Перевод книги Луэнн Бризендайн "Женский мозг" - Часть Вторая. Девушки-подростки – риск и агрессия
Следующая часть перевода книги. Спасибо за оценки и комментарии!
В тот день, когда Шана криком добивалась, чтобы пойти на пляж, Лорен сильно беспокоил Джефф - молодой человек своей дочери. Джефф был из богатой семьи, которая все ему позволяла, и в возрасте 15 лет Шана уже начала заниматься сексом с ним. Родители Джеффа позволяли им это делать в своем доме, о чем Шана так и не говорила своим родителям до того момента, как испугалась, что забеременела. Так как Джефф никуда не собирался исчезать, Лорен решила получше его узнать, и чем больше она узнавала его, тем больше он ей нравился. Он задаривал Шану подарками, что не очень нравилось Лорен, но ей не хотелось его оскорблять отказом, а Шана просто была счастлива, когда тот был рядом. Она даже заключала сделки с родителями: «Ну ладно тебе, мам, я в большом стрессе сейчас, а если он придет на часик, то мне будет гораздо лучше. Обещаю доделать задания, как только он уйдет.» Хотя потом Джефф украдкой возвращался к Шане, их просто водой нельзя было разлить.
Шана встречалась с Джеффом восемь месяцев. Через день после того, как она сказала маме, как сильно его любит, Шана вдруг пришла домой с Майком, с которым, как уверяла, у них были чисто дружеские отношения. Когда Лорен поднялась, чтобы проверить, чем они занимаются, дверь в комнату была закрыта. Заглянув к ним, Лорен обнаружила, что они целовались взасос. Разрешив Шане иметь сексуальные отношения с Джеффом, Лорен не знала что и делать. Было очевидно, что импульсы её дочери вышли из под контроля.
Во время полового созревания эмоциональные центры девушки становятся очень чувствительными. Префронтальная кора (ПФК) - центр контроля за импульсами и эмоциями в мозгу девушки – уже распустила много ответвлений к возрасту 12 лет, но эти соединения всё ещё остаются тонкими и незрелыми. В результате, изменения настроения девушки-подростка более быстрые и драматичные, частично из-за увеличенных эмоциональных взрывных импульсов из Миндалины. Её ПФК оказывается в роли старого коммутационного модема, принимающего сигналы от широкополосной интернет линии. Префронтальная кора просто не выдерживает увеличивающийся поток из Миндалины, который зачастую её просто перегружает. И поэтому подростки часто хватаются за какую-то мысль и бегут с ней, сломя голову и не задумываясь ни на секунду о возможных последствиях, отвергая любой авторитет, который хочет охладить их импульсы.
Одна моя пациентка Джоан, оставшись в Нью-Йорке по окончанию школы, сошлась с местным парнем, который не закончил школу, у которого были приводы в полицию, а в возрасте 16-ти лет он уже умудрился стать отцом. Она провела с ним все лето, и когда пришла пора уезжать, ей уже очень не хотелось покидать его. Её родители пригрозили приехать за ней на машине и забрать с собой, и тогда она убежала со своим парнем. Потом она опомнилась и поступила в колледж, но прошло еще немало времени, прежде чем она смогла вернуться к нормальному общению с родителями. Юному мозгу очень непросто принять правильные решения в таких ситуациях.
Помните Ромео и Джульетту? Если бы только эти влюбленные знали о серьезной перестройке цепей головного мозга! Если бы они только знали, что их половые гормоны заставляли мозг расти и выращивать новые ростки, и что понадобилось бы еще несколько лет для формирования прочных соединений, включенных в правильные цоколи созревшей префронтальной коры! Мозг Джульетты бы повзрослел на пару лет раньше, чем у Ромео, и она бы опомнилась бы тоже раньше своего возлюбленного. Эти незаконченные – недомиелинованные – провода, наиболее часто встречающиеся в соединениях между эмоциональном центре Миндалины и центром эмоционального контроля в префронтальной коре, должны быть покрыты миелином - жирной субстанцией, защищающей нервы и обеспечивающей быструю проводимость, прежде чем эти нервы начнут стабильно функционировать в стрессовых ситуациях. Это произойдет в последние годы перед или в самом начале взросления. Без быстрого соединения с префронтальной корой большие объемы эмоциональных импульсов часто приводят к спонтанным и непродуманным поступкам и перегрузке мозговых цепей.
Когда вы расстроены нежелательным ограничением родителей, таким как «Мы знаем, что ты пила алкоголь на вечеринке, и что у тебя отношения с мальчиками, и что твои оценки ухудшаются, поэтому ты наказана и остаешься дома», то Миндалина девушки-подростка отреагирует никак иначе, чем «Я ненавижу вас!» Но будьте осторожны и следите за признаками бунта, который может последовать за этим, ведь она найдет другой способ подорвать ваш авторитет.
Моя бывшая пациентка Карен, пребывающая сегодня в должности профессора биохимии, рассказала мне историю, хорошо раскрывающую суть подобной реальности девушки. Она выросла в маленьком городке штата Вашингтон, где многие студенты бросали учебу, чтобы работать в местных лесообрабатывающих компаниях. Её подружки находили работу поварами или секретаршами в лесодобывающих лагерях, а то и выскакивали замуж и тут же становились беременными. К концу школы Карен уже очень хотела уйти из дома. Она хотела поступить в колледж, что было достаточно радикальной идеей для городка, где единственным выпускниками колледжа были только врач, учителя и библиотекарь. Её родители говорили, что она живет в своих фантазиях, что у них не было денег на оплату обучения, и о что она будет делать со своим дипломом, когда, скорее всего, она «залетит» к 20-ти годам.
Такое презрение со стороны родителей только закалило Карен, которая решила во что бы то ни стало найти способ добиться своего. В 18 лет она осталась и закончила школу. Будучи достаточно взрослой, чтобы зарабатывать деньги в стриптиз баре, куда стекались работники лесной индустрии, она ушла жить к своему парню и подрабатывала ночами в этом баре. Слишком юная, чтобы танцевать с голой грудью, она все равно умудрялась получать чаевые по 20 долларов, которые благодарные клиенты засовывали ей в стринги.
Не самая очевидная работа для будущего профессора биохимии, но Карен смогла собрать достаточно денег для оплаты первого семестра, а после этого её оценки позволили ей уже получать полную стипендию. Будучи теперь матерью троих подростков – двух девушек и мальчика, она задумывается, как бы она отреагировала, если бы её восемнадцатилетняя дочка решила бы работать стриптизершей? Сама Карен избежала опасных происшествий, хоть её авантюра и могла бы плохо закончиться.
Изменение гормонального уровня в мозге девочек во время менструального цикла добавляет еще больше летучести в этот коктейль. Если бы во время подросткового возраста уровень Эстрогена и Прогестерона просто бы увеличивался и оставался на этом новом повышенном уровне, то женский мозг достаточно быстро бы адаптировался. Но как мы видим, гормоны приходят и уходят волнами. Учитывая то, что в мозгу подростка происходит кардинальная перестройка, особенно в особо чувствительных к гормональным изменениям зонах, половое созревание может быть буйным и импульсивным для многих девушек. В хорошую неделю цикла и без стресса ПФК функционирует нормально, но немного стресса в ПМС - плохая оценка или разочарование, и префронтальная кора слетает с катушек, вызывая многоуровневую эмоциональную реакцию и бесконтрольное поведение – крики, хлопанье дверьми, то что называется в моем доме «переплавкой» (meltdown). Всплески Тестостерона у мальчиков могут вызывать подобные эффекты в мозге, но они еще не достаточно изучены (на 2006-й год). Гормональные взрывы в этом возрасте могут сделать из обычной стрессовой ситуации настоящую катастрофу.
Успокоить распалённую Миндалину девушки-подростка может оказаться неоднозначной задачей. Многие девушки во время стресса обращаются к алкоголю, наркотикам, а то и к еде (или начинается бесконтрольный жор, или они перестают есть совсем). Будучи родителем подростков, вам предстоит нелегкая работа игнорирования того, что они говорят. Не принимайте их импульсы всерьез, сохраняйте спокойствие. Подростки выражают свои желания, да и чувствуют их, настолько искренне и сильно, что в них можно легко поверить и «повестись» на них. Нравится вам или нет, но вам нужно обеспечить контроль их мозга, который у них в данный период отсутствует. Даже если Джоана долгое время ненавидела своих родителей за их угрозу сесть в машину и забрать её с собой, в конце концов она согласилась, что они были правы, в чем она призналась мне спустя несколько лет. Это было их работой – принимать правильные решения за свою дочку в то время.