Дубликаты не найдены

Отредактировал Happyneo21 15 дней назад
+25

Недавно впервые посмотрел. Гифок наделал:

раскрыть ветку 11
+21
Почему они не стреляли в этих обезьян?
раскрыть ветку 9
+51

BLM :)

раскрыть ветку 6
+8
Толерантность, сер
0

в первой же гифке стрельнул

+1

Пасиба!

+8

Но в ведь фильме обезьяны как раз вели себя разумно. А люди из за страха и пандемии вечно им гадости делали. Обезьяны постоянно стремились съебаться подальше от людей.

раскрыть ветку 2
+3
А в книге была очень годна НФ про то, как люди из-за эпидемии домашних животных начали брать себе домой обезьян, потом прохавали, что обезьяну можно научить и по дому убираться, и работу выполнять и, постепенно, обезьяны начали развиваться, а люди деградировали, пока не произошло восстание, которому люди уже не могли противостоять. Но восстание это не привело сразу к подмене людей обзеьянами - первое время обезьяны просто продолжали делать то, что умели, или с низкой эффективностью копировали поведение людей, однако постепенно они начинали обретать уже свою, уникальную, цивилизацию. В этом очень прозрачно, на мой взгляд, прослеживается аналогия с деколонизацией. А в фильме эту глубину просто проебали в обмен на неплохой боевичок с левой повесткой. Сильнее меня только Обитаемый Остров разочаровал из экранизации научно-фантастических произведений.
раскрыть ветку 1
0

Ну первый фильм очень даже годный. Просто не по книге.

+4

А че фотошопить?

Справа толпа нигеров и слева толпа нигеров по центру белые охраняют свой магазинчик

+3

Иоланда и Тыковка 30 лет спустя

Иллюстрация к комментарию
+3

Как это с 17-го июля? Уже вовсю идет)

раскрыть ветку 1
0

Это тизеры

+1
17 июля у меня др))
раскрыть ветку 1
+1
И у меня
0
Кто эти люди объясните?!?)
0
Очень трудно жить на свете
Если ты с утра не пьян
И вокруг макаки эти
На планете обезьян
0

Думаю что не так? А мужик-то левша )))

0

На такой фильм я сходил бы

-1

оригинал

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+6
Справа надо Джорджа Флойда прифотошопить, а слева Трампа.
0

какой-то расистский плакат XD

0
Только не 3D, а 358D, слишком реально
-2

но обезьянки по другую сторону монитора

-3

Чо там у пиндосов?

-11

если уж с животными сравнивать, то тогда так нужно по центру)

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарий
Похожие посты
511

Вы не понимаете - это другое!

Гражданка США была убита на глазах жениха в результате спора с участниками BLM

Гражданка США Джессика Доти Уитакер погибла 5 июля в результате выстрела со стороны представителя движения Black Lives Matter. Трагедия произошла в ходе празднования Дня независимости в штате Индиана на глаза жениха девушки.

https://nation-news.ru/amp/538613-grazhdanka-ssha-byla-ubita...

Вы не понимаете - это другое! Black lives matter, Расизм, Новости, США, Негатив
2923

Чёрный студент сам себе написал расистские записки, но в итоге попался. И это не первый случай

Чёрный студент сам себе написал расистские записки, но в итоге попался. И это не первый случай Black lives matter, Негры, Афроамериканцы, Расизм, США, Полиция США, Обман, Длиннопост, Негатив

Чернокожий студент Техасского университета A & M, который утверждал, что нашел на лобовом стекле своей машине листки с расистскими надписями «все жизни имеют значение» и «тебе здесь не место», положил их туда сам, говорят полицейские из кампуса.

Чёрный студент сам себе написал расистские записки, но в итоге попался. И это не первый случай Black lives matter, Негры, Афроамериканцы, Расизм, США, Полиция США, Обман, Длиннопост, Негатив

Студент Техасского университета A&M Исай Мартин, который утверждал, что нашел расистские заметки, оставленные на его машине, был обвинен полицейскими кампуса в том, что он сам оставил их там

21-летний парень, который является чернокожим, опубликовал в Twitter изображение листков, которые он нашел на своей машине, припаркованной у жилого дома кампуса в июне

В записках говорилось: "все жизни имеют значение", "вам здесь не место" и слово "Н", побуждающее к расследованию и вознаграждению в размере 1200 долларов за информацию о подозреваемом

Полицейские кампуса, однако, просмотрели видео наблюдения и заподозрили, что Мартин, скорее всего, сам поместил заметки на автомобиль. Они закрыли дело.

Мартин настаивает на том, что следователи ошибаются, и говорит, что он не оставлял записок на своей машине.

Студент сказал, что он больше не разговаривает с властями и проконсультировался с адвокатом.

Новость

Показать полностью 1
6662

В США у супружеской пары, защищавшей свой дом, забрали винтовку

Полиция провела обыск в особняке четы Маккласки

История супружеской пары адвокатов из американского города Сент Луис получила продолжение. Несмотря на то, что супругам Маккласки пришлось самостоятельно отстаивать свой дом с оружием в руках от толпы разъяренных протестующих, так теперь против них восстала и полиция. Накануне вечером местные власти выдали ордер на обыск особняка Марка и Патриции Маккласки.Во время обыска полицейские изъяли винтовку, которую Марк держал в момент атаки на их дом в конце июня. А вот пистолет, которым красиво управляла Патриция, находится сейчас у их семейного адвоката.


Пока не появилось информации, что Маккласки арестованы или их обвиняют в нарушении закона. На данный момент полиция ограничилась изъятием огнестрельного оружия, пишет Foxnews. Хотя столь странное поведение правоохранителей вызывает множество вопросов.

- Они сказали, что собираются нас убить, - вспоминала Патриция, рассказывая о столкновении с протестующими 28 июня, когда на их частную территорию прорвались около 300-500 человек. - Они собирались войти и сжечь наш дом дотла! Они угрожали убить нашу собаку.


На днях супруги рассказали журналистам, что в начале июля в их районе вновь участились манифестации и нападения со стороны протестующих. Узнав об этом, Маккласки наняли частную охранную компанию, которая теперь следит за их особняком. Неудивительно, почему адвокаты так пекутся о своем доме. Здание представляет историческую и культурную ценность. Оно было построено в начале ХХ века семьей первого американского пивовара Адольфуса Буша в стиле Ренессанса. На реставрацию особняка ушло почти 30 лет.



https://www.kp.kz/daily/27154.5/4251484/
5933

Не все рабовладельцы плохие: социальный эксперимент в Нью-Йорке показал лицемерие левых

Американский консервативный активист и журналист Ами Горовиц провёл забавный социальный эксперимент. Он сделал вид, будто собирает подписи для сноса памятников рабовладельцам.

Например, Джорджу Вашингтону и Томасу Джефферсону. И нью-йоркцы с большим энтузиазмом подписывали данную петицию.

Но вот когда речь зашла про другого рабовладельца, - пророка Мухаммеда - то их энтузиазм внезапно куда-то пропал.

- Я хочу снести статую Мухаммеда, основателя ислама, потому что он также владел рабами, - говорит Горовиц чёрной женщине.

- ОК, я не хочу подписывать это, - отвечает она.


На вопрос, почему люди подписывают петицию, за снос статуи Вашингтона, а вот аналогичную за статую Мухаммеду нет, один человек ответил, что это из-за «религиозной свободы». «Но ведь рабство не является частью религиозной свободы!», - возразил ему Горовиц.


Правый новостной блог Summit nеws приводит также цитату из статьи BBC, где те пишут о том, как Мухаммед захватывал рабов, владел и торговал ими. Но вот остальная часть статьи пытается "смягчить" это, утверждая, что он "хорошо к ним относился и призывал других поступать также".


"Такое же оправдание, судя по всему, неприменимо по отношению к Вашингтону или Джефферсону." - пишет автор.

595

Идея для актуального кино

Идея для актуального кино Ку-Клукс-Клан, Негры, Расизм, США, Видео, Длиннопост

Из 20-х годов 20-го века, из Алабамы, в настоящее попадает группа ку-клукс-клановцев. Все как полагается - в балахонах, с винтовками, на Форд-т и лошадях. В шоке от окружающей реальности, они ловят на окраине города негра и собираются его повесить. Негр, естественно, активно возражает и требует сказать ему: за что, собственно, его собираются вздернуть? Ку-клукс-клановцы мнутся, потом один говорит: всем известно, что вы сами не свои до белых женщин, нападаете и насилуете, чистым девушкам-южанкам вечером на улицу не выйти... "Да ну?!!!" - взвивается негр, и соглашается побыть в заложниках у линчевателей, пока несколько их представителей обойдут местные школы и колледжи и посмотрят на белых девушек в естественной среде обитания.


Пока южане ездят по школам, негр знакомит своих охранников с новейшей историей США. Узнав о том, что президент - негр, южане хватаются за голову. Ознакомившись с президентством Буша-младшего, они впадают в депрессию, один хочет застрелиться, негр его отговаривает.

К вечеру возвращаются ку-клукс-клановцы, которые ездили по школам. Они совершенно раздавлены, их старший - когда-то суровый подтянутый мужик лет пятидесяти, со стальной сединой и мощной челюстью, а сейчас - разбитый старик, вяло машет рукой и велит отпустить ниггера. Они не только проехали по школам. Они наткнулись на гей-парад, зашли в пару адвокатских контор и бургер-кинг. Вожак ку-клукс-клановцев дрожащим голосом говорит своим соратникам, что они здесь никому не нужны. Негр усмехается и говорит, что это не так, после чего дает южанам несколько адресов.


Следующая сцена - негритянское гетто. Фордики линчевателей останавливаются рядом с достаточно приличными домами, главарь стучит в дверь одного из них. Оттуда выходит опрятная негритянка средних лет и сразу же начинает молотить: "Спасу от них нет, мой старший сын хорошо учится, ему обещают стипендию в колледже, а эти козлы затаскивают его в банду чуть ли не насильно! Среднего сына бьют в школе и заставляют продавать наркотики, он уже неделю сидит дома! Дочери старшей прохода не дают! Муж работает на заводе допоздна, а эти уроды ночью устраивают стрельбу и свой сраный хип-хоп гоняют!" Командир ку-клукс-клановцев слушает и понемногу расплывается в улыбке. Дослушав до конца, он вежливо прикасается двумя пальцами ко лбу и говорит: "Я вас понял, мэм, разберемся". Вечер, за кадром стрельба, вопли, взрывы.


Следующая сцена: на фонарном столбе висят несколько бандитов, внизу свалено грудой оружие, на костре горят пачки наркоты, вокруг ликуют вперемешку ку-клукс-клановцы и приличные чернокожие жители квартала.


Последний кадр - объявление на столбе: "Надоели наркоторговцы? Нет житья от бандитов? Стрельба и рэп по ночам мешают спать? Полиция бессильна? Звоните в "Реформированный толерантный Ку-Клукс-Клан" - наши специалисты будут рады помочь!"

(с) bigfatcat19


(написано, что интересно, еще несколько лет назад)

Показать полностью 1
167

Кровавые будни в США: полиция боится вмешиваться

Рекордные цифры по коронавирусу и всплеск уличного насилия окончательно отправили американскую политику в онлайн, Трамп уже несколько дней не появляется на публике, а госсекретарь Помпео пытается запретить в Штатах "опасную для нацбезопасности" китайскую соцсеть "Тик-ток".

Кровавые будни в США: полиция боится вмешиваться Black lives matter, Беспорядки, Афроамериканцы, Преступность, Убийство, Общество, США, Аналитика

Самые кровавые за годы выходные в Нью-Йорке – от пуль погибли 11 человек, 63 получили ранения – перетекли в такие же кровавые будни. На 170-й улице в Бронксе камера наблюдения сняла циничное убийство Энтони Робинсона, который вел за руку свою семилетнюю дочь Хлое. Неизвестный, стрелявший из проезжавшей мимо машины, не оставил Робинсону шансов. Ребенка не задело чудом.

Там же в Бронксе атаковали и полицейских. Двое преступников, проходивших по переходу, открыли огонь по патрульной машине прямо рядом с участком. Один из офицеров получил ранение.

За минувшие сутки жертвами уличной стрельбы в Вирджинии стали 5 подростков, а несколько часов назад вооруженный боевик напал на центр морской пехоты США в Калифорнии.

Терпение нью-йоркской полиции заканчивается. Глава департамента Дермот Ши винит в происходящем мэра Ди Блазио, который сократил бюджеты и потакая толпе разрешил отпустить на свободу почти две с половиной тысячи заключенных тюрьмы Райкерс – 96% из них полиция предлагала оставить за решеткой.

В итоге полиция боится лишний раз вмешиваться, а число преступлений с использованием огнестрельного оружия в крупнейшем городе США в июне скакнуло вверх на 130%.

Мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио тщетно оправдывается: "Такой рост преступности напрямую связан с теми изменениями, которые мы претерпели за последние 4 месяца из-за коронавируса".

Да только вот и в марте, и в апреле, когда ситуация с коронавирусом была катастрофической, в Нью-Йорке все было спокойно. Орудовать преступники начали, когда после убийства Джорджа Флойда по городу зашагали толпы с лозунгами BLM.

В Атланте – все развивалось по такому же сценарию. Там ежедневные митинги против полицейского насилия по градусу этого насилия давно превзошли любые действия правоохранителей.

На днях во время одной такой сходки убили 8-летнюю девочку.

Мэр Атланты чернокожая Кейша Лэнс Боттомс утратила контроль над ситуацией, и губернатор Джорджии ввел чрезвычайное положение.

Источник : https://www.vesti.ru/article/2427603

1977

Закадровый смех

Чувак не только вооружился винтовкой-мелкашкой под 22-ой калибр с барабаном, у него ещё и не устранённый клин патрона.

Это за гранью пародии.

Пистолет похоже тоже вот вот выпадет, удерживающий ремень отвалился от кобуры.

https://mobile.twitter.com/_Sam_Hous_/status/127983139847243...

Закадровый смех Черная пантера, США, Смерть Джорджа Флойда, Винтовка, Протест, Оружие, Длиннопост
Закадровый смех Черная пантера, США, Смерть Джорджа Флойда, Винтовка, Протест, Оружие, Длиннопост
Закадровый смех Черная пантера, США, Смерть Джорджа Флойда, Винтовка, Протест, Оружие, Длиннопост
Показать полностью 2
9952

Девушку, которая грозилась пырнуть ножом тех, кто скажет ‘все жизни имеют значение’ уволили с работы

Девушку, которая грозилась пырнуть ножом тех, кто скажет ‘все жизни имеют значение’ уволили с работы Увольнение, Протест, Длиннопост, Black lives matter, Расизм, Новости

Выпускница Гарварда, которая на сайте TikTok заявила, что она «нанесет удар ножом» любому, кто скажет «все жизни имеют значение», со слезами на глазах вернулась на сайт обмена видео, чтобы рассказать, что она была уволена с работы своей мечты в «Делойте».


Клэйра Джанновер, окончившая школу в мае по специальности «управление и психология», на этой неделе опубликовала видео TikTok, в котором она сердито сказала: «Следующий человек, у которого хватит смелости сказать мне что все жизни имеют значение.. получит удар ножом»


«Я нанесу тебе ранение, и пока ты истекаешь кровью, я покажу тебе покажу мой порез на пальце и скажу: ‘мой порез тоже имеет значение’ ».


Девушка говорит,что это была«сатирическая аналогия», которая была принята за чистую монету.


Видео стало вирусным, и многие критики призывали ее уволить из-за этого.

В среду вечером Дженовер вернулась в приложение для обмена видео, чтобы обвинить Сторонников Трампа в том, что они «забрали» у нее работу.

Фраза «все жизни имеют значение» была подвергнута критике как «стирающая опыт чернокожих и игнорирующая расизм, с которым сталкиваются афроамериканцы и черные общины во всем мире».

Девушку, которая грозилась пырнуть ножом тех, кто скажет ‘все жизни имеют значение’ уволили с работы Увольнение, Протест, Длиннопост, Black lives matter, Расизм, Новости
Девушку, которая грозилась пырнуть ножом тех, кто скажет ‘все жизни имеют значение’ уволили с работы Увольнение, Протест, Длиннопост, Black lives matter, Расизм, Новости

https://www.dailymail.co.uk/news/article-8481777/Harvard-gra...

Показать полностью 2
2414

Ответ на пост «В Сиэтле водитель объехал по обочине полицейские кордоны, выставленные на трассе за пару сотен метров от протестующих, чтобы въехать в них» 

Ответ на пост «В Сиэтле водитель объехал по обочине полицейские кордоны, выставленные на трассе за пару сотен метров от протестующих, чтобы въехать в них» Авто, США, Протест, ДТП, Сиэтл, Негры, Black lives matter, Феминизм, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Сиэтле водитель объехал по обочине полицейские кордоны, выставленные на трассе за пару сотен метров от протестующих, чтобы въехать в них» Авто, США, Протест, ДТП, Сиэтл, Негры, Black lives matter, Феминизм, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «В Сиэтле водитель объехал по обочине полицейские кордоны, выставленные на трассе за пару сотен метров от протестующих, чтобы въехать в них» Авто, США, Протест, ДТП, Сиэтл, Негры, Black lives matter, Феминизм, Ответ на пост, Длиннопост

Водителем тачки, сбившей двух протестующих BLMщиков в Сиэтле, оказался негр, а пострадавшими — две фемки 24 и 32 лет от роду, одна из которых уже умерла.


https://rg-ru.turbopages.org/s/rg.ru/2020/07/05/v-sietle-vod...

Показать полностью 2
2793

Слишком много белых в помещении

Этой молодой особе, стало не комфортно, от того что, в помещении было слишком много белых людей. И она попросила по возможности, их удалиться. Очень интересно будет понаблюдать, исключат ли её из универа за эти слова.

https://twitter.com/MrAndyNgo/status/1227731045207793665?s=2...

Уточнение: #comment_173799627

1064

День Независимости. Сиэтл

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

В догонку моему посту Всё. НАДОЕЛО!  


как и обещал, подъехал к парку Cal Anderson, в округе коего, некогда размещался Chaz. Во вторник, силами нескольких полицейских участков укуренная толпа была разогнана, а сопротивляющиеся были арестованы. Естественно, несколько воинственно настроенных местных групп, которые планировали объединиться и выкурить протестующий сброд, решили что делать там больше неча, и перенесли главную демонстрацию, посвященную 4 Июля, аж в Олимпию, столицу штата.

Сам парк обнесен многочисленными баррикадами и охраняется по меньшей мере сотней полицейских. На фото сверху, справа часть знака, уведомляющего о временном закрытии парка, в связи с его загрязнением. В воздухе стойкий запах «свободной» зоны- «повстанцы» обоссали все в округе.

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост
День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

Все машины на обочинах принадлежат полиции Сиэттла.

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост
День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

Все что осталось от повстанцев- вот эта группка протестующих, которые изредка покрикивают в сторону ухмыляющихся копов.

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

Хоть окна в самом полицейском участке все еще не восстановлены, туда-сюда в нем снуют копы- работа здесь полностью возобновлена.

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

Я прекрасно понимаю, что подписавшиеся на меня около 60ти человек, как и я сам, будут разочарованы подобным исходом событий, однако повлиять на их развитие раньше, я был не в силах, хоть и думалось, что был к этому полностью подготовлен.

День Независимости. Сиэтл США, Полиция США, Chaz, Протест, День независимости, Длиннопост

Всем добра- я поехал пить пивас, взрывать петарды, и смотреть салют.

Показать полностью 7
1602

В Сиэтле водитель объехал по обочине полицейские кордоны, выставленные на трассе за пару сотен метров от протестующих, чтобы въехать в них

Один пострадавший находится в реанимации в тяжёлом состоянии с травмами, угрожающими жизни, второй - с серьезными травмами.

https://www.reddit.com/r/PublicFreakout/comments/hl0pct/two_...

3169

Как Врут Blаck Lives Matter

После прочтения поста «Как белая расистка с оружием, бедную афроамериканку обижала», я решил поискать информацию, касающуюся этой новости и наткнулся на инстаграм одной из участниц видео (15-летняя жертва расизма). Немного прокрутив ленту вниз, я наткнулся на этот пост:

Как Врут Blаck Lives Matter США, Расизм, Black Lives Matter, Смерть Джорджа Флойда, Ложь, Длиннопост, Негатив

Перевод: Никто не говорит об этом?? Внимание: белый расист расстрелял 6 Черных Людей, которые протестовали требуя справедливости для Бреаны Тейлор (была застрелена полицейскими в своем доме)! Один из них умер! ОЧНИТЕСЬ И ВООРУЖАЙТЕСЬ ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ! #НетВойнеПротивЧерных.


Действительно, во время протеста в Луизвилле произошла перестрелка, в ходе которой был убит один человек, но раненых было не 6, а всего лишь один, да и тот стрелок, - однако это ничто по сравнению с другой ложью в этом посте.


Для начала взглянем на бедного убитого Черного парня:

Как Врут Blаck Lives Matter США, Расизм, Black Lives Matter, Смерть Джорджа Флойда, Ложь, Длиннопост, Негатив

Его имя Tyler Gerth, ему было всего 27 лет и в тот момент он делал фотографии протестующих. Вместо того, чтобы принести соболезнования его семье и почтить память парня, который поддерживал движение Black Lives Matter, его смерть используют для разжигания расового конфликта и оправдания будущих беспорядков.


А теперь посмотрим на БЕЛОГО расиста, который расстрелял мирных протестующих:

(латиносы не относятся к белым)

Как Врут Blаck Lives Matter США, Расизм, Black Lives Matter, Смерть Джорджа Флойда, Ложь, Длиннопост, Негатив
Как Врут Blаck Lives Matter США, Расизм, Black Lives Matter, Смерть Джорджа Флойда, Ложь, Длиннопост, Негатив

Вот оно загорелое лицо белого расистского ублюдка. Он кстати неоднакратно задерживался за последние две недели, однако по какой-то причине его каждый раз отпускали без каких-либо санкций. Я думаю, что полиция боялась арестовывать небелого, так как не хотела подливать масла в огонь протестов, а может быть кто-то свыше дал им такой приказ - но это только мои домыслы. 


Казалось бы, зачем так возмущаться и писать пост на эту тему, ведь фейки есть везде (даже на Пикабу) и информационные войны давно уже стали привычным оружием в борьбе за власть, но меня поразило количество лайков (125 тысяч), ретвитов (107) и просмотров (3.3 миллионов). Я давно убедился в том, что БЛМ и подобные ей организации просто сброд расистского говна, но поддержка подавляющего большинства СМИ и крупнейших корпораций\компаний\организаций, а также политического и творческого бомонда дает им беспрецедентное право творить дикую херь. 

Показать полностью 3
10223

Как белая рассистка с оружием, бедную афроамериканку обижала

Увидел это видео на реддит, подумал. Странно конечно, сейчас неспокойные времена в сша, с чего бы в друг этой даме, пистолетом махать на лево и на право. Тем более на кого кого, а на представителя афроамериканку. Что безусловно, нынче черевато последствиями (шумихой в прессе, уволнениеями) . Думаю, не могло это быть на ровном месте. Зашел в коментарии, а там во всю поливают эту даму гавном и обвинениями в рассизме. Решил узнать по больше об этом случае, нашёл полное видео произошедшего.

Как же было на самом деле, двое женщин афроамериканок шли и громко говорили что все белые рассисты. В ответ получили замечание от этой женщниы в чёрной футболке, что не все белые рассисты. После чего мама и дочка подняли большой шум и начали всячески провацировать, и не прекращали этого делать, даже после извенений . Кулльминацией же стало, что они заблокировали машину, и женщина начала стучать по ней, чем вызвала ярость белой женщины которая вышла с оружием защищать своё имущество. Именно этот момент был запечётлен на первом видео.

100

О рабстве и справедливости покаяния

Нашел в интернете очень интересную статью. Редко когда публикую чужой материал, но статья настолько мне понравилась, что решил разместить ее тут. Если не осилили текст, то можно перелистнуть прямо в самый конец, к последнему абзацу и выводам


Рабовладение появилось несколько тысячелетий назад, ещё в бесписьменную эпоху, и в разных формах существовало у всех народов, вышедших из первобытного состояния (оно было неизвестно аборигенам Австралии и Тасмании, так и не вышедшим из него к моменту прихода европейцев). Сегодня США и Европа охвачены протестами чернокожих, считающих себя потомками рабов, а от «белых», считающихся потомками работорговцев и рабовладельцев, протестующе требуют коллективного покаяния. В связи с тем, что протесты и претензии потомков рабов проходят только в странах европейской культуры, уместно обратиться к истории рабства в Европе и европейских колониях. Хотя не следует забывать, что рабовладение существовало и в мусульманском мире, в странах Азии, среди индейских племён Америки, в самой Африке.


Отдельная тема – рабовладение и работорговля в России. Некоторые наши соотечественники рассуждают о рабстве, как о какой-то чуждой нам проблеме, чужом грехе, чаша которого нас миновала. Это не так. Россия, будучи европейской страной, на протяжении многих столетий знала и рабовладение, и работорговлю, как и другие. Правда, в России то и другое носило специфический характер, но это – тема для отдельной работы.


Рабство не было изобретением каких-то особо злых и жестоких людей: это был способ организации труда - законный, приемлемый и не вызывавший морального осуждения в древних обществах. Только развитие экономики и общей культуры (в Римской империи это произошло во III-III веках н.э.) породило неприятие сначала жестокостей рабства, а потом и самого этого явления.


Попытки перенести ответственность с тех, кто жил и думал в соответствии со своим веком, на их современных потомков – глупость и варварство. Когда слышишь восклицания – ах, какие гады американцы, они уничтожали индейцев и держали в рабстве африканцев! ох, какие негодяи англичане – они морили голодом ирландцев! – становится смешно и грустно. Это были очень далёкие (и часто непрямые) предки наших современников; кроме того, наши собственные предки (как и предки всех без исключения народов) были ничуть не лучше.


Распространение христианства сначала в Римской империи, а затем и среди окружавших её народов нанесло рабовладению сокрушительный удар. Хотя христианские богословы не требовали отмены рабства, они указывали, что все люди созданы по образу и подобию Божьему, а значит, к ним нужно относиться как к равным. Это само по себе исключает отношение к рабам, как к обычной собственности, которую можно сломать, выбросить и т. д. В результате на протяжении почти тысячи лет в христианских странах Европы рабство осуждалось церковью, его приходилось неоднократно запрещать (например, в Венеции, Англии, Польше), хотя полностью искоренить это явление было невозможно – слишком уж оно было привычным и прибыльным. До захвата заморских колоний в Европе не было необходимости в массовом принудительном труде: для обработки земли, строительства и обслуживания гребных флотов было достаточно крепостных, слуг, каторжников и других несвободных работников. С V по XV века рабства в Европе практически не было, за исключением не христианских либо недавно принявших христианство стран, хотя положение пленников и их семей, захваченных во время войн, мало отличалось от рабского. В Испании, Португалии и Италии рабство сохранялось у мусульманского и еврейского населения, пока в XVI веке оно не было изгнано или обращено в католичество.


Существуют устойчивые (и почему-то популярные в России) ирландские мифы о том, что англичане продавали в рабство ирландцев, но это не более чем мифы: во время религиозных войн XVII века английские протестанты продавали пленных католиков (не только ирландских, но и английских, и шотландских) и их семьи на плантации Нового Света, но не в качестве рабов, а как каторжников, на срок не более 7 лет.


Чернокожие рабы появились в Европе в 1444 г., когда португалец Диниш Диас привёз в Лиссабон первую партию африканских рабов. Наука того времени, равно как и католическая церковь, не признавала чернокожих полноценными людьми, а считала их помесью людей и обезьян, неспособной к цивилизованной жизни. В рабстве, по мнению учёных и церковников, чернокожие не только будут жить более счастливо, чем на свободе, но и смогут приобщиться к цивилизации.


Особняком по отношению к рабству стояла Португалия. Португальцы считали, что все нехристианские народы можно обращать в рабство – очевидно, на этот народ большое воздействие оказал пример мусульманских стран, с которыми Португалия находилась в постоянном контакте. В исламском мире рабский труд и работорговля были основами экономики, но в рабство было запрещено обращать мусульман. Португальское рабовладение – типичная копия арабского, только ислам был заменён христианством. Португальцы обращали в рабство гуанчей с Канарских островов, индейцев Бразилии, арабов, индийцев, китайцев и малайцев. Но больше всего, конечно, африканцев.


Уже в XVI веке в торговлю африканскими рабами активно включились англичане, французы и испанцы. Корабли, битком набитые изнывавшими от голода и жажды невольниками, поплыли в Новый Свет, для того, чтобы выжившие после страшного путешествия работали на испанских, португальских, английских, голландских и французских плантациях обеих Америк.

Как же миллионы африканцев оказывались на кораблях рабовладельцев? Европейцы физически не могли захватывать, тем более в таких количествах, жителей Африки: африканцы – физически сильные люди, прекрасно ориентировавшиеся в родных лесах и саваннах, и ловить их, при вооружённом сопротивлении, было невозможно. Кроме того, если бы европейские экспедиции нападали на африканское побережье, коренные жители уходили бы вглубь континента, где они были бы недоступны (так обезлюдели русские земли, прилегавшие к Дикому Полю в XIII-XV веках – население покинуло территории, где жить было опасно из-за татарских набегов). В Африке же ничего похожего не происходило – наоборот, именно в прибрежных районах Гвинейского побережья существовали развитые африканские государства, такие, как Бенин, Дагомея, Ойо, Ашанти, Джолоф, Ифе, Конго в долине одноимённой реки. Никаких войн с европейцами (мелкие столкновения не в счёт) эти государства не вели, были многонаселёнными и богатыми.


Их богатство зиждилось на торговле рабами. Африканским племенам и государствам были нужны европейские ткани, металлические изделия и украшения, и расплачивались они своими соотечественниками, поскольку другого товара не имели. Уже в середине XIX века владетель государства Лунда (юг нынешней Республики Конго) Навежи II продал работорговцам большую часть населения своей страны…


И ещё – об отношении к рабству самих рабов. Тех, кто попадал в лапы работорговцев, конечно, не спрашивали их мнения, но очень многие африканцы шли в рабство совершенно спокойно – потому, что надеялись, что в рабстве им будет безопаснее и сытнее, чем на свободе. Родители продавали своих детей, чтобы избавиться от лишних ртов, мужья продавали жён, когда их было нечем кормить. Массовая работорговля затронула в основном африканцев – почему? Потому, что индейцы Бразилии, на которых охотились португальские «бандейрантес», не знали частной собственности, и захват в рабство воспринимался ими как ужасная трагедия: индейцы часто предпочитали смерть неволе. Арабы, индийцы, китайцы и малайцы прекрасно понимали, что такое рабство, но у этих народов было достаточное чувство самоуважения и стремление к свободе, поэтому сделать их рабами в большинстве случаев не удавалось. А африканцы находились примерно на том уровне, на котором пребывали античные народы Древней Греции и Рима, где рабство считалось допустимым и нормальным. Поэтому, хотя история знает немало восстаний чернокожих рабов, в большинстве своём они сохраняли лояльность своим хозяевам.

Терпимое отношение к рабскому состоянию - не специфическое свойство африканцев. Л.Н.Гумилёв в книге «Чёрная легенда» пишет: «…В числе кочевников находились люди, предпочитавшие быть проданными в рабство скучной и бесперспективной жизни на своей родине. Вот пример, случай из многих.


В XII в. половцы продавали рабов партиями по 200 голов и купившему партию давали еще одного бесплатно в качестве приза. Где-то около 1137 г. купцу, покупавшему товар, предложили как премию мальчика, худосочного и невзрачного, по имени Ильдегиз. Купец отказался и отпустил ребенка на волю, но тот попросил купца взять его как раба. Купец исполнил просьбу мальчика и посадил его на телегу. Из донских степей в Иран ехали подолгу, от источника до источника. Ильдегиз устал, заснул на одном из переходов и сонный свалился с телеги. Его подобрали, но, когда он второй раз упал с телеги, купец велел не останавливаться и ехать до места привала.


Доехали до источника, устроили привал, развели огонь и стали варить пищу для себя и для рабов. И вот из темноты появился Ильдегиз. Купец не удивился, рассмеялся и приказал накормить мальчика. Так мальчик попал в Азербайджан. Купец выгодно для себя продал мускулистых плечистых половцев везиру этой страны Сиджируми, но тот отказался покупать Ильдегиза. Ильдегиз взмолился и сказал: «О добрый господин, купи меня, я пригожусь». «Ты сам просишься? - спросил везир. - Ну, тогда я покупаю». И за гроши купил ненужного ему раба».


Европейцы «записывались» в рабство не реже, чем африканцы или азиаты. На Руси в голодные годы разорившиеся крестьяне и горожане (а в Великий Голод 1601-03 г. даже дворяне!) добровольно «холопились» - продавали себя в холопы тем, кто мог их кормить. В более ранние времена, при власти римлян, продавали в рабство членов своих семей древние бритты: обычай продажи жён «в рабство» в виде архаического пережитка сохранялся в Великобритании до ХХ века! Английские джентльмены либо приводили жену на рынок, надев ей на шею петлю, либо давали объявление в газету. Последний случай продажи жены зафиксирован в Лондоне в 1913 г. Другое дело, что после «тёмных веков» продать и купить жену можно было только с её согласия, но термин «продажа» и кое-какие ритуалы (петля на шее) сохранились с тех времён, когда жён и детей реально продавали в рабство.


Итак, африканская работорговля была не зверским изобретением европейцев, а совместным торговым мероприятием европейских работорговцев и африканских охотников за рабами. Примечательно, что профессия «охотник за рабами» известна у арабов и других мусульман Северной Африки, у собственно африканских народов, а среди европейцев – только у португальцев. Причём не в Африке, а в Бразилии, где эти люди (бандейрантес») охотились на индейцев. Глубины Африки из-за малярии были недоступны для европейцев до второй половины XIX века, когда они начали использовать хинин. Только тогда «белые» проникли в глубины континента – но не как работорговцы, а, наоборот, борцы с африканским и мусульманским рабовладением.


Число африканцев, переправленных в Новый Свет в XVII-XIX веках разные историки оценивают в 6,3-12 миллионов человек. Количество рабов, посаженных в корабли, было гораздо больше, но значительная их часть умирала в пути.


В XVII веке развитие гуманизма в Европе и европейских колониях поставило вопрос о нравственности рабства. Если ранее чернокожие не считались людьми, то наука эпохи Просвещения сделала достаточный шаг вперёд, чтобы признать африканцев полноценными людьми. Хотя это признание сильно тормозилось заинтересованными в сохранении рабства плантаторами и работорговцами, мучения африканцев при перевозке в Новый Свет начали возмущать европейцев – тем более, что в то время появилась массовая пресса. Благопристойные христиане начали требовать отмены сначала крайностей рабовладения, а затем и его самого. Интересно, что первой страной, запретившей транспортировку африканцев в Новый Свет, стала Португалия: запрет был оформлен в виде закона в 1761 г., по инициативе могущественного премьер-министра Помбала. При этом рабство в португальских колониях сохранялось.


Безусловно, запрет перевозить рабов при сохранении рабовладения был очень невыгоден португальцам. И он же демонстрирует, что начало антирабовладельческого (аболиционистского) движения никак не связано с проблемами выгоды или невыгоды рабовладения (споры среди экономистов на этот счёт всё ещё продолжаются), а исключительно с моральными нормами. Синьор Помбал и его приближённые были современными людьми, и их нравственность не позволяла потворствовать страданиям людей на рабовладельческих кораблях.

Дальше начался «эффект домино». В 1778 г. рабство было отменено в Шотландии, в 1783 г. – в Массачусетсе, первом штате США, свободном от рабства. В то же время французский король принял закон, согласно которому рабы (их было множество на Гаити и в Луизиане) должны получать от хозяев приличествующую еду, одежду и жильё, а также иметь собственность и… свободное время! Если рабовладелец не исполнял эти условия, раб получал право жаловаться на него в суд. А ведь раб, превратившись в юридическое лицо, по сути переставал быть рабом. Через несколько лет, набравшись сил от хорошего питания, рабы на Гаити подняли знаменитое восстание, приведшее к полному истреблению европейского населения и образованию первой в мире республики, созданной чернокожими.


В 1786 г. рабство отменил штат Вермонт, в 1799 – Нью-Йорк, а Род-Айленд, Коннектикут и Нью-Джерси объявили своего рода «дорожную карту», предусматривавшую постепенную отмену рабства. В 1792 г. работорговлю запретила Дания (ей принадлежали Виргинские острова в Карибском море, где существовало плантационное рабство) – но, подобно Португалии, сохранила рабовладение до 1847 г.


Огромную роль в крушении европейского рабовладения сыграла самая развитая и просвещённая страна того времени – Великобритания.

«Среди британских противников рабовладения выдающуюся роль сыграли квакеры. Впервые с призывом запретить работорговлю в 1783 г. выступила неформальная группа из 6 квакеров, собравшая под своей петицией в парламент 300 подписей. 22 мая 1787 г. к сугубо квакерской акции впервые присоединились англиканцы («евангелические англиканцы»). Совместно представители разных конфессий на собрании в лондонской типографии образовали Комитет за отмену работорговли, в который вошли Уильям Уилберфорс, Грэнвилл Шарп, Томас Кларксон, Джон Бартон, Уильям Диллвин, Джордж Гаррисон, Сэмюэл Хоар, Джозеф Хупер, Джон Ллойд, Джозеф Вудс, Джеймс Филлипс и Ричард Филлипс.


Центральной фигурой среди противников работорговли был Уильям Уилберфорс (1759-1833), депутат Палаты общин от Йоркшира с 1784 года. Молодой парламентарий был уже известен благодаря законопроекту о предварительной регистрации избирателей, который заблокировала Палата лордов. Достаточно либеральные в некоторых вопросах взгляды Уилберфорса находили поддержку у знаменитого премьер-министра Уильяма Питта. Проведя несколько крупных публичных акций против торговли людьми, Комитет за отмену работорговли предпринял первую попытку провести соответствующий закон через Палату общин. Первый билль о запрете работорговли был внесен Уилберфорсом в парламент в 1791 г. И уже первое голосование показало, что этот проект не безнадежен. За отмену работорговли проголосовали 88 членов Палаты общин против 163.


Потерпев первую неудачу противники рабства развернули активную кампанию, собирая деньги, агитируя парламентариев, издавая литературу, устраивая демонстрации. Они всячески подчеркивали антигуманный характер работорговли, пренебрегающей достоинством и просто жизнью человека.


Большую роль в пропаганде аболиционистских (антирабовладельческих) взглядов сыграл Томас Кларксон (1760-1847), начавший свою деятельность с написанной в Кембридже работы «Законно ли обращать людей в рабов против их воли?» - «Anne Liceat Invitos in Servitutem Dare?» Признав один раз рабство противоречащим естественным законам, выпускник Кембриджа стал добиваться запрещения рабства по закону официальному. Стремясь доказать противоестественность рабовладения, Томас Кларксон начал собирать в британских портах факты, свидетельствующие о бесчеловечности в отношении обращенных в рабство людей. Доводы в пользу отмены рабовладения он предлагал как в Англии, так и во Франции» (Конец работорговли. http://liberea.gerodot.ru/neoglot/rabtorg.htm).


В 1799 г. британские аболиционисты добились принятия закона, ограничивавшего права работорговцев: при перевозке рабов им предписывалось создавать для них «человеческие» условия. Конечно, проследить за исполнением законы было невозможно, но это было существенным шагом вперёд. Наконец, в 1807 г., после многих лет ожесточённой борьбы, британский парламент принял Акт о запрете работорговли. Британский флот получил приказ патрулировать африканские воды, и, при обнаружении корабля с невольниками, рабов освобождать. В 1811 г. перевозка рабов была объявлена уголовным преступлением: капитаны невольничьих кораблей подлежали смертной казни.


В первой половине XIX века работорговля, а затем и рабовладение были отменены во всех странах Европы и Латинской Америки: после 1850 г. рабовладение сохранялось только в южных штатах США, в Бразилии и испанских колониях – Кубе и Пуэрто-Рико. Однако перевозка рабов из Африки прекратилась: могучий английский флот беспощадно пресекал любые попытки такого рода. По мере возможности досмотром кораблей на предмет перевозки рабов занимались и французские, прусские, австрийские, голландские, шведские и датские суда. В 1820 г. Конгресс США принял закон, приравнивавший работорговлю к пиратству, за наказанием за которое была смертная казнь. Американские корабли включились в патрулирование африканского побережья. Если освобождённых рабов было невозможно вернуть в места прежнего проживания (многие рабы были захвачены или куплены в глубине Чёрного континента), то их высаживали на британской территории Сьерра-Леоне: с 1819 по 1840 гг. там высадили 59341 освобождённого раба. США выкупили у местных вождей собственный кусок африканской земли и назвали его Либерией – туда привозились не только спасённые с невольничьих кораблей, но и свободные африканцы из США, выразившие желание вернуться на родину предков. Тогда же Бразилия содействовала переезду свободных африканцев в государство Бенин.


Борьба европейских, прежде всего британских, моряков с работорговцами часто выливалась в ожесточённые морские бои. Знаменитый капитан Генри Лик не только освободил больше 3 тысяч невольников, но и разгромил африканского вождя Мунга-Брама, упорно отказывавшегося прекратить торговлю соплеменниками. За заслуги в борьбе с работорговлей Лик был возведён в рыцарское достоинство. Американский адмирал Перри, тот самый, который силой «открыл» Японию, командуя Западно-Африканской эскадрой ВМС США, многократно вступал в бои с работорговцами и африканскими вождями, занимавшимися работорговлей.


В 1833 г. рабство было окончательно запрещено в Англии и её колониях, в 1948 г. – во Франции, в 1863 г., во время Гражданской войны – в США. В 1869 г. рабство было упразднено в Португалии, в 1886 г. – в Испании, и в 1888 г. – в Бразилии. Этим была поставлена последняя точка: все страны европейской христианской культуры избавились от рабовладения.


В 1808-1870 гг. моряками разных стран было освобождено около 200 тысяч рабов (160 тысяч – англичанами), уже находившихся на невольничьих кораблях, и неизвестное количество – на берегу. Британцы захватили 1600 судов; ещё несколько сотен стали добычей американцев, французов, немцев, шведов, датчан, голландцев и австрийцев. В 1830-65 гг. британская Западно-Африканская эскадра потеряла 1587 человек погибшими в боях, умершими от болезней и в результате несчастных случаев (Конец работорговли. http://liberea.gerodot.ru/neoglot/rabtorg.htm). Несколько сот человек потеряли другие европейские, а также американские эскадры, боровшиеся с работорговлей. Свою задачу европейские моряки выполнили: к 1870 г. транспортировка рабов морскими путями окончательно прекратилась.


В 1885 г. на международная Берлинская конференция приняла решение о запрете рабства и работорговли в мировом масштабе. Поскольку после прекращения европейской работорговли усилилась работорговля мусульманская, причём она приняла такие масштабы, что угрожала самому существованию африканцев, конференция приняла решение о разделе Африки между европейскими государствами с целью колонизации и развития Чёрного континента. Главной целью колонизации было пресечение рабства. В целом колонизационные планы Европы, предусматривавшие экономическое развитие Африки, создание там образования и здравоохранения, провалились из-за нехватки средств и кадров, а также алчности самих колонизаторов. Но главная цель – уничтожение рабства и предотвращение истребления африканцев работорговцами – в целом была достигнута. При этом в Судане, главном центре работорговли, европейцам (англичанам и союзным им туркам и египтянам) было оказано ожесточённое сопротивление, вылившееся в 15-летнюю войну, унёсшую жизни тысяч британских, египетских и турецких солдат, а также буквально выкосившую население Судана.

Рабство после раздела Африки частично сохранялось в мало контролировавшейся зоне Сахеля (Судан, Мавритания, Мали, Нигер, Чад), но его масштабы не могут сравниться с тем адом, который представляла из себя Африка до колонизации.

***

В связи со всем изложенным возникает ряд вопросов. Во-первых: надо ли «белым» каяться за работорговлю и рабовладение? Это – ужасные явления, но лишь с точки зрения современного человека с соответствующим уровнем морали. И почему каяться должны только «белые», а не африканцы, массами продававшие своих соотечественников? Далее: среди современных американцев, бразильцев и тем более европейцев со светлой кожей потомков работорговцев и рабовладельцев – единицы. Почему внуки ирландских пивоваров, шотландских овцеводов, швабских крестьян и гданьских грузчиков, составляющих абсолютное большинство американцев, должны каяться за грехи людей, к которым их предки не имели никакого отношения? Да и непосредственные потомки рабовладельцев – они-то в чём виноваты, если их предки много поколений назад были рабовладельцами? А если они были добрыми, человечными рабовладельцами (были и такие)? В чём должны каяться потомки солдат-северян, сражавшихся и погибавших ради отмены рабства? Потомкам Уилберфорса, Шарпа и Хоара, боровшихся с рабством в Англии ещё в XVIII веке – тоже каяться? И должны ли вставать на колени перед потомками рабов праправнуки английских, американских, французских, шведских моряков, рисковавших жизнью в схватках с европейскими и африканскими работорговцами? Праправнукам храброго капитана Лика и адмирала Перри – тоже вставать на колени?

И ещё один вопрос. Почему «борцы с расизмом», требующие компенсации потомкам бывших рабов, дружно молчат об арабской работорговле – а её масштаб был не меньшим, и началась она раньше, и окончилась позже, и то только под военным давлением европейцев? Потому, что от арабского мира ни извинений, ни тем более компенсаций не дождёшься?

В современном мире рабство и работорговля однозначно осуждены. И те страны европейской культуры, которые практиковали то и другое, неоднократно выражали сожаление по поводу того, что эти явления сегодня считающееся позорными, когда-то существовали. Но они могут и должны гордиться тем, что, достигнув определённого культурного, экономического и нравственного уровня, поняли недопустимость рабства, и приняли меры (часто не считаясь с затратами и рискуя жизнями) для того, чтобы с ним покончить.


Евгений Трифонов

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: