Ответ на пост «Куда все делись?»
UPD № 2 (вставлен в начало по просьбе #comment_208662410 Пикабушника @BenderGorgeous.
Графики, представленные на картинках нерепрезентативные. Спасибо @Parkad за его указание #comment_208632542, что это не так и объяснение #comment_208633943, почему это не так. Также спасибо @depotato, что ткнул носом #comment_208635542, что я нуб, хотя я об этом предупреждал.
Реальные данные за 2020 год есть в презентации самого Пикабу и нет смысла им не доверять, т. к. презентация сделана для рекламодателей, они эти данные проверяют. Но динамики цифр (данных за более ранние года) у меня пока нет.
Единственное из написанного в этом посте, еще пока заслуживающее внимания, это то, что с весны пользователи и просмотры стали двигаться разнонаправлено (пока, к сожалению, только исходя из статистики https://top.mail.ru, хотя закон больших чисел позволяет пока не опровергать полностью эту гипотезу).
Буду пилить пост-опровержение или, может, пост-дополнение на самого себя, как только соберу дополнительную информацию. В связи с вышеизложенным огромная просьба ко всем, кто обладает презентациями Пикабу Медиа Кит за 2020 г. и ранее, стукнуть в личку, хотя ее пока нет)
Приношу свои извинения всем надорвавшимся при развороте тяжелой мебели.
Начало поста в исходнике:
Мне кажется, что причинами всего происходящего являемся, как ни странно, мы с вами, и экономика.
Дисклеймер!: от ИТ сферы я далек так же, как Марк Солонин и Владимир Резун далеки от гуманитарных наук и геополитики, поэтому все мои заключения субъективны и являются любительскими, просьба профессионалов аргументированно поправлять меня, где я не прав.
Пикабу зарабатывает рекламой, причем рекламой двух видов – контекстной (всеми любимые окошки с дичью) и партнерской (партнерские материалы, также всеми обожаемые).
Все, что известно из открытых источников – публикация Медузы от 13.04.2016 г. со ссылкой на г-на Хрящева о том, что доходы от рекламы в 2016 г. составляли 1,2-1,3 млн. руб. в месяц при ежемесячном количестве посещений по данным компании SimilarWeb (не реклама) 63 млн. Сегодня по данным этой же компании у Пикабу 75 млн. посещений (июль 2021), по данным Yandex.Metrika (не реклама) заявляет 95,7 млн в месяц, по данным mail.ru (тут без комментариев) 79,7 млн. просмотров (чем отличаются посещения от просмотров я хз, спецы, пожалуйста, объясните).
По словам г-на Хрящева той же Медузе в 2016 штат ресурса составлял 12 человек при ежемесячных затратах 1 млн. руб. (з/п и поддержание инфраструктуры сайта в соотношении 50/50).
Касательно структуры доходов: Медуза со слов г-на Хрящева заявляла, что «баннерной рекламы на Pikabu нет, но на сайте можно разместить рекламный пост — за 30 тысяч рублей в сутки (единственное ограничение — он не должен быть про политику).» Тут я конкретно завис, т. к. в моем понимании баннерная реклама – как раз те окошки с рекламой контекстной, а рекламные посты – партнерские материалы в том виде, котором мы их видим сейчас. Но я на Пикабу с 2017 года, поэтому, объясните, пожалуйста, как все это работало по состоянию на апрель 2016 г.
Итак, в 2016 году мы имеем порядка 15-16 млн. руб. выручки и 3-4 млн. прибыли в год.
Что мы имеем сегодня? Благодаря посту нашего коллеги whois1270001 мы знаем, что в 2020 г. выручка ресурса составила 300 млн. руб., чистая прибыль – 51 млн. руб. Это открытые официальные данные, которые ООО «Пикабу», зарегистрированное 19.10.2018 г., публикует с 2019 г. Более детальную информацию по годам с 2019 г. можно получить всего за 429 руб. на ресурсе, указанном в посте whois1270001, но я пока не запрашивал, т. к. лень. Но видно, что в 2019 г. выручка составила 200 млн. руб., т. е. за 2020 год она выросла в 1,5 раза.
Теперь к главному.
Это график ежедневных уникальных посетителей Пикабу за все время наблюдений по данным mail.ru (других источников не нашел). Среднесуточное ядро - количество посетителей, совершающих в среднем не менее 1 сессии в неделю на протяжении последних 2 месяцев.
Тот же график за последние 2 года.
Обратите внимание на изменение количества среднесуточных посетителей сайта – их число упало с предпиковых 950 тыс. в июле 2019 г. до 476 тыс. по состоянию на конец июля этого года и никогда не было настолько низким за последние 4 года (я не знаю, есть ли где статистика посещений за период ранее 2017 г.) Круто?
Такую же кривую имеем по посетителям в месяц и новым посетителям: 19,2 млн. в июле 2019 г. и 6,7 млн. сейчас. Кстати, вы обратили внимание, что количество посетителей напрямую коррелируется с количеством новых посетителей? А разница между посетителями и новыми составляет именно среднесуточное ядро (на графике это не бьется, есть некоторые девиации, захотите, потом посчитаем вместе).
Таким образом, мы имеем неутешительную картину – за 2 последних года ежедневная аудитория пользователей Пикабу упала в 2 раза, ежемесячная – почти в 3.
Не очень-то впечатляет, не правда ли?
Но тут мы с вами подходим к самому интересному:
Это графики количества ежемесячных посетителей и количества просмотров. И о чудо: с апреля 2021 г. впервые за всю историю публичной статистики количество просмотров сайта отвязалось от количества посетителей и даже приобрело динамику, обратную количеству посетителей.
Да, да – это все лента)
Увеличиваем количество постов, увеличиваем скорость их просмотра за счет всратыетранных ТикТоков, Твиттеров, еще хуй знает чего одной картинкой (естественно аниме и пони). Это требуют гораздо меньше времени на их пролистывание, чем прочитывание той херни, которую вы читаете в данный момент. Скоротечность и легкость усвоения увеличивают эпизодичность захода на ресурс. Как говориться – уот так уот.
Выводы:
Все происходящее имеет под собой чисто экономическую причину – поднять или хотя бы выровнять часть показателей сайта для повышения коммерческой привлекательности рекламодателей.
Почему в начале поста я написал, что виноваты мы – потому что при нас за последние 2 года эти показатели падали и мы же сейчас помогаем часть из них «улучшить».
Спасибо за внимание, «среднесуточное ядро», я с вами! Первый пост, тра-ля-ля, берегите свои тапки). Баянометр выдал клубничку Киселева с Росстатом.
UPD № 1. Благодаря комментариям поискал дополнительную информацию – возможно придется слегка подвернуть диван)
@CaptainOuch и @depotato справедливо обратили внимание #comment_208617716,
#comment_208622001 на то, что данные трафика могут не отражать статистику мобильных приложений на iOS и Android (а могут и отражать).
В поиске не смог найти информации о том, какие протоколы связи с сайтом Пикабу используют мобильные приложения. Поэтому отправил запрос на эту тему в поддержку.
А пока мы ждем, немного конспирологии (не только для развлекухи – может кто прочитает и что дельного скажет): все значительные всплески роста пользователей/просмотров приходились на даты релизов мобильных приложений – декабрь 2016 г. у Android и июль 2019 г. у iOS.
UPD № 2. Графики, представленные на картинках нерепрезентативные. Спасибо @Parkad за его указание #comment_208632542, что это не так и объяснение #comment_208633943, почему это не так. Также спасибо @depotato, что ткнул носом #comment_208635542, что я нуб, хотя я об этом предупреждал.
Реальные данные за 2020 год есть в презентации самого Пикабу и нет смысла им не доверять, т. к. презентация сделана для рекламодателей, они эти данные проверяют. Но динамики цифр (данных за более ранние года) у меня пока нет.
Единственное из написанного в этом посте, еще пока заслуживающее внимания, это то, что с весны пользователи и просмотры стали двигаться разнонаправлено (пока, к сожалению, только исходя из статистики https://top.mail.ru, хотя закон больших чисел позволяет пока не опровергать полностью эту гипотезу).
Буду пилить пост-опровержение или, может, пост-дополнение на самого себя, как только соберу дополнительную информацию. В связи с вышеизложенным огромная просьба ко всем, кто обладает презентациями Пикабу Медиа Кит за 2020 г. и ранее, стукнуть в личку, хотя ее пока нет)
Приношу свои извинения всем надорвавшимся при развороте тяжелой мебели.