Пистолет в бензобаке (пояснение)

Здравствуйте.

Прочитал пост Сколько стоит забыть пистолет в бензобаке и комментарии к нему и решил написать пост, чтобы пояснить, особенности данного оборудования. Надеюсь, данная информация будет кому-то интересна. А еще лучше, если она окажется кому-нибудь полезной.


Как многие писали в комментариях, кажется, что уехать с пистолетом в бензобаке может только «блондинка», но практика показывает, что сделать это может любой водитель с любым стажем. Устал, думал о чем-то важном, позвонил кто-то в момент заправки и т.д. В большинстве своем люди сами не понимают, как такое могло с ними произойти. Но происходит это регулярно. Владельцы АЗС (не путать с персоналом на АЗС) заинтересованы в минимизации количества таких ЧП, для этого есть несколько проверенных вариантов: заправщик и «сначала заправься, потом оплати». Но обе эти схемы влекут для владельца дополнительные затраты, поэтому некоторые их не внедряют, а другие то внедряют, то убирают. Собственно и эффективность этих схем в плане минимизации обрывов пистолетов как раз и видна на примерах тех, кто вначале нанимает заправщиков, а потом «эффективный менеджер сова» решает, что они не нужны и дается отмашка «всех уволить».


Вначале про ДТП, ДПС, страховку и пр.


Сразу надо отметить – обрыв пистолета это ДТП. Другое дело, что ДПС прекрасно понимает, что это ДТП не влечет за собой ни жертв, ни увечий, не повлечет за собой образование пробки, по сути, никому особо не мешает. Поэтому приезжают они на такое ДТП в последнюю очередь. Поэтому совершенно не удивительно, что Вы их будете ждать несколько часов.

Как и любое другое ДТП оно попадает под действие ОСАГО. И если оформить все, как положено по закону, то платить ничего никому не придется. Поэтому если Вы платите персоналу, то, по сути, просто покупаете себе «время», которое пришлось бы потратить на все формальности. В большинстве случаев, эти деньги пойдут в карман сотрудникам АЗС, которые потом будут «хитрить». Владельцы АЗС не хотят упускать и эти деньги, поэтому в кассах некоторых сетей действительно есть такая «услуга». Цены варьируются, насколько я знаю, от 1тр. до 3тр. Тут все зависит от того, что из оборудования было повреждено. Сразу оговорюсь, что случай, описанный в комментарии, где с человека требовали 28тр. за поцарапанную колонну, считаю чистейшим разводом, и в этом случае надо вызывать ДПС и пусть страховая разбирается (тут как с автоподставщиками на мой взгляд). Из реального, пожалуй, самый дорогой вариант – это разбить табло на колонке. Реально бывают случаи, когда шланг после отрыва отскакивает обратно к колонке и своим концом точно попадет в экран. Стоимость этого экрана существенна и составляет от 20тр. до 50тр. в зависимости от модели. Но, как сказал выше, в этом случае пусть страховая разбирается.


Ну вот мы плавно и переходим к оборудованию. На картинке, опубликованной автором поста, представлен стандартный набор так называемого «навесного» оборудования топливо-раздаточной колонки (ТРК): пистолет, носик пистолета, отрывная муфта, наконечник шланга. Все это оборудование бывает разных видов. Начнем, так сказать, с конца, а именно с носика пистолета. На рисунке изображен «отрывной носик для бензина» для стандартного заправочного пистолета производства широко известной в узких кругах немецкой фирмы. О производителях я расскажу чуть ниже. Итак:

Пистолет в бензобаке (пояснение) АЗС, Заправка, Ошибка, Видео, Длиннопост

1. Отрывной носик.


Собственно всем понятно, что это алюминиевая трубка на конце заправочного пистолета. Придерживаясь главной темы поста (про обрывы), поясню, что значит «отрывной». На картинке видна круговая канавка на носике около пистолета. На практике это банальное утончение корпуса. Поэтому иногда при рывке пистолета может отломаться носик. Это самый хороший вариант для всех. Носик, как видно на картинке, самая дешевая деталь. Если сработала эта канавка, и обломился носик, то никакого риска розлива топлива нет, замена проводится легко и быстро. Единственная неприятная особенность, обломок носика может провалиться к Вам в бензобак, и оттуда его хрен достанешь. Поэтому если это произошло, то постарайтесь его вытащить аккуратно из горловины, а то придется с ним ездить. Один мой знакомый обломал такой носик и это обошлось ему в 750руб через кассу, но это было, когда евро был по 40руб.


Такие носики бывают 2х видов: для бензина и для дизеля. На картинке оба носика – бензиновые. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что он сужается после изгиба. Дизельный НЕ сужается. Их так и называют носик на 16мм и на 19мм. Для чего это сделано? С одной стороны дизельное топливо более вязкое, вот и носик для него большего диаметра. Но самое интересное, что в бензобаках большинства машин стоит защита от дурака: по идее вы не сможете вставить дизельный носик в бак для бензина. На практике все не так радужно – эта защита - банальная пластиковая фиговина, которую достаточно легко можно продавить внутрь.

Что еще хотел бы упомянуть. На конце носика установлена насадка из нержавейки. Место стыка на фотке скрыто черным креплением к витрине. Видны следы обжатия где-то в 1см от конца.  Для чего это сделано? Как я писал выше, носик алюминиевый, а алюминий, сами знаете, не очень прочный материал и как следствие при эксплуатации он начинал деформироваться, стираться, а это в свою очередь (не вдаваясь в подробности) приводило к неправильной работе отщелкивания пистолета. И вариант, когда пистолет постоянно отщелкивается намного лучше, чем когда он НЕ отщелкнется и топливо начнет разливаться вокруг. Вот чтобы улучшить эксплуатационные характеристики немцы и придумали эту насадку из нержавейки (лет 10-15 назад).


Отдельно упомяну про материалы. Во всех этих деталях из металла используется (должна использоваться) только алюминий и качественная нержавейка. И причина тут не в их нержавеющих свойствах или весе – это так, побочный эффект. Главная причина – искробезопасность. Данные металлы при физическом воздействии (уронили на асфальт) не дадут искру. И все это действительно не только прописано в ГОСТах (как наших, так и зарубежных), но и полностью оправдано. Именно поэтому я и написал «качественная» нержавейка, т.к. некоторые марки могут давать искру. Можете себе представить, что произойдет, если пистолет, который только что достали из бензобака, с которого еще капли стекают, а внутри полно паров бензина, роняют на асфальт и от удара образуется искра. Вы при этом стоите рядом. В общем безопасность, безопасность и еще раз безопасность.


2. Отрывная муфта.


Это главная система защиты при обрыве пистолета. Если она не сработает, то практически гарантированно повреждение топливной колонки (фото и видео в инете очень много). А это в свою очередь огромные проблемы для всех. Тут уже только страховая Вам в помощь – стоимость одной ТРК составляет от пары сотен тысяч рублей (за отечественные модели), но есть колонки за миллион. Иногда ее можно отремонтировать, но это всегда серьезные затраты. Дай Бог, чтобы ОСАГО хватило. Опять же владельцы АЗС НЕ заинтересованы в выходе из строя колонки – для них это существенные потери, которые они НЕ смогут возместить с виновника даже по суду (падение продаж) и куча геморроя с ремонтом или заменой. Плюс это достаточно долгий процесс – несколько месяцев. Поэтому все вменяемые владельцы используют отрывные муфты.


На фотке видны 2 варианта отрывной муфты для стандартного заправочного пистолета ZVA. Отличаются они только резьбой, и, собственно, стыкуются с соответствующим наконечником шланга (в левом верхнем углу), который в свою очередь обжимается на шланг.

Это не просто отрывная муфта, а поворотно-отрывная. Фитинг из нержавейки (более темного цвета) вкручивается в заправочный пистолет и может вращаться относительно корпуса муфты, при этом сохраняя герметичность системы. Это сделано, чтобы компенсировать перекручивание шланга в процессе эксплуатации. Пластик используется тоже специальный, он должен быть стоек к воздействию топлива, не изнашиваться, не раскалываться и минимально менять размеры от температуры. Запирающий клапан как раз изготовлен из пластика, и если он будет изношен, то не обеспечит герметичное закрытие канала. Аналогично по поводу зависимости от температуры. Оборудование стоит на улице, и соответственно диапазон использования от -40 до +50. А если закрытия не произойдет, то может получиться мини версия пожарного гидранта, который не удержали в руках, только выливаться будет не вода, а бензин, пока кто-нибудь не нажмет большую красную кнопку и не остановит работу насосов.


Принцип работы данной муфты хорошо показан вот на этом видео:

Данное изделие требует присмотра и регулярной замены, даже если срабатывания (обрыва) не произошло. Как видно из видео, муфта состоит из 3 частей, за герметичную стыковку которых отвечают различные прокладки. Эти прокладки изнашиваются при эксплуатации, и муфта начинает подтекать. Если сервисное обслуживание проводится качественно, то опытные специалисты замечают течь на ранней стадии и меняют либо муфту целиком, либо манжету, если нет, то у потребителя есть шанс взяться за пистолет, а он окажется мокрый от топлива, поэтому будьте внимательны, перед тем как снять пистолет с колонки, посмотрите, сухой ли он. Тут ничего фатального нет, только придется идти отмывать руки.


Теперь, как обещал выше, про «хитрости» персонала АЗС. Дело в том, что по факту данная муфта многоразовая. Иногда, если при обрыве не произошло ее критических повреждений, то ее можно собрать с помощью обычного молотка (иногда используют простой камень). Собственно ударив хорошенько можно защелкнуть ее обратно, сделать вид, что обрыва не было, а деньги, полученные от виновника поделить между собой. Если собрали "криво", то оформляют заявку: типа все было ок, но муфта начала подтекать, приезжайте, поменяйте. При разборе этой муфты становится понятно, что она сработала, а ее потом кустарно «собрали». За чей счет в итоге банкет, зависит от нюансов договора между владельцем АЗС и сервисной компанией.


3. Газовозвратный пистолет и муфта.


Если Вы житель города-миллионника и заправляетесь на АЗС крупных федеральных сетей, то вместо указанного приведенного на фото пистолета Вы можете увидеть другой. Вот такой:


Пистолет в бензобаке (пояснение) АЗС, Заправка, Ошибка, Видео, Длиннопост

И отрывная муфта для такого пистолета имеет другой вид:

Пистолет в бензобаке (пояснение) АЗС, Заправка, Ошибка, Видео, Длиннопост

Это называется «газовозвратный топливо-раздаточный пистолет». Никакого отношения к «газу» он не имеет. Эту технологию опять же разработали немцы и впарили всем, что это круто. В развитой Европе хорошо зашло, в России на это повелись только крупные и богатые сети, но и то, только в крупных городах. В чем собственно суть. А суть в том, что в топливной колонке стоит специальный насос, которые с помощью специального пистолета и шланга позволяет улавливать пары бензина и возвращать их обратно в резервуар. И типа все в плюсе: экология не страдает, на АЗС нет запах бензина, и все это самоокупается за счет «уловленных» паров топлива (Европа же любит экологию, поэтому и используют. В США, кстати, не зашло, насколько я знаю по целому ряду причин). На мой взгляд – все это в основном понты. Запаха бензина на АЗС действительно меньше, но про окупаемость говорить не приходится, т.к. происходит значительное удорожание всего: колонки, шланга, пистолета, муфты и т.д. Например, пистолет и муфта для такой системы где-то в 2,5 раза дороже.


Кстати, данные пистолеты устанавливаются только на бензин. Для дизеля они не имеют смысла, т.к. паров у дизеля почти нет. Поэтому на дизельное топливо всегда будет висеть обычный пистолет, а вот на бензин либо обычный, либо газовозвратный.


4. Производители и цены.


Называть никого не буду, названия легко можно найти в Инете, но это и не суть важно.

Сразу скажу, что цены указанные на изначальной фотографии очень высокие – это видимо розничная цена где-то. Даже и не знаю, где можно найти это оборудование в розницу. Оптовые цены, конечно же, значительно ниже, но ни о каких 200 или 500 рублях, о которых писали люди в комментариях к посту речи не идет. В Инете можно найти отрывные муфты для воды, но их нельзя использовать на АЗС, в том числе и по причине используемых в этих муфтах материалах (искробезопасность и пр.). Но есть еще один нюанс – резьба на пистолете. Немцы опытные ребята и не хотят, чтобы вместо их муфт можно было использовать что-то другое. Поэтому резьба на пистолете специфическая, крайне редко встречающаяся в «водной» индустрии. Собственно по этой причине приходится использовать только специальные муфты вот такой конструкции:


Оригинальная немецкая муфта на оптовом рынке будет стоить в районе 55Евро, что в пересчете на рубли составляет 3850руб. И цена эта жестко привязана к курсу Евро.


Конечно есть аналоги. В первую очередь всем на помощь могут прийти друзья китайцы. Они уже давно скопировали всю линейку немецкого производителя, правда с переменным успехом. Собственно вся проблема в качестве. В Китае несколько производителей, кто-то делает лучше, кто-то хуже. Недавно мне рассказали про китайские муфты за 1500руб. Дешево, прекрасно, даже тендер выиграли, вот только они начинали течь сразу после установки. Даже не через неделю или месяц, а вот прямо сразу – привинчиваешь, включаешь и потекла. Было много скандалов, претензии от заказчика, почему такое г..но, на что следовал, на мой взгляд, достаточно логичный ответ «а что вы хотели за 1500руб». Главная особенность китайцев – на внешний вид они делают полные копии немецких муфт со всеми маркировками, и не специалист их даже не сможет отличить. Цена на нормального «китайца» будет в районе 2500-3000руб. и она жестко привязана к курсу доллара. Главная проблема у всех китайских производителей – плавающее качество: даже получив 10 хороших партий, нет никакой гарантии, что следующая будет тоже хорошей. Ну и естественно они экономят на всем, чем только можно, особенно на том, что не видно снаружи: пластик, резинки и пр. Все это либо быстро изнашивается, либо абсолютно непредсказуемо поведет себя в момент обрыва.


Очень радует, что и в России появился производитель, который сделал честный аналог немецкой муфты, но уже под своим брендом. Цена на их изделие аналогична хорошим китайцам 2800руб. и к валюте не привязана. Очень надеюсь, что «импортозамещение» у нас пойдет и в этой маленькой отрасли, а то после обвала курса рубля вместо европейской продукции все начали экономить и покупать китайскую. У нас ведь самые крупные сети принадлежат госкомпаниям, но упорно продолжают покупать импортные комплектующие, даже когда есть аналог, производящийся в России.


Может появиться вопрос: а что же американцы? Все наверное видели в фильмах и сериалах, как герои заезжают на заправку и вставляют себе в бензобак что-то сильно отличающееся от того, что видим мы. Это действительно так. Раньше, до появления вездесущих китайцев, мир был поделен между 2мя производителями заправочных пистолетов: из Германии и из США. У них совершенно разный внешний вид и устройство. И они НЕ совместимы между собой. И как-то так сложилось, что в америках вы вряд ли встретите немецкие изделия, а в Европе – американские. Мы же, из-за своей близости к Европе как-то «подсели» на немецкую продукцию, хотя у нас можно найти и американские пистолеты, их очень мало, но они есть. Вот только их внешний вид очень удивит большинство автовладельцев. Стоит отметить, что китайцы подделывают все: и немцев и американцев. Вот так выглядит "американский" заправочный пистолет:


Пистолет в бензобаке (пояснение) АЗС, Заправка, Ошибка, Видео, Длиннопост

Вот пожалуй, и все. Вначале хотел ответить в комментариях к посту, понял, что получается много, а когда стал писать – решил уже все достаточно подробно пояснить. Надеюсь, получилось интересно и познавательно. Если будут вопросы, задавайте – постараюсь ответить в комментариях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Опять же владельцы АЗС НЕ заинтересованы в выходе из строя колонки – для них это существенные потери, которые они НЕ смогут возместить с виновника даже по суду (падение продаж) и куча геморроя с ремонтом или заменой.

Извините, не согласен. Падение продаж называется упущенной выгодой.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если рассчитают средний заработок с колонки за период, который будет принят судом разумным для восстановления колонки, то его спокойно взыщут. По той же схеме взыскивают упущенную выгоду за простой транспорта за ДТП, причиненной виновником.
раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Тут сравнение с простоем транспорта с точки зрения суда не прокатывает. Давно, в середине нулевых, были попытки со стороны крупных сетей повернуть Фемиду в свою сторону по этим вопросам, но не получилось. Транспорт если поломался, то не работает целиком. А на АЗС помимо этой колонки еще несколько, работе которых ничего не мешает. И в суде обосновать суммы упущенной выручки и прибыли, полученные на основе длительных статистических наблюдений не получилось. Все же знают поговорку про статистику, вот и суд не очень хочет на ее основе присуждать серьезные суммы в споре между "маленьким человеком" и "большой и злобной нефтяной компанией". А вдруг журналисты прознают и понесется. Также тут возникают вопросы о причинах длительного простоя, порой многомесячного, возникающего очень часто из-за внутренней бюрократии внутри компании.

В общем не связывались, во всяком случае пока, насколько мне известно.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Честно, я не понимаю о чем вы. Ситуации аналогичные. У нас, к примеру, уже давно Горэлектротранс в случае ДТП помимо прямого ущерба взыскивает еще и простой транспорта - вообще на ура проскакивает. Аж до Верховного Суда дело дошло, оставили в силе.
Понятное дело, что большие суммы не присудят, это будет явно обременительно для лица вырвавшего шланг, но упущенную выгоду в разумных пределах взыскать обязаны.
Вот к примеру в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2015 #25 указано, что поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. И практика по этому поводу наработана. Средний доход от колонки за предыдущие периоды посчитать вообще не проблема. Другое дело ответчику доказать, что истец бы такой доход не получил, срок на исправление колонки превысил разумный для таких случаев, что повлекло необоснованное увеличение цены.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я знаю, позиция суда в данном вопросе была достаточно обывательская: "Вы объясните, вот у вас на станции 4 колонки, одна сломалась, приехал клиент, заправился на другой колонке, где упущенная выгода? Что Вы мне тут какие-то статистические данные от "царя гороха" притаскиваете, да еще и по другим АЗС и т.д. Может у Вас здесь падение продаж произошло, потому что Вы цены подняли, и Ваши клиенты к конкуренту переметнулись, а может дорожные работы где-то начались, и отсекли часть потока, а может в Инете слух прошел, что Вы топливо не доливаете и т.д. и т.п." Продажи на АЗС действительно зависят от кучи факторов, экономисты и аналитики вполне эффективно их могут использовать, а вот "к делу пришить" их как-то не получилось ни у кого.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, что значит не смогли пришить? Суд самостоятельно решает какие доказательства являются относимыми к делу, это правда, но необоснованно отказать во взыскании упущенной выгоды основываясь только на своих внутренних убеждениях? В часы пик, которые происходят каждый день, у нас постоянно очереди на АЗС, естественно легко отследить сколько было прибыли до происшествия и после, причинно-следственная связь на лицо. При расчете упущенной выгоды всегда в расчет учитывается цена на момент нарушения права, а не текущая. Статистика действительно не относится к достоверным сведениям, поэтому надо учитывать конкретные финансовые показатели именно той АЗС, причем за аналогичные предыдущие периоды, суд естественно не примет данные по иным АЗС. Контраргументы самого суда "если бы да кабы" в суде точно не канают, это как раз обязанность нарушителя доказать, что АЗС такую прибыль не получила бы. То есть самостоятельно суд не может сделать вывод о том, что прибыль АЗС получена быть не могла, но примерную прибыль в разумном размере взыскать обязан, при условии предоставления достоверных финансовых показателей за аналогичные периоды когда право было нарушено и после такого нарушения.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку