Ответ на пост «История группы Kraftwerk»

Дисклеймер:

Текстовая версия видео (стенограмма) опубликована с разрешения автора. Клипы с песнями группы, о которой идет речь, размещены в комментариях к этому посту (по просьбам подписчиков).

Отдельное спасибо за первый донат, который я получил за свои труды, мне очень приятно. Постараюсь и дальше радовать вас текстовыми версиями интересных видео=)



Для кого-то их музыка — это Das Modell в кавер-версии группы Rammstein. А для кого-то — это мелодия из мультика про попугая Кешу… И лишь истинные меломаны уже поняли, что сегодня на канале «Откуда ноты растут» большая история пионеров электронной музыки. Итак, как образовался западногерманский «электрический завод» Kraftwerk, чем они так дороги всему музыкальному миру, почему в их музыке так много «советского».


Поскольку выпускники дюссельдорфской консерватории, органист Ральф Хюттер и духовик Флориан Шнайдер были родом из весьма небедных семей, они могли себе позволить не только новейшие синтезаторы из имевшихся на рынке, но и довольно активно заказывали разработку новых электронных музыкальных инструментов для своих нужд. Но, чтобы у вас не успело зародиться ощущение, что успех Kraftwerk зиждется лишь на состоянии их родителей, давайте я уже постараюсь у вас на глазах пробежаться по истории появления на свет одного из самых ярких явлений в мировой музыке ХХ века.


Объективности ради, должен признать, что далеко не сразу группа Kraftwerk зазвучала так, как мы давно уже привыкли. И, говоря о Kraftwerk, конечно же нельзя не упомянуть о третьем главном человеке в судьбе «Электрозавода»… Конни Планк. Довольно быстро осознав, что записывать электронику так, как записывалась музыка живых инструментов невозможно, Ральф и Флориан отправились на поиски саунд-гуру, который нашел бы способ научить звучать их синтезаторы на записи.


Этим человеком и оказался инженер, начинавший свою карьеру еще у Марлен Дитрих. Его, ставшая впоследствии знаменитой Conny Plank Studio, появилась на свет практически одновременно с тогда еще безымянной студией Kling Klang Ральфа и Флориана.


Да простят меня Kraftwerk, без особого реверанса в сторону Конни Планка этой истории не обойтись. Понятно, что уже одного лишь саунд-дизайна музыки Kraftwerk было бы достаточно для почитания, однако след, который оставил после себя великий Конни, гораздо внушительнее. Фактически он стал основоположником такого стиля, как краут-рок. Звучание знаменитых немецких групп Neu! и Cluster Дитера Мебиуса, Ash Ra Tempel Клауса Шульце. Гуру гуру, великий Конни Планк, работал над саундом таких английских исполнителей, как Ultravox, Eurythmics, ну и, конечно, сольных работ Annie Lennox.


Его искренними фанатами были Брайан Ино и Дэвид Боуи. Свою руку Конни приложил к звучанию альбома Revelations группы Killing Joke. И, несмотря на то, что великий хэви-метал гуру Дитер Диркс не любит говорить об этом, Конни Планк причастен и к созданию таких популярных альбомов, как Blackout и Love at First Sting группы Scorpions.


Но вернемся к Kraftwerk. Несмотря на то, что при записи музыки Ральф и Флориан использовали несколько коммерческих студий, именно в недрах Conny Plank Studio под руководством легендарного Конни рождался концепт первого проекта Ральфа и Флориана и первых альбомов Kraftwerk.


Кстати, по-настоящему первым электронным альбомом стал третий альбом Kraftwerk – Ralf und Florian. Настоящую, уже всемирную революцию, совершил четвертый альбом Kraftwerk – Autobahn. В те времена на знаменитых немецких автобанах не было ограничения скорости. И Kraftwerk решили смоделировать на альбоме ощущение гонки по автобану. Для того музыканты не только издевались над синтезаторами, заставляя их издавать автомобильные звуки, но и действительно вывозили на трассу магнитофоны с множеством микрофонов для записи звуков автобана.


Я уже упоминал, что Ральф и Флориан не только использовали лучшие синтезаторы из имевшихся на рынке, но и активно заказывали разработку новых инструментов для себя. Так во время работы над альбомом Autobahn на свет и появилась первая электронная ударная установка. Это сейчас их просто море, мера бездонная, а тогда телетрансляция первого выступления Kraftwerk с композицией Autobahn на телевидении просто порвала рейтинги!


Во время всего выступления группы ударник Вольфганг Флюр лупил по панели, напоминавшей современные «блинницы», но на самом деле это была видоизмененная драм-машина, пэды которой были значительно увеличены. Главным же отличием от современных электронных ударных установок было то, что Вольфганг бил по пэдам не барабанными палочками, а контактами, выведенными на металлические прутья. В момент прикосновения прутьев к пэдам замыкался контакт, и драм-машина издавала звук.


Это было так круто! Альбом Autobahn стал первым альбомом на немецком языке, ворвавшимся в чарты американского Billboard. А один из самых больших фанатов группы Kraftwerk, Дэвид Боуи, признавался, что Autobahn – лучшая музыка для езды по скоростным трассам.


Ну, если альбомом Autobahn Ральф и Флориан проложили себе и своей музыке хорошую скоростную трассу в мировой шоу-биз, истинный триумф принес седьмой альбом группы — Die Mensch-Maschine.


Знаете, почему так легко нынче клепают музыку современные битмейкеры и без чего 99 процентов из них не стоят и ломаного гроша? Есть такое волшебное слово «секвенсор». Увы, при создании электронной музыки секвенсор просто незаменим. На всякий случай: что такое секвенсор? Это то, на основе чего созданы популярные Digital Audio Workstations программы Cubase, Ableton, Logic, FL Studio и многие другие, в которых нынче пишут музыку практически все электронщики.


Так вот, тогда подобных устройств не было. И если сейчас фантазию музыканта может ограничить лишь мощность компьютера, то есть, это могут быть десятки аудио и инструментальных дорожек, то первый секвенсор, оказавшийся в распоряжении группы Kraftwerk, мог «запомнить» просто немыслимое по тем временам количество нот — восемь.


К тому же, этот агрегат, способный запомнить всего восемь нот, сожрал немалую часть гонораров от продаж их альбомов. А теперь, если помните, еще в начале этой истории я оговорился о том, что в музыке западногерманской группы было действительно много «советского». Чем это было обусловлено?


Во-первых, многие знают, что Ральф Хюттер владеет русским с детства. Не в совершенстве, но все-таки… В одном из своих интервью он сказал: «Русская культура всегда меня привлекала. Я даже изучал русский язык в школе, хотя говорить все равно не могу». Однако этого ему вполне хватило, чтобы обратить внимание на действительно интересные процессы, происходившие в Советском Союзе в те времена.


Напомню, что работы над альбомом Die Mensch-Maschine — «Человек-машина» — начинались еще в 1975. И современным жителям бывшего постсоветского пространства теперь уже, конечно же, мало известно, но именно в период с 1967 по 1978 Советский Союз весьма активно участвовал в крупнейших международных выставках. Париж, Монреаль, Лейпциг… Каждая экспозиция была просто пропитана одержимостью наукой. И пусть выставочные экспозиции не всегда отражали реалии советского производства, Советский Союз старательно поддерживал в мире образ передовой научной державы. Поэтому в 1975 практически вся мировая пресса просто вибрировала новостями о прорыве русских в промышленной робототехнике.


И пусть сейчас, зная объективное положение дел и состояние отечественной промышленности в это трудно поверить, но истина действительно состоит в том, что, как в начале 1960-х космос был русским, так и в конце 1970-х советскими, или как все еще говорят во всем мире, русскими были роботы.


То есть, в определенных кругах советская наука, можно сказать, даже задавала тренды. Наверное, потому в тот период и мало кто вспомнил о том, что слово «робот» на самом деле придумал чешский художник Йозеф Чапек, а первым в литературе употребил его брат, писатель и драматург Карел Чапек.


На фоне обложки в духе советского конструктивизма на первой же дорожке Die Roboter альбома Die Mensch-Maschine музыкальные роботы Kraftwerk говорили по-русски: «Я твой слуга, я твой работник». Объективно, самой популярной композицией в альбоме Die Mensch-Maschine оказались даже не титульные роботы, а композиция, которая появилась на свет совершенно случайно, что называется, вне концепции.


Отдыхая в одном из клубов в Кельне, Kraftwerk увидели, как в зал буквально вплывает небольшая компания девушек-фотомоделей. Они вели себя довольно отстраненно, как и подобает фотомоделям. Глядя на эту компанию искусственно созданных существ, Карл Бартос, за пол года до того влившийся в группу Kraftwerk, выпалил: «Ну чем не роботы?!». А по возвращении домой набросал мелодию Das Model, или «Модель» — и по сей день самую популярную композицию в дискографии Kraftwerk.


Каверы на Das Model записывали многие музыканты, и одной из самых популярных оказалась версия Rammstein. Парадоксально, но музыкантам Kraftwerk именно она больше всех и не понравилась. А вот вариант группы The Cardigans Ральф Хюттер не раз нахваливал.


Когда к студийной работе группы Kraftwerk добавились еще и гастроли, музыканты довольно быстро осознали ценность такого понятия, как перформанс. Позиционируя свою музыку как «робо-поп», они и на сцене стали вести себя как роботы. И, когда группа отправилась в тур с альбомом Die Mensch-Maschine, в аэропорту де-Голль случился небольшой скандал.


На досмотре в багаже Kraftwerk были обнаружены ящики, напоминавшие гробы. В этих ящиках покоились четыре манекена, настолько похожие на самих музыкантов, что таможенники не сразу поняли, что это действительно манекены. Очень уж происходящее было похоже на перевозку трупов! Но и на этом приколы не закончились…


Когда французские журналисты съехались на пресс-конференцию с группой Kraftwerk, в зале у пресс-волла стояли эти самые манекены. Поначалу журналисты приняли это как милую шутку, и в ожидании самих музыкантов мило попивали напитки и поглощали закуски, фотографируясь с манекенами. Когда спустя час с небольшим до всех дошло, что на пресс-конференцию Kraftwerk «пришли» лишь манекены, журналисты, разогретые алкоголем, от обиды эти самые манекены и разгромили. Не, ну а что, чем не перформанс? Зато какой был резонанс в прессе!


Также хочу упомянуть их альбом Computerwelt, или, как она назывался в международной версии, Computer World. Интересен он тем, что задолго до появления интернета, даже до массового распространения компьютеров в мире, альбом 1981 года был пропитан идеей потери свободы личности в будущем, оснащенном компьютерами.


В тексте первого трека Computerwelt описывается, как весь мир и все мы, опутанные компьютерами, оказываемся как на ладони Интерпол и Дойчбанк, ФБР и Скотленд-Ярд, и далее идут перечисления всего, что замкнуто в сеть компьютерного мира, потому что время — это деньги.


Я прекрасно понимаю, что настоящие фанаты творчества Kraftwerk сейчас зальют комментарии бесценными на их взгляд дополнениями, ибо вселенная, созданная Ральфом и Флорианом, бесконечна. Но мне кажется, что на этом я свой рассказ о группе Kraftwerk могу приостановить. Я уверен, что в достаточной степени возбудил интерес к их музыке у тех, кто был с ней незнаком, и напомнил о необходимости переслушать Kraftwerk всем, кто наслаждался их звучанием в 1980-е.


Несмотря на выход Флориана Шнайдера из проекта в 2008, группа официально существует и весьма активно гастролирует. Несколько лет назад мне посчастливилось попасть на их выступление в Дюссельдорфе.


Ну и напоследок отвечу на вполне резонный вопрос о том, отчего же на обложках и на сцене всегда четверо, иногда трое и даже пятеро, а я рассказал лишь о Ральфе Хюттере и Флориане Шнайдере, ну и, конечно, о Конни Планке, на сцене не фигурировавшем. За время существования группы Kraftwerk в проекте успели отметиться еще 16 музыкантов. Многие из них после Kraftwerk сумели создать свои весьма успешные и заслуживающие внимания музыкальные проекты. О некоторых из них я как-нибудь непременно расскажу в следующих выпусках на канале «Откуда ноты растут».


Спасибо вам за внимание, и да, друзья меня периодически отчитывают за то, что я не предлагаю вам подписаться на мой канал. Ну, если не сложно, нажмите заветную кнопочку. Всегда ваш, Николай Крупатин. Вернусь к вам с новыми историями скоро, здесь.