Ответ на пост «Авито: Объявление упало вниз поиска»2

Не первый раз вижу в сети тексты со стандартным содержанием:
"Я, супер-пупер-мастер, но мой бизнес задавили гипермаркеты/маркетплейсы/Авито/налоги/китайцы/зеленые черти во время абстинентного синдрома (нужное подставить), гибнет мир, рушится мироздание!"
Наблюдая за этими беспомощными барахтаниями, очень хочется сказать оккужающим: "улыбаемся и машем, парни". Почему? Сейчас поясню.

Не знаю, застал ли автор перестройку в более-менее сознательном возрасте, но я-то застал. И хорошо помню, как такие как он, "мастера", рвались задушить плановую экономику ради успешного успеха в собственном гараже. В СССР действительно с мелким сервисом было во многих местах плохо - например, мастера из мастерской по ремонту телевизора ожидали почти месяц, сломанный холодильник забрали на ремонт почти на полтора, а что творилось с сервисом автомобиля - к 80-м там была устойчивая мафия, которая вообще "чужих по очереди" почти не пропускала в сервис-центры. И в этих условиях гаражные мастера расцвели - море заказов, ворованные с заводов запчасти, ворованное с заводов оборудование (например, наблюдал, как шиповка резины производилась - на вопрос мастера, откуда шипы, честно ответил "на заводе знакомый клепает". То есть, знакомый на заводском оборудовании, из заводских материалов клепает шипы, продает их гаражному гуру, гаражный гуру продает услугу ошиповки автолюбителям. Выгодный бизнес, расходы возложены на госудаство, а прибыль - в карман "мастерам"). Такое положение порождала в недалеких мозгах таких "мастеров" сильно завышенное самомнение, в силу чего идеи о том, что разрушь плановую экономику, легализуй его гаражные мастерские,и он будет расцветать и спасет экономику от различных дефицитов. Именно эти хитрожопые протохозяйчики и составляли массовую ударную силу "кооператоров", медным лбом которых и развалили Советский Союз.
И вот пришел рыночек и резко все порешал. Большинство гаражных мастеров никуда из гаражей не вылезло, а спилось в 90-х, потому что платежеспособный спрос упал в десятки раз, и не всем хватило богатеньких буратинок, нужды которых можно обслуживать и заказы которых можно выполнять. Но это было полбеды. Некоторая часть этих самоделкиных все-таки не потонула в рынке и кое-как барахталась, считая, что все путем, все так и должно быть, обросли богатой клиентурой, обросли непробиваемым самомнением о своей незаменимости и уникальости как специалиста. И тут начались 2000-е, А с ними начался и крупный бизнес, который просто начал задавливать всю эту мелкую шушеру - владельцев автомастерских, слесарных гаражей, операторов одного станка на собственной кухне, одночных бойцов паяльника и канифоли.
Почему? Потому что у крупного бизнеса есть целая куча преимуществ, которых у мелкого хозяйчика нет и не может быть:
- низкие цены за счет эффекта масштабирования

Т.е. оборудование, расходники, логистика всегда дешевле оптом.
- лучшая организация

Например, если сеть автосервисов видит, что в одном автосервисе запись на нужный клиенту день закрыта, то он перенаправит в другой. Частный мастер против этого может противопоставить только "порваться на несколько частей".
- значительные финансовые резервы
Я наблюдал, как страдали эти мелкие хозяйчики в ковид, когда прикрылись их магазины и сервисы. Крупный бизнес только пожал плечами и продолжал работать как работал, перейдя на доставку товаров и услуг.
Крупному бизнесу совсем не надо каких-то специфических ухищрений, чтобы смести со стола мелкого буржуйчика с одной мастерской. Сбить цену - и никакой разумный человек не будет покупать гаражное изделие дороже, чем фабричное. Потому что контроль качества в фабричном изделии организован не по принципу "лучше не найдешь, брат, мамой клянусь", а на вполне измеряемых и эффективных методиках, с применением оборудования, которого у мелкого хозяйчика просто нет. Например, ни разу не видел, чтобы частный сварщик проверял качество шва аппаратом, а на крупном предприятии за сварщиком идет мужик с диагностикой и проверяет, нет ли пузырей и каверн. И попробуй халтурно сварить какую-нибудь балку.
Почему маркетплейсы и авито применяют различные схемы, фактически дискриминирующие мелких пользователей? Потому что этот объяктиный процесс разорения мелких хозяйчиков им надо ускорить, и все, они чисто теоретически могут играть и "честно", не выманивая свои 100 лишних рублей из мелкого бизнесмена. Ну, побарахтается он на годик больше. Но закон монополизации никто не отменял.
В принципе, этот процесс хорошо описан у Ленина в книжке, которую вся эта рукастая шантрапа не читала почти поголовно - "Империализм как высшая стадия капитализма". Ильич там рассказывает русским и вполне понятным даже для человека с образованием в 9 классов языком, что капитализм и рыночная экономика - это не про идеальный мир мелких хозяйчиков, каждый со своей мастерской, а про крупное промышленное производство и монополизацию. Монополия - это естественная, и единственная форма существования рыночной экономики в эпоху крупной промышленности. А потому уверовавших в успешный успех гаражных мастерских баранов зарежут и скушают. Это так же естественно, как восход солнца. И пройдут российские адепты свободного рынка, судорожно хватающиеся за свою гаражную литейку, туда же, куда пошли и миллионы американских фермеров, и миллионы кустарных ткачей в Англии, куда пошли очень свободные норвежские и исландские рыбаки - работать НА ДЯДЮ, и если мозги есть и рыночный романтизм из него выдуло- то читать Ленина, ну, а если романтика "свободного рынка" надежно сидит в заднице - то бегать по интернету с криками о плохом государстве/маркетплейсах/китайцах /зеленых чертях и мечтать о "свечном заводике".
Время ваше ушло, ребята, улыбаемся и машем.