Ответ на пост «Почему у нас в медицине ничего не объясняют?»

К сожалению, это проблема не только России и русскоговорящего пространства в целом. Главная причина этого, я считаю, нехватка времени у врачей.

В советском союзе нам, пациентам, мало что разъясняли. Но по крайней мере медицина была бесплатной. Зато теперь почти все платное, а разъяснений большинство пациентов так и не получает. Врачи в платных клиниках не хотят тратить много времени на одного пациента, а в бесплатных просто не могут.

Но и в других странах ситуация не лучше. Я живу и работаю врачом в Германии и наблюдаю, как тут лечат. Система здравоохранения построена по-другому, за пациента почти львиную долю расходов перенимают больничные кассы. Да, пациента спасут, поставят ему стенты  в сердечные сосуды, вырежут опухоль или окажут срочную помощь. В лучшем случае напишут в выписке рекомендации. На разговор с пациентом времени ни у кого нет - ни у врачей в клинике, ни у амбулаторно практикующих. Хорошо, если пациент после диагностики диабета или сердечно-сосудистого заболевания попадёт в специальную программу у участкового врача - там и лекции, и рекомендации специально для пациента, и медикаменты ему отдельно подберут. Или после диагностики и первичного лечения рака ему объяснят, куда дальше обращаться.

Большинство пациентов после постановки хронического диагноза выписывается с солидным списком медикаментов в никуда. Участковые врачи часто молча выписывают медикаменты дальше (их оплачивает больничная касса). Что дальше может произойти, каковы прогнозы - мало кто из врачей с пациентом обговаривают. Пациенты беспомощны, потому что не знают, что с ними произошло и как с этой болезнью жить. Чаще всего они остаются как можно дольше на больничном и как результат теряют работу. Потеря работы - ухудшение семейной ситуации и т. д.