37

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы

Фанатские версии «Звездных войн» и «Матрицы», «Грязные танцы» в стиле Линча и «Дюнкерк» на полиэкране.

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

Фан-арт авторства Mark Hamill


Бывало ли так, что вы смотрите кино и страстно желаете, чтобы в нем все было по-другому? Ну, или хотя бы что-то, чтобы фильм был короче, длиннее, понятнее, энергичнее, смешнее или, наоборот, серьезнее? Вы не одни. В нашу эпоху YouTube, Vimeo и доступных профессиональных программ для монтажа расцвел такой феномен, как любительский перемонтаж уже существующих фильмов. Есть даже целый сайт фанатских переделок в духе IMDb со своим форумом и ежемесячными наградами, где подробно описаны буквально все подобные дерзания. Правда, не все видео доступны или доступны целиком из-за очевидных проблем с правами. Иногда у авторов действительно получается нечто улучшающее оригинал, иногда что-то совершенно новое, иногда причудливое или нелепое, иногда — просто безумное.


Перемонтажом, кстати, увлекаются не только фанаты, но и большие режиссеры. В начале 1920-х юные Эйзенштейн и Александров учились делать кино, перемонтируя буржуазные немые ленты в пролетарском ключе. А сегодня самый известный монтажер-экспериментатор — это Стивен Содерберг. На своем сайте он демонстрирует разнообразные манипуляции с чужими фильмами. Режиссер поработал над «Индианой Джонсом», убрав звук и цвет, чтобы показать, как важна правильная постановка и композиция каждого кадра (смотреть тут). Также он создал проект «Психи», в котором соединил в одном видео (тут) оригинальное «Психо» Хичкока с его странным покадровым ремейком Гаса Ван Сента (Содерберг сделал его монохромным).

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

Сергей Эйзенштейн


А независимый режиссер Пит Гелдерблом однажды перемонтировал классическую картину Брайана де Пальмы «Воскрешение Каина», попытавшись приблизить ее к оригинальному сценарию. Сам де Пальма случайно наткнулся на эту работу и был так впечатлен, что сделал Гелдерблома ответственным за выпуск фильма на blu-ray.


Про экспериментальные фильмы, собранные из чужих материалов, мы промолчим. Их десятки — от старинной «Роуз Хобарт» 1936 года (сокращенный и перемонтированный приключенческий Б-фильм «К востоку от Борнео», 1931) до недавней английской «Аркадии», воспевающей буколику старой Англии; от «Деказия: Состояние разложения» (2002), склеенной из древних (до 1950-го) обрезков пленок разной степени разложения, найденных по сусекам и помойкам, до Of Oz the Wizard, в котором классический «Волшебник Страны Оз» перемонтирован так, что все реплики героев оказываются разрезанными на отдельные слова и выстроенными в алфавитном порядке.

Ремикс «Звездных войн»


Но мы будем говорить о любительских экспериментах. По-настоящему все это началось в 2000 году, когда профессиональный монтажер Майк Дж. Николс провел опыт над первым эпизодом «Звездных войн». Результат, названный «Призрачный монтаж» (The Phantom Edit), получил широкую огласку (в том числе на BBC) и высокие оценки критиков и зрителей. «Оказывается, в разочаровывающем фильме пряталось хорошее кино», — писал на Salon.com критик Дэниел Краус.

Сам Николс поначалу скрывался под псевдонимом Призрачный Монтажер, а его творение кому только не приписывалось. Даже Кевину Смиту, который признался: «Без преувеличения отличный, умный монтаж». Версия фильма передавалась из рук в руки на видеокассетах.


Позже Николс пояснял, что хотел создать более цельную версию картины, опираясь на философию и образы оригинальной трилогии, а также на особенности сторителлинга, характерные для молодого Лукаса. Как именно? Конечно, удалив практически все сцены с Джа Джа Бинксом, убрав или перемонтировав разговоры боевых дроидов, укоротив вступление, сделав более вменяемыми сцены в Галактическом сенате, вернув некоторые вырезанные эпизоды, чтобы залатать очевидные дыры в сюжете, уничтожив постоянно повторяющиеся «упс!» и «ура!» из речи Энакина Скайуокера. После этого фильм стал на 18 минут короче.

Лукас не стал судиться с Николсом. А пресс-секретарь его компании Дженна Коул заявила: «В конечном счете для нас главное, чтобы люди получали удовольствие от „Звездных войн“. Компания не будет преследовать поклонников, пока они не переходят границы хорошего вкуса и не пытаются нажиться за наш счет».


Позже Николс перемонтировал и второй эпизод, добавив к получившемуся фильму (он назвал его «Атака призрака») дополнительную аудиодорожку с поясняющими комментариями. Кстати, в документальном фильме «Народ против Джорджа Лукаса» (2010) «Призрачный монтаж» приводится в качестве ключевого примера «культуры ремиксов», которую во многом и породила сага «Звездные войны».


Разумеется, на этом попытки перекроить фильмы Лукаса не прекратились.

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

Существует «Звездные войны: Эпизод 1 — Немая угроза» («Star Wars: Episode I — The Silent Menace»), где убраны все диалоги (все равно они у Лукаса получаются так себе), а за кадром звучит лишь музыка Джона Уильямса. Там, где музыка оказывается бессильна, появляются титры, отчего фильм выглядит несколько странно.


Широко известна работа чешского учителя Петра Харми Хармачека Harmy’s Despecialized Edition. Все помнят, как Лукас перевыпустил оригинальную трилогию, обработав картинку на недоступных в 1970—1980-е компьютерах и добавив новые сцены. Не все фанаты оценили его старания, особенно учитывая тот факт, что в оригинальном виде фильмы трилогии больше не выпускаются на цифровых носителях. Хармачек посчитал такую реставрацию «актом культурного вандализма» и в 2010 году взялся за восстановление исходной театральной версии «Звездных войн» в высоком разрешении. Не имея никакого профессионального образования, Петр самостоятельно изучил монтаж и собрал команду из восьми преданных поклонников саги. Их работа в конечном счете заняла более тысячи часов. Через год версия Харми была выложена в интернет.

В 2012 году актер Тофер Грейс показал собственную версию объединенного приквела к «Звездным войнам» — 85-минутное видео «Монтажер наносит ответный удар». Грейс почти не воспользовался сценами из «Скрытой угрозы», убрал все эпизоды с сенатом и Джа Джа Бинксом (очевидно), сфокусировавшись на Энакине и его отношениях с Темной стороной Силы. К сожалению, сейчас это кино никак не посмотреть.


Или новый вариант «Последних джедаев», из которых вырезали всех женских персонажей. Получилось нечто длиною в 46 минут. «Ха-ха-ха-ха!» — только и могли сказать критики и участники съемочной группы.


Исправление Спилберга

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

Концепт-арт к фильму «Искусственный разум» Кубрика (неснятому)


Вторым знаменитым кейсом любительского перемонтажа стало «исправление» «Искусственного разума» — не снятого при жизни фильма Кубрика (его потом доделал Стивен Спилберг, который клялся, что следовал всем заметкам и заветам покойного). В 2002 году независимый кинематографист Ди Джей Хапп продемонстрировал свою версию, уважительно назвав ее «Версия Кубрика». После изучения множества статей о режиссере и его интервью он убрал из фильма Спилберга некоторые сцены, не соответствующие, по его мнению, духу Кубрика.


Улучшение «Хоббита»

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

Промопостер фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»


Поклонники не раз чинили масштабную трилогию Питера Джексона «Хоббит», чтобы сделать ее более похожей на камерную, во многом детскую историю Толкина. Есть версия, которая превращает 542-минутный эпос всего лишь в 247-минутный.


Тут обычно вырезают второстепенные — и новые! — сюжетные линии. Никакого Леголаса, Тауриэль, Радагаста. Всё как у Толкина — только Бильбо и гномы. В одной из версий даже цвета откорректированы таким образом, чтобы картинка больше напоминала трилогию «Властелин колец».


Свою двухчасовую версию «Хоббита» смонтировал и упомянутый выше Тофер Грейс.


...«Матрицы» и других

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

«Матрица: Революция»


Вообще, практика ужимания нескольких фильмов франшизы в один, относительно короткий или, наоборот, объединения всех удаленных сцен, спин-оффов и прочего в циклопический многочасовой колосс — это самое распространенное развлечение у фанатов с навыками монтажа. Такую операцию проделали и с другой культовой трилогией — «Матрицей», третью часть которой, кажется, возненавидели все. Команда поклонников создала The Matrix DeZIONed, объединив два сиквела в один, 146-минутный. Вырезали все, что относится к городу Сион и масштабной войне за него, вместо этого сосредоточившись на Нео и его противостоянии с агентами.


Были созданы «Крестный отец. Эпик в хронологическом порядке 1901—1980» (The Godfather Chronological Epic 1901—1980), длящийся более 10 часов (добавлены удаленные сцены и кадры из мини-сериала), четыре оригинальные «Планеты обезьян» и Wizardhood, сжавший всю сагу о Гарри Поттере в 78-минутное видео, сосредоточенное на войне с Волан-де-Мортом. А еще «Убить Билла: Вся кровавая история» (Kill Bill: The Whole Bloody Affair) — два фильма, объединенные в один четырехчасовой, что, кстати, планировал сделать и сам Тарантино (ролик можно посмотреть здесь).

«Wizardhood»: Весь «Гарри Поттер» за 78 минут


Работа над ошибками

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

«Терминатор 3: Восстание машин»


Другим популярным направлением народного творчества оказалась редактура неудачных фильмов. Например, третьего «Терминатора». Многих фанатов бесили нестыковки его сюжета с первыми фильмами, особенно во всем, что касается перемещений во времени. Один монтажер-любитель в своей версии удалил комические моменты, глупые диалоги (шутки по поводу «Я вернусь»), подредактировал сцены с неправдоподобными спецэффектами. Получился «Терминатор 3: Грядущая буря» (Terminator 3: The Coming Storm).


«Прометей» Ридли Скотта также получил множество негативных оценок. Юзер Severian перемонтировал фильм, использовав удаленные режиссером сцены и дополнительные материалы. В его варианте фильма Prometheus: Giftbearer акцент сделан на человеческой истории, а космогония отошла на второй план. Сам Северьян удалил те эпизоды режиссерской версии, которые посчитал провисающими и глупыми (например, когда герои бегут от падающего на них космического корабля по прямой, а не в стороны), а также сделал финальную схватку динамичнее.


Нечто подобное произошло и с «Остаться в живых». Первоначальный план создателей сериала состоял в том, чтобы завершить всю историю в четвертом сезоне. Но, как это часто бывает, студия ABC настояла на продолжении. В итоге финал получился довольно несуразным, многие фанаты бросили смотреть сериал, а один хардкорный поклонник, юзер DriggyDriggs, решил восстановить справедливость. Он создал свою мини-версию последнего сезона, состоящую всего из четырех эпизодов. Тут нет никаких путешествий во времени, загробной жизни, чистилища и волшебных церквей, зато много островного быта, раскрывающего характеры героев.

Ответный монтаж: Как и зачем фанаты переделывают популярные фильмы Кинопоиск, Фильмы, Статья, Мнение, Монтаж, Видео, Длиннопост

«Остаться в живых»


Фильм бондианы «Умри, но не сейчас» в руках фанатов превратился в «Икара» (Icarus). Были убраны нелепые, по мнению редакции, эпизоды с невидимой машиной, Мадонной и разные шуточки. И все ради того, чтобы превратить фильм в некое подобие «Казино Рояль» (но с Броснаном, а не с Крэйгом). По словам автора, причиной, по которой он «бросился в эту авантюру, стала моя милая девушка Софи. Она нереальная фанатка Броснана, так что мне уже пришлось посмотреть с ней этот фильм несколько раз. Таким образом, я понял, как можно его подправить, чтобы нам обоим стало легче смотреть».


Строго по порядку


Когда в 2014 году, спустя 22 года после премьеры «Твин Пикс: Сквозь огонь», было выпущено коллекционное издание на blu-ray «Твин Пикс: Вся тайна», содержащее новые, прежде невиданные сцены в качестве дополнительных материалов, фанаты попробовали распрямить спираль линчевского сюжета, расположив сцены более-менее хронологически. Получился «Твин Пикс: Сквозь огонь. Тереза Бэнкс и последние семь дней Лоры Палмер».

Похожие манипуляции проделывали и с другими «непонятными» фильмами, монтируя их в хронологическом порядке. Например, «21 грамм» или «Дюнкерк». Существует по крайней мере две вариации на тему картины Нолана. В одной она превращается в черно-белое немое кино (так подчеркивается мастерская операторская работа). Второй опыт любопытен тем, что кому-то не понравилась главная фишка фильма — нелинейность истории, — так что автор расположил все три сюжетные и временные линии параллельно, использовав полиэкран.

Исправленный «Дюнкерк»: Три времени в одном


Остроумно поработали в одном коротком видеоэссе над недавними «Пассажирами», вычленив главные сюжетные блоки скучноватого, по мнению автора ролика, фильма и поменяв их местами. Так добавились саспенс и любопытный подтекст (теперь, когда мы смотрим на мир глазами Дженнифер Лоуренс, герой Криса Пратта уже не выглядит таким невинным), который наполнил существующие кадры новой загадкой.

Монтаж аттракционов


Двойное «Сияние»


Как-то два монтажера, Джон Фел Райан и Акива Сандерс, пришли к поразительному открытию: если наложить друг на друга два «Сияния» Кубрика, одно включить, как обычно, с начала, а второе начать проигрывать с конца, то в двойной экспозиции сцены соединятся любопытнейшим образом, совершенно не случайным. Например, в начале Дэнни спрашивает Тони (мальчик, который живет у него во рту), почему он не хочет ехать в отель. В это время на сцену накладывается знаменитый эпизод с медведем, будто отвечая на его вопрос. Целиком это конспирологическое видео можно посмотреть здесь и в сокращенном виде ниже.

Немой «Дракула Брэма Стокера»


Один энтузиаст решил показать, как картина Фрэнсиса Форда Копполы выглядела бы в немом кино. Интертитры взяли прямиком из романа Брэма Стокера. Чтобы фильм выглядел старым, автор добавил кусочки из «Дракулы» (1931) Тодда Браунинга (между прочим, звукового), изменил формат кадра на академический 4:3, отретушировал картинку и добавил всяческие царапины и шероховатости.


Психопат Бэтмен


Объединив сцены из фильмов с Кристианом Бэйлом — «Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь», «Американский психопат» и «Машинист» — и даже документальные кадры с актером на съемочной площадке, авторы «Начало Бэйтмана: Американский психопат» (Bateman Begins: An American Psycho) смогли создать новую, связную историю обычного психопата Бэтмана. Тяжелое детство и психологические травмы в итоге приводят его к состоянию Патрика Бэйтмана.

Черный рестлер


«Только воспоминания» (Memories Alone) столкнули, как инь и ян, на одном ринге «Рестлера» и «Черного лебедя», выявив любопытные сюжетные пересечения и пластические параллели в этих фильмах Аронофски.

«Только воспоминания»: Трейлер


Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/3239660/

Найдены возможные дубликаты

+1
Мне кажется, что ТС перепостив статью даже не удосужился ее прочесть т.к. по всему тексту есть неактивные ссылки на контент типа "смотреть (тут)".
раскрыть ветку 2
+3

Но всё равно статья интересная, уже скачиваю Призрачный монтаж

раскрыть ветку 1
+1
Тут я согласен. Сам пассажиров пересматривал.
0

Обалденная информация и всего 35 плюсов? Ай жаль. А ведь это тоже настоящее искусство, перемонтировать плохие фильмы так, чтобы получились хорошие) Интересно, а есть перемонтированные ЗВ с переводом? И вот тот, который 3 в 1 - есть? Я бы глянул.

-1

А нахрена копипастить материал с КиноПоиска? Какой смысл?

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: