Палеонтологические карикатуры в Российской империи
Перед вами карикатура на тему палеонтологии из петербургского юмористического журнала «Шут» за 1897 год.
Перед вами карикатура на тему палеонтологии из петербургского юмористического журнала «Шут» за 1897 год. Подпись к карикатуре на русском и французском гласила: «Набережная г. Ялты 1 сентября 3897 г. до Потопа. Прилагаемый рисунок представляет точное воспроизведение мгновенного фотографического снимка с Ялтинской набережной, снятого 1 сентября 3897 года до Потопа. Из него видно, что купальный сезон той эпохи был крайне оживлен и отличался необыкновенным разнообразием купающейся публики. Кроме того, на нем наглядно представлены прародители кровожадных и алчных млекопитающих, занимающихся в настоящее время исключительно сдачей в наем квартир и дачных помещений г. Ялты.»
Карикатура была одной из многих, посвященных «доисторическим временам», которые регулярно печатали русские журналы на рубеже XIX-го и XX веков. Это время в российской культуре было отмечено грандиозным всплеском интереса к естествознанию, которое начинало приобретать всё большую популярность в обществе. Первой причиной стал общий культурный подъем в стране. Напомним, что на эти годы в том числе приходится творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького.
Тогда же начали издаваться первые массовые популярные журналы, а крупные газеты из сводок официальных сообщений превратились в занимательные листки, где массово публиковались анекдоты, курьезные и занимательные истории со всей планеты, эссе и романы в продолжениях, которые были своеобразными аналогами современных сериалов.
Второй причиной стали поразительные успехи самой науки, причем быстро получающие известность благодаря практическому применению: появились электричество, рентген, фонографы. Научная картина мира начинала быстро сменять картину религиозную.
И пока в русских деревнях еще рубили головы покойникам, которых подозревали в наведении порчи, и боролись с ведьмами, якобы насылающими засуху, в городах уже вовсю пользовались научными благами и читали книги о Дарвине и происхождении человека. Как и сейчас, в огромном количестве читались публичные лекции — о психологии, микромире, анатомии, древнем человеке. На некоторые лекции билеты стоили как в хороший театр.
Своеобразным отражением общественных перемен стали карикатуры на палеонтологическую тематику. В них прослеживаются некоторые любопытные отличия от современного восприятия палеонтологии.
Карикатура из «Нового времени» №11869 за 28 марта 1909 года
Во-первых, на карикатурах нет динозавров, которые теперь стали настоящим символом палеонтологии. Сто лет назад у динозавров ещё не было той грандиозной популярности, которая есть сейчас, хотя уже тогда были открыты многие знаменитые формы — трицератопсы, стегозавры, диплодок.
Курьезно, но слово «динозавр» в русском языке употреблялось крайне редко и было неизвестно широкой публике. Журналисты тоже писали его с ошибкой.
«Петербургская газета» в 1897 году писала «дайнасаурусы» и поясняла, что это «пешие гиганты-страшилища» вроде драконов. «Правительственный вестник» в 1893 году писал, что dinausoriens (sic!) — это «ящерицы страшилищи».
В 1910 году, когда в президиуме Императорской Санкт-Петербургской академии наук установили слепок скелета диплодока, газеты и журналы в заметках ухитрились вообще обойтись без слова «динозавр» и называли животное то «допотопным чудовищем», то «древним ископаемым животным», то «грандиозной ящерицей».
Газеты плохо справлялись с наименованиями древних животных, некоторые из которых теперь известны даже детям. Скелет «трисепатора» (вверху) — из «Нашего времени» от 28 августа 1897 года. Фото со скелетом «диплодокуса» (внизу) — из «Нашего времени» от 31 мая 1907 года
В англоязычной культуре динозавры уже начали занимать место самых эффектных и интересных животных минувших времен, но до России это веяние еще не дошло. Строго говоря, динозавровый бум у нас вообще случился не слишком давно — в 90-х годах XX века после выхода фильма «Парк юрского периода», вслед за которым стали массово публиковаться детские атласы и энциклопедии, посвященные динозаврам.
Место динозавров в популярной культуре до революции занимали в первую очередь ихтиозавры, которые были обобщающим символом всего древнего, отжившего, устаревшего.
В дореволюционных карикатурах среди вымерших животных преобладали ихтиозавры. Они в те годы были самыми популярными и известными доисторическими животными. Иллюстрации из журнала «Осколки» №26 за 1895 год и №9 за 1898 год
Ихтиозавров упоминал в стихах В. В. Маяковский (см., например, «Гимн ученому»: «...Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр случайно попавшую в челюсти фиалку...») и В. В. Кандинский (из стихотворения «Ergo»: «...Когда бы все хлебные крошки, все фараоны, все комары, все зловещие бреши, разорванное в клочки, вместе со всеми войнами, всеми эрами и лыжниками (не говоря о боксерах!), все когда либо работавшие живописцы, конки, превратившиеся в летательные аппараты, чулки, ихтиозавры...»), перечисляя их в числе нелепых образов наряду с лыжниками и комарами. А. Т. Аверченко приписал персонажу одной своей юморески авторство труда «Нравы и привычки ихтиозавров».
У Н. С. Гумилева была строчка о том, как «от поступи ихтиозавров дрожала земля» (из рассказа «Дочери Каина»). А поэт Г. Я. Ширман написал символический стих с такими словами:
«Земля стучится в бронзовое завтра,
Коротким лбом машинным бьет в закат,
Как била хоботом ихтиозавра
Тысячелетия тому назад,
Когда свирепо корчилась Европа
В студеном ожидании потопа».
Второе место по популярности в карикатурах занимали мамонты — возможно, отчасти по причине находок их скелетов и замороженных туш в России. Есть даже мнение, что знаменитая басня И. А. Крылова о слоне и Моське была написана под впечатлением от остатков мамонта, доставленных в Петербург из Сибири.
Карикатура из журнала «Осколки» №10 за 1902 год. Подпись к картинке гласила:
«Купец: — Ишь, штуки какия!.. Кости мамонта... Ну и животная же была! Челюсть-то больше человека целого... Господин выездной, это где же такая мамонта водится?
Швейцар: — Это была допотопная еще скотина-с...
Купчиха: — И откуда только у вас эти кости самыя?
Купец: — Дура! Откуда!.. Знамо, от тряпичников куплены... Кто же собиранием костей-то занимается больше?..»
Карикатура из «Нашего времени» (приложение к «Петербургской газете»), 25 февраля 1910 года
Карикатура из «Нашего времени», №27 за 2 июля 1898 года
После революции 1917 года карикатура как жанр претерпела разительные изменения и палеонтологические юморески исчезли, словно их персонажи. Впрочем, это совсем другая история.
Лига историков
13.4K постов49.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения