Питание в средневековой Европе. Рим и варвары

"В эти злополучные, скудные времена мы не алчем поэтической славы,

ибо алчем хлеба насущного".

Фабий Фульгенций, конец V века н.э.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

История еды, способов производства и моделей потребления тесно связана с историей цивилизаций, многие аспекты которых (экономические, социальные, политические, культурные) всегда имели непосредственную и первоочередную связь с проблемами питания.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Кризис III в., обострился в IV и V вв., в некоторых странах, например в Италии, его пик пришелся на VI в. То есть "чрезвычайное положение" несколько веков было обыденной реальностью. Кривая прироста населения Европы, резко уходит вниз с начала III в. и продолжает падать до VI в. включительно. Но связь между демографическими данными и условиями питания вовсе не является прямой; она нередко имеет обратный характер, и многие данные указывают на то, что именно в исторические периоды с низким демографическим давлением индивидуальное потребление может быть надежнее обеспечено (и наоборот, демографические взрывы не обязательно связаны с изобилием продуктов). Следовательно,  в V–VI вв. ситуация с продуктами питания не была катастрофической. Неурожаи, болезни, войны - всё, что историки терпеливо воссоздали, опираясь на литературные источники и на хроники, вовсе не обязательно рисует образ Европы на грани катастрофы: это было бы слишком просто.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Трагедий, конечно, было предостаточно: обильные дожди, заморозки или засуха уничтожали урожай; отряды вооруженных людей рыскали по полям и забирали все, что попадалось под руку; падеж скота лишал людей и пищи, и помощи в труде. Когда продуктов не хватало, приходилось что-то придумывать, прибегать к каким-то иным средствам: травам и кореньям, которые обычно не употребляются в пищу, хлебу "с добавками", мясу самых разных животных. "В этот год, - пишет Григорий Турский, имея в виду события конца VI в., - великий неурожай случился почти во всей Галлии. Многие выпекали хлеб из виноградных косточек или из цветов орешника; другие собирали папоротник, высушивали его, толкли и к этому подмешивали немного муки. Другие проделывали то же самое с луговой травою. А у кого совсем не было муки, те просто собирали и ели разные травы; но им раздувало животы, и они погибали".

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Голод - не обязательно приводит к смертельному исходу; гибельны лишь чрезвычайные, длительные голодовки, а они случаются не так уж часто.


Разнообразие - вот ключевое слово, позволяющее понять механизмы добывания и производства продуктов питания в те века, когда с политическим крушением Римской империи на Европейском континенте начинает складываться новый институциональный, экономический и культурный порядок.

Ресурсов теоретически хватало, нужно было только, чтобы выжившие организовались для их использования. Повсюду простирались леса, естественные луга, болота: невозделанные земли, которые начиная с III в. стали теснить поля почти повсеместно - даже там, где их прежде не было, - сделались основной формой ландшафта. Использование их открывало великие возможности, нужно было только заняться этим на практике. Что европейцы и сделали.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

В римской культуре понятие "невозделанного" несло в себе преимущественно негативный смысл. Лес был синонимом маргинальности, исключения; только маргинал, исключенный, изгнанный, прибегал к лесу как к источнику пищи. Явный приоритет отдается земледелию: полеводство и садоводство были стержнем экономики и культуры как греков, так и римлян (во всяком случае, если иметь в виду господствующую экономическую модель). Зерновые, виноград, оливы лежали в основе всего. Помимо того, немалую роль играли огородничество и выпас овец, рыболовство имело какое-то значение только в прибрежных районах.


На этом и базировалась система питания (сейчас бы мы ее назвали "средиземноморской") - питания преимущественно растительного, основанного на лепешках, кашах и хлебе, вине, оливковом масле и овощах; сюда добавлялось немного мяса, но более всего сыра (овцы и козы не забивались, их в основном держали для молока и шерсти).

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Совсем иными были способы производства и культурные ценности "варваров", как называли их греки и римляне. Кельтские и германские народы, веками жившие в окружении лесных массивов Центральной и Северной Европы, явно предпочитали использовать первозданную природу и невозделанные пространства. Охота и рыбная ловля, сбор лесных ягод, свободный выпас скота в лесу (в основном свиней, но также лошадей и крупного рогатого скота) - основные занятия, характеризующие их систему жизнеобеспечения. Стало быть, не каши и не хлеб, а мясо было первостепенной ценностью в системе питания. И пили они не вино (вино знали только в областях, соседствующих с империей), а кобылье молоко и производимые из него кисломолочные продукты; или сидр, получаемый за счет брожения лесных плодов; или пиво, там, где на небольших полянах, отвоеванных у леса, выращивались зерновые. Для смазывания и для приготовления пищи использовалось не оливковое масло (в руководстве по римской кухне, приписываемом Апицию, упоминается только этот вид жира), а сливочное масло и свиное сало.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Картина, конечно, не была такой четкой: и германцы употребляли в пищу зерновые, овсяные каши или ячменные лепешки (но не пшеничный хлеб, истинный символ средиземноморской системы питания), и римляне ели свинину (императоры в столице раздавали народу не только хлеб, но и мясо), но это не было системными признаками.


"Они не обрабатывают поля, - пишет Цезарь о германцах, - и их рацион большей частью состоит из молока, сыра и мяса". В начале II в. Тацит сообщает нам, что германцы (во всяком случае, живущие по берегам Рейна) также покупают вино, однако их основным напитком является "ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина": пиво - или лучше назвать его брагой, если мы хотим обозначить различие между этой плотной, густой жидкостью и светлым, прозрачным пивом, которое стали получать тысячелетие спустя, подмешивая в него хмель.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

В остальном "пища у них очень простая: дикорастущие плоды, свежая дичина, свернувшееся молоко". В VI в. Прокопий пишет о лапландцах, что они "не пьют вина и не добывают из земли никакой пищи… но занимаются только охотой, как мужчины, так и женщины". Зато малые готы, по утверждению Иордана, знали вино благодаря торговле с соседними народами, хотя и предпочитали молоко. Тот же Иордан (мы все еще в VI в.) рассказывает, что народы Скандинавии "живут одним только мясом"; что гунны не знают иного рода деятельности, кроме охоты.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Не следует думать, будто гордость за свою пищевую (а в какой-то степени и культурную) особость испытывали только греки и римляне. Кельты и германцы были тоже привержены своим ценностям. Их "животное цивилизации": свинья. Мифология этих народов полна сюжетами, где протагонистом выступает свинья, первостепенный, необходимый для человека продукт питания: вспомним хотя бы ирландскую сагу под названием "Свинья [короля] Мак Дато" - эту гигантскую скотину семь лет выкармливали молоком шестидесяти коров, а потом подали к столу, расположив на ее спине сорок быков.


Схожим образом в германской мифологии представлен загробный мир, рай, где воины, павшие в битвах, насыщаются неиссякаемым мясом Сэхримнира, Великого Вепря, который является чуть ли не источником жизни, самой сущностью еды и питания: "каждый день его варят, а к вечеру он снова цел", говорится в "Эдде" Снорри. Да и корова Аудумла, из вымени которой "текли четыре молочные реки", играет важную роль в мифе о сотворении мира, рассказанном Снорри: опять животное, опять экономика леса и пастбища.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Новый общественный и политический статус, завоеванный германскими племенами, которые повсеместно - различными способами и в разной мере - стали правящей верхушкой новой Европы, привел к широкому распространению их культуры и менталитета. Ничто не свидетельствует об этих изменениях лучше, чем обычай, распространившийся с VII–VIII вв. в странах с сильным культурным влиянием германцев (в Англии, Германии, Франции, Северной Италии): размеры лесов оцениваются не в абстрактных единицах площади, но исходя из количества свиней, которые могут там прокормиться желудями, буковыми орехами и другими плодами леса (silva ad saginandum porcos)… В этом состояла основная оценка, такие данные считались наиболее полезными. Единица измерения, связанная с производством: аналогично поля измерялись количеством зерна, виноградники - вина, луга - сена. Такое невозможно было вообразить несколько веков назад: человеку, воспитанному в греко-римской культурной традиции, при виде дубовой рощи приходило на ум все, что угодно, только не разведение свиней.

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Мясо становится самым ценным пищевым продуктом. Если у римского врача Корнелия Цельса не возникает сомнения в том, что хлеб - наилучшая и полезнейшая пища, потому что "в нем содержится больше питательных веществ, чем в любой другой еде", то предписания, касающиеся правильного и полезного питания, составленные после V в., гораздо большее внимание уделяют мясу и ставят его на первое место. Вот послание "De observatione ciborum" ("Наставления о пище"), которое врач Анфим, грек по происхождению, живущий в VI в. при равеннском дворе готского короля Теодориха, адресует Теодерику, королю франков. Анфим подробно описывает различные способы ее приготовления: свинина жареная, вареная, запеченная, тушеная. Самая длинная глава посвящена свиному салу: "…излишне говорить о том, как его любят франки". Можно его поджарить, объясняет Анфим, как любой другой кусок мяса, но в таком случае оно станет чересчур сухим; лучше сварить его, остудить и хранить холодным. Есть жареное сало вредно, но им можно сдобрить овощи и прочую еду. "Я слышал, - продолжает он, - будто франки имеют обыкновение есть сырое сало, и, что удивительно, оно так им помогает при всех болезнях, что не требуется иного лекарства".

Питание в средневековой Европе. Рим и варвары История (наука), Питание, Европа, Еда, Рим, Варвар, Хлеб, Мясо, Длиннопост

Именно в культуре правящих слоев значение мяса, его первостепенная ценность отмечается и утверждается с невиданной силой. В капитуляриях франков две меры наказания рассматриваются как равноценные: лишение оружия и отлучение от мясной пищи; Лотарь в первой половине IX в. назначает ту и другую кару для того, кто запятнал себя убийством епископа.


Однако Европа, путем убеждения или силой, а иногда из соображений выгоды, становилась христианской. А в этой религии хлеб, вместе с вином и оливковым маслом, "елеем", вне всякого сомнения, является основным, центральным символом. Франки, довольно рано примкнувшие к католическому христианскому вероучению, понимая, что это облегчит им проникновение на территорию империи и поможет одолеть соперников, более всего способствовали распространению римско-христианской модели питания в Северной Европе.


В Европе, пережившей нашествия варваров, происходит доселе невиданное слияние культуры мяса и культуры хлеба: в конце концов оба продукта приобретают статус (как в идеологическом, так и в материальном плане) первостепенной и необходимой еды.

Продолжение в следующей части...

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Пост-то неплох, но блядь... Какие к херам собачьим "Франки, довольно рано примкнувшие к католическому христианскому вероучению"???? Где, блядь, Хлодвиг, а где не то, чтобы схизма, хуй с ней... Там еще до игниатиаско-фотиевских разборок было как Императору пешком до Высшего блага...

раскрыть ветку (19)
11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Разве франки не довольно рано поняли христианство? Где автор не прав? Излишние подробности тут совершенно не к месту, пост не об этом.

раскрыть ветку (18)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так написано не к "христианскому вероучению" а "к христианскому КАТОЛИЧЕСКОМУ вероучению". Между принятием франками христианства и формированием католичества как ветви христианства формально больше пяти сотен лет. По факту, конечно, чуть меньше, но тоже зело дохуя.

раскрыть ветку (17)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще правильно написано. До великого раскола понятие православие и католицизм (кафолицизм) использовались как синонимы в противопоставление ереси. Хлодвиг и большинство франков приняли христианство в ортодоксальной (православной, католической) форме. А те же вестготы, остготы, бургунды принимали христианство в арианской форме.

Просто нужно понять, что термины меняют смысл со временем. На момент крещения франков католическая церковь - общая церковь с никео-константинопольским символом веры. После великого раскола католическая церковь - римская католическая церковь.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы сами все и сказали. Термины меняют смысл. Поэтому нужно использовать актуальные значения.

Автор поста оценил этот комментарий

А какую ветвь христианства они изначально приняли?

раскрыть ветку (14)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Раннее христианство было гораздо более неоднородным, чем позднее. Великая Схизма 1054 - не первый и не последний раскол церкви.

В те времена крещение вообще было весьма распространенным багоюзом. Римская Империя - полностью христианская к тому времени - пала, но римляне еще никуда не делись, как и их римское прошлое. А римское прошлое давало римлянам повод, пусть и снизу вверх, но смотреть на новых царей как на говно, что царям не очень то нравилось. Ну и да, религия тогда была одной из немногих фич, которые могли обьединять кучу разных людей. Хлодвиг I же принял ортодоксальную "римскую" веру, которая была наиболее распространена на подчиненных ему территориях, получив враз поддержку как духовенства, так и христианского пост-римского населения Галлии.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Римская империя пала? А пацаны в Константинополе то и не знали. И еще тыщу лет себя римлянами и империей считали.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Западная же хотя, Габсбурги вообще Римскую империю распустили только в 19 веке:)

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, пацаны с Константинополя все же уже опосредованно относились именно к той самой Римской Империи, к которой мы все привыкли.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Все-таки с точки зрения тогдашнего обывателя, ромейские василевсы - вполне себе легетимные римские императоры. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока Карлуша не выебнулся. Впрочем, и после этого все было не так однозначно.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Эмммм.... Эмммм....

Католичество в современном его понимании появилось в 1054 году. Тогда же, к слову, появилось православие. Хлодвиг Первый же жил на полтысячелетия раньше появления католичества и православия. Там свои фишки были.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Про 1054 год знаю. Но папа римский существовал еще во времена Римской Империи и разделение между Римом и Константинополем произошло не одномоментно, а нарастало постепенно. Просто тогда папа был одним из епископов, а не главой, но со временем набирал влияние и в итоге в 1054 году произошло разделение. Возможно автор и имел ввиду это. А может просто косячнул :-)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Католичество в современном его понимании появилось в 1054 году. Тогда же, к слову, появилось православие.

К слову вам нужно подучить историю. В научной литературе по истории христианства «ортодоксами» (в русском переводе  «православными») называют сторонников Никейского символа веры, «никейцев», как противопоставление арианам. Это выражение употребляется синонимично термину «католики» (в русской традиции также «кафолики») и не имеет отношения к современному противопоставлению православия и католицизма, возникшему после Великого раскола.
Так что Римские папы до 1054 года были православными. Хлодвиг I крестился по православному, а не по ариански.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А можно ссылочку на русскоязычную научную литературу, где к римской церкви применяется термин "православие"?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

11 римских пап являются святыми у православной церкви.

Известен такой церковный анекдот. Приходит архиерею письмо от прихожан одного храма: «Великим Постом наш батюшка стал поминать на Литургии папу римского. Делает он это каждую среду и пятницу. В другие дни стесняется народа, а в будни, когда людей мало, – нет. Примите меры, дорогой Владыка. Наверное, перемолился наш любимый батюшка, может, нужно ему отдохнуть от служения. Доброжелатели». Владыка, конечно, сразу понял, что папу зовут не Бенедикт, не Иоанн-Павел, а Григорий, и поминает его батюшка на Литургии преждеосвященных Даров. Это, конечно, байка, но на одном московском храме действительно висела табличка, в которой было написано, что его покровитель храма хоть и папа римский, но «православный святой N века».

Если говорить о научной литературы, то лучше "Лекции по истории Древней Церкви" Василия Болотова пока не читал. В 4 томе, про борьбу с ересью

Отцы Никейского собора возвратились к своим паствам не с одинаковым настроением духа. Все они (за исключением арианствующих) были, убеждены, что арианство осуждено справедливо, но не всем была присуща уверенность, что полемические средства, как έκ τής ουσίας и όμοούσιον, не заключают в себе опасной крайности. Западные епископы стояли весьма твердо в православии.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да не похуй ли, что там с хуисусами и прочее. Мы тут про мясо говорим, оно важнее церкви.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Арианство, одно из первых учений ранне христианства

раскрыть ветку (2)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ничо подобного. Как раз Хлодвиг принял ортодоксальное на тот момент "никейское" христианство. Арианство же к тому моменту уже дважды было названо говном и сраной сектой.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот читаю комменты и так захотелось в первый Rome: Total War поиграть, в Barbarian Invasion если быть точнее :-) Там как раз и арианство было, и по датам вылезали ивенты с вселенскими соборами.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку