Ответ на пост «Стих "Мир наполнен запахами"»

Девочка 14 лет, считающая себя поэтессой (смотрите теги, они перетекли сюда из её поста), обиделась на критику с насмешками и потребовала конструктивной, предметной критики. Будь это взрослый графоман - так и хрен с ним. Но подросток, который хочет хорошего, но просто ещё не умеет и не знает, как это сделать, заслуживает ответа.Вдруг, в пользу пойдёт? Однако, особой жалости проявлять не буду.


Итак, приступим к разбору поэтических полётов. Ниже изложено всё стихотворение (а не "стих"!) курсивом, и к каждой строфе - мои непрофессиональные замечания.

Мир полон запахов, растет,
В твоем саду сирень.
Ярка она и молода,
Прекрасная, как день.

1. Первая и третья строчки не зарифмованы. Это показатель поэтической немощи. Мол, не смогла и заморачиваться не буду и так сойдёт.

2. «Прекрасная, как день» - бессмысленное словосочетание. День – это время суток. Он может быть прекрасным, ужасным, тяжёлым, бесконечным… Без уточняющего прилагательного он – никакой. Например, нельзя написать «благородный, как поступок», ибо сначала нужно уточнить, что за поступок.

Подвявшие цветки ее
Тебя духотворят.
Бьет ветками в окно она
И радует твой взгляд.

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строке.

2. Нет в русском языке слова «духотворят», есть «одухотворяют». Понятно, откуда это увечное слово взялось – автор стремился уложиться в размер. Уложился. Но людей насмешил.

А если выйдешь на крыльцо,
Опосля ты дождя,
Почувствуешь грозы озон,
Найдешь в саду червя.

1. Рифмы – так себе.

2. «Опосля» – шедеврально. Во-первых, это простонародное слово совершенно неуместно в данном «возвышенном» контексте. Во-вторых, чтобы не нарушать ритм стихотворения, его нужно читать с ударением на второе «О» - «опОсля». Уж лучше было написать «Ты опосля дождя» - и ударение на месте и само по себе построение фразы не режет глаз. Это либо абсолютная небрежность, либо абсолютная неспособность к стихосложению.

А в дом ты старый заходил?
Бывал когда-то там?
Не чувствовал ты духоты,
Закрытой на года?

1. С рифмами – завал.

2. Зачем между словами «дом» и «старый» воткнуто слово «ты»? Надо уж определиться «дом старый» или «ты старый». Типа «Эй, старый! Ты в дом-то заходил?» И ведь решение на поверхности – «А в старый дом ты заходил?» - и построение фразы нормальное ЕСТЕСТВЕННОЕ, и в размер укладывается. Вывод – автор не чувствует языка, на котором пишет.

А сигареты куреной
Ты запах не видал?
Кому-то он понравится,
То будет маргинал.

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строках.

2. Запах не видно. Если бы автор чуток поднапрягся, то написал бы «Ты запах не вдыхал?» Но автор считает, что ему напрягаться не нужно ввиду врождённой гениальности и отсутствии самокритичности.

3. «Маргинал» появился неожиданно. Но если уж так хочется использовать этот, не очень уместный в данном контексте, термин, то хоть фразу построй так, как это принято в русском языке. Например, «А тот, кому он нравится, конечно, маргинал». Или что-то в этом роде.

Люблю природы запахи
Я в легкие вдыхать
И лучше в мире этого,
Поверьте, не видать!

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строке.

2. В русском языке не требуется уточнять, что вдыхают в лёгкие. Ибо больше некуда. Выдохнуть можно из двух мест, а вдохнуть только в одно. Я тяжело вздохнул носом в лёгкие и обессилено прикрыл глаза веками с ресницами. В мозгу, расположенном в черепной коробке, возникла мысль: «Поможет ли моя писанина оголтелому графоману?»

3. «И лучше в мире этого» - слова в фразе переставлены ради ритма, в итоге звучит не по-русски.


Итак, имеются проблемы с

1. рифмой,

2. ударением (ритмом),

3. синтаксисом (правилами и традициями построения предложений и словосочетаний),

4. словарным запасом,

5. пониманием значения слов.


Пока всё это писал, пришла идейка объединить все замечания в один стишок. Это не пародия, а так... прикол на тему. Но с рифмой и ритмом там всё будет в порядке – мне претит относиться к ним так же наплевательски, как автор.


На пруду сидели утки,

Распрекрасные, как сутки

И в желудки жрали тину –

Духотворная картина.

Я потом ту тину нюхал,

Прямо лёгкими сквозь ухо.

Во дурак я! Во я лох!

Чуть от вони не оглох,

Как какой-то маргинал.

(Он для рифмы в стих попал)

Если честно – мир воняет,

А не одухотворяет,

То дерьма нюхнёшь, то клею,

И напишешь ахинею.


И ещё несколько замечаний общего характера.


Частый аргумент обиженных авторов – коли сам стихов не пишешь, значит, и критиковать не имеешь права. Это дурацкий аргумент. Не нужно быть столяром, чтобы увидеть, что шкаф кособокий и дверцы не закрываются.


Побольше самокритичности. А если ты и в самом деле не видишь разницы между профессиональными стихами и своими потугами  - ваще бросай это дело. Одно дело - стараться создать что-то достойное и понимать, что пока ещё не получается, другое - наклепать корявку и считать её достойной. Пока что мы наблюдаем второй вариант.


Мои личные критерии качества стихотворения:

1. Соблюдение правил стихосложения – рифма, размер, ритм.

2. Естественность построения предложений и словосочетаний. Они должны нормально звучать и отдельно от самого стихотворения. Пушкин и Высоцкий, с моей точки зрения, эталоны в этом вопросе. Они умели изъяснятся на любые темы без вычурности и натужности, простым, общепринятым в их время языком, соблюдая при этом все каноны стихосложения. Я уж молчу об их чувстве нюансов значений и звучаний слов.


PS Думаю, эти замечания пригодятся и другим графоманам. Если, конечно, они сознают, что они пока не поэты, а графоманы. А это не каждому дано, к сожалению.


PPS Себя я считаю чистой воды графоманом. Но стараюсь, хотя бы, откровенно не плевать на правила стихосложения.


@Mike73, Вы хотели почитать разбор полётов.

Сообщество поэтов

14.4K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.

Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.

Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.

Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

А можешь сделать разбор моего стиха? Если не жалко времени и сил. Интересно получить качественную критику

раскрыть ветку (12)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Могу, наверное. Но критика от меня не очень качественная. Уровень рядового потребителя литературы, не владеющего специальными знаниями и терминологией. Это, скорее не критика, а личное впечатление. Впрочем, стихи, картины, музыку пишут не для критиков, а для публики. А я и есть часть той публики. Так что давай попробуем.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я понимаю) просто мне понравилась твоя рецензия и стало интересно твоё мнение) вот стихотворение:


Уже который день мне нечто душу гложет.

И пью, и сплю, и ем с сомнением в душе.

И никакая исповедь в спасении не поможет.

Ответ был мною же сокрыт во мне.

О, как легко мне было проклинать других.

Кричать, метать и злиться безрассудно.

Не замечая лес в глазах своих,

Я выдумал в чужих бриллиантах руду.

Прошло немало дней и вместе с ними злость

Ушла, как тьма под светом озаренья.

Как жаль, что в слепости безумия пришлось

Впустую и без смысла тратить время.

Я вижу цель. Я знаю к ней пути.

Мне наплевать на тех, кто скажет: "Невозможно!".

Мне говорили: "Всё в руках твоих!".

Теперь открылось мне что истинно, что ложно.

И был написан первый, самый лёгкий шаг.

Другим шагам должно быть совершённым.

Меня, быть может, остановит страх

А может, я оставлю страх сражённым.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говоря - косноязычно. Вы старались выдержать размер, но подбирали слова так, что, порой, ускользал смысл. Я со второго прочтения уловил развитие сюжета. Особенно тормознул на строчке

Я выдумал в чужих бриллиантах руду.

Карочи, построчно разбирать здесь особо нечего. Кое-где размерчик гуляет, но не критично. Рифмы не всегда удачны, например "пути - твоих". Главный недостаток, как я уже написал - неудачные формулировки, неподходящие слова. Как Вы понимаете, это моё сугубо личное мнение.


Я тут на скорую руку написал свой стишок по мотивам Вашего. Причём, написано это не от души и не в припадке вдохновения, а, можно сказать, по Вашему поручению. Я вообще не люблю всякие душеизливательные стишки с налётом философичности и потоком сознания автора. Т.е. предлагаю Вам не стихотворение, а графоманскую поделку. НО! сделанную более аккуратно.


Мне душу выжигал чужой успех,

Я клял несправедливость мирозданья,

Винил во всём и каждого и всех,

Свою вину лишь обходя вниманьем.


Прошли годА, ушла пустая злость,

Как сумрак отступает на рассвете.

И подсчитать тогда уже пришлось,

Все шансы, что я раньше не заметил.


В чужом глазу закончил сор искать,

Зато в своём я брёвна обнаружил.

И нечего на зеркало пенять -

Проблемы -то внутри, а не снаружи.


Я знаю цель, я знаю к ней пути,

Открылось мне, что истинно, что ложно.

Теперь смогу до цели той дойти,

И пусть шипят мне в спину: «Невозможно».


Нетрудно сделать самый первый шаг,

А дальше путь опасней и сложнее.

Пускай в дороге мне мешает страх.

Теперь я крут! И страх мой охуеет.


Уж простите за последнюю строку, не сдержал шаловливые ручонки...

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за критику и потраченное на меня время! Сомневаюсь, что я ещё буду писать, но если буду, обязательно учту все замечания. Ваше произведение мне тоже понравилось, особенно концовка :D

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я конечно далёк, но на мой взгляд идеальный пересказ. Стало в десять раз понятнее. Первый куплет - очень красиво! ) Вам надо ремейки на стихи писать :) А что, новое уникальное направление. Начнете с местных, а там глядишь, и на известных переключитесь. ))

Автор поста оценил этот комментарий

А моё? 20 с небольшим лет назад одна пьяная морда (я) приперлась домой и высунула оную в форточку покурить, а там - первый снег. Села на нос снежинка, сигарета летит вниз (так низя, но...), а я за карандашом и бумагой. До сих пор его помню. В конце 2 раза "меня - меня" это ужасно, да. Можно и в мой адрес критику?

Однажды Снежинка по Томску летала,

Ни падать, ни таять она не желала.

И ей нарушать тяготенья закон

Помогал Ветерок, что в неё был влюблен.

Ласково дуя то слева, то справа,

Он зорко следил, чтоб она не упала.

Снежинка похожа была на меня,

Вот только нет у меня Ветерка.

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Давай так.

Однажды Снежинка по Томску летела,

Ни падать, ни таять она не ХОТЕЛА.

Нарушить природы жестокий закон

Помог Ветерок, что в неё был влюблен.

Ласково дуя то слева, то справа,

Он зорко следил, чтоб она не ПРОПАЛА.

И я, как снежинка - тонка и легка,

Да только вот нет у меня Ветерка...


Как-то так, если на скорую руку. Но это тоже не идеал. Особенно предпоследняя строчка.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

М-м-м, хороша правка.

Автор поста оценил этот комментарий

Я бы к вашей правке последнюю строку оставила оригинальную, у меня 10 гласных, в вашем варианте 11 )

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

И что? В ритм-то попадают мои 11 слогов. Так же, как и в предпоследней строке. Кстати, там самая лучшая рифма к "ветерка" - "хрупка". Только это слово мне чё-то не понравилось. А так-то - гуляй прилагательные! Тонка, легка, хрупка, робка, ярка...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Не, хорошая рифма ) Я тогда действительно была еще "хрупка" )))) Тонка, легка, ярка, но точно не робка )))))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут уже речь не о правилах стихосложения, а о личных пристрастиях. Как известно, вкус и цвет - повод для драки. Но не для конструктивного обсуждения. )))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку