Дубликаты не найдены

+2

Занятно и доходчиво )) С юморком

Концовка понравилась

0

Годнота))))

Похожие посты
791

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения

У тех, кто выжил на полях сражений Первой мировой, навсегда остался в памяти образ всесокрушающих чудовищ на гусеницах. И всем захотелось ещё больше, ещё страшнее, ещё неуязвимее. Но большие шкафы громко падали и плохо воевали.


Fiat 2000 (Италия, 1918)

Насмотревшись на британские «ромбы», итальянцы сделали самый настоящий подвижной форт. 65-миллиметровая пушка в сферической башне и пулемёты по всему корпусу. Правда двигатель — всего 240 л. с. на массу в 40 т., отсюда и скорость только 7 км/ч. Было построено 4 штуки, три из которых успели даже погонять аборигенов в Ливии. В 1934 году их сняли с вооружения.


Nb.Fz (Германия, 1934)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

Вес — 23 тонны, трёхбашенный, в главной башне — спарка из 75-мм обычной и 37-мм противотанковой пушек. Было построено 5 штук, из них лишь 1 экземпляр пару раз успел выстрелить по англичанам в ходе оккупации Норвегии, а остальные использовались на парадах с целью убедить остальной мир в том, что в Германии, как в Греции, есть все, даже тяжелые танки. Все поверили и испугались.


TOG-2 (Англия, 1941)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

Британский монстр, сочетавший инновационные технологии с вопиющей архаикой. К примеру, на нем раньше, чем на танках Порше, появилась электро-трансмиссия, но при этом компоновка (гусеницы вокруг корпуса!) была как у старых-добрых «ромбов» времен Первой Мировой. Заметные на фотографиях гигантские «форточки» предназначались для установки спонсонов с 40-мм пушками. Масса — 80 т. при скорости 8 км/ч. Танк окончательно довели до ума лишь в 1944 году и сразу же сдали в Бовингтонский музей от греха подальше.


ARL Char. C (Франция, 1940)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

У измученных позиционной войной французов из-за тяжелых танков была своя особая травма, поэтому это чуть ли не единственная нация в Европе, пытавшаяся производить таких бронемонстриков серийно. О характеристиках этого танка мы не знаем почти ничего, поскольку немцы захватили его на стадии недоделанного прототипа.


FCM F1 (Франция, 1940)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

Еще один недоделыш, захваченный немцами в виде макета. Должен был весить 140 тонн, нести 90-мм и 47-мм пушки, а по размеру был даже чуть больше построенного в 1945-м году «Мауса». О скорости и маневренности лучше и не вспоминать.


O-I (Япония, 1940)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

100-тонное чудовище, построенное, дабы отомстить проклятым русским за обидный щелчок по носу на Халхин-Голе. По одной версии застрял в грязи на полигоне при первых же испытаниях, по другой — все-таки был привезен в Манчжурию и испытывался уже там. В общем, темна вода во облацех, так как не сохранилось даже фотографий, только вот этот рисунок.


A-39 Tortoise (Англия, 1944)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

Получив массу острых ощущений от первых встреч с «Тиграми» в Африке, англичане взялись за свой собственный «тяжелый танк прорыва», а в итоге склепали страшенную противотанковую САУ с 94-мм пушкой, которая наверняка показала бы всему гитлеровскому зверинцу, где раки зимуют — да вот беда, война как раз успела закончиться, а на фоне послевоенных разработок «Черепашка» имела весьма бледный вид.


PzKpfw VIII Maus и Е-100 (Германия, 1945)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

Два самых удачных опыта в истории сверхтяжелого танкостроения от вечного неудачника Фердинанда Порше. Удачных — в том смысле, что при чудовищной массе в 188 и 140 тонн они обладали весьма неплохими скоростными характеристиками и управляемостью. Правда с их размерами скорость помогла бы им как мертвому припарка, особенно под конец войны, когда небо было полностью захвачено авиацией союзников. В любом случае, у зажатого со всех сторон рейха уже не осталось ни средств, ни мощностей для их производства.


Т-28-95 Turtle (США, 1945)

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ. 10 выродков тяжелого танкостроения Танки, Бронетехника, Война, История, Подборка, Первая мировая война, Вторая мировая война, Техника, Длиннопост

А вот американский ответ «тиграм» с «пантерами» под именем «Черепаха». На самом деле, это чудовище предназначалось для разрушения укреплений Атлантического вала и «Линии Зигфрида», для чего получило 105-мм пушку и аж 305 миллиметров лобовой брони и сдвоенные гусеничные пары. Американские вояки промурыжили свою черепашку на испытаниях до 1947 года, после чего решили, что скорости в 6 км/ч по пересеченной им все-таки маловато — и сдали в музей.


Вторая мировая война быстро показала, что на любую броню найдется своя противотанковая пушка или свой самолёт. К тому же предъявила счет логика «длинных конвейеров»: на производство «супертанка» уходило столько материалов и человеко-часов, сколько хватило бы на 3-6 обычные машины. Именно поэтому большинство монстров из этой подборки так и не попали на войну.


warhead.su

Показать полностью 7
201

Когда с диванов вставали: о патриотическом угаре Первой мировой

Сегодня в социальных сетях по любому поводу возбуждённые граждане требуют кого-то бомбить, высаживать десанты и немедленно карать. Раньше такие вставали с дивана и бежали на мобилизационные пункты. Так произошло и перед Первой мировой в двух странах-противницах — Германии и Великобритании.

Когда с диванов вставали: о патриотическом угаре Первой мировой Первая мировая война, Пропаганда, Война, Диванные войска, Армия, Европа, История, Длиннопост

Интернет полон экспертов со всех волостей, в припадке обострённого патриотизма (или истерики) рисующих агрессивные стрелки на картах или утверждающих, что могут всех победить в одно лицо. Эффект не то чтобы новый — в начале XX века желающие «показать всем врагам кузькину мать» получили отличный шанс реализовать свои амбиции.

И, надо сказать, многие этим шансом воспользовались!


У меня был товарищ


Начало Первой мировой, которую никто так пока не называл, в Германской империи встречали со смесью страха, восторга и ожидания перемен. 31 июля у дворца кайзера в Берлине собралась огромная толпа из сорока тысяч человек, в основном мужчин-берлинцев разных возрастов из среднего класса. В 6:30 вечера кайзер Вильгельм II вышел на дворцовый балкон и произнёс патетическую речь перед собравшимися. Самыми запомнившимися стали его финальные слова:

«Наши завистливые враги всюду принуждают нас к законной самозащите. Меч был силой вложен в нашу руку».

Война была объявлена на следующий день, и новость эту по всей Германии встретили массовыми патриотическими шествиями с песнями и проклятиями в адрес врагов.

Впрочем, разумные люди молча готовились затягивать пояса.

Наиболее впечатляющим проявлением массового патриотизма стал поток добровольцев в армию. В одном августе 1914-го в армию добровольно ушли четверть миллиона немцев. Для сравнения — французов-добровольцев было всего 40 000 за весь 1914 год.

Когда с диванов вставали: о патриотическом угаре Первой мировой Первая мировая война, Пропаганда, Война, Диванные войска, Армия, Европа, История, Длиннопост

Толпа в Берлине слушает приказ кайзера о мобилизации


Порыв немецкой души был абсолютно спонтанным — правительство к этому совершенно не призывало, а газеты заметили добровольцев далеко не сразу.

Больше всех была удивлена сама армия — что делать с толпами повисших на воротах воинских частей совершенно не представляли. У военных был продуманный, отрепетированный и отработанный до мелочей мобилизационный план. Всех нужных им людей они и так планировали получить по повесткам.

Многим желающим послужить пришлось проявлять завидное упорство и преодолевать немалые расстояния, выслушивая в процессе многочисленные отказы. Некоторые объездили по шесть-семь мест, прежде чем их взяли.

Дабы подчеркнуть национальное единство, газеты писали, что добровольцы — «выходцы из всех слоёв общества, всех возрастов, всех родов занятий».

Разумеется, это было не так.

Большинство добровольцев были очень молоды, почти 90% из них были младше 25. Две трети — представители образованного среднего класса, студенты, конторские клерки, государственные служащие.

Неожиданно утихли даже старые политические склоки. Немецкие социалисты были самыми яростными и непримиримыми противниками милитаризма и империализма. Но никто не ожидал, что 783 видных деятеля СДПГ (Социал-демократической партии Германии) во главе с сорокалетним депутатом рейхстага Людвигом Франком тоже запишутся добровольцами.

Когда с диванов вставали: о патриотическом угаре Первой мировой Первая мировая война, Пропаганда, Война, Диванные войска, Армия, Европа, История, Длиннопост

В целом демография добровольцев соответствовала демографии тех, кто любил ходить на митинги с обещаниями карать врагов и показать немецкий удар.

Ходившие на марши пошли маршировать.


Королевский шиллинг

До войны британская армия была небольшой по размеру, контрактной и не очень любимой народом (не то что флот), и если офицерские погоны были ещё престижны, то на тех, кто записывался в рядовые, смотрели со смесью опаски и презрения. Этот человек совсем отчаялся заработать на хлеб? Или он ищет сомнительных приключений на свою пятую точку?

С началом войны такую ситуацию надо было решительно менять. Пятого августа 1914 года граф Герберт Китченер, назначенный военным министром, сообщил, что в армию придётся набрать как минимум сто тысяч человек. Оптимисты верили в победу к Рождеству, реалист Китченер считал, что война будет долгой и даже эти сто тысяч — только первый шаг.

Войну встретили с невероятным энтузиазмом, и призыв Китченера идти служить привёл к тому, что, даже развернув вербовочные пункты в каждом городе, рекрутёры всё равно не справлялись с потоком желающих.

Многие муниципалитеты и даже коммерческие структуры за свой счет собирали и снабжали всем необходимым целые батальоны. Города начали эдакое «соцсоревнование» — кто отправит в армию больше народу.

Когда с диванов вставали: о патриотическом угаре Первой мировой Первая мировая война, Пропаганда, Война, Диванные войска, Армия, Европа, История, Длиннопост

Газета «Бирмингем Дейли Пост» писала 28 августа 1914 года:

«Не будет преувеличением сказать, что Бирмингем уже послал около 25 000 своих сынов на защиту национальной чести. Даже если сделать предположение, скорее всего неверное, что все они младше тридцати трех, то это будет означать, что в городе остались еще 115 000 годных по возрасту для того, чтобы присоединиться к войскам. Из них около половины, или даже чуть меньше, допустим, 50 000, не женаты.
Так что же эти 50 тысяч, почти не обременённые какими-либо обязательствами, делают такого важного, что до сих пор не приняли присягу на службе своей стране? Неужели они не осознают, что как бы ни поступали люди семейные, именно на неженатых лежит несомненный патриотический долг — предложить себя на службу без всяких сомнений и кивков на обстоятельства?»

Удивительно, что в армию пошёл рядовыми образованный средний класс. Правда, в классовом обществе и войска были классовыми. Средней прослойке (и тем, кто себя к ней причислял) совсем не хотелось служить с каким-то рабочим быдлом. Например, в Гулле из четырёх батальонов три собрали из рабочих, а четвёртый из публики почище. Естественно, последний «не дружил» с тремя остальными.

Конечно, в армию шли и те, кто просто хотел ежедневной горячей пищи, тёплой одежды и крыши над головой. Один из командиров батальонов, в которые набрали живших под Ньюкаслом ирландских эмигрантов, вспоминал:

«У многих на штанах и рубахах больше дыр, чем материи, из ботинок торчат пальцы. Одни слишком молодые, другие слишком старые. Некоторые родились в Ирландии, другие — в Англии от родителей ирландцев, у некоторых нет никакой связи с Ирландией, кроме того, что они католики или даже просто на гражданке ковырялись в одной яме с ирландцами. Огромное количество неграмотных. Женатые с трудом могут сказать, сколько именно у них детей и от кого, неженатые не уверены, не женаты ли они и сколько раз. Всех их объединяет только одно — все они привычны к пустому брюху».

Многие излишне оптимистично настроенные считали, что война всё равно долго не продлится, а они приятно и оплачиваемо проведут время в хорошей компании.


В итоге вместо ожидавшихся ста тысяч человек, в течение первых трёх месяцев войны в британские вооружённые силы поступили почти полмиллиона добровольцев.


И немецких, и английских добровольцев ждала одна судьба. Война оказалась не бодрым маршем к победе с песнями, а кровавым, грязным, утомительным делом. Призывы «На Берлин!» и «На Париж!» звучали уже не так привлекательно, когда перед конечной целью лозунга встала стена заградительного артиллерийского огня.

Огромная часть добровольцев так и осталась навсегда во французских и бельгийских полях. Некоторым даже повезло иметь имя на надгробии.


Кирилл Копылов

warhead.su

см. также "КАК ГИБЛО ИСКУССТВО: ПЯТЬ САМЫХ ТАЛАНТЛИВЫХ ЖЕРТВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ"

Показать полностью 3
113

Греческий "Тирпиц" под именем "Саламис"

Автор: Борис Плавник.

Греческий "Тирпиц" под именем "Саламис" Cat_cat, История, Корабль, Война, Флот, Первая мировая война, Длиннопост

"Саламис" в представлении художника, если бы его закончили немцы для себя.


Перед началом первой мировой войны многие страны были охвачены «дредноутной гонкой». В 1911 году к ней решила подключиться и Турция, заказав два линкора-дредноута у Великобритании. Это была мощная заявка на господства в акваториях, и не могло не всколыхнуть соседей: Российскую Империю и… Грецию. И именно о греческом ответе сегодня и пойдёт разговор.


Греки вполне здраво рассудили, что самим построить линкор у них не выйдет. Посему они пошли по турецкому пути: заказали корабль за границей. В начале 1912 года был объявлен тендер, на которой откликнулись 23 верфи со всего мира. Подумав хорошенько, греки выбрали немцев из AG Vulcan, которые уже делали эсминцы для греческого флота. Но при этом главный калибр и бронирование заказали в Америке. Корабль должен был получить имя «Саламис» в честь битвы при Саламине, где Фемистокл нагнул Ксеркса.


Всё началось с достаточно скромного проекта на 13,5 тыс. тонн водоизмещения и с тремя двухорудийными башнями главного калибра. Но через пару итераций корабль потолстел, стал более матёрым, и был заложен 23 июля 1913 года. Итоговый проект выглядел следующим образом: 19 500 тонн водоизмещения, 174 метра в длину, 4х2х356 мм главного калибра, 12 152-мм орудий и ещё 12 скорострельных 75-мм пушек противоминной артиллерии. Также проект включал пять подводных торпедных аппаратов. Главный калибр - американские 14"/45 caliber gun, что ставились на американские линкоры типа «Пенсильвания», то есть вполне адекватное и современное приобретение. С противоминным же калибром некоторое недоразумение: один источник говорит о том, что эти орудия были заказаны там же, где и орудия ГК, но другой утверждает, что греки заказали 140-мм орудия у британцев в Кавентри. Впрочем, это не то чтобы важно, о чём, однако, в следующем абзаце. Развивать сей корабль был должен 23 узла, что чуть быстрее остальных линкоров того времени. Бронирование, правда, подвезли по остаточному принципу, и доходило оно всего лишь до 250 мм (главный пояс и башни), что явно неадекватно своему главному калибру. Так что может стоит назвать это «линейным крейсером»? Но тогда не так пафосно… Впрочем, терминосрач устраивать тут не будем – это всё имеет значение опосредованное. Потому что…


Потому что началась мировая война. И морская блокада Германии, из-за которой поставка вооружения для греческого линкора стала невозможной. При этом американцы отказались послать пушки и напрямую Греции – их потом выкупила Великобритания и поставила на мониторы типа «Аберкромби». Немцы же до конца 1914 года спустили «Саламис» на воду и честно пытались достроить. Но военное время есть военное время, и все второстепенные проекты (а достройка дорогого корабля для фиг пойми кого к таким явно относилась) были свёрнуты. Греки к этому времени успели заплатить немца 450к £. Для сравнения, полная стоимость британского линкора того времени была раза в четыре больше. Немцы рассматривали достройку линкора для себя со своим вооружением (даже планировалось переименовать его в «Тирпиц»), но отказались, так как требования для собственных кораблей были намного жёстче. Так что корпус так и остался болтаться у достроечной стенки. Однако бриты об этом не знали, и в их разведку просочились данные, что корабль достроен и находится в строю с 1916 года. Впрочем, адмирал Джелико, командующий британским Гранд Флитом, счёл эти сведения «сомнительными». Да и даже если бы немцы достроили корабль себе – на вряд ли это могло бы на что-то повлиять…

Греческий "Тирпиц" под именем "Саламис" Cat_cat, История, Корабль, Война, Флот, Первая мировая война, Длиннопост

Модель корабля с американскими башнями главного калибра.


Но война заканчивается, а корпус корабля продолжает болтаться у причала, ибо Греция отказалась от такого корыта. Немцы же рассудили, что сие есть отход от условий контракта, и греки должны компенсировать издержки. Греки закономерно посылают немцев куда подальше, и начинаются судебные разбирательства. Они длятся аж до 1932 (!) года, когда суд таки постановил, что редиски тут греки, и они должны доплатить 30 000 £. Что они и сделали, и тут же, в том же порту, продали недостроенный «Саламис» на металл. На этом закончилась история

уникального греческого линкора, не успев толком начавшись.


Стоит сказать ещё пару слов за турецкий флот. Изначально они заказали один линкор, но потом, во второй половине 1913, перекупили у Бразилии ещё один (он тоже достраивался в Британии). И тут греки психанули. Если до этого паритет более-менее сохранялся, то это сделка выводила Турцию сильно вперёд. Для начала греки потыкали немцев с «быстре-быстрее-быстрее», но тех так просто оказалось не взять. Потом Греция решила заказать два полноценных линкора типа «Бретань» у французов. А это уже не хухры-мухры – вполне себе современные и полноценные линкоры, примерно на уровне всех остальных. Один даже успели заложить и назвать его «Базилеос Константинос», но, опять же, началась война, и у Франции своих проблем стало невпроворот. А ещё Греция купила у США два эскадренных броненосца «Миссисипи» и «Айдахо». На последнее глава британской морской мисси в Греции, адмирал Марк Керр, лишь покрутил пальцем у виска. Греки же хотели хоть что-то ПРЯМ ЩАС. Так что Греция купила броненосцы и переименовала в «Килкис» и «Лемнос». Впрочем, в 1916 французы захватили корабли и использовали в качестве шантажа для вступления греков в Антанту…


Мы тут начинали с турецкого флота, да? Так вот, вы не поверите: с началом войны два турецких линкора были реквизированы британцами. И, в отличии от греческого корабля, бриты их достроили и приняли в свой флот под именами «Эрин» (Erin) и «Эджинкур» (Agincourt). Турки почему-то обиделись на это и выступили на войне на стороне Германии. А немцы передали туркам линейный крейсер «Гобен», но это уже несколько другая история. Греческий же флот так и не получил своего линкора-дредноута.

Греческий "Тирпиц" под именем "Саламис" Cat_cat, История, Корабль, Война, Флот, Первая мировая война, Длиннопост

Верфь Гамбурга. Недостроенный "Саламис" в правом нижнем углу, 31 декабря 1919 года.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_166003

Автор: Борис Плавник. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_268306185

Наш Архив публикаций за лето 2020


А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)

Показать полностью 2
58

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

Таран «Кэмпердауна»


Во второй половине XIX века народ изрядно друг друга потаранил. Но чтобы средь бела дня утопить к морским чертям собственный флагман вместе с командиром эскадры — это только «владычица морей» сподобилась.

22 июня 1893 года во время манёвров британского Средиземноморского флота его командующий, вице-адмирал сэр Джордж Трайон, решил провести манёвр разворота двух кильватерных колонн. По всей, простите за каламбур, видимости, дедушка имел проблемы со зрением, но при этом его самомнение простиралось выше мачт. Когда командир второй колонны, контр-адмирал Альберт Маркхэм, попытался пискнуть что-то вроде: «Ой, блин, щас же ДТП устроим!», — сэр Джорж рявкнул: «Всё ништяк, рули как сказано!».

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

Ну, а когда до него наконец дошло, к чему всё идёт, и он начал вопить: «Go astern!» — в смысле, «Полный назад!», — было поздно. Броненосец Маркхэма врезался во флагманскую «Викторию», а затем ещё сдуру выдернул таран из пробоины. Как водится у моряков, водонепроницаемые переборки по случаю учений был открыты на проветривание. Ну, традиция такая. Полчаса — и «бульк»: ни флагмана, ни адмирала. (И ещё нескольких сотен человек недосчитались). Как-то так.


«Чёрный день японского флота»

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

Крейсер «Ёсино»

Японский крейсер «Иосино» (он же «Ёсино») 14 (2 по старому стилю) мая 1904 года был протаранен японским же крейсером «Касуга». Хотя русско-японская война уже несколько месяцев как шла в полный рост, «Иосино» умудрился стать первым потерянным японским крейсером. Причиной столь радикального friendly fire стал банальный туман, в котором неповоротливый «Касуга» не разглядел идущего впереди товарища, а, разглядев, не сумел вовремя остановиться. Результат тарана — более 300 жертв и минус ценная боевая единица. Мораль: всегда держите дистанцию.


«Битва» у острова Мэй

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

В ночь c 31 января на 1 февраля 1918 года состоялась сокрушительная во всех смыслах победа британского надводного флота над британским же подплавом. Дело в том, что англичане в надводных кораблях разбирались хорошо, а в подводных — не очень. А потому решили совместить приятное с полезным — построили серию подлодок с паровыми турбинами, ну и по размерам почти как лёгкий крейсер. А потом ещё и применить их попытались на манер крейсеров, вместе с эскадрой.

Итогом попытки стало массовое «ДТП», от разбора которого у любого нормального гаишника мозги бы закипели. Две лодки утонули, четыре битые, на крейсерах тоже краску изрядно поцарапало.

Подводникам вообще часто не везло в смысле тарана и утопления, они у моряков проходят по разряду велосипедистов, но чтобы такое побоище за раз — это даже по их меркам перебор вышел. Вот что бывает, если плавать не по правилам без включённых фар и не смотреть за светофором.


Проклятый эсминец

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

Линкор «Бархэм»

12 декабря 1939 года эсминец «Дачес» неудачно подвернулся под нос линкору «Бархэм». На всякий случай суеверные британцы передали однотипный утонувшему эсминец «Кресчент» канадцам. Так что, когда его в мае следующего года протаранил и утопил крейсер «Калькутта», это уже как бы не в зачёт пошло. Ну и ещё один эсминец из этой серии, «Диана», потонул 22 октября 1940 года после столкновения с транспортом «Порт Фейри». Невезучие корабли, в общем.


Соблюдайте правила!

ТАРАН — ОРУЖИЕ ДЯТЛОВ! Самые глупые морские тараны в истории Флот, Корабль, Война, Факап, История, Первая мировая война, Длиннопост

2 октября 1942 года британскому крейсеру ПВО «Кюрасао» не повезло. Попал под лошадь, в смысле, под транспорт «Куин Мэри». Капитану «Мэри» по случаю войны объяснили, что плавать надо противолодочным зигзагом, а вот командиру крейсера забыли напомнить, что большим кораблям дорогу лучше уступать, будь ты даже линкор. В общем, в очередной раз выяснили, что хорошо протараненное судно долго на воде не держится.

Вне конкурса выступает американский тяжёлый крейсер «Новый Орлеан». 30 ноября 1942 года в ночном бою у мыса Тассафаронга ему японской торпедой оторвало нос — хорошо так, по самую вторую башню. А потом ещё и приложило оторванной частью.

Был бы там таранный форштевень, по моде Первой мировой, — наверняка бы утоп, а так ничего, доплыл. Но зато стал первым и единственным в истории кораблём, который протаранил сам себя.


Андрей Уланов

warhead.su

Показать полностью 4
351

Первая танковая атака в истории - исторический мультфильм

Последнее время чот Пикабу стал каким-то агрессивным, но я все равно попробую.

Итак, сделал исторический урок-мультфильм о том, откуда появились танки и как прошла первая танковая атака.

Если кому интересна история, созданная в ЛЕГО мире, то добро пожаловать!

131

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней

Автор: Евгений Волохин.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

В начале 1915 года положение на Западном фронте стало превращаться в окопную войну, ту самую «Первую мировую», какой мы ее представляем. Эрих фон Фалькенхайн, начальник генерального штаба Германии, ставил на весну этого года довольно простые по военным меркам задачи. Требовалось оборонять захваченные территории во Франции и Бельгии. Предусматривались контратаки и частные наступления без глобальных стратегических последствий. И британский генералитет имел абсолютно те же планы.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Эрих фон Фалькенхайн


Сама идея атаки на Нёв-Шапель была, среди прочего, попыткой Джона Френча, фельдмаршала Британской Империи, восстановить репутацию британской армии после падшего на неё пласта недоверия и позора за неудачи декабрьских сражений в Третьей битве за Артуа. Британское правительство дало Френчу согласие на самостоятельность в действиях в первые годы войны. Прибыв на Западный фронт, британские войска не подчинялись французскому командованию и, зачастую, действовали не согласованно, что приводило к ненужным потерям и поражениям.


Нёв-Шапель – небольшая деревушка, расположенная между французскими городами Бетюн и Лиллем, примерно в 30 километрах к югу от Ипра в секторе Артуа. В сражении должны были принять участие 7-я и 8-я британские дивизии, несколько конных корпусов и Мерутские и Лахорские индийские соединения, включавшие в себя 48 батальонов. В тылу у атакующих было сосредоточено около 530 орудий малого калибра с боезапасом более 216 000 снарядов. Ширина фронта наступления охватывала значительную территорию и составляла, по планам Френча, около 7.5 километров.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

План атаки на Нёв-Шапель


Этот бой позволил «обкатать» несколько нововведений в армии англичан. Например, офицерскому составу впервые выдали карты с обозначениями направлений атаки, где войска Союзников были отмечены синими стрелками, а немцы – красным. С 7 по 8 марта позиции немецких войск подвергались ударам бомбардировщиков, однако, малое количество самолётов и плохая погода заставили прекратить авиаудары. С подачи артиллеристов 1-й британской армии под командованием Дугласа Хейга, в битве было применена система «барража» – переноса артиллерийского огня вглубь территории, параллельно с продвижением фронта атаки, чтобы противник не смог подвести подкрепления. В тылу у британских войск уже были собраны 60000 человек резерва 1-й британской армии.


Всему этому германцы могли противопоставить только два пехотных полка и один егерский батальон. Немцы уступали по численности в 7 раз.


10 марта в 4:30 утра войска британцев были на позициях и готовились к атаке. Они ставили лестницы для выхода из окопов, раскладывали деревянные мостики для преодоления траншей и в сотый раз проверяли амуницию. В 7:30, спустя час после рассвета, артиллерия начала обстрел. Первоначальной задачей было расчистить путь пехоте от колючей проволоки, длина заложения которой была до 1400 метров. В то же время часть артиллерии начала обстрел непосредственно окопов немецких войск.


Первый этап обстрела продолжался 35 минут и в 8:05 артиллерия перенесла огонь дальше, вглубь позиций неприятеля, что позволило пехоте подняться из траншей и пойти в атаку. Спустя 20 минут в немецкой обороне появилась брешь в 1500 метров. Первые часы всё шло хорошо, но дальше план начинал разваливаться. По задумке военачальников, во время артиллерийского обстрела второй линии обороны, в которую входила деревня Нёв-Шапель, войска должны были захватить первую линию обороны. Затем остановиться на 15 минут, чтобы переждать окончание обстрела, которое добьёт остатки противника. После этого атакующие смогут войти в деревню без потерь.


Но пока французская артиллерия переносила огонь дальше, а британские экспедиционные войска начинали атаку, немецкие солдаты покинули деревню и местность вокруг неё, и отошли дальше, в заранее заготовленные опорные пункты. Вторая ступень атаки не принесла абсолютно никакой пользы, так как артиллерия била по пустым домам и окопам и перемолола разве что грязь, смешанную с деревьями.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Раненые британцы на немецкой стороне окопов


Британские войска этого не знали. Обрадованные благоприятным началом, они пошли в атаку по открытой местности, но внезапно были остановлены приказом из штаба 1-й армии. Не зная, что предпринять, командир батальона 2-й стрелковой бригады, атаковавшей на центральном участке, отправил в тыл депешу с просьбой продолжить наступление, так как «перед ними не видно противника и нельзя терять ни минуты». Ответ пришёл быстро и был он отрицательным – войскам предписывалось оставаться на местах.


На северном и южном участке атаки всё было не так легко, как в центре. На севере артиллерийская подготовка оказалась не так эффективна, и атакующая пехота столкнулась с жестоким сопротивлением солдат противника, продвигаясь очень медленно. На юге же британская пехота напоролась на против хорошо оборудованные окопы, которые не заметила разведка.


К 9:30 немецкие войска стали приходить в себя. Следуя инструкциям от 25 января, автором которых был Эрих Фалькенхайн, германцы начали укреплять фланги и подвозить подкрепления к образовавшейся бреши в центре. Всю зиму и начало весны немецкое командование строило планы по защите фронта. Одним из пунктов была подготовка сотен железнодорожных составов, спрятанных в тупиках на ближайших к фронту станциях. Так германское командование могло было перебросить резервы к нужной точке прорыва фронта и спасти положение. 10 марта такая система была применена одной из первых на Западном фронте.


Около 10 утра вновь заработали немецкие пулемёты на левом фланге (то есть, на южной стороне атаки). Там действовали выжившие после артиллерийского обстрела и пехотной атаки солдаты 11-го егерского батальона. Из-за внезапного оживления двух пулемётов, 2-й шотландский стрелковый и 2-й мидлсекский батальон за несколько минут потеряли до двухсот человек убитыми. На правом же фланге (северная сторона атаки) в это время британцы заблудились в сотнях метрах траншей и остановились, чтобы дождаться, когда офицеры выведут их в нужную сторону.


В центральную часть фронта к 10 утра начал прибывать основной костяк атакующих – отдохнувшие и готовые к бою солдаты. Но из-за внезапной остановки в атаке, они лишь мешали друг другу. «Приблизительно девять тысяч человек оказались зажатыми в узком пространстве между деревней Нёв-Шапель и исходными британскими позициями, где они лежали, сидели, стояли в грязи, без всякой пользы, сгрудившись, подобно лососю в пролёте моста Голуэе, терпеливо ожидая, когда будет дан приказ двигаться вперёд» – позже писали о ситуации мемуаристы.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Карточка погибшего немецкого солдата при Нёв-Шапель


Французская артиллерия не могла своевременно реагировать на изменение ситуации, в первую очередь из-за плохо налаженной связи. Передача приказов и новостей с фронта атаки передавалась или посыльными, или с помощью сигнальных флажков. Но первые были медлительны и зачастую уязвимы, а вторые плохо видны. Поэтому только к 11:30 артиллерия смогла помочь своим войскам на южном фланге и начать обстрел пулемётных точек 11-го егерского батальона. Почти сразу же егеря сдались, в плен попал один офицер и 63 солдата. За полтора часа пулемётчики успели уничтожить почти тысячу солдат британской армии.


Пока тысячи солдат ждали приказа, а солдаты 2-го шотландского полка несли потери под огнём пулемётов, немецкие войска стягивали резервы к Нёв-Шапель. В этой битве примечательно проявилась разница между офицерским составом противоборствующих сторон. Если немецкие офицеры и командующие низкого ранга легко брали на себя ответственность и развернули кипучую деятельность по подготовке к обороне, то британцы топтались на месте, пересылая депеши от одного штаба к другому, слепо подчиняясь приказу и ожидая, когда будет разрешение отступить или продолжить атаку.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Погибшие британские солдаты после атаки


«Командир корпуса в нескольких километрах от поля боя должен был принять решение на основе скудной и зачастую ложной информации, а затем необходимые приказы шли обратно по той же цепочке, обрастая подробностями на каждой стадии (штаб дивизии, штаб бригады, штаб батальона), пока, наконец, не доходили до рот на передовой».


В итоге получалось, что из-за медлительного продвижения приказов по звеньям, между первой атакой и приказом продолжить наступление прошло девять часов. В 15 часов дня главный штаб отдал этот приказ, но только к шести часам вечера этот приказ добрался до офицеров в окопах. Видя, что поле боя погружается в сумерки, офицеры просят отменить приказ и продолжить наступление завтра. Командование соглашается и войска, так и не вступившие в бой, расходятся по траншеям, выставляя дозоры на случай возможной контратаки.


Германские войска весь день и всю ночь продолжали накапливать резервы. Левый фланг был полностью укомплектован уже к 13 часам дня, правый – несколькими часами позже. Ожидая скорого возобновления наступления, немцы спешили. В ночь с 10 на 11 марта германцы смогли укрепить центральную часть фронта и, наконец, выдохнуть: оборона восстановлена. Ближе к вечеру 10 марта полностью укомплектованная 6-я Баварская резервная дивизия, в которой вестовым служил Адольф Гитлер, получила приказ контратаковать следующим утром. Однако за ночь, из-за обильной грязи и темноты, солдаты не успели подойти к исходным позициям, и по приказу кронпринца Баварии Рупрехта Виттельсбаха (генералом-фельдмаршала), атака была отменена.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Рупрехт Виттельсбах


Но англичане первоначальному плану не изменили и продолжили атаковать немецкие позиции утром 11 марта. Из-за тумана они лишились поддержки орудий, и вынуждены были атаковать без артподготовки. Но противник был готов, и атаки, проводимые одна за одной, не имели абсолютно никакого успеха. Пройдя 200-300 метров вперёд, и ворвавшись в траншеи, британцы были вынуждены почти сразу отступать, так как немецкие офицеры поднимали своих солдат в контратаки. Добравшись же до британских позиций, германцы натыкались на десятки пулемётов, установленных на высотах, и отступали сами. Британцы преследовали, и всё повторялось вновь и вновь 11 и 12 марта.


Утром 13 марта генерал Джон Френч отдаёт приказ об общем отступлении на месте прорыва немецкого фронта. Из-за недостатка резервов и плохой координации с войсками на местах он был вынужден вернуть 50000 солдат на позиции, которые они занимали 9 марта 1915 года.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Гуркхи перед атакой при Нёв-Шапель


За три дня бесконечных атак и контратак, британцы потеряли убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными 11652 человека. Немецкая сторона в аналогичных условиях потеряла до 8600. Несмотря на это, британский генералитет считал, что операция при Нёв-Шапель успешна и своих целей, а именно, восстановления репутации в глазах французского командования, достигла. Бесконечные ошибки, приведшие к печальному исходу битвы, не пропали зря и были учтены в будущих сражениях и операциях. Британские войска учились воевать не в горах и пустынях, как это было раньше, в колониях, а в бесконечных полях и лесах Франции и Бельгии.

Битва при Нёв-Шапель. Репутация за 20000 жизней Cat_cat, История, Война, Первая мировая война, Длиннопост

Индийская пехота в ожидании сигнала к атаке


Индийским соединениям было так же трудно, как и остальным частям британской армии, но, скорее, с моральной точки зрения. Им было трудно принять темп европейской войны и научиться выживать здесь. «Мы как зерно, которое второй раз бросают в печь», – писал один из сикхов своему сыну спустя неделю после битвы при Нёв-Шапель, а раненный раджпут напишет семье: «Это не война, это конец света». Ближе к концу года индийские соединения перебросят из Франции в Месопотамию, для боёв против турецких сил, и они, с облегчением, вернутся к более привычному для себя ритму.


Но европейцы останутся в Европе и будут биться до самого конца.


Перенесено силами сообщества Сat_Сat с сайта fakel-history.ru.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_174154

Автор: Евгений Волохин.

Наш Архив публикаций за май 2020

Показать полностью 8
161

Луи Рено и легенда Марнского такси

Автор: Александр Любомирский.


Марнское такси - один из самых знаменитых и живучих мемов Первой мировой. Содержание его известно: тревожный сентябрь 1914 года, немцы прут на Париж, французское правительство бежит из столицы. Но силы германцев не безграничны, фланги уязвимы, а коммуникации растянуты - командование французской армии улучает момент для контрудара. Для достижения успеха нужно собрать и быстро перебросить резервы. И вот тут на помощь приходят парижские таксисты, ВНЕЗАПНО как на подбор оказавшиеся отчаянными патриотами. На реквизированных генералом Гальени неуклюжих машинешках "Рено" солдаты едут к линии фронта, подкрепления доставлены вовремя, "боши" в панике бегут, Франция спасена, занавес, аплодисменты. Легенда несомненно красива - но правдива ли она? И какое место в этой легенде отведено компании "Рено"?

Луи Рено и легенда Марнского такси Cat_cat, История, Франция, Такси, Война, Первая мировая война, Рено, Длиннопост

Первый автомобиль Луи Рено


Начнём, как водится, издалека. Перенесёмся в конец XIX века, во времена когда вся просвещенная Эуропа была увлечена разного рода "самобеглыми колясками", которые были и не роскошью, и не средством передвижения, а некими странными колымагами, от которых практического толку было чуть менее, чем ничего. Тем не менее, фанатики зарождавшегося автомобилизма не бросали мечту о том, что когда-нибудь их машины будут доступны каждому крестьянину.


Одним из таких энтузиастов был Луи Рено, незадачливый сын торговца пуговицами и текстилем из Парижа. Он целыми месяцами пропадал в кустарной мастерской на отцовской даче занимаясь всякими бесполезными поделками. Родные давно плюнули на механика-самоучку - порядочного буржуа из него все равно не вылепить, так пусть занимается своими железками сколько душе угодно!


Но Луи Рено оказался не неудачником, а инженерным гением. Не имея никакого профессионального образования, он в декабре 1898 года выставил на суд публики свой первый автомобиль - глубокую модификацию трехколесного тарантаса Де-Диона - Бутона. Рено основательно подшаманил трицикл, оборудовав его новой трансмиссией, четвёртым колесом, дополнительным пассажирским местом и рулем-баранкой. Во время ходовых испытаний на улицах Парижа машинка потрясла зевак - она с лёгкостью взбиралась на крутые подъёмы, недоступные конным экипажам. Рено сразу же забросали заказами парижские богатеи, каждая машина шла по цене 1200 франков. Так родилась автостроительная легенда - компания братьев Рено.


Автомастерская на даче Рено выросла в процветающий автозавод, а за переделанным трициклом последовали новые модели, более быстрые и надёжные. Но конкуренты тоже не были пальцем деланные, и за место под солнцем приходилось ожесточенно бороться. Компании Рено требовалось найти свою нишу на рынке, которая давала бы стабильный доход. Вскоре нашлось неожиданное решение - такси!


В начале 20 века такси было непопулярным. ТруЪ-богачам на нем ездить было западло, ибо они перемещались на собственных автомобилях, а для представителей более низких слоев общества такси было слишком дорогим удовольствием. Виной всему отсутствие внятных тарифов - хитрые бомбилы меняли свои расценки чуть ли не каждый день, в зависимости от погоды, фазы Луны и прочих одним им известных параметров. Решением компании Рено было выпустить в продажу серию машин, уже оборудованных счетчиками-таксометрами в базовой комплектации. Удобные в эксплуатации и довольно надежные автомобили быстро захватили мировой рынок перевозок. Незадолго до начала Первой мировой войны две трети всех французских такси и около половины английских "кэбов" принадлежали к марке "Рено". Такси французской автофирмы поставлялись даже в Нью-Йорк и Буэнос-Айрес. Таксомоторные перевозки превратились в достаточно прибыльный бизнес.


С началом Великой войны во многих странах для такси настали тяжелые времена. Тысячи шоферов ушли на фронт, в одном только Париже в армию призвали семь тысяч таксистов - 70 процентов от довоенной численности.

Луи Рено и легенда Марнского такси Cat_cat, История, Франция, Такси, Война, Первая мировая война, Рено, Длиннопост

Марнское такси в представлении британского баталиста Грэма Тернера


Что было дальше - хорошо известно. Легенда гласит, что парижские таксисты спасли Францию в битве на Марне. Но правда заключается в том, что мобилизация столичного таксопарка никакого особого влияния на ход боевых действий не оказала. До сих пор точно непонятно, сколько именно такси было задействовано для переброски войск. Кто-то называет цифру в 400, 600 машин, некоторые историки пишут даже о 1300. Впрочем, большого значения эти цифры не имеют. Ведь даже если взять по максимальной планке (и держа в уме что каждое такси перевозило не больше 5 человек), то станет ясно, что эти 5 тысяч резервистов были всего лишь каплей в море, более того, они, в основном, пошли на комплектование двух потрепанных полков, заранее отведенных на оборонительные позиции. В контрнаступлении они фактически не участвовали, таким образом, никакие таксисты, равно как и компания "Рено", на машинах которой ехали солдаты, к спасению Парижа отношения не имеют. Кроме того, таксистам за эту операцию еще и заплатили по принятому тарифу - казна раскошелилась аж на 70 тысяч франков.


Так зачем же было городить огород? Была ли мобилизация такси бесполезным действием, от которого по уму стоило бы отказаться? Отнюдь. Трюк французских военных возымел огромный пропагандистский эффект, продемонстрировав всему миру единство армии и народа, которые настроены сражаться до конца. Байки парижских бомбил, на каждом углу твердивших о своей роли в спасении Родины, здорово подняли боевой дух населения. Несомненно, французы имеют полное право гордиться своей психологической победой.

Луи Рено и легенда Марнского такси Cat_cat, История, Франция, Такси, Война, Первая мировая война, Рено, Длиннопост

Такси "Рено АГ" - именно такие использовались в 1914 году для переброски войск


Что же касается компании "Рено", то и у нее по итогам "La Grande guerre" есть поводы для гордости. И если произведенные заводами Рено такси и не оказали большого влияния на ход войны, то снаряды, авиадвигатели, броневики и танки стали подлинным оружием победы. На завершающем этапе войны практически ни одно крупное наступление союзных войск не обходилось без поддержки легендарных FT-17, ставших лучшими танками Первой мировой. А в сентябре 1918 года Луи Рено был награжден орденом Почетного легиона за свой огромный вклад в успех дела Антанты.


Заводы Рено с честью выдержали непростое испытание турбулентными временами Интербеллума. Они сумели устоять в экономический кризис не в последнюю очередь благодаря коммерческому чутью и таланту их владельца. А вот Вторая мировая война оказалась катастрофой для компании. Заводы Рено два раза бомбили, но каждый раз производство удавалось восстановить. А вот когда пришло "освобождение" - тут фирме пришел полный финиш. Луи Рено бросили в тюрьму по откровенно ложному обвинению в сотрудничестве с немцами. Там его избили до полусмерти какие-то головорезы, после ухода немцев резко осмелевшие и возомнившие себя непримиримыми борцами с фашизмом. 25 октября 1944 года Луи Рено скончался в больнице, его предприятия впоследствии были национализированы. Последними словами великого француза были: "Ну, как там мой завод?"

Луи Рено и легенда Марнского такси Cat_cat, История, Франция, Такси, Война, Первая мировая война, Рено, Длиннопост

Луи Рено в период между мировыми войнами


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_178512

Автор: Александр Любомирский. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_262295145

Наш Архив публикаций за май 2020


А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)

Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: