Первый художник-пейзажист среднего Урала

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

В славном городе на Каме, именуемым  Пермь, жил да был потомственный живописец-ремесленник, иконописец Пётр Прокофьевич Верещагин. И было у него три сына. И все художники. Младший - Митрофан - поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, обучался в ней аж 12 лет, получил золотую медаль второго достоинства, умер в богадельне. Средний сын - Василий - стал самым успешным из братьев-художников. Сегодня хотелось бы поговорить о старшем сыне - Петре. Известно, что был он человеком немногословным, сдержанным, любил природу. Он вошел в историю как один из первых российских ландшафтных живописцев, отказавшихся писать итальянские виды и сумевших оценить (и достойно донести до публики) уникальную красоту российской архитектуры. 

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

Первые уроки живописи Пётр вместе с братом Василием получил у отца, а после его смерти их наставником стал дед по матери, иконописец И.В. Бабин. В 1850 году в пригородной слободке Перми поселился выпускник Арзамасской рисовальной школы живописец Л.У. Орлов. Арзамасская школа просуществовала с 1802 по 1862 год и осталась в истории России как первая частная художественная школа в провинции. Пётр Верещагин нашел в лице Орлова авторитетного учителя, который советовал всем своим ученикам для получения художественного образования ехать в Санкт-Петербург. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, Пётр обучался в классе пейзажа у известного ландшафтного живописца Сократа Воробьева, много лет прожившего в Италии. «Итальянской» традиции ландшафтной живописи в Петербургской Академии были присущи пристальное внимание к натуре, тщательное изучение цветовых и световых нюансов. Уроки Воробьева оказали сильное влияние на Петра Верещагина, и он быстро усвоил все формулы ландшафтной живописи. Это помогло ему в 1860 году на первой в своей жизни выставке Академии показать две работы с изображением перспективного вида академической скульптурной выставки того года и внутреннего вида церкви на острове Валаам.

В 1861 году за этюд «На Волге» Петр Верещагин получает малую серебряную медаль, а через год — большую серебряную медаль за картину «В Баку». На академической выставке 1863 года он представил пейзажи «Москва. Спасская башня» и Толкучий рынок в Москве,

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

а еще через год — 12 видов примечательных мест России: здания и окрестности Ревеля (сейчас Таллинн), написанных летом того же года. 

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
Петр Верещагин окончил Академию со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде»
Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

Ландшафтная живопись при ее кажущейся простоте требовала от живописца максимального напряжения сил, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционных нейтрального небольших фигур людей и животных, изображаемых для оживления вида и имеющих второстепенное значение и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

С 1866 года Петр Верещагин преподает рисование, черчение и чистописание в г. Люцин Виленской губернии (с 1920 года — г. Лудза в Латвийской Республике). В 1867 г. за картины «Вид Даугавпилса» (с 1893 г. — Динабург), «Вид города из окрестностей Люцина»(с 1920 года — г. Лудза) и «Рынок в Нижнем Новгороде»(с 1932 до 1990 года — Го́рький)

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

удостоен звания классного художника второй степени. В 1868 году новый успех: за картины Толкучий рынок в Москве и Вид Московского Кремля он был удостоен звания классного художника первой степени.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

Петр Петрович вступает в Общество любителей художеств, а в 1870 году оставляет преподавание и полностью посвящает себя творчеству и много путешествует. Так, зимой 1873–1874 годов им была создана серия из 40 этюдов с видами Кавказа, два из них были посланы на Лондонскую всемирную выставку.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
По поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги художник пишет серию этюдов Урала и реки Чусовой — вдоль строившейся здесь железной дороги (1875–1876).
Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

В ряде полотен воспроизведены губернский город Пермь, Нижнетагильский и Верхне-Нейвинский заводы, деревни Подволочная, Кирпичная, Шалгина. В нескольких произведениях запечатлено строительство железнодорожной линии. Большинство живописных работ уральского цикла Верещагина изображают реку Чусовую с высокими скалистыми берегами – «камнями» по-местному(Камень «Остряк», Камень «Ермак», Камень «Высокий» и др.).

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
Картины Камень «Писаный» на уральской реке Чусовая (1877), Камень «Мултык» (1880) и одна из последних картин Чусовской серии Камень «Красный» содержат детальный рассказ о реке, перерезающей Уральский хребет.
Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

За картину «Общий вид Севастополя» и ряд пейзажей Академия удостоила его звания академика пейзажной живописи.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

Вид Севастополя написан художником на полотне около четырех метров шириной. В центре огромной панорамы – море с несколькими кораблями. На берегах, по склонам гор, широко раскинулся город. Видны набережные и улицы, дымят трубы завода, среди хаоса южных городских построек высятся крупные здания, привнося в изображение размеренность и порядок.


Передний план представляет собой часть возвышенности, с которой открывается панорама города. Справа на земле лежат две пушки – немые свидетели героической обороны города в 1854 году. Рядом женщина кормит кур, тут же затеяли игру двое детей.


Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Петр Верещагин находился в лагере русских войск на Балканах, где перенес на свои полотна ряд городов и мест: виды города Систово, пристань на Галаце, пейзажи окрестностей Дуная… Три работы из его военного цикла были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. 

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

Портреты» Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Тифлиса, Баку, Казани, Ялты, Киева и многих других русских городов появляются в 1870–1880-х годах. 

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
Эти работы укрепили его славу «художника-видописца», который донес до публики самобытность русской провинции и разнообразие природы России. 
Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
На Всемирной выставке в Американской Филадельфии, проходившей в 1876 году, успешно экспонировались работы Петра Верещагина «Дворцовая площадь» и «Площадь с Александровской колонной». 
Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост

В 1880-х годах им исполнены три вида Петербурга – Николаевский мост, Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним вечером и Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним днем.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост
Много путешествуя, художник писал этюды и запечатлевал в альбомах городские достопримечательности. В Русском музее хранится более шестидесяти карандашных рисунков Верещагина, большинство из которых – зарисовки волжских городов 1881 года.


Примечательно, что, родившись зимой, это время года художник не любил: он почти не писал снег. Умер художник тоже зимой, 16 января 1886 года. 


Сегодня российские музеи, галереи, не говоря уж о коллекционерах, считают за честь обладать хотя бы одним полотном великого «видописца» Петра Петровича Верещагина.

Первый художник-пейзажист среднего Урала Художник, Пётр Петрович Верещагин, Живопись, Искусство, История, Длиннопост