Ответ на пост «Стих "Мир наполнен запахами"»

Девочка 14 лет, считающая себя поэтессой (смотрите теги, они перетекли сюда из её поста), обиделась на критику с насмешками и потребовала конструктивной, предметной критики. Будь это взрослый графоман - так и хрен с ним. Но подросток, который хочет хорошего, но просто ещё не умеет и не знает, как это сделать, заслуживает ответа.Вдруг, в пользу пойдёт? Однако, особой жалости проявлять не буду.


Итак, приступим к разбору поэтических полётов. Ниже изложено всё стихотворение (а не "стих"!) курсивом, и к каждой строфе - мои непрофессиональные замечания.

Мир полон запахов, растет,
В твоем саду сирень.
Ярка она и молода,
Прекрасная, как день.

1. Первая и третья строчки не зарифмованы. Это показатель поэтической немощи. Мол, не смогла и заморачиваться не буду и так сойдёт.

2. «Прекрасная, как день» - бессмысленное словосочетание. День – это время суток. Он может быть прекрасным, ужасным, тяжёлым, бесконечным… Без уточняющего прилагательного он – никакой. Например, нельзя написать «благородный, как поступок», ибо сначала нужно уточнить, что за поступок.

Подвявшие цветки ее
Тебя духотворят.
Бьет ветками в окно она
И радует твой взгляд.

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строке.

2. Нет в русском языке слова «духотворят», есть «одухотворяют». Понятно, откуда это увечное слово взялось – автор стремился уложиться в размер. Уложился. Но людей насмешил.

А если выйдешь на крыльцо,
Опосля ты дождя,
Почувствуешь грозы озон,
Найдешь в саду червя.

1. Рифмы – так себе.

2. «Опосля» – шедеврально. Во-первых, это простонародное слово совершенно неуместно в данном «возвышенном» контексте. Во-вторых, чтобы не нарушать ритм стихотворения, его нужно читать с ударением на второе «О» - «опОсля». Уж лучше было написать «Ты опосля дождя» - и ударение на месте и само по себе построение фразы не режет глаз. Это либо абсолютная небрежность, либо абсолютная неспособность к стихосложению.

А в дом ты старый заходил?
Бывал когда-то там?
Не чувствовал ты духоты,
Закрытой на года?

1. С рифмами – завал.

2. Зачем между словами «дом» и «старый» воткнуто слово «ты»? Надо уж определиться «дом старый» или «ты старый». Типа «Эй, старый! Ты в дом-то заходил?» И ведь решение на поверхности – «А в старый дом ты заходил?» - и построение фразы нормальное ЕСТЕСТВЕННОЕ, и в размер укладывается. Вывод – автор не чувствует языка, на котором пишет.

А сигареты куреной
Ты запах не видал?
Кому-то он понравится,
То будет маргинал.

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строках.

2. Запах не видно. Если бы автор чуток поднапрягся, то написал бы «Ты запах не вдыхал?» Но автор считает, что ему напрягаться не нужно ввиду врождённой гениальности и отсутствии самокритичности.

3. «Маргинал» появился неожиданно. Но если уж так хочется использовать этот, не очень уместный в данном контексте, термин, то хоть фразу построй так, как это принято в русском языке. Например, «А тот, кому он нравится, конечно, маргинал». Или что-то в этом роде.

Люблю природы запахи
Я в легкие вдыхать
И лучше в мире этого,
Поверьте, не видать!

1. Отсутствие рифмы в первой и третьей строке.

2. В русском языке не требуется уточнять, что вдыхают в лёгкие. Ибо больше некуда. Выдохнуть можно из двух мест, а вдохнуть только в одно. Я тяжело вздохнул носом в лёгкие и обессилено прикрыл глаза веками с ресницами. В мозгу, расположенном в черепной коробке, возникла мысль: «Поможет ли моя писанина оголтелому графоману?»

3. «И лучше в мире этого» - слова в фразе переставлены ради ритма, в итоге звучит не по-русски.


Итак, имеются проблемы с

1. рифмой,

2. ударением (ритмом),

3. синтаксисом (правилами и традициями построения предложений и словосочетаний),

4. словарным запасом,

5. пониманием значения слов.


Пока всё это писал, пришла идейка объединить все замечания в один стишок. Это не пародия, а так... прикол на тему. Но с рифмой и ритмом там всё будет в порядке – мне претит относиться к ним так же наплевательски, как автор.


На пруду сидели утки,

Распрекрасные, как сутки

И в желудки жрали тину –

Духотворная картина.

Я потом ту тину нюхал,

Прямо лёгкими сквозь ухо.

Во дурак я! Во я лох!

Чуть от вони не оглох,

Как какой-то маргинал.

(Он для рифмы в стих попал)

Если честно – мир воняет,

А не одухотворяет,

То дерьма нюхнёшь, то клею,

И напишешь ахинею.


И ещё несколько замечаний общего характера.


Частый аргумент обиженных авторов – коли сам стихов не пишешь, значит, и критиковать не имеешь права. Это дурацкий аргумент. Не нужно быть столяром, чтобы увидеть, что шкаф кособокий и дверцы не закрываются.


Побольше самокритичности. А если ты и в самом деле не видишь разницы между профессиональными стихами и своими потугами  - ваще бросай это дело. Одно дело - стараться создать что-то достойное и понимать, что пока ещё не получается, другое - наклепать корявку и считать её достойной. Пока что мы наблюдаем второй вариант.


Мои личные критерии качества стихотворения:

1. Соблюдение правил стихосложения – рифма, размер, ритм.

2. Естественность построения предложений и словосочетаний. Они должны нормально звучать и отдельно от самого стихотворения. Пушкин и Высоцкий, с моей точки зрения, эталоны в этом вопросе. Они умели изъяснятся на любые темы без вычурности и натужности, простым, общепринятым в их время языком, соблюдая при этом все каноны стихосложения. Я уж молчу об их чувстве нюансов значений и звучаний слов.


PS Думаю, эти замечания пригодятся и другим графоманам. Если, конечно, они сознают, что они пока не поэты, а графоманы. А это не каждому дано, к сожалению.


PPS Себя я считаю чистой воды графоманом. Но стараюсь, хотя бы, откровенно не плевать на правила стихосложения.


@Mike73, Вы хотели почитать разбор полётов.

Сообщество поэтов

14.3K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.

Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.

Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.

Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Здорово,  все ошибки расписаны. Про самокритичность справедливо.

раскрыть ветку (2)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Наверное, не все, а лишь те, что видны непрофессионалу, рядовому потребителю стихов. Остальные огрехи я лишь чувствую, а толком изложить не могу, не хватает профессиональных знаний, да и словарный запас бедноват.

раскрыть ветку (1)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Уже то, что вы не написали "всё фигня" а разобрали довольно много ошибок - здорово. Надеюсь автор стихотворения прислушается

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку