Ответ на пост «Почему у нас в медицине ничего не объясняют?»

К сожалению, это проблема не только России и русскоговорящего пространства в целом. Главная причина этого, я считаю, нехватка времени у врачей.

В советском союзе нам, пациентам, мало что разъясняли. Но по крайней мере медицина была бесплатной. Зато теперь почти все платное, а разъяснений большинство пациентов так и не получает. Врачи в платных клиниках не хотят тратить много времени на одного пациента, а в бесплатных просто не могут.

Но и в других странах ситуация не лучше. Я живу и работаю врачом в Германии и наблюдаю, как тут лечат. Система здравоохранения построена по-другому, за пациента почти львиную долю расходов перенимают больничные кассы. Да, пациента спасут, поставят ему стенты  в сердечные сосуды, вырежут опухоль или окажут срочную помощь. В лучшем случае напишут в выписке рекомендации. На разговор с пациентом времени ни у кого нет - ни у врачей в клинике, ни у амбулаторно практикующих. Хорошо, если пациент после диагностики диабета или сердечно-сосудистого заболевания попадёт в специальную программу у участкового врача - там и лекции, и рекомендации специально для пациента, и медикаменты ему отдельно подберут. Или после диагностики и первичного лечения рака ему объяснят, куда дальше обращаться.

Большинство пациентов после постановки хронического диагноза выписывается с солидным списком медикаментов в никуда. Участковые врачи часто молча выписывают медикаменты дальше (их оплачивает больничная касса). Что дальше может произойти, каковы прогнозы - мало кто из врачей с пациентом обговаривают. Пациенты беспомощны, потому что не знают, что с ними произошло и как с этой болезнью жить. Чаще всего они остаются как можно дольше на больничном и как результат теряют работу. Потеря работы - ухудшение семейной ситуации и т. д.

На примере ревматологии (моя актуальная специальность): пациенту ставят диагноз и выписывают кортизон и иммуносупрессивные лекарства. После нескольких месяцев ожидания пациент попадает к ревматологу. А у ревматолога на него 15 минут в квартал, а то и в полгода, потому что больных много, а ревматологов мало. Я у таких пациентов веду учебу по ревматоидному артриту. И это не лекции, они активно задают вопросы в процессе и получают ответы касательно всех сторон жизни с болезнью. Никто не обращает внимания на акцент речи или не совсем перфектный немецкий язык, на котором им об этом рассказывается. Дело в том, что это им действительно помогает активно  жить с болезнью.

Иногда выписывающиеся пациенты приходят на последний осмотр с записной книжкой, где у них под пунктами записаны все вопросы касательно болезни, на которые они хотят получить ответы. Это отнимает много времени у врача. Но если пациент уходит удовлетворённым беседой (которая не смотря ни на что проводится по плану врача), то это для меня означает успешное лечение.

Совет для пациентов: сформулируйте свои основные вопросы по происхождению, течению и лечению болезни и постарайтесь кратко законспектировать ответы врача (сначала постарайтесь их получить). Толку от этого будет значительно больше, чем от консультаций с доктором Гуглом (Боже упаси!). Задавайте врачу конкретные вопросы: можно ли вылечить болезнь? Чем? Что в силах сделать самому, нужна ли помощь других специалистов? Как с болезнью жить, что можно делать, что нельзя? Каковы прогнозы? Как работать и кем, чтобы не навредить здоровью?

Все эти вопросы важны для дальнейшей жизненной стратегии и тактики...

Желаю Всем здоровья.

Все о медицине

10.9K поста39.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).