Пирр Эпирский и война с Деметрием I Полиоркетом. Часть вторая.

Пирр Эпирский и война с Деметрием I Полиоркетом. Часть вторая. История, Интересное, Познавательно, Пирр, Деметрий Полиокрет, Лисимах, Война, Диадохи, Длиннопост

Продолжаем наше повествование о Пирре Эпирском.

В прошлой части Пирр одержал победу, которая мало помогла ему в войне с Деметрием Полиоркетом (ибо тот остался всё так же несокрушимым), но ЗНАЧИТЕЛЬНО возвысила его авторитет и сделала героем и подобием Александра Македонского, его дяди.



Возвращаясь после победы домой, во главе войска, ликуя и блистая славой, он свёл к ничьей его соперничество с Деметрием, ибо оба они опустошили земли противников и оба оказались победителями. Отличие состояло лишь в том, что приближённые Деметрия начали благосклоннее относиться к Пирру, охладев к садисту Полиоркету, славшему их на убой, а Пирру эпироты дали прозвище Орел, и он отвечал: «Благодаря вам я сделался орлом. Да и как же иначе? Ведь ваше оружие, словно крылья, вознесло меня ввысь!»



А пока Пирр готовился к войне, собирал провиант, готовил новобранцев, ковал оружие и рассылал разведку, что же делал Деметрий?



Он отжигал по полной программе, как будто жил последние дни своей жизни (впрочем как и всегда, когда не был занят войной). Он всецело отдавался либо войне (и тогда его военный гений проявлялся во всей красе), либо удовольствиям и наслаждениям.



Он перестал принимать просителей, стал недоступным и неприветливым. Его дворец кишел актёрами, музыкантами и гетерами. Он месяцами мурыжил послов, а когда принимал их, то держал себя надменно, резко и сурово. Афинское посольство (а афиняне в то время ему чуть ли не пятки лизали) он продержал ДВА (!) ГОДА. Когда из Спарты прибыл посол, Деметрий счел это знаком пренебрежения и гневно воскликнул:


-Как ты сказал? Лакедемоняне прислали одного посла?!


–Да, царь, одного – к одному, – остроумно и подлинно по лаконски отвечал спартанец.


Однажды окружающим померещилось, будто Деметрий выехал из дворца в более благодушном настроении, чем обычно, и готов оказать внимание чужим речам. Сбежались несколько человек и подали ему письменные прошения. Он принял их все и сложил в полу плаща, а люди радовались и шли следом, однако же на мосту через реку Деметрий развернул плащ и вытряхнул прошения в её воды. Македоняне были страшно удручены, видя, что Деметрий не царствует, а измывается над ними, и вспоминая Филиппа или же слушая рассказы о том, какой он был справедливый, обходительный и приветливый.



Говорят, однажды у одного крестьянина спросили, глядя как он возится в земле:



-Что ты там делаешь?


Крестянин судя по всему съязвил:


-Ищу Александра, или хотя бы Филиппа.


Впрочем, раз случилось, что какая-то старая женщина неотвязно плелась за Деметрием, умоляя уделить ей несколько времени, и, услышав, наконец, в ответ, что царю недосуг, вскричала:

«Ну, тогда откажись и от царства!» – и слова эти попали в цель. Деметрий глубоко задумался, вернулся домой и, отложив все прочие дела, много дней подряд принимал просителей и жалобщиков, начав с той самой старухи.



А ещё была у него зазноба по имени Ламия. Только на её украшения он тратил баснословные суммы, равные доходам целых городов! Один из македонских аристократов метко назвал её Погубительницей городов (намекая на одноименные любимые "игрушки" Деметрия, колоссальные осадные машины для захвата вражеских укреплений).



И вот, однажды он опасно заболел и Пирр воспользовался этим, захватив часть Македонии и дойдя даже до Эдессы (город в 40 км. от столицы Македонии Пеллы). К нему добровольно присоединялись многие македоняне и целые города. Но в этот раз удача была на стороне Деметрия и он легко одолел эпиротов и изгнал из своих земель, заключив с Пирром мир. Столь лёгкая победа объясняется набеговым характером кампании эпирского царя, который даже не стремился укрепиться там. Награбил сколько влезло и тикать. Зачем тратить воинов, если все цели выполнены?



Но Деметрий заключил мир отнюдь не из-за боязни своего бывшего соратника (так то он с лёгкостью мог попить у него изрядно крови). Он собирал силы для эпического похода на восток, чтоб отвоевать восточные сатрапии, которые Селевк (один из диадохов, царь Селевкидского царства) отнял у его отца Антигона Одноглазого. А Пирр был ему как шило в... кость в горле.



Дестяки верфей готовили для него флот из пятисот судов по всей Греции. Строились гиганты, которых не было ещё в Средиземном море. Тысячи наёмников стекались к нему со всех концов света, собравшись числом около ста тысяч!



Запахло жареным и цари были вынуждены забыть былые обиды, прекратить грызться и объединиться. Птолемей, Селевк и Лисимах собрали эдакий триумвират в который пригласили и Пирра.

Пирр Эпирский и война с Деметрием I Полиоркетом. Часть вторая. История, Интересное, Познавательно, Пирр, Деметрий Полиокрет, Лисимах, Война, Диадохи, Длиннопост

Вроде бы не честно нападать, нарушая мирный договор? Но диадохи уговорили его, сказав, что Деметрий договором дал не Пирру обязательство не нападать, а себе нападать на кого он захочет.


Уговаривать себя дважды он не стал, особенно после того, как его жена Ланасса (дочь тирана Сиракуз Агафокла), придя к Пирру не сказала что больше не может терпеть присутствие других жён варварок (дочь жены Птолемея она ещё терпела, но после её смерти в "гареме" Пирра остались только дочери вождей соседних племён), что её он ценит меньше их и вообще она уезжает к маме на остров Керкиру, её приданное. Особенно взбесило Пирра, что она призвала Деметрия, как падкого на женщин и, выйдя за него замуж, отдала Керкиру Деметрию (он оставил там свой гарнизон).

Пирр Эпирский и война с Деметрием I Полиоркетом. Часть вторая. История, Интересное, Познавательно, Пирр, Деметрий Полиокрет, Лисимах, Война, Диадохи, Длиннопост

Четвёрка царей в 288 году до н.э. нанесла превентивный удар: Птолемей с флотом блокировал побережье, Лисимах ударил из своего царства во Фракии (северо-восточнее от Македонии), а Пирр с запада.


В одну ночь Пирру приснилось, будто его зовет Александр Великий; приблизившись, он увидел, что царь не в силах подняться с ложа, однако обращается к нему с ласковой и дружелюбной речью и обещает немедля помочь. Когда же он осмелился спросить: «Как ты, царь, сможешь помочь мне? Ведь ты болен!» – Александр ответил: «Одним моим именем» – и, сев верхом на коня поехал впереди Пирра. Ободренный этим сновидением, Пирр, не теряя времени, быстро прошел все расстояние до Верои (важного стратегического города), занял город и там остановился с большею частью войска, а остальные города захватили его полководцы. Впрочем, мне кажется, что Пирр просто придумал эту байку, чтоб обосновать свои права на Македонию, поднять боевой дух солдат и придать себе ауру любимца высших сил.


Деметрий держался долго и достойно (он даже Лисимаха разбил под Амфиполем, почти наголову), пока Пирр не взял Верою. И тут македоняне пали духом. Начались одни стенания, жалобы и гневные речи. Воины проклинали неудачника Деметрия, грозя разойтись по домам, а на самом деле тайно переходили на службу к Лисимаху. Тогда Деметрий решил, что лучше отвлечь воинов и всеми силами ударить на Пирра и держаться как можно дальше от Лисимаха. Он предположил, что Лисимах является македонянином, а Пирр нет, так что его воины не должны перейти на сторону пришельца и чужеземца эпирота (а вот к Лисимаху при приближении вполне могли скопом взбунтоваться). Но, как мы помним по славе Пирра македоняне сравнивали с Александром Македонским. Так что Деметрий жесточайшим образом просчитался.


Когда Деметрий разбил лагерь невдалеке от Пирра, его македоняне, уже давно восхищавшиеся воинской доблестью Пирра и с молоком матери впитавшие убеждение, что самый храбрый воин всех более достоин и царства, узнали вдобавок, как милостиво и мягко обходится он с пленными, и, одержимые желанием во что бы то ни стало избавиться от Деметрия, стали уходить (особенно масла в огонь подлили засланные казачки от Пирра, прославлявшие его).


Сперва они уходили тайком и порознь, но затем, когда они увидели Пирра в его знаменитом шлеме с султаном и козлиными рогами, весь лагерь охватили волнение и тревога, и, в конце концов, несколько человек, набравшись храбрости, явились к Деметрию и посоветовали ему бежать и впредь заботиться о своем спасении самому, ибо македоняне не желают больше воевать ради его страсти к роскоши и наслаждениям. По сравнению с грубыми, злобными криками, которые неслись отовсюду, эти слова показались Деметрию образцом сдержанности и справедливости. Он вошел в шатер и, уже не как царь, но как актер, переоделся, сменив свой знаменитый, роскошный плащ на темный и обыкновенный, а затем неприметно ускользнул. И сразу чуть ли не все войско бросилось грабить царскую палатку, начались драки, но тут появился Пирр, первым же своим криком водворил тишину и завладел лагерем. Потом пришёл Лисимах и, считая победу общей, потребовал часть царства. Пирр, познав на своей шкуре всю предательскую натуру народа (своего в частности), счёл за благо согласиться.


Впрочем, у Лисимаха были те же самые проблемы, что и у Деметрия, ибо он сам боялся, что его войско поднимет мятеж и перейдёт к Деметрию (что говорит о ветрености войск в то время в условиях, где все враждующие стороны являются земляками и воинам глубоко по барабану за кого воевать, разве что выбрать более доброго и платёжеспособного претендента. По сути гражданская война). Лисимах даже изрубил в куски 600 воинов, которых подозревал в возможном предательстве.


Вся Македония была поделена между ним и Лисимахом – после семи лет твердого и уверенного правления Деметрия, который теперь полностью поверженный жил как обычный смертный (его жена, не сумев перенести такого удара, ибо жила царицей, а теперь чуть ли не впроголодь, выпила яду). Его фатальной ошибкой было то, что он при виде войска Пирра не ударил сразу, не мешкая. Тогда, возможно, у него и был бы шанс удержать царство.


Но, как мы помним на примере Деметрия, раздел царства не является концом проблем. Что будет дальше? Отличается ли Лисимах от Деметрия? Сочтёт ли он достаточным кусок Македонии? Или грядёт новая война? Узнаем в следующей части!


Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.

Пирр Эпирский и война с Деметрием I Полиоркетом. Часть вторая. История, Интересное, Познавательно, Пирр, Деметрий Полиокрет, Лисимах, Война, Диадохи, Длиннопост

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Опять читаю и не знаю, кому больше сопереживать. С одной стороны Пирр это величина (а кое какие аспекты его биографии, полученные из Ваших постов заставили меня уважать его еще больше), но с другой стороны... диадохи это хардкор и суровость.

раскрыть ветку (20)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А вот это я и поставил целью=) Постараться (в меру своих скромных сил) показать все конфликтующие стороны с их точки зрения. Показать, что нет в истории добра и зла. Есть конфликт интересов. Чтоб читатель сам выбрал сторону.

Разумеется, хочется отметить, что если Деметрий посылает воинов на убой, когда это не нужно - это зло. Если Главкий отказывается от горы денег и берёт под опеку сироту - это добро. Но в истории почти все поступки сделаны с умыслом! Птолемей не по доброте душевной дал ему войско для отвоевания Эпира, он наделся приобрести союзника, который будет ему ДОЛЖЕН. Так же и женил его на падчерице с той же целью. Кассандр хотел убить Пирра в младенчестве не потому, что был чудовищем, а чтоб избежать будущих войн и проблем для себя и своих детей (лучше убить/заточить одного, чем позже терять тысячи людей и горы денег). Но в целом, в истории нет Добра и Зла, есть люди, которые приводят государства и обычных жителей к лучшей жизни, богатству и славе, а есть идиоты, которые думают только о себе, как Деметрий, который умел взять власть, умел извлекать из её выгоду, но удержать её не смог.

раскрыть ветку (19)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да я понимаю. Просто люблю очень тот период и для меня "вставать на чью то сторону", читая подобные посты, довольно тяжело. По сути Пирра я очень уважаю. Он тут главный герой. Но и диадохов (кроме Птолемея) я уважаю очень сильно.


Деметрия тоже считали выскочкой, когда он начинал сражаться под крылом своего отца. Но он проявил себя. да и не назвал бы я его идиотом. Хотя его образ жизни мне не по душе.

У Вас получается это показать. АВЕ!

раскрыть ветку (18)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Для меня это тоже любимое время. Время интриг, великих войн и невероятных возможностей! Всё менялось так неожиданно и быстро, что дух захватывает!


Деметрий не умел жить в мирное время! Он начинал пьянствовать, разгильдяйничать и тунеядствовать. Забрасывал свои официальные царские полномочия, только поэтому я и назвал его (пожалуй, излишне грубо) не умным. Это мне в нём не нравится ОЧЕНЬ. А в военное время он был гением сопоставимым с Пирром и Александром (особенно после того как его "палкой" научили прочие диадохи, которые пинали его в молодости как хотели), тут отрицать никто не будет=)


А можно вопрос: почему к Птолемею такое отношение? Ведь именно благодаря ему Египет на несколько веков превратился в светоч цивилизации! Египет оказался самым (я б сказал единственным) стабильным государством из всех осколков державы Александра Македонского, и в этом заслуга исключительно одного Птолемея. Его потомки же (за исключением II и III) были сплошь недостойны даже сотой части его ума и чутья. Обжоры, пьяницы и позёры.

Впрочем, наверно, Вы имеете в виду, что Птолемей украл тело Александра, и делал ещё много недостойных вещей?

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Именно так. Пожалуй мое любимое время в античности. При всей моей любви к Риму, я так же люблю и Грецию\эллинизм. Есть в них что то возвышенное, страстное и почти магическое. Ну и то, что правитель\полководец сражается бок о бок с солдатами (в противовес римской, более прагматичной, идее о том, что нужно командовать издалека) мне импонирует. Хотя я и понимаю, что римляне в этом плане практичнее.

За это я его тоже не люблю. Вообще, заигрывание с роскошью это причина моей неприязни ко многим историческим деятелям (не только античным). Просто я не стал бы называть его не умным только за это.


Отчасти за это, да. Еще за то, что они (Птолемеи) единственные из всех диадохов (и одни из немногих эллинистических правителей вообще) с головой погрузились в восточный гедонизм и разврат. Они уже не сражались вместе с войсками (в виде исключения был Птолемей Филометер, вроде, неплохой правитель, сражавшийся с бойцами бок о бок и там же, в бою, получивший смертельную рану), а просто жировали в Александрии. За некоторых даже правили полководцы и сановники. Плюсом еще высокомерие, связанное с титулом фараона. Если цари Селевкидов и Македонии просто называли себя царями, то у этих, в связи с древними традициями, были титулы типа "Непобедимый Сын Солнца, Возлюбленный Бог, Сын Зевса Амона" и прочее. Во многом благодаря этому Египет и оставался стабилен. Во многом по причине древних традиций. Птолемеям пришлось себя легитимизировать таким образом, но соблазн, в итоге, был слишком велик.
Птолемея Сотера я уважаю, несмотря на все то, что он сделал. А вот к остальным Птолемеям я отношусь не особо хорошо. Опять же, власть держалась за счет того, что институт фараонов просто сроднился с Египтом.

раскрыть ветку (16)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Соглашусь со всем. Потомки у него вырожденцы.

Но Птолемей все равно мне импонирует. Умом и прагматизмом. Единственный умер от старости! И это при том хаосе, который творился!

раскрыть ветку (15)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Но должно ли друзьям Александра Великого умирать в постели? Антигон даром что был суров как наждачка, так еще и пал в бою в 80 с чем то лет. Селевк в таком же возрасте убил на дуэли своего сверстника (или даже чутка более молодого) и вскоре после этого погиб опять же в бою вроде как. Евмен, пусть и не такой знаменитый и овеянный героикой, но борющийся до конца не за клочки земли, а за государство своего друга и командира и умирающий за это. А если остальных вспоминать, то многие дожили до преклонных лет и умерли как воины.

Как Вы, кстати, к Клеопатре относитесь? Не то чтобы был ее лютым фанатом, но она последний потомок диадохов, имевший хоть какую то власть. И фигура неоднозначная.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В этом плане, я, конечно, согласен. Но пасть в бою, зная что твоё дело проиграно, или как Селевк, пасть от руки убийцы (сына Птолемея, кстати) для меня так себе завершение жизни. А вот Птолемей умер В ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ в окружении уважающих его родственников в почёте и славе, видя как его царство (деяние его рук) процветает. Я бы хотел умереть именно так=) Поэтому я и восхищаюсь Птолемеем, а не его кровожадными друзьями, утопающими в крови до самой глубокой старости и грызущие друг другу глотки, уничтожая свои царства, которые в итоге легко пали в руки захватчиков (римлян). Я считаю что плохо ради своих амбиций убивать сотни тысяч людей. А Птолемей, пусть и действовал порой скверно, но его царство получало выгоды. А что такое честь царя, когда государство может избежать бойни, истребления и порабощения? Я думаю он это понимал, потому и действовал порой не очень правильно.


К Клеопатре отношусь нейтрально. Хочу отметить, что она не была прямой наследницей Птолемея, даже не дочкой прямого наследника Птолемея. Там был династический кризис и египтяне между внебрачным сыном одного из Птолемеев (у которого законных сыновей не было) и властью Рима выбрали незаконнорожденного. Но тот был отвратительным правителем. Вот в итоге коварство и хитрость, правящие тогдашним Египтом привела к власти Клеопатру. Она была умна, хитра и коварна, и умела мастерски управлять любыми мужчинами, что и позволило ей так долго продержаться у власти. Но всё же я считаю злобными побасенками все россказни о ней, типа что она позволяла любому провести с ней ночь, но поплатиться на утро жизнью (и ещё сотни подобных). Это римские историки оправдывали своё завоевание.

Так что в целом, да, умна, но действовала чужими руками. Вроде бы как не очень хорошо, но с другой стороны в мире где правят мужчины, она весьма достойно правила и египтяне получили намного меньше зла, чем могли бы без неё.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Только вот наследие Птолемея угасло очень быстро. По настоящему достойных Птолемеев кроме него было раз, два и обчелся. Так что царство, по сути, держалось на нем (вначале) и на египетских традициях (все время после Птолемея 2).

Не думаю, что все остальные диадохи были прям уж кровожадными маньяками, а Птолемей - рефлексирующим интеллектуалом. Просто он прожил дольше всех и воевать на тот момент было не с кем. Если бы, допустим, он был моложе\прожил дольше, разве не попытался бы он забрать Сирию у Антиоха 1 или упрочить свое влияние в Греции, потеснив Антигона 2?

Если уж на то пошло, то Египет попал под власть Рима бескровнее всего. Не было Пидн, Киноскефал, Магнезии. Просто после разгрома Египта Антиохом Епифаном они пассивно сидели там и попинывали африканцев.

А я и не считаю, что убивать тысячи это правильно. Просто время такое было. Да и своих соотечественников Птолемей положил не меньше, чем какой нибудь Антипатр.

Хотя опять же скажу: Птолемея 1 я уважаю. Да, меньше, чем Селевка или Антигона, но уважаю. Просто не по душе мне излишнее интриганство, пусть и во благо.

Спасибо за ответ. Я знал про то, что она не была наследницей. Просто как то не по душе она мне. Убийство братьев опять же, излишнее заискивание перед египтянами. Хотя их любовь с Антонием это, конечно, красивая история.


Если бы у Вас попросили назвать топ 5 личностей эпохи эллинизма (не диадохов, а уже тех кто был после), кого бы Вы назвали?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Угасло быстро!??! 300 лет это быстро!?!??!=D Простите за мою реакцию, но на мой сугубо субъективный взгляд, династия Птолемеев правила ОЧЕНЬ долго! И я бы не сказал, что хуже не бывает. Да, в итоге гражданской войной воспользовался Рим и прибрал к рукам весь Египет (но абсолютно так же было и с Селевкидами и Македонией, только там, как мне известно, из-за войн население резко сократилось, в отличии от Египта), но как раз традиции Птолемея I, как мне кажется, жили до последних дней: просвещение (как бы не ненавистна была римским историкам Клеопатра, но даже они признавали, что она была одной из самых просвещённых женщин и признавали, что она искренне сокрушалась, когда Александрийская библиотека частично сгорела. Ну и плюс к традициям хитрость и коварство, политическая интуиция, династические браки и пр.


На счёт того, чтобы сделал Птолемей если б прожил ещё, скажу только одно: вместе с Слевком, Антигоном и Лисимахом он прожил дольше всех (они пережили его лишь на пару лет, так что можно сказать что умерли они в одно время). Но пока остальные диадохи беспощадно месили друг друга в эпических сражениях, что делал Птолемей? Он искусно стряпал брачные договоры, которые впоследствии помогли его потомкам править даже Селевкидским государством и Македонией! Да, он политик и интриган, но не мясник, как остальные. Так что в части, касаемо,

прожил дольше, разве не попытался бы он забрать Сирию у Антиоха 1 или упрочить свое влияние в Греции, потеснив Антигона 2?

Он и отнял!=) Только с помощью династических браков, а не кровопролитных и разорительных (с экономической точки зрения) битв.

Короче он мне нравится просто потому, что его путь мне ближе всего по духу=D

Но, опять таки это моё личное мнение.


На счёт топ-5 эпохи после диадохов, скажу только, что пятёрки я не наберу, так как искренне считаю, что они измельчали после войн диадохов. Ну и, плюс, я ж любитель=) Всех досконально не знаю.

Во главе списка я бы поставил Митридата Евпатора, который оставляет всех остальных вместе взятых позади себя.

Потом Антиох Великий (да, его потом после Индийского похода растрепали изрядно, но сам поход восхищает не меньше чем аналогичный поход Александра).

Цари Македонии все были одинаково хороши (те что сражались в македонских войнах с Римом), но всё же они не дотягивают не то что до Митридата, но и до Антиоха.

В Греко-бактрийском царстве было пару славных царьков, но там мне понравилось больше необычностью ситуации (греки где то ООООЧЕНЬ глубоко в Азии), где они то с индусами, то с тибетцами, то с Селевкидами, то вообще чуть ли не с китайцами сражались!

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Я имел в виду, что после Птолемея первого и, частично, его сына, там все было уже не то.
Кто же все таки сжег Александрийскую библиотеку, как считаете? Цезарь, Аврелиан, "злобные дикари христиане" или мусульмане в 7 веке?

А мне кажется, что он мясник не меньший. Во всяком случае относительно крови соотечественников. И это не плохо. Поскольку его соотечественники сражались против него.

Я понял Вас. Просто мне немного другое больше по нраву.

По поводу Митридата с Антиохом соглашусь: они и у меня в фаворитах.
Но неужели Вы и впрямь поставите первого выше второго? Просто для меня они оба на одном уровне. Очень храбрые и сильные духом люди. И хорошие воины\полководцы (хотя Митридат все же больше любил сражаться лично, а в плане полководческих талантов был организатором).
А кто там был? Я только Диодота и Гермея знаю.

раскрыть ветку (10)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку