Педагогическая поэма - часть вторая

Если мне не изменяет память, то о человеке, как о "матёром человечище", говорил как раз Горький. И это второй пост о собственно матёром человечище - Макаренко Антоне Семёновиче.


Первый пост - Педагогическая поэма


Цитата:

"В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:

– Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей школе дали это самое… губсовнархоз…

– Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься, – взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?

– Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого – революционного. Штаны у вас навыпуск!

– У меня как раз не навыпуск.

- Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые!"


А что такое двадцатые годы на Украине? Это отголоски гражданской войны. Когда десятки, если не сотни тысяч семей были разрушены. Беспризорщина, бандитизм, а на хуторах до сих пор сидят кулаки. Сложно представить, сколько детей вынуждены были скитаться, оставшись даже без надежды на хоть какое-то будущее. И то, что сделал Макаренко было именно подвигом. Подвигом, сначала отдельного человека, а потом и коллектива. Антон Семёнович хотел учить, не просто отрабатывал свою зарплату, а действительно хотел сделать что-то хорошее. Как вы знаете, инициатива наказуема. И вот 1920 год, когда товарищу Макаренко вручают "колонию для дефективных". Давайте себе представим, что в район, контролируемый бандой условных гопников, вдруг приходит человек и сообщает о том, что всё, гоп-стоп заканчивается и начинается нормальная советская жизнь. Вы вполне можете представить реакцию этих самых условных гопников. Давайте пойдём дальше и перенесёмся в двадцатый год. А нравы в те годы были куда как более свободные. И пырнуть кого-то ножиком в живот после пьянки было не то чтобы нормой, но обычным делом. Да, тут хочу напомнить, что с исторической точки зрения нельзя экстраполирвоать день сегодняшний на прошлое. Но это к слову.


Вот тут опять сложно объяснить, что собой представляло общество на Украине в те годы. Представьте себе территорию Украины на которой орудуют банды. Большие и малые. Например, вы селянин, выезжаете на ярмарку и вас на дороге остнавливают несколько хлопцев с обрезами, которым вообще плевать на вашу и свою жизнь. И нет, это не еврейские парубки вышли на дорогу и сняли трусы. Это крепкие такие хлопцы, папки у них вполне могут быть кулаки и жизнь в принципе удалась. Или обычные бандиты, которые когда-то могли быть и Махновцами. Но им же надо жить. Им надо жить "широко". И у вас нет вообще ни каких гарантий, что вас не привяжут за ноги к коню и не поскачут по полю. Шансы вижить - минимальны. По сути это была анархия, которую как-то забороли те самые большевики. Кровавые, конечно. Перевешали, расстреляли столько сволоты, что аж стало как-то спокойней. И даже хуторяне могли не так опасаться за свои жизни. Сейчас мне напомнят про репрессии и невинно расстреляных бандитах. Но вы знаете, я не буду горевать о душегубах, как ни просите. Воры и убийцы должны быть или расстреляны или сидеть в тюрьме пока не сдохнут. Да, у меня суровая позиция, но я считаю её справедливой. Но я не Макаренко, а гораздо хуже. А Антон Семёнович умел видеть в человеке самого человека и его потенциал.


И что Макаренко? в 1920 году он и группа педагогов, крайне малочисленная и состоящая из крайне неподготовленных для такого дела кадров, принимает на себя такие обязательства, которые любой сегодняшний человек, даже с педагогическим образрованием, не принял бы в здравом уме и под прицелом пулемёта. Представьте. У вас один револьвер на всех, которым вы даже пользоваться не умеете, а вокруг вас хорошие такие, матёрые уголовники. Хоть и малолетние, но от этого ещё более жестокие. А вас всех 4 человека. Вы Макаренко, Калина Иванович, матёрая учительница и девочка, которая хочет быть учительницей. Команда офигенная конечно. Особенно для колонии. Сейчас хочу напомнить о кино. Некоторые, которые родились до девяностых, должны помнить кинофильмы, где учитель, после некоторых унижений, находит общий язык с группой подростков или взрослых. Было полно таких фильмов. Даже Шварцнегер в чём-то таком снялся, вроде. Но корни-то растут именно от товарища Макаренко. Все эти фильмы транслируют его идеи. Есть даже советский фильм "Большая перемена", но там немного про другое и учитель там космический пират. Но вернёмся к Макаренко.


Цитата:

"Четвертого декабря в колонию прибыли первые шесть воспитанников и предъявили мне какой-то сказочный пакет с пятью огромными сургучными печатями. В пакете были «дела». Четверо имели по восемнадцати лет, были присланы за вооруженный квартирный грабеж, а двое были помоложе и обвинялись в кражах. Воспитанники наши были прекрасно одеты: галифе, щегольские сапоги. Прически их были последней моды. Это вовсе не были беспризорные дети. Фамилии этих первых: Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец... В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас. К вечеру они свободно уходили из колонии и возвращались утром, сдержанно улыбаясь моему проникновенному соцвосовскому выговору. Через неделю Бендюк был арестован приехавшим агентом губрозыска за совершенное ночью убийство и ограбление."


Мне кажется, понятно, что товарищу Макаренко было сложно что-то противопоставить подобным персонажам. Он не был великим спортсменом и, как потом показывает история, он чаще сам был готов застрелиться, чем убить человека. Но вот тут, как раз произошёл переломный момент, который собственно и определил вектор построения общества, которое и вылилось в итоге в колонию имени Горького. Антон Семёнович ударил колониста Задорова, который был значительно больше и крепче его. Драки не было, мальчишки приняли его, как своего. Именно за это принято Макаренко ругать. Но он ругал себя гораздо сильнее чем люди вокруг него. Он как раз и размышлял о том, что совершил совершенно непедагогический акт. Но это стало толчком, триггером, того что произошло потом.


Первый этап и собственно первая часть "Педагогической поэмы" это становление именно колонии, налаживание быта и хоть каких-то отношений с окружающими. Идея была довольно простая - чтобы выжить, надо работать сообща. И надо было создать условия в колонии лучше чем в подворотнях или на малинах. Если вы читали книгу, то помните, что всё это сопровождалось даже драматическими событиями, но справились. И вот, как только что-то устоялось - присылают опять партию уголовников, которых надо как-то вводить в коллектив и у которых такие представления о жизни, что сейчас можно только содрогнуться. Эти дети видели всё. Трупы, убийства, сжигание заживо, убийства по пьянке и за кошелёк. Хочется цитировать и цитировать, но вам тогда будет неинтересно читать книгу.  Всё немного стабилизировалось к 1921 году. Совсем немного, но именно с этого времени Макаренко по своему разумению и ни с кем не обговорив эту идею, начинает называть колонию именем Горького.


Слишком много упрёков в том, что в прошлом посте я ничего не рассказал, а просто заманил. Товарищи, повторяю, - я это пишу для развлечения. Хорошо, вот вам развлекательная добавка, но дайте мне время написать по человечески. Вам же будет интересней.

Продолжение в следующей серии.

За Правду

772 поста1.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado