Палеонтологические карикатуры в Российской империи

Перед вами карикатура на тему палеонтологии из петербургского юмористического журнала «Шут» за 1897 год.

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Перед вами карикатура на тему палеонтологии из петербургского юмористического журнала «Шут» за 1897 год. Подпись к карикатуре на русском и французском гласила: «Набережная г. Ялты 1 сентября 3897 г. до Потопа. Прилагаемый рисунок представляет точное воспроизведение мгновенного фотографического снимка с Ялтинской набережной, снятого 1 сентября 3897 года до Потопа. Из него видно, что купальный сезон той эпохи был крайне оживлен и отличался необыкновенным разнообразием купающейся публики. Кроме того, на нем наглядно представлены прародители кровожадных и алчных млекопитающих, занимающихся в настоящее время исключительно сдачей в наем квартир и дачных помещений г. Ялты.»


Карикатура была одной из многих, посвященных «доисторическим временам», которые регулярно печатали русские журналы на рубеже XIX-го и XX веков. Это время в российской культуре было отмечено грандиозным всплеском интереса к естествознанию, которое начинало приобретать всё большую популярность в обществе. Первой причиной стал общий культурный подъем в стране. Напомним, что на эти годы в том числе приходится творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького.


Тогда же начали издаваться первые массовые популярные журналы, а крупные газеты из сводок официальных сообщений превратились в занимательные листки, где массово публиковались анекдоты, курьезные и занимательные истории со всей планеты, эссе и романы в продолжениях, которые были своеобразными аналогами современных сериалов.


Второй причиной стали поразительные успехи самой науки, причем быстро получающие известность благодаря практическому применению: появились электричество, рентген, фонографы. Научная картина мира начинала быстро сменять картину религиозную.


И пока в русских деревнях еще рубили головы покойникам, которых подозревали в наведении порчи, и боролись с ведьмами, якобы насылающими засуху, в городах уже вовсю пользовались научными благами и читали книги о Дарвине и происхождении человека. Как и сейчас, в огромном количестве читались публичные лекции — о психологии, микромире, анатомии, древнем человеке. На некоторые лекции билеты стоили как в хороший театр.


Своеобразным отражением общественных перемен стали карикатуры на палеонтологическую тематику. В них прослеживаются некоторые любопытные отличия от современного восприятия палеонтологии.

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Карикатура из «Нового времени» №11869 за 28 марта 1909 года


Во-первых, на карикатурах нет динозавров, которые теперь стали настоящим символом палеонтологии. Сто лет назад у динозавров ещё не было той грандиозной популярности, которая есть сейчас, хотя уже тогда были открыты многие знаменитые формы — трицератопсы, стегозавры, диплодок.

Курьезно, но слово «динозавр» в русском языке употреблялось крайне редко и было неизвестно широкой публике. Журналисты тоже писали его с ошибкой.


«Петербургская газета» в 1897 году писала «дайнасаурусы» и поясняла, что это «пешие гиганты-страшилища» вроде драконов. «Правительственный вестник» в 1893 году писал, что dinausoriens (sic!) — это «ящерицы страшилищи».

В 1910 году, когда в президиуме Императорской Санкт-Петербургской академии наук установили слепок скелета диплодока, газеты и журналы в заметках ухитрились вообще обойтись без слова «динозавр» и называли животное то «допотопным чудовищем», то «древним ископаемым животным», то «грандиозной ящерицей».

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Газеты плохо справлялись с наименованиями древних животных, некоторые из которых теперь известны даже детям. Скелет «трисепатора» (вверху) — из «Нашего времени» от 28 августа 1897 года. Фото со скелетом «диплодокуса» (внизу) — из «Нашего времени» от 31 мая 1907 года


В англоязычной культуре динозавры уже начали занимать место самых эффектных и интересных животных минувших времен, но до России это веяние еще не дошло. Строго говоря, динозавровый бум у нас вообще случился не слишком давно — в 90-х годах XX века после выхода фильма «Парк юрского периода», вслед за которым стали массово публиковаться детские атласы и энциклопедии, посвященные динозаврам.


Место динозавров в популярной культуре до революции занимали в первую очередь ихтиозавры, которые были обобщающим символом всего древнего, отжившего, устаревшего.

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

В дореволюционных карикатурах среди вымерших животных преобладали ихтиозавры. Они в те годы были самыми популярными и известными доисторическими животными. Иллюстрации из журнала «Осколки» №26 за 1895 год и №9 за 1898 год


Ихтиозавров упоминал в стихах В. В. Маяковский (см., например, «Гимн ученому»: «...Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр случайно попавшую в челюсти фиалку...») и В. В. Кандинский (из стихотворения «Ergo»: «...Когда бы все хлебные крошки, все фараоны, все комары, все зловещие бреши, разорванное в клочки, вместе со всеми войнами, всеми эрами и лыжниками (не говоря о боксерах!), все когда либо работавшие живописцы, конки, превратившиеся в летательные аппараты, чулки, ихтиозавры...»), перечисляя их в числе нелепых образов наряду с лыжниками и комарами. А. Т. Аверченко приписал персонажу одной своей юморески авторство труда «Нравы и привычки ихтиозавров».


У Н. С. Гумилева была строчка о том, как «от поступи ихтиозавров дрожала земля» (из рассказа «Дочери Каина»). А поэт Г. Я. Ширман написал символический стих с такими словами:

«Земля стучится в бронзовое завтра,

Коротким лбом машинным бьет в закат,

Как била хоботом ихтиозавра

Тысячелетия тому назад,

Когда свирепо корчилась Европа

В студеном ожидании потопа».

Второе место по популярности в карикатурах занимали мамонты — возможно, отчасти по причине находок их скелетов и замороженных туш в России. Есть даже мнение, что знаменитая басня И. А. Крылова о слоне и Моське была написана под впечатлением от остатков мамонта, доставленных в Петербург из Сибири.

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Карикатура из журнала «Осколки» №10 за 1902 год. Подпись к картинке гласила:

«Купец: — Ишь, штуки какия!.. Кости мамонта... Ну и животная же была! Челюсть-то больше человека целого... Господин выездной, это где же такая мамонта водится?

Швейцар: — Это была допотопная еще скотина-с...

Купчиха: — И откуда только у вас эти кости самыя?

Купец: — Дура! Откуда!.. Знамо, от тряпичников куплены... Кто же собиранием костей-то занимается больше?..»

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Карикатура из «Нашего времени» (приложение к «Петербургской газете»), 25 февраля 1910 года

Палеонтологические карикатуры в Российской империи Российская империя, Интересное, Карикатура, Палеонтология, Пресса, Длиннопост

Карикатура из «Нашего времени», №27 за 2 июля 1898 года

После революции 1917 года карикатура как жанр претерпела разительные изменения и палеонтологические юморески исчезли, словно их персонажи. Впрочем, это совсем другая история.

Источнікъ

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения