Ответ на пост «Психология глазами психолога»

Хочу рассказать, как свою работу вижу я, в отличие от автора поста. Я работаю в гештальт-подходе. Думаю, похожим образом дела обстоят и в других гуманистических направлениях.


Работа гештальт-терапевта очень сильно отличается от работы врача. Я тоже произвожу сбор анамнеза, анализирую кейс, но я не выявляю патологию, не ставлю диагноз, и не лечу.

Если у человека есть заболевание, будь то депрессия, БАР или что-то еще, диагностикой и лечением должен заниматься врач-психиатр. Иногда я так и работаю, в тандеме с врачом.


У меня и у врача-психиатра совершенно разные мишени, методы и предмет работы. Врач работает скорее с психикой. Я работаю с личностью, преимущественно со здоровой её частью. Поэтому человека, приходящего в психотерапию, я называю клиентом, а не пациентом.


У меня нет задачи выяснить, что с человеком "не так", и починить это. Скорее наоборот, какой бы симптом не принес клиент, я изначально предполагаю, что с человеком изначально "все так", и предлагаю исследовать сам симптом, ситуации, в которых он возникает, потребности, стоящие за ним, поискать альтернативные пути их удовлетворения.

В гештальт-терапии есть "Парадоксальная теория изменений", которая говорит о том, что изменения происходят тогда, когда мы отходим от идеи "Со мной что-то не так, мне нужно поменяться".


Я оставляю за клиентом право скрывать любую информацию, и даже врать. Я не стал бы вытаскивать из клиента правду-истину наводящими вопросами и дедуктивным методом. Я скорее стремлюсь к установлению доверительных отношений, и если что-то этому мешает, то предлагаю это исследовать.


Я вообще не стал бы много конфронтировать с клиентом, и убеждать его в чем-то, как следует поступить, или чего наоборот не следует делать. Это не значит, что я готов поддержать что угодно, и вообще веду себя как лапочка. В гештальт-терапии есть представление о балансе поддержки и фрустрации, и этот баланс иногда смещается в ту или иную сторону.

Но я не являюсь экспертом по жизненной ситуации другого человека. Я умею вести психотерапию, но я понятия не имею, куда должна развиваться биография клиента. Гештальт-терапия это скорее совместное исследование, и моя задача помогать в этом исследовании, расширять контекст, но не указывать куда идти, и что делать.


При этом я не гарантирую результат. Я не говорю что-то вроде: "Будьте со мной на 100% откровенны, и я помогу вам раз и навсегда избавиться от той или иной проблемы", "Делайте как я говорю, и ваша жизнь изменится к лучшему".


Психотерапия всегда содержит в себе отношения между клиентом и терапевтом. Причем это верно про любую терапию, хоть гуманистическую, хоть самый ортодоксальный психоанализ.

В гештальт-терапии на этом делается основной фокус. Это терапия отношений, терапия контакта.

Если в этом контакте нет откровенности, возникает конфронтация, или какие-то нереалистичные ожидания от терапевта, это не рассматривается как "нечто, мешающее продвижению". Наоборот, это рассматривается как продвижение вперед, как сама суть работы, её основное содержание. Сопротивление поддерживается и исследуется.


Так что сколько психологов, столько и взглядов на психологию. Я за разнообразие)

Психология | Psychology

19.8K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.