ПХД (Парко-хозяйственный день)
Наступление субботы означало и наступление ПХД. Всеобщий день чистоты во всей части.
В учебном центре утро субботы начиналось с труски одеял и снятия старого постельного белья, взамен утренней пробежки. Потом следовал завтрак. После завтрака, роту строил в казарме ефрейтор и делил на несколько групп. Например: первому взводу доставалась уборка территории, второму - спального помещения, третьему - лестницы и коридора, четвертому - сушилки и туалета, пятому - прочих помещений, а шестой отправляли куда-либо по поручениям или на работу. Все официально были заняты и спрос итога был со старших взводов. На время ПХД в казарме разрешали включать музыку на всю громкость, иногда это делали сами сержанты, нам довелось слушать весь спектр музыкальных предпочтений наших командиров - от группы "Ленинград" до "Раммштайна". Этот день означал и обилие пены на взлётке, которую разводили вёдрами, тратя десятками бутылки жидкого мыла, либо нарезая ножом обычное хозяйственное. Уборочного инвентаря на 180 человек не хватало и уборка одного объекта тормозила уборку другого. В этот день нам разрешалось ходить по казарме в футболке и штанах, на ногах сланцы. После шести дней ношения берец - это был отдых. ПХД заканчивалось подведением итогов, если чистота была недостаточна - оно продолжалось.
В полку ПХД по масштабу было меньше, в силу размера казармы и численности дивизиона. Но один раз мне повезло провести ПХД лишь вдвоём с другим сослуживцем. Остальных никого не было, все были в наряде или на стартовой позиции. Мы же были не при делах. И глаз старшины упал взглядом на нас. И плевать, что казарма на 80 человек и вдвоём намыть её физически трудно. Мы боялись гнева старшины и приступили к работе. Почти в завершение, к нам присоединились другие солдаты, зашедшие в казарму. Старшина был строгий, но лишь к тем кто отлынивал от работы и не хотел ничего делать. Я и другие такими не были. По окончанию ПХД старшина разрешил нам посмотреть телевизор.
Уборка территории в этот день занимала мало времени или не занимала вовсе, т.к. в зимнее время снег был уже почищен общими силами, а весной и летом, в дни плохой погоды, взамен ФИЗО мы уходили на уборку территории.
Везло и тем, чей наряд по казарме выпадал в этот день. Убираться в роте не приходилось и сдача наряда происходила быстро.
После приборки мы собирались на обед, далее в баню, ожидание ужина, ужин, личное время и отбой.