36

ПАРА СЛОВ О ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ, ИЛИ КАК НЕ НАВЕРНУТЬ ГОВНА.

Возможно, Вы удивитесь, прочитав заголовок, но это нормально, скоро всё станет понятно. Сегодня речь пойдёт о школьных Учебниках. Не обойтись без некоторых ограничений: во - первых, нижеприведённая информация справедлива для Учебников по математике, во - вторых, наибольшую пользу она принесёт родителям, чьи дети отбывают срок в средних общеобразовательных тюрьмах особо строгого режима - российских Школах. В - третьих, в перечне Авторов возможны дополнения, ведь я по - прежнему занимаюсь преподаванием и не планирую менять работу в ближайшее время. И, наконец, самое важное: если учебник плохой, это не значит, что всё потеряно. Как говорил один мой хороший коллега: "Ученика, желающего учиться и не рассеянного своей постоянной тревогой, можно научить по не самым лучшим Учебникам, имея и не очень удачную форму выпускного экзамена". Но осведомлённость не помешает.


Начнём мы, как ни странно, со сравнения. В былые времена кровавого коммунизма, когда меня ещё и в проекте не намечалось, наши Бабушки и Дедушки обучались по хорошему Учебнику Киселёва. Призыв "вернуться к Киселёву" раздается уже лет тридцать, я его поддерживаю обеими руками, ОСОБЕННО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учебник легко найти на просторах интернета:


https://mediton.livejournal.com/42308.html


Когда СССР дополз до кладбища, в Российскую Федерацию пришли мир, демократия и рыночные отношения. Учебник - это книга, книга - это товар, любой товар можно продавать. И вот тут начинается самое интересное. Возьмите любой Учебник, откройте первую страницу и Вы увидите что - то типа: "Допущено министерством образования ... бла бла бла". Это - министерский гриф. С ним Учебник практически гарантировано попадёт в Школы. Наличие министерского грифа даёт книжному издательству возможность ежегодно зарабатывать внушительные суммы денег, за него идёт борьба, ради него выдумываются новые стандарты образования. Отсюда следствие: каждое издательство заинтересовано в наличии "своих" Учебников и Авторов, которые эти Учебники напишут.


В результате получается ситуация, красочно описанная фразой из сериала "Бандитский Петербург" : тут то всё Говно наружу повылазило. Часто Учебники пишутся вообще без участия профессиональных математиков. Эта печальная особенность издания учебной литературы наносит отечественному образованию большой вред.


К счастью, научное сообщество знает о сложившейся ситуации и ведёт борьбу с мракобесием. Наиболее результативная попытка была предпринята Виктором Анатольевичем Васильевым, президентом Московского Математического Общества. Он прочитал и отрецензировал большое количество школьных Учебников. Значимость его работы трудно переоценить, но почему - то о ней мало кто слышал. С его рецензиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке:


http://www.mi-ras.ru/~vva/test.html


За прошедшие пять лет у меня сложился свой список Учебников, по которым я занимался со своими учениками. Условно я разделяю их на три категории. В каждой из них перечислены фамилии Авторов:


ХОРОШИЕ


Это те учебники, которые я бы рассматривал в качестве альтернативы учебникам Киселёва. Есть мнение, что только они должны остаться в Школах, но, к сожалению, не все Учителя могут по ним преподавать. В идеале, дети должны изучать нечто вроде:


https://www.mccme.ru/free-books/57/davidovich.pdf


Но поскольку это невозможно, ищите на прилавках книжных магазинов фамилии:


Башмаков М.И.

Шарыгин И.Ф.

Никольский С.М.

Гейдман Б.П.


Есть ещё очень хороший задачник для 57 школы авторства Ширикова Е.Н. и Пушкина С. А, но в некоторых местах есть ляпы и очепятки. В последнее время, я занимаюсь с детьми исключительно по ним:

https://www.facebook.com/matolimp/posts/1101554103256683/

СРЕДНИЕ


Это уровень ликбеза по математике. Они хуже Киселёва, их недостаточно для углубленного изучения математики, но для обычной общеобразовательной Школы подойдут:


Макарычев Ю.Н.

Атанасян Л.С.

Виленкин Н.Я. - нестареющая классика для 5 - 6 классов. С этим учебником полезно изучать методичку авторства Чеснокова и Нешкова.

Задачник Мордковича


ГОВНО


Моя самая любимая категория. Следует высказать пару замечаний:


0) Повторюсь, если учебник плохой, это не значит, что всё потеряно. Хороший Учитель легко справится с этой проблемой. Я сам учился по Учебнику одного из Авторов, упомянутых ниже, и вроде остался жив. Тем не менее, если в Вашей школе по ним преподают, или Учитель в красках расписывает, какие они замечательные, это однозначно повод задуматься.


1) Давайте представим следующую ситуацию. Идёт урок Английского Языка, на котором помимо Учителя и учеников присутствуют Носители. После урока Носители, независимо друг от друга, вежливо заявляют, что, несмотря на Педагогический Талант Учителя, дети изучают не Английский Язык, а что - то другое, слабо относящееся к Языку. Является ли мнение Носителей определяющим? Почти очевидно, что да. С математикой - то же самое. Если в Учебнике есть логические ошибки (не явные опечатки) и/или заведомо ошибочные утверждения, учить по нему математике нельзя, несмотря на всю привлекательность предлагаемой Педагогической Методики. Математика нужна для того, чтобы научить детей отличать верные утверждения от неверных, развивать логическое мышление. Не может быть в плоском треугольники со сторонами 3, 4, 5 угла в 120 градусов.


2) Следствие предыдущего пункта. Если ребёнок учиться в классе с номером N, по - настоящему качественно обучать его может только человек, хорошо освоивший программу за 2N + 1 классов. Ошибки тут нет, один курс математического факультета считается за два класса средней школы. Понятно, что это утопия и найти столько квалифицированных кадров невозможно. Но к авторам учебников должны предъявляться именно такие требования. Потому что нельзя объяснять что такое простые числа, не зная Основной Теоремы Арифметики, вбивать детям в голову формулу корней квадратного уравнения, не имея представления о том, как раскладывать многочлен на множители, а про производную с экспонентой мне вообще страшно говорить. Да, чтобы написать по - настоящему хороший Учебник для 11 класса желательно быть кандидатом наук. Нет, Педагогического Таланта недостаточно. Кстати, именно поэтому я стараюсь не преподавать детям старше 10 класса. Я не кандидат наук.


3) Начальной школе достаются самые кошмарные учебники из тех, что я видел за свою короткую жизнь. Особое место в болоте Говна занимают Учебники, принадлежащие к системе Эльконина - Давыдова. К математике они относятся примерно так же, как гомеопатия к доказательной медицине. По причине моего особо теплого отношения к начальной школе, я и поместил ссылку на "Арифметику" в самом начале.


4) Все учебники, не дотягивающие до уровня "СРЕДНИЕ", достойны именоваться Говном. Нет смысла выбирать заведомо плохой вариант при наличии лучшего в открытом доступе.


И вот какое Говно я навернул в своей жизни:


Петерсон Л. Г. - Каноничный пример очень плохого учебника, рекламируемого всеми, кому не лень. Все полученные им регалии и премии приводят к неутешительным выводам: никто так ни разу и не прочитал его вдумчиво от начала до конца.


Козлова С.А. - очень плохой учебник по геометрии. Место в помойке, как и следующему.


Рубин А. Г. - очень плохой учебник по алгебре. Место в помойке, как и предыдущему.


Истомина Н. Б. - Тесты по этому учебнику добавили мне седых волос. В чём - то он даже хуже Петерсон.


Аргинская И.И. , Александрова Э.И. Рудницкая В.Н. - учебники для начальной школы. Их качество описано в пункте 3 чуть выше.


Вот, пожалуй и всё. Удачи Вам! Не наверните Говна.


P. S. Если Вы каким - то чудом дочитали до конца, возможно у Вас возник резонный вопрос: что же делать? Как учить детей, если не повезло с Учебником\Школой\Учителем (нужное подчеркнуть)? Ну, тут есть два варианта:


1) Выбрать Зюганова президентом, вернуть кровавый коммунистический режим и вместе с ним - единый Учебник на всю Россию. Возможно идея неплохая, но, на мой взгляд, не осуществимая в ближайшее время.


2) Скачать "Арифметику" и учить по ней Вашего ребёнка самостоятельно, хотя бы в начальной школе. Ничего сложного в этом нет. И не слушать воплей адептов современного образования о том, как вредно учить считать в столбик. Им потом это на ОГЭ аукнется.


3) Я бы написал "нанять квалифицированного репетитора", но во - первых это прозвучит как самореклама, во - вторых его ещё надо найти (что довольно трудно!), в - третьих, я всегда считал, что углубленно заниматься математикой лучше начинать в пятом или шестом классе. Впрочем, прорешивая учебник Истоминой с детьми, я всё чаще ощущаю болевые ощущения пониже спины. Так - что может и надо...

Дубликаты не найдены

+7

Автор объясните для тупого, почему битая ссылка на "учебник" Киселева находятся на сайте посещенному АЛЬТЕРНОТИВНОЙ НАУКЕ ?

Краткая виписка с сайта:
-БАХАРЕВ Ю.П. / НИКОЛА ТЕСЛА ВЕЛИКИЙ ПОСВЯЩЁННЫЙ.
- - Столкновение между двумя подходами на современном этапе – это технократический и внетехнологический или духовный пути её развития.- -Ложное понимание истины и прогресса в науке современности.

- БАХАРЕВ Ю.П. \ ТРИЕДИНСТВО-ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
(Метки: пифагор, закон, законы природы, Бахарев Ю.П., будущее, термодинамика, физика, развитие, разум, сознание)


- ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ВИМАНЫ

(https://youtu.be/_MMMjypag5Q)


кароче ересь полная

раскрыть ветку 5
+1

Привет! Старая ссылка с сайта центра непрерывного математического образования была битая, я заменил её на первую попавшуюся в интернете. Сам я адептом астрала не являюсь. Приятного дня!

раскрыть ветку 4
+2
Что значит не наверните? Что в школе дают, по тому и учимся. Как-будто есть право выбора? По сути, да, учебники по математике (и не только по математике) отвратительны.
раскрыть ветку 3
+3
Помню в старших классах (физмат) учебников по алгебре и геометрии не было вообще, как и домашних заданий. Точнее, формально-то книжки были, но никто ими не пользовался - в качестве теоретического материала были лекции преподавателей по разным темам вплоть до 11 класса, в качестве закрепления материала после лекций были самостоятельные работы - практически как в универе. Если тему кто-то не понимал - брал задачник дома и решал, пока знания не останутся в голове. В результате такого обучения на экзаменах 9 класса ни одной тройки по математике, на егэ (сдавали его еще когда он был в качестве эксперимента) никто меньше 70 не набрал. Ну и самостоятельность в изучении некисло апнулась.
Само собой, так преподавать даже для средних классов нельзя, в начальной школе тем более.
+3

Аххаха, у нас Петерсон. Кажется, мы таки навернули говна.

раскрыть ветку 1
+1

Я тоже обучался по Петерсон, и ничего, вроде живой. Там есть совершенно идиотские разделы, типа "прикидки". Учебник за 5 класс уже был безнадёжен, рецензия на него есть у Васильева, см. выше в посте. Сама госпожа Петерсон очень скандальная женщина

+3
Может тебе лучше литературой заняться , а не математикой?
раскрыть ветку 4
+1

Я пытаюсь, у меня не получается

раскрыть ветку 3
-1
А по моему , очень даже получается! Тиснуть романчик под рабочим названием "Здравствуйте, я ваша Арифметика".
раскрыть ветку 2
0
"рассеянного своей постоянной тревогой"


Я начинающий педагог и теперь мне понятно моё собственное состояние. Как из него выбраться-то? Когда уже я смогу взять себя в руки и нормально работать?

раскрыть ветку 1
+3

Через три года Вы будете писать точно такие же посты и читать, какое Вы на самом деле говно. На самом деле, Вы замечательны)

0

спасибо, утащил, плюсик поставил

0

Интересно, по программе "Школа России" 1-4 кл. Моро, в 5 кл. за авторством Светина, что-то можете сказать?

После "Перспективной школы России" - показались просто бальзамом на душу, очень напоминают именно то, как учили нас. Логично и понятно. Но интересует мнение специалиста, если можно?

раскрыть ветку 7
-1

Здравствуйте! Откровенно говоря, моя методика преподавания математики маленьким детям может Вас шокировать, но я всё таки изложу её здесь. Главная проблема - отсутствие задач. Восполняется она жульническим методом. Детей быстренько обучают складывать, вычитать, умножать и делить в столбик, после чего сразу берем учебник Пушкина за 5 класс:
https://www.facebook.com/matolimp/posts/1101554103256683/

раскрыть ветку 6
+2

После ПНШ, меня не шокирует вообще ничего. Учебник, призванный отбить интерес даже у обожающих математику. А жульнические методы меня вполне устраивают - чтоб ребенок что-то полюбил и ему было интересно, надо создавать ощущение легкости от усваивания информации - а уж как вы это делаете, не важно.

Но мне было интересно, смотрели ли вы эти учебники Моро. Мне просто очень напомнили нашу советскую школу, и ту подачу материала.

раскрыть ветку 5
-2

Чушь какая-то. У меня дочка училась по Истоминой, нормальный учебник. Если у ТС добавилось (непонятно от чего) седых волос, то, быть может, это его личные рефлексии.

раскрыть ветку 9
+2

А лично ТС учился по Петерсону, и что?) К сожалению, ТС видел на своём веку учебники, мягко говоря, значительно лучше Истоминой. Книга тестов по её учебнику содержит логические ошибки и опечатки. Тяжелее всего они даются вдумчивым детям

раскрыть ветку 8
-4

Только то, что это не боле, чем ваше мнение, что учебник Истоминой - говно

раскрыть ветку 7
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: