Пара слов об интеллигенции

Многие люди, глядя на ряд советских представителей интеллигенции, в перестроечный и нынешний периоды ставшие поносить СССР и коммунизм (при этом до данных периодов говорили в основном положительные вещи как о СССР, так и о коммунизме), задаются вопросами - как и почему.


Чаще всего, из-за нежелания вникать в суть дела, ответ находится сразу - они просто слуги, просто "крепостные".


Данный ответ верен лишь отчасти, лишь наполовину.


Вторая же половина состоит в более серьезных вопросах, которые я сейчас кратко рассмотрю.

Прежде всего пара слов об интеллигенции вообще.


Интеллигенция - да, является обслугой различных классов. Ее положение "прослоечного" элемента, который появляется после разделения умственного и физического труда, и после образования первых классов. Однако, ввиду разномастности своей внутренней структуры, в которую входят различные профессии умственного труда (от инженеров и учителей, до режиссеров и писателей), интеллигенция сама по себе не может быть причислена в качестве слуги к одному конкретному классу.


Интеллигенция также неоднородна не только по профессиональному, но и по идеологическому составу, и делится как на ту, которая всецело поддерживает господствующую экономическую систему, и на ту, которая стремится (сознательно или нет), к возведению новой. Первая часть - реакционна, вторая - прогрессивна.


Интеллигенция также, как часть общества (организующегося на той или иной экономической системе), также подвержено влиянию этого общества (как и само общество подвержено влиянию экономического базиса его породившего, и этим же обществом поддерживаемого). Если в обществе (или намного шире - во всей надстройке) господствуют те или иные нормы и идеология (произрастающие из экономического базиса), то эти самые нормы и идеология воздействуют на интеллигенцию, и оные она либо принимает, либо борется с ними.


Теперь же о советской интеллигенции...


Фундаментом создания советской интеллигенции можно считать работу Ленина "ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПАРТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА", написанную им в 1905 году. В ней можно найти такие строки (*стоит тут сказать, что тогда социал-демократия была действительно революционной и действительно действовала в русле дела пролетариата):


"В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы.


...Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения "верхним десяти тысячам", а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)."


В чем же тут состоит фундамент? Он состоит в том, что советская (пролетарская) интеллигенция должна, отбросив буржуазный индивидуализм и мещанские хотелки, как идеологически помогать пролетариату, воспитывая в нем коммунистические идеалы, так и прославлять его как революционный и передовой класс.


Советская интеллигенция должна быть идеологическим помощником авангарда рабочего класса (или по иному - революционная коммунистическая партия) в его борьбе.


И в первые десятилетия советской власти подавляющая (это важно, ибо не вся интеллигенция боролась за советскую власть, имелись представители, которые, тайно или явно, вели с ней борьбу внутри СССР) часть интеллигенции (тут стоит сказать, что по большей части, в данной заметке будут рассмотрены только представители творческой и научной интеллигенции) следовала этому.


Однако, в следствии ряда причин (таких, как постепенное перерождение партии, постепенное ухудшение экономической обстановки, постепенного обуржуазивания советского общества), это все менялось.


Из-за перерождения партии (из авангарда рабочего класса в "общенародную" (оппортунистическую) партию), стало хиреть как советская экономика, так и советское искусство (и вместе с ним - цензура) и идеология.


Из-за ухудшения экономики стало расширяться недоверие и в определенный момент - ненависть к партии и всему тому, что с ней было связано.


Из-за обуржуазивания советского общества стали "ненужными", превратились в некоторый фетиш марксизм, комсомол...


Результатом чего стала усиливающаяся индивидуализация представителей советской интеллигенции, превращения их в полу-буржуазную интеллигенцию, пропитанную или пропитывающуюся антисоветизмом и антикоммунизмом.


Отход от Ленинско-Сталинской линии в партийном и прочем строительствах, вершиной которого стала Перестройка, породил, в еще не до конца высвободившемся от "перхоти" прошлого общества, советском обществе те тенденции, которые привели в развитии своем к перерождению советской интеллигенции, к регрессии в сторону буржуазного искусства и буржуазной идеологии.


Не только из-за своего положения "слуги классов" советская интеллигенция выродилась в буржуазную, но и по причинам чисто социально-экономическим.


Как часть общества, как выходцы из общества, представители интеллигенции не могли не индивидуализироваться (почувствовать себя "особенным", "не таким, как все", "небыдлом"), обуржуазится.

Не могли они и не попасть под влияние буржуазных идеологий, с каждым годом становящихся для интеллигенции родными.


Не могли не попасть под влияние антисоветской и антикоммунистической пропаганды.

Не могли (после развала СССР), не поверить в миф о невозможности коммунизма (ну а как же, СССР же рухнул, значит коммунизм невозможен).


Вот откуда националист Михайлов; вот откуда "воевали вопреки" Михалкова; вот откуда это все.

Правда, не стоит марать всю интеллигенцию грязными красками.


Были те, кто оставался верен званию пролетарской интеллигенции - Вицин, Сергей Бондарчук, Меньшов...


И сейчас имеются в среде интеллигенции достойные ее представители. Просто из-за экономического и идеологического цензов о них мало кто знает.


Впрочем, это уже совсем другая история.


---------------------------------------------

Другие мои работы.


Из страниц истории Средних веков. Часть 2.(+ дополнительные материалы о Византии)


Варварское нашествие на Европу. Часть 2. (+ дополнительные материалы о крушении Римской империи)


Расцвет величайшей восточной империи Древнего мира. Часть 2.


Апокалипсис на Волге. Часть 1.


Америка доколумбовой эпохи.

Правила сообщества

Антимарксизм - бан!

Антисоветизм - бан!

Оправдание нацизма - бан!

Разжигание ненависти по национальному/религиозному/расовому предрассудку - бан!

Оправдание всякого чудовищного при капитализме - бан!