Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.
Сегодня предлагаю поговорить про винт и гребное колесо.
Гребное колесо известно человечеству очень давно. На римском барельефе 527 г. до н. э. изображена странная либурна (узкое длинное быстроходное судно), у которой три пары колес с лопастями, уходящими в воду. Предполагается что волы ходили по кругу и приводили их в движение.
А в Китае согласно источникам еще в 1161 г. была построена речная джонка длиной 110 м с гребными колесами, приводимыми в движение ветряками.
Да и с появление парового двигателя первые суда тоже получили привод в виде гребных колес.
Больше 1500 лет господствовало гребное колесо и лишь в 1843 г. проиграло винту: два судна «Раттлер» и «Алекто», винтовое и колесное с паровыми машинами одинаковой мощности, были счалены кормами и дан ход. Винтовой «Раттлер» перетянул колесный «Алекто» и буксировал его со скоростью 2,5 узла.
Качество фоток тогда было так себе, но вот так это выглядело
Но почему винт начали использовать так поздно, ведь наши предки не были дураками и про винт знали очень давно, с Архимеда? Почему использовали колесо и делали колесные пароходы?
Дело было в 3 вещах:
1. В отсутствии двигателя. Гребному винту нужны обороты. Низкооборотистый паровой двигатель тех времен идеально подходил для неторопливого вращения гребного колеса, а для работы винта требовалось высокая частота вращения, которую паровые двигатели тогда просто не могли развить.
2. Простоте создания и установки (с учетом технологий тех лет). Сделать лопастное колесо и переоборудовать парусник в моторное судно было относительно просто. На палубу ставился двигатель (от парового до волов), на нее же ставилась ось колеса, вешались колеса. Минимум редукторов и сложного оборудования. И дырявить дно не надо.
3. Простоте обслуживания и ремонтопригодности
Починить сломанное колесо и установить новую плицу взамен сломанной до 19 века было значительно проще, чем создать и обслуживать упорный подшипник вала винта и уплотнение для вала. Если у вас есть топор и молоток, то вы скорее сделаете катамаран с гребным колесом, а не винт с редуктором. пример подобной простой самоделки
При этом гребным колесам были присущи следующие достоинства:
-Гребные колеса создают хороший "упор" с места что хорошо для тягача –буксира
-Они позволяли судам разворачиваться на месте и хорошо маневрировать.
-Легко ремонтировались в условиях отсутствия инструмента и серьезных ремонтных мощностей
Недостатки тоже были
- Гребные колеса боятся волны, часто одно колесо погружает в воду, а второе оказывается в воздухе. Эксплуатация в море было крайне сложной, терялась управляемость.
- КПД гребных колес не более 20-30%, что достаточно мало. А с учетом КПД парового двигателя тех времен в 2-8%, все становилось совсем печально. А еще колеса мешали идти под парусами и тормозили корабль.
-Гребные колеса поднимали центр тяжести судна и занимали место на палубе. Особенно это раздражало военных, которым надо было размещать на палубе пушки. А уж как их бесило то, что колеса были прекрасной незащищенной целью, попадание в которую лишало судно хода...
Пятая часть палубы занята, да и движитель весьма заметен для противника
В общем винт с его КПД в 30-50% выглядел со всех сторон очень интересно.
А учитывая что водяное сопротивление винта было в разы меньше колес, он размещался ниже палубы, а машина для него размещалась в трюме, позволяя отказаться от размещения в трюме чушек балласта, то появление винтовых машин было делом времени.
Появление более оборотистых паровых двигателей и надежных редукторов решило проблему. Попутно разработали по настоящему простую и быструю технологию переоборудования парусников в пароходы.
Переоборудовали парусники вот в такие пароходы. Просто среди мачт появлялась труба
Цитата из Вики Деревянный корпус разрезали примерно пополам и делали деревянную же вставку с машинным отделением, мощность которого для крупных фрегатов составляла 400—800 л. с. При этом весовая нагрузка только улучшалась, — тяжёлые котлы и машины располагались в основном под ватерлинией и исчезала необходимость в приёме балласта, количество которого на парусниках иногда достигало сотен тонн. Винт размещали в специальном колодце в корме и снабжали его подъёмным механизмом, поскольку при ходе под парусами он только мешал движению, создавая дополнительное сопротивление. Аналогично поступали и с дымовой трубой, — чтобы она не мешала оперировать парусами, её делали телескопической (по типу подзорной трубы). Проблем с парусным вооружением практически не возникало, — оно оставалось на своём месте.
При этом эффективность машины в 700 лошадей с винтом была равна эффективности машины в 1200 лошадей с колесами.
Так винт начал победное шествие по планете. А гребные колеса остались только на мелководных речных кораблях и буксирах, где требовался "упор" и тяговитость.
Вот собственно и вся короткая история победы винта над гребным колесом.
"А весло? Весло и космолет то тут причем?!" – спросит внимательный читатель
Смотрите:
КПД лопастного колеса =20- 30% и нужно много места
КПД винта =30-50% и нужны высокие обороты
КПД водомета =55% (до 65% на скоростях больше 100км/ч) и нужно сложное и нежное оборудование боящееся песка и камней
А КПД весла =70-85% при необходимости иметь только весло. Двигатель тоже не нужен.
Идеальная вещь в аварийном комплекте, даже при наличии на технике двигателя. Места много не занимает, а в случае отказа всего –пригодится. Да и с аборигенами удобнее разговаривать держа в руке весло, а не компактный электродвигатель.
Авиационная спасательная лодка. С веслами. Предназначена спасения экипажей военных самолетов приземлившихся на воду
Поэтому готов поспорить, что старое доброе весло в том или ином виде всегда будет находиться в спасательном комплекте самых продвинутых звездолетов.
That's all, folks!
Также меня можно читать в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta.
Мои другие посты
История паруса, судов и людей
1. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом. И причем тут легенда об Икаре?
2. Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?
3. Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века
4. Экипаж на старинных парусных судах. Почему матрос парусника получал на порядки больше солдата и работал молча?
5. Как ходили на абордаж в античности. И что смастерить если вражий флот силен, а у тебя лишь пехота?
6. История абордажа. Часть 2 –после появления пороха до наших дней. Почему сегодня в моде абордаж, а не таран?
7. Джон Сильвер - квартирмейстер! Почему его боялся Флинт?
8. История корабельных пушек. Часть 1 - тяжелое становление
9. Пушка! Они заряжают пушку! Как зарядить корабельное орудие 18 века (лл долго и муторно)
10. Забил заряд я в пушку туго... А что именно забил? Боеприпасы для корабельных пушек 17-19 века
Яхты, как они устроены и как им управлять
1. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)
2. Парусный катамаран. Как там внутри?
3. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса
4. Как подать сигнал бедствия на море
5. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда
6. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)
7. Как устроены коммуникации парусной яхты
8. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)
9. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает
10. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте
11. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено
12. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь
13. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика
14. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"
15. Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))
16. Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели
17. Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано
18. Как легко оценить силу ветра и состояние моря. Шкала Бофорта на картинах Айвазовского
Яхты, цены, деньги и путешествия
1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку
2. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили
3. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)
4. Сколько стоит собственная парусная яхта. Почему двухлетка стОит дороже новой?
5. Можно ли купить яхту за миллион рублей? И какую именно можно)
6. Сколько стоит владеть парусной яхтой. В деталях
7. Сколько стоит арендовать парусную яхту в Средиземном море. И правда ли, что арендовать выгоднее, чем иметь свою?
наконец то нормальная реакция здорового челвоека на петушатню ебаную. чо за понт на этих перделках летать, причем сука больше звука чем езды. хуита. такая же как музыка из приоры гнилой. говно и блядство
Сам мотоциклист. Глушак стоит тихий. Сам ненавижу этих понторезов с выхлопами тюнинговаными. Я вот тоже не понимаю этого кайфа от громкого глушака. Ведь сам едет в этом шуме.
Чтоб все слышали какой он блядь свободный, вот зачем. И говорили вслед "какооой крутооой". А все почему-то только говорят вслед "вот мудило-то поехал"
Как то в местном паблике я задал вопрос, между прочим, вполне вежливо и корректно, мол какого хуя они по городу ночью наваливают как не в себя, ведь лето, многие спят с открытыми окнами и у многих маленькие дети?
Один хер мне ответил, что если не нравится шум, то купи кондер и спи с закрытыми окнами.
Я, блять, даже не нашелся что ответить.
К слову кондер, стандартная сплит система, блок внутри и блок снаружи, вообще не проветривает, только охлаждает. То есть функцию открытого окна не дублирует. Блок снаружи только отводит тепло от хладагента и возвращает холодный в систему. Притока свежего воздуха там нет. Что лишь подтверждает уровень интеллектуального развития советчика. Ну и его уважения к согражданам тоже.
Я с кондером сколько не спал - всегда с насморком просыпался, всяко регулировал - без толку
https://bajajrussia.ru/mototsikly/mototsikl-bajaj-avenger-cr...
Да не, я знаю что они существуют но обычно они и выглядят как недоразумение и с двумя литрами их не перепутаешь вообще. Знакомый был, как-то ситуационно захотел мотоцикл, отучился, купил Lifan (копию Вираги) на 250 кубов. звук дрисня. пошёл в гаражи, ему там сварили выхлоп. Ёбаный стыд, была дрисня - стала громкая дрисня.
я бы чисто из-за внешнего вида брал. Через год-два как раз малокубатурный чоппер и куплю. Нравятся они мне, а то, что едут медленно, так я и не тороплюсь никуда.
Мне из разных конфигураций моторов звуком нравится только харлеевский твин и он действительно по моим ощущениям звучит лучше когда не удушен. Но во первых у меня не харлей))) а во вторых музыка мне тоже нравится но заставлять слушать её других я не хочу и с выхлопом также.
Это чопер? Это что-то вроде мопеда
А культовый Эволюшн от Харлея имеет 1340 кубов.
Сам порхаю на Яме Миднайт и 950 кубов на низах частенько подёргиваются, подтверждаю.
Между 300 и 400 так-то четверть объёма разницы. и 400 всё ещё не особо едет на моменте. А дёргается потому что обороты двигателя небольшие а тягу вы получаете как ба-бах, пауза, ба-бах, пауза. Вот и дёргается. У меня и шадовка дёргалась и спортстер 1,2 и бмв 1,2 сейчас хоть оно и не оппозит.
Во первых Про меня знает, во вторых я не скрываюсь, а в третьих иллюстрация с харлеем - рандомная фотка из инета =)
Была бешка. Пробовал за 200 ехать. Но ! 1. Ехать так быстро мало где можно. А там где можно пролетаешь быстро. 2. Удовольствие от бешенной табуретки....ну...такое.... 3. Огромная опасность со стороны простого транспорта. Он едет медленно по сравнению со мной. И поэтому скорость моего принятия решения повышается. Я не уверен, что всегда могу на такой скорости правильно среагировать. Для поездки на работу прикольно на нем тоже . Но для этого великоват. Тяжел на мой взгляд.
Продал его. Купил хонду нц 700 на автомате. На мой взгляд для повседневки идеальный мот.
У меня прямо под окнами светофор, через одну машину играет блятская низкосортная хуита для аутистов, да так громко, что окна дрожат.
Аутисты-то нормальные, а эти - пидорасы с звуком!
А велосиПедики? Едешь по тротуару веди себя как пешеход, едешь по дороге изволь соблюдать ПДД. Нет же сука тупой говноед вылетит на перекрестке на красный прям сука перед тобой. Или такой же ебложуй сбивая бабку на пешеходном проезжает, а не переходит по нему.
Ну тут такое. Субъективное.
Когда я еду на машине - очко печёт от мотоциклистов которые из точки в зеркале заднего вида превращаются в точку спереди и порой не среагируешь даже, от велосипедистов прущихся в потоке со скорость 20 км в час, от пешеходов перебегающих где попало.
Когда еду на велосипеде - очко печёт от машин которые проезжают в 2 см от тебя и гневно бибикают, от пешеходов которые порой лезут под колёса или идут шеренгами где я собираюсь ехать
Когда хожу пешком - очко печёт вообще от всех, всё ебашит на космических скоростях и пытается тебя убить
А вот когда я еду на мотоцикле - я абсолютно спокоен, потому что главный уебан на дороге это я.
А электорсамокатчики – это самураи: у них нет цели, только путь и полное презрение к смерти.
Раз-два в неделю катаюсь на велике 6 км в обе стороны, редко когда слепошарые коробки не пытаются тебя перехать/подрезать/не пропустить на нерегулируемом(яж блять просто так перед ним с вела слез и отдыхаю) Заодно всегда орру с даунов стоящих под 3.27 у входа в торговый центр, хотя там парковка всегда полупустая, даже напротив этого входа. Так что относительность относительна.
я и на велике и на самокате езжу, но так как я водитель сам, то понимаю как можно, а как нельзя делать. например переход чаще всего лучше проехать, чем слазить и переходить. если ты убедился что водитель тебя видит и понимаешь что быстро проскочишь и ему тормозить не придется, то никаких проблем. но на больших перекрестках или там нерегулируемых, где не понятно водителю чо ты мудак творишь - слезь и кати драндулет,все верно.
но вообще да, большинство и на великах - уебаны лютые
В чём ты там убедился, болезный? Ты мысли водителя прочитал или что? Ты хочешь сэкономить водителю время тем, что быстрее проедешь? Сэкономь ему время тем, что ему не придётся вызывать тебе скорую. ПДД однозначно определяют, как велосипедист должен пересекать переходы.
А про соблюдение скоростного режима там однозначно определено?
Или это другое, раз не штрафуют за +20?
Во всех этих правилах единственное чего я не понимаю - это нахуя спешиваться с велосипеда/самоката на регулируемом переходе? Если горит зелёный и машины стоят на свой красный, то нахуя спешиваться?
ПДД предполагает, что какой-то участник может совершить не очень критичную ошибку. Поэтому, например, есть требование не только к водителям пропускать пешеходов на тротуаре, но и требование к пешеходам убедиться в безопасности перехода перед движением по нему. Вот когда некритичных ошибок несколько, например, водитель не заметил пешехода на переходе, пешеход не убедился в том, что его пропускают, тогда и происходит ДТП.
Когда ты едешь на велосипеде на светофоре, ты это никак не контролируешь. Если водитель вдруг поедет вперёд, то у тебя будет гораздо меньше шансов остановиться перед ним или отпрыгнуть назад. Да, движение на красный свет - это критичная ошибка, которая сама по себе может привести к ДТП, но всё-таки спешиться будет безопаснее.
за языком следи, тщедушный))
когда водила начинает движение, например, поворот направо, а я подъезжаю и он видит меня и понимает что я еду со стабильной скоростью, то ему лучше, если я проеду быстро, а ему не придется останавливаться, вот тогда это удобнее. чем если я остановлюсь, и ему придется остановиться. понял, малахольный?
Ты можешь думать, что он видит тебя. Но знать наверняка - нет. А ещё ты можешь не заметить другую машину, а машина может не заметить тебя. Есть куча вариантов, по которым твой план может не сработать. Именно поэтому ПДД предписывает спешиваться перед переходами.
Иногда долбоёбы даже ближе, чем кажется.
Зато Камаз имеет больше шансов тебя увидеть. На велосипеде нельзя ехать по переходу по нескольким причинам:
- Скорость намного выше, водитель не ожидает того, что кто-то вылетит на переход на скорости выше пешеходной.
- Профиль непривычный. Водитель ожидает увидеть прямоходящего человека разумного, а не скрюченную креветку. Из-за этого заметность намного ниже.
- Когда ты идёшь пешком, у тебя меньше тормозной путь, ты можешь практически сразу остановиться, если увидишь, что тебя машина не пропускает.
Это про нерегулируемый, тут понятно. А на регулируемом-то чего спрыгивать-то? Загорелся зеленый, машины стоят (посмотрел, убедился) и спокойно по краешку, чтобы людям не мешать.
Ну да, никогда в жизни машины на красный свет не ездили, такое же просто невозможно.
Откуда оно возьмется-то? Внезапно стоящий поедет?
Погодите, если вы уже тронулись по зелёному сигналу, то велосипедист, получается, ехал на красный? Ну так он конченый мудак получается.
В Мск сейчас много светофоров с зелёной стрелкой на право, когда ещё и пешеходам зелёный загорается. И по закону водитель пшехода обязан пускать, а вот велосепедиста, который не спешился - нет.
Просто по разному классифицирует человека с велосипедом, верхом - категория "велосипедист", спешившихся - "пешеход".
Собственно по переходам могут переходить только пешеходы
А еще тот же самокатчик на арендованном кикшеринге считается пешеходом на любой скорости. И ему по правилам спешиваться не обязательно
Обочечника в тебе ощущаю я.
А меня поражает, почему их не штрафуют за превышение скорости в городской черте? Если бы штрафовали, они бы разорились уже нафиг. Вот еду я в зоне действия знака 40, камеры кругом. Стараюсь больше 60 не разгоняться. И меня как стоячую обходит мотоцикл и исчезает за горизонтом. Там 120 по-любому, не меньше. На каждой камере штраф 5 тысяч - и уже можно мот продавать. А они ездят.
А у меня вот около дома сейчас ремонт дороги, везде знаки 40. Я и еду под них 40, а меня как стоячего обруливают машины и уносятся вперед, некоторые еще и сигналят недовольно.
И да, я на мотоцикле.
Вот интересно - кто-то из сообщества "мото", здешнего, пикабушного, проводил опыт - попросил своего друга, у которого окна выходят на оживленную дорогу, слушать и звонить ему каждый раз, когда тот услышит громкий выхлоп мотоцикла. А сам он расположился возле этой дороги и смотрел на этот "мотоцикл". Емнип реально мотоциклами с громким выхлопом это оказалось 2 раза из 10, все остальные разы это были всякие стритсракерские корчи и некро-газели с отгнившими глушителями.
Под окнами Ярославское шоссе. И каждый раз когда слышишь шум мудака на мотоцикле, выглядываешь в окно - ты видишь гонщика мудака на мотоцикле. 10 раз из 10.
Когда долго живёшь, ты сразу распознаешь, гонит мудак на мотоцикле или мудак на корче/газели, звук разный совершенно.
Ну да, конечно, я мотоциклист и не всегда уверен что слышу именно мотоцикл, а "долгоживущие" такие профи, что на раз это делают. Рассказывай.
Хотя если слышать "шум мудака на мотоцикле", то и видеть будешь тоже "мудака на мотоцикле", ведь если это не мудак на мотоцикле шумит, то и выглядывать ты не будешь. Вот только обсуждаем мы тут общий шумовой фон, а не только от "мудаков на мотоцикле"
Стоишь, куришь по ночам, смотришь на эти вот все пролетающие громкие тарантайки, явно отличаешь их звук и сразу видишь что ты не ошибся. А потом в комментарии приходит мотоциклист, который из за шума мотора уже оглох и не различает другие звуки и заявляет что остальные люди тоже неспособны различать звуки.
Ну ладно, ок, я напиздел, а вы как мотоциклист все знаете лучше, ведь чтобы слышать нужны не уши, а мотоцикл.
Чтобы отличать мотоцикл от машины по звуку, нужен, не поверишь, опыт мотоциклиста. А никак не курильщика-обиженки который хочет видеть "пидорасов-мотоциклистов" и намеренно игнорирует всех остальных.
Да я же сказал уже, что вы все знаете лучше. Вы тот самый человек, который чтобы понять что перед ним говно его продегустировал, ведь иначе понять что это говно невозможно.
С мотоциклами так же - познать всю глубину звука визгливого захлёбывающегося мотора мотоцикла,способен только истинный мотоциклист со всеми вытекающими последствиями.
Ну и каша же у тебя в голове, что ты не способен даже аргументировать свое мнение, прибегая к таким приемам, как подмена понятий и намеренное доведение до абсурда.
Кстати, а ты с ёбрика на что то получше пересел?
Прошлый раз ты это не отрицал =)
2 сезон уже на мото каешься?
Научился как правильно переезжать мокрую разметку?) Или как огня до сих пор боишься?
Хз какой раз для тебя "прошлый", не отрицал наверное потому что это не имело отношения к теме разговора, не помню.
Правильно по разметке не ехать, вот это правильно. Неважно, мокрая она или сухая. С чего ты взял, что я должен учиться по ней ездить - загадка.
удачи на дорогах)
Черт возьми, откуда ты берешь эти слова, которыми разговариваешь? Что за "заставлял", откуда ты это взял? Ни разу это слово не фигурировало в этом разговоре, пока ты его не употребил. Какие навыки я не развиваю? Навыки езды по разметке? Ясен хер я их не развиваю, я не вижу смысла "развивать навыки нарушения ПДД". В таком ключе дискуссия действительно бесполезна, я с первого твоего сообщения не понимаю, о чем вообще идет речь и что ты от меня хочешь.
Ну да, обороты около 10 тыс много с чем перепутать можно, например, с хускварновской бензопилой, особенно если она будет на полных оборотах перемещаться по трассе))