ПАРА СЛОВ О ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ИЛИ КАК НЕ НАВЕРНУТЬ ГОВНА.

Возможно, Вы удивитесь, прочитав заголовок, но это нормально, скоро всё станет понятно. Сегодня речь пойдёт о школьных Учебниках. Не обойтись без некоторых ограничений: во - первых, нижеприведённая информация справедлива для Учебников по математике, во - вторых, наибольшую пользу она принесёт родителям, чьи дети отбывают срок в средних общеобразовательных тюрьмах особо строгого режима - российских Школах. В - третьих, в перечне Авторов возможны дополнения, ведь я по - прежнему занимаюсь преподаванием и не планирую менять работу в ближайшее время. И, наконец, самое важное: если учебник плохой, это не значит, что всё потеряно. Как говорил один мой хороший коллега: "Ученика, желающего учиться и не рассеянного своей постоянной тревогой, можно научить по не самым лучшим Учебникам, имея и не очень удачную форму выпускного экзамена". Но осведомлённость не помешает.


Начнём мы, как ни странно, со сравнения. В былые времена кровавого коммунизма, когда меня ещё и в проекте не намечалось, наши Бабушки и Дедушки обучались по хорошему Учебнику Киселёва. Призыв "вернуться к Киселёву" раздается уже лет тридцать, я его поддерживаю обеими руками, ОСОБЕННО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учебник легко найти на просторах интернета:


https://mediton.livejournal.com/42308.html


Когда СССР дополз до кладбища, в Российскую Федерацию пришли мир, демократия и рыночные отношения. Учебник - это книга, книга - это товар, любой товар можно продавать. И вот тут начинается самое интересное. Возьмите любой Учебник, откройте первую страницу и Вы увидите что - то типа: "Допущено министерством образования ... бла бла бла". Это - министерский гриф. С ним Учебник практически гарантировано попадёт в Школы. Наличие министерского грифа даёт книжному издательству возможность ежегодно зарабатывать внушительные суммы денег, за него идёт борьба, ради него выдумываются новые стандарты образования. Отсюда следствие: каждое издательство заинтересовано в наличии "своих" Учебников и Авторов, которые эти Учебники напишут.


В результате получается ситуация, красочно описанная фразой из сериала "Бандитский Петербург" : тут то всё Говно наружу повылазило. Часто Учебники пишутся вообще без участия профессиональных математиков. Эта печальная особенность издания учебной литературы наносит отечественному образованию большой вред.


К счастью, научное сообщество знает о сложившейся ситуации и ведёт борьбу с мракобесием. Наиболее результативная попытка была предпринята Виктором Анатольевичем Васильевым, президентом Московского Математического Общества. Он прочитал и отрецензировал большое количество школьных Учебников. Значимость его работы трудно переоценить, но почему - то о ней мало кто слышал. С его рецензиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке:


http://www.mi-ras.ru/~vva/test.html


За прошедшие пять лет у меня сложился свой список Учебников, по которым я занимался со своими учениками. Условно я разделяю их на три категории. В каждой из них перечислены фамилии Авторов:


ХОРОШИЕ


Это те учебники, которые я бы рассматривал в качестве альтернативы учебникам Киселёва. Есть мнение, что только они должны остаться в Школах, но, к сожалению, не все Учителя могут по ним преподавать. В идеале, дети должны изучать нечто вроде:


https://www.mccme.ru/free-books/57/davidovich.pdf


Но поскольку это невозможно, ищите на прилавках книжных магазинов фамилии:


Башмаков М.И.

Шарыгин И.Ф.

Никольский С.М.

Гейдман Б.П.


Есть ещё очень хороший задачник для 57 школы авторства Ширикова Е.Н. и Пушкина С. А, но в некоторых местах есть ляпы и очепятки. В последнее время, я занимаюсь с детьми исключительно по ним:

https://www.facebook.com/matolimp/posts/1101554103256683/

СРЕДНИЕ


Это уровень ликбеза по математике. Они хуже Киселёва, их недостаточно для углубленного изучения математики, но для обычной общеобразовательной Школы подойдут:


Макарычев Ю.Н.

Атанасян Л.С.

Виленкин Н.Я. - нестареющая классика для 5 - 6 классов. С этим учебником полезно изучать методичку авторства Чеснокова и Нешкова.

Задачник Мордковича


ГОВНО


Моя самая любимая категория. Следует высказать пару замечаний:


0) Повторюсь, если учебник плохой, это не значит, что всё потеряно. Хороший Учитель легко справится с этой проблемой. Я сам учился по Учебнику одного из Авторов, упомянутых ниже, и вроде остался жив. Тем не менее, если в Вашей школе по ним преподают, или Учитель в красках расписывает, какие они замечательные, это однозначно повод задуматься.


1) Давайте представим следующую ситуацию. Идёт урок Английского Языка, на котором помимо Учителя и учеников присутствуют Носители. После урока Носители, независимо друг от друга, вежливо заявляют, что, несмотря на Педагогический Талант Учителя, дети изучают не Английский Язык, а что - то другое, слабо относящееся к Языку. Является ли мнение Носителей определяющим? Почти очевидно, что да. С математикой - то же самое. Если в Учебнике есть логические ошибки (не явные опечатки) и/или заведомо ошибочные утверждения, учить по нему математике нельзя, несмотря на всю привлекательность предлагаемой Педагогической Методики. Математика нужна для того, чтобы научить детей отличать верные утверждения от неверных, развивать логическое мышление. Не может быть в плоском треугольники со сторонами 3, 4, 5 угла в 120 градусов.


2) Следствие предыдущего пункта. Если ребёнок учиться в классе с номером N, по - настоящему качественно обучать его может только человек, хорошо освоивший программу за 2N + 1 классов. Ошибки тут нет, один курс математического факультета считается за два класса средней школы. Понятно, что это утопия и найти столько квалифицированных кадров невозможно. Но к авторам учебников должны предъявляться именно такие требования. Потому что нельзя объяснять что такое простые числа, не зная Основной Теоремы Арифметики, вбивать детям в голову формулу корней квадратного уравнения, не имея представления о том, как раскладывать многочлен на множители, а про производную с экспонентой мне вообще страшно говорить. Да, чтобы написать по - настоящему хороший Учебник для 11 класса желательно быть кандидатом наук. Нет, Педагогического Таланта недостаточно. Кстати, именно поэтому я стараюсь не преподавать детям старше 10 класса. Я не кандидат наук.


3) Начальной школе достаются самые кошмарные учебники из тех, что я видел за свою короткую жизнь. Особое место в болоте Говна занимают Учебники, принадлежащие к системе Эльконина - Давыдова. К математике они относятся примерно так же, как гомеопатия к доказательной медицине. По причине моего особо теплого отношения к начальной школе, я и поместил ссылку на "Арифметику" в самом начале.


4) Все учебники, не дотягивающие до уровня "СРЕДНИЕ", достойны именоваться Говном. Нет смысла выбирать заведомо плохой вариант при наличии лучшего в открытом доступе.


И вот какое Говно я навернул в своей жизни:


Петерсон Л. Г. - Каноничный пример очень плохого учебника, рекламируемого всеми, кому не лень. Все полученные им регалии и премии приводят к неутешительным выводам: никто так ни разу и не прочитал его вдумчиво от начала до конца.


Козлова С.А. - очень плохой учебник по геометрии. Место в помойке, как и следующему.


Рубин А. Г. - очень плохой учебник по алгебре. Место в помойке, как и предыдущему.


Истомина Н. Б. - Тесты по этому учебнику добавили мне седых волос. В чём - то он даже хуже Петерсон.


Аргинская И.И. , Александрова Э.И. Рудницкая В.Н. - учебники для начальной школы. Их качество описано в пункте 3 чуть выше.


Вот, пожалуй и всё. Удачи Вам! Не наверните Говна.


P. S. Если Вы каким - то чудом дочитали до конца, возможно у Вас возник резонный вопрос: что же делать? Как учить детей, если не повезло с Учебником\Школой\Учителем (нужное подчеркнуть)? Ну, тут есть два варианта:


1) Выбрать Зюганова президентом, вернуть кровавый коммунистический режим и вместе с ним - единый Учебник на всю Россию. Возможно идея неплохая, но, на мой взгляд, не осуществимая в ближайшее время.


2) Скачать "Арифметику" и учить по ней Вашего ребёнка самостоятельно, хотя бы в начальной школе. Ничего сложного в этом нет. И не слушать воплей адептов современного образования о том, как вредно учить считать в столбик. Им потом это на ОГЭ аукнется.


3) Я бы написал "нанять квалифицированного репетитора", но во - первых это прозвучит как самореклама, во - вторых его ещё надо найти (что довольно трудно!), в - третьих, я всегда считал, что углубленно заниматься математикой лучше начинать в пятом или шестом классе. Впрочем, прорешивая учебник Истоминой с детьми, я всё чаще ощущаю болевые ощущения пониже спины. Так - что может и надо...

Лига образования

4.4K пост21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Автор объясните для тупого, почему битая ссылка на "учебник" Киселева находятся на сайте посещенному АЛЬТЕРНОТИВНОЙ НАУКЕ ?

Краткая виписка с сайта:
-БАХАРЕВ Ю.П. / НИКОЛА ТЕСЛА ВЕЛИКИЙ ПОСВЯЩЁННЫЙ.
- - Столкновение между двумя подходами на современном этапе – это технократический и внетехнологический или духовный пути её развития.- -Ложное понимание истины и прогресса в науке современности.

- БАХАРЕВ Ю.П. \ ТРИЕДИНСТВО-ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
(Метки: пифагор, закон, законы природы, Бахарев Ю.П., будущее, термодинамика, физика, развитие, разум, сознание)


- ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ВИМАНЫ

(https://youtu.be/_MMMjypag5Q)


кароче ересь полная

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Привет! Старая ссылка с сайта центра непрерывного математического образования была битая, я заменил её на первую попавшуюся в интернете. Сам я адептом астрала не являюсь. Приятного дня!

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Что значит не наверните? Что в школе дают, по тому и учимся. Как-будто есть право выбора? По сути, да, учебники по математике (и не только по математике) отвратительны.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Право выбора есть всегда. В данном случае оно заключается в возможности дополнительно заниматься с ребёнком по одному из заведомо лучших учебников. В настоящее время многие родители снимают детей с уроков и переводят их на домашнее обучение. В Москве данное явление уже имеет массовый характер

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько массовый характер, в процентном соотношении, имеет домашнее обучение? Можно конечно, сделать ДЗ по плохому учебнику, а потом ещё раз по хорошему, но тогда появляется вопрос - зачем вообще ходить в плохую школу, зачем ходить в плохую поликлинику, зачем платить налоги, зачем вообще жить в такой стране?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По России я не могу судить, по Москве в прошлом году пятеро (из тридцати) моих учеников были на домашнем обучении, в этом году учеников чутка поменьше, из них на домашнем трое и один периодически берёт больничный и доучивается дома.
Стоит заметить, что домашнее обучение не означает, что ребёнок не ходит в школу совсем. Он может не ходить на какие - то предметы - на те же Алгебры с Геометрией, например, но ходить на Литературу

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку