концу и они перестанут морочить люд€м головы. » будет нам счастье.

 алендурь »пр€, Ћингвофрики, –усский €зык,  алендарь, »стори€, Ќаучпоп, ƒлиннопост

 отика всем, кто дочитал до конца.

ѕоказать полностью 8
226

√де же зарыта собака

‘разеологизмы добавл€ют в нашу речь образность и €ркие краски, придают €зыку колорит и индивидуальность. ѕоэтому трактовка фразеологизмов и расхожих выражений в рамках той или иной €зыковой теории - довольно распространЄнный приЄм. Ётим балуютс€ как родноверы, так и монетизаторы родной речи вроде »ѕ–я. ƒаже филологи с учЄной степенью, бывает, дел€тс€ своими озарени€ми насчЄт той или иной расхожей фразочки.


Ќапример, один из "собачих" фразеологизмов: "вот где зарыта собака!". —мысл он несЄт такой: вот где корень проблемы, вот где скрываетс€ истина.


ќбщеприн€тое толкование этой идиомы таково: где-то был какой-то чем-то знаменитый пЄс, он умер, его похоронили, поставили пам€тник, потом о нЄм забыли. ћногим позже туристы этот пам€тник наход€т и возглашают: вот она где зарыта собака!


Ћингвофрики эту версию отвергают, привод€ свои версии одна другой краше. “ут тебе и байки про древнегреческого цар€ и его пса, который переплыл море и сдох от утомлени€. “ут тебе и посконно-слав€нские зарытые с тайными жреческими цел€ми псы.


ƒаже арабские корни у идиомы умудр€ютс€ проследить: за словом зарыта, по мнению ¬ашкевича, можно увидеть арабское [ذريعة] зари-ъат - "повод, мотив, причина", а за "собакой" - глагол предшествовани€, так что получаетс€: "вот кака€ причина предшествовала данному €влению".


ќдна беда у всех этих гипотез: поговорка-то не русска€.


Ќациональный  орпус –усского языка даЄт первое по€вление "зарытой собаки" аж в 1912 году.


Ѕегла€ проверка по идиомам в европейских €зыках даЄт некоторый разброс по смыслам:

√де же зарыта собака Ќаучпоп, –усский €зык, ‘разеологизмы, ƒлиннопост

 ак видно, идиома дословно совпадает с немецкой. ѕричЄм немецкий пЄс не просто зарыт, а именно похоронен.


„то ж, немцы народ дотошный и скрупулЄзный, поищем у них в корпусе, где же похоронен пЄс.

» самое раннее вхождение обнаруживаетс€ в 1666 году, у √еорга Ќоймарка в сборнике «Poetisch-musikalisches Luslwäldgen»


÷итирую:

Achates dachtТ: Ey fo! Ligt da der Hund begraben!Ich dacht es alsobald es mußt einТ Urfach haben.

ѕримерно это можно перевести: "јхатес думает: ¬от! ¬от где собака похоронена! я думаю, что только в том причина!"


“о есть уже здесь собака зарыта в переносном смысле, и пЄс —игизмунда јльтеншейга тут ни при чЄм.  стати, сам пресловутый —игизмунд выдаЄтс€ поиском в ответ на зарытую собаку только русскими поисковиками.


—ами немцы происхождение идиомы трактуют однозначно: на сундуках с сокровищами дл€ отпугивани€ воров изображали дь€вола или кусающую собаку. ѕоэтому "зарыта€ собака" это  зарытый клад, о котором нельз€ говорить пр€мо а нужно намекать или упоминать вскользь.


ј городок ¬интерштейн, в котором €кобы туристы нашли через много веков пам€тник зарытой собаке, припоминаетс€ совсем с иным оттенком: городок-де настолько скучный, что самое волнующее событие там - это похороны собаки.

ѕоказать полностью 1
218

 уда положено, туда и покладено.

≈сть в нашем €зыке весьма примечательна€ пара глаголов: класть и положить. ѕримечательны они тем, что неправильно употребл€ть глаголы с корнем - лож- без приставки ("ложу", "ложи"), а глаголы с корнем -клад- наоборот ("покласть", "поклади").


≈сли полностью сформулировать закономерность, то в несовершенном виде употребл€ютс€ глаголы типа "кладу", в совершенном - типа "положу". ≈сли мы имеем возвратную форму глагола, то снова употребл€етс€ корень -лож- ("кто-то ложитс€"). ќднако если к этому всему у нас ещЄ и страдательный залог, то используетс€ форма "класть" - например, кирпич кладЄтс€ кем-то.


“акое положение вещей ставит в тупик многих иностранцев, да и наших соотечественников тоже. Ёти глаголы - одна из лакмусовых бумажек дл€ вы€влени€ человека с грамотно поставленной речью.


Ќо почему, и главное, зачем в нашем €зыке такие сложности? » когда это по€вилось?


¬ словаре праслав€нских основ присутствуют оба варианта: и *loziti, и *klasti, и оба варианта имеют как совершенные, так и несовершенные формы. ¬ церковнослав€нском спокойно употребл€етс€ форма ложити и многие еЄ производные. ¬ родственных слав€нских €зыках тоже нет такого разделени€: в том же украинском употребление формы "ложити" не ошибка.


» даже в словаре ƒал€ совершенно спокойно соседствуют оба варианта "ложить" и "класть".


я читал забавную гипотезу, что форма "ложить" вытеснилась из €зыка примерно в XIX веке под вли€нием французского. ƒескать, к слову плотно прилип неприличный, пошлый смысл вроде "Voulez-vous coucher avec moi?". √ипотеза более чем спорна€, но довольно любопытна€. “ем более, что уже на нашем веку подобна€ судьба постигла и глагол "кончить" - он практически выпал из употреблени€ в чистом виде, без приставок. я ещЄ застал врем€, когда эта форма была совершенно нормальной и литературной, и выражение "он плохо кончил" выражало хоть и печальный, но вовсе не пошлый оттенок.


 стати, верси€ с французским вли€нием неплохо объ€сн€ет, почему така€ штука случилась именно в нашем €зыке, не тронув ближайшие родственные слав€нские: их-то не коснулось повальное увлечение элиты чужеродным €зыком.


Ќу, хорошо. ¬ернЄмс€ на два века назад, когда в €зыке наравне присутствуют обе формы. ¬ каком случае используетс€ форма "класть", а в каком "ложить"? ќп€ть же, есть гипотеза, что "кладут" внутрь чего-то, а "ложат" - сверху, на что-то. —ейчас эти смыслы совсем смешались, но такое разделение вполне могло быть.


«аодно, раз уж € коснулс€ этой темы, упом€ну и типично ошибочные €кобы однокоренные слова.


  корню -лож- очень част относ€т слова "ложка" и "ложь". Ќи то, ни другое слово не €вл€ютс€ однокоренными ни между собой, ни со словами "ложитьс€" и "лежать".


Ћожка, она же лжица, *lъzьka, скорее уж однокоренное к лыже: и ложка, и лыжа означают щепку, отщеплЄнный кусок дерева.


ј ложь, несмотр€ на одинаковое или очень похожее написание и произношение (например, английское to lie означает и то, и другое) вплоть до праиндоевропейской основы (*leugh- «лгать», *legh- «лежать») всЄ-же однокоренным со словами "лежать" и "ложитьс€" формально не €вл€етс€.


ѕочему "формально"?


ѕотому что есть слово "подлог", имеющее значение "обман".


“акже есть мнение, что правильный - это "правый, пр€мой, сто€щий, ровный": правильный угол это угол пр€мой, перпендикул€р. √реческое ὀρθός «пр€мой; правильный» тому ещЄ один пример.


Ћожный же по этому мнению - это "лежащий, кривой" (сравните: лук, излучина и лукавый), и это тоже не лишено здравого смысла.

ѕоказать полностью
97

„то слышим, то и понимаем? Ќеобычные смыслы знакомых слов.

¬рем€ от времени, изуча€ творческие выплески лингвофриков, альтернативных историков и прочих конспирологов, € встречал у них необычные объ€снени€ смыслов слов.

Ќапример, истори€ у них объ€сн€етс€ как "из “оры €", этруски - "те русские", воспитание - "в ось питание" и тому подобное.


ћой нежный €зыковой слух это сильно коробило, € прекрасно понимал и ощущал, что эти "смыслы" словам не соответствуют, что это в лучшем случае область фоносемантики, но никак не этимологии.


ќднако не все люди этот взгл€д раздел€ют, и многим требуетс€ вн€тна€ аргументаци€, чтобы и до них дошло, что наш €зык устроен иначе и эти фрикоигры в кубики «айцева хороши, конечно, в детском саду или на последней страничке Ћитературной газеты (к этому € вернусь позже), но никак не в серьЄзных обсуждени€х.


“ак всЄ-же, почему воспитание не может быть в-ось-питанием, восстановление в-ось-становлением, воздержание в-ось-держанием и проча€, проча€, проча€.

 ак минимум, это не укладываетс€ в закономерности русского словообразовани€.


»з словосочетани€ с подчинительной св€зью единое слово формируетс€ через св€зку "-о-" или "-е-", причЄм зависимое слово в родительном падеже ставитс€ сначала, а главное в именительном - в конце.


"ѕитание оси" в таком случае должно было выгл€деть как "осепитание", безо вс€ких инородных включений вроде предлога винительного падежа.


„то же на самом деле?


ѕриставка "воз/вос" происходит от праслав€нской формы *vъz-, означавшей в общем смысле подъЄм, совершение, установку, реализацию чего-либо.


ќсь же происходит от слова "ость", что и по сей день означает "долгий усик на плевеле каждого зерна колосовых растений или волос в пушном товаре".


“о есть даже в первооснове приставки "воз" не было родства со словом "ось".  онечно, движение вверх, подъЄм, выпр€мление по смыслу близки оси, но так то по смыслу, а не по происхождению.


ѕоэтому не надо лепить тЄплое к м€гкому и искать глубинные смыслы слов на основе их звучани€, а то получитс€, что лошадь - плохое слово, потому что в нЄм слышитс€ "ложь", а свинь€ - по жизни виновата€ ("с-виной-€").


Ётаким образом можно очень много слов разобрать:

„то слышим, то и понимаем? Ќеобычные смыслы знакомых слов. Ќаучпоп, Ћингвофрики, јльтернативный русский, –усский €зык, ƒлиннопост

¬от и получаетс€, что шли наши лингвофрики по стопам «адорнова в лингвофричестве, а пришли в сатиру. ≈щЄ задолго до его выступлений многие словечки "с разбором" проскочили в рубрике "сатира и юмор" Ћитературной газеты.

ѕоказать полностью 1
ѕохожие посты закончились. ¬озможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: