Отсутствие религии — это новая религия?

Отсутствие религии — это новая религия? Психология, Перевод, Религия, Длиннопост

Все больше и больше людей в Европе не принадлежат ни к какой конфессии. Означает ли это принципиальное отречение от веры? Британский социолог Линда Вудхед исследует, почему организованные религии теряют привлекательность и во что верит неверующий

Профессор Вудхед, в течение многих десятилетий в Западной Европе пустуют церкви. Как вы объясните это явление?

Я вижу, что место церкви все больше и больше заполняет индивидуальные сочетания религиозных идей, так как многие неверующие культивируют личные духовные практики. Например, сейчас при похоронах в Англии или Германии к чисто христианским ритуалам добавляются не религиозные обычаи. Захоронения теперь бывают во многих вариантах. Урны погребают под деревьями или развеивают прах на море, спрессовывают прах своих близких в бриллианты и носят его как брошь.

Значит, христианские ритуалы применяются реже?

Именно, 20 лет назад альтернативные захоронения были еще экзотикой. В наши дни похороны — это мысленный момент, когда стремление к смыслу жизни осознается за пределами смерти. И это на протяжении веков было основной задачей организованных религий. Сегодня многие люди отворачиваются от церквей и пытаются создать свой собственный смысл жизни. Все большему кол-у людей важно делать то, что делает их счастливыми, а не то, что диктует норма. В мировом масштабе мы видим такие изменения, прежде всего, в либеральных и демократических странах, в которых ранее было большинство христиан, а именно в Германии, Франции, Нидерландах, Австралии и США. Безбожники придают большое значение собственным убеждениям и часто говорят, что они верующие по-своему.

Как это понимать?

По нашим опросам, неверующие не хотят считаться ни секулярными, то есть совершенно не религиозными, ни духовными. Они отрицают любую принадлежность. В целом мы имеем дело с глубоким изменением ценностей, особенно с переходом от этики самопожертвования для высших целей к этики самореализации. Люди в либеральных, демократических странах живут с убеждением в том, что имеют право на независимость и самоопределение. Это развитие усиливается растущим религиозным разнообразием, которое противодействует выбору единой религии.

Какие еще факторы играют роль?

В высокоразвитых западноевропейских странах у многих людей есть обширные возможности для самореализации и построения карьеры, которые поглощают большую часть внимания и отвлекают от религиозных вопросов. Кроме того, фактор времени имеет значение, потому что время стало дефицитным ресурсом. К этому следует добавить все более критическое отношение к вере в целом. И я могу сказать еще одно: чем богаче общество, тем меньше играет роль религия. Существует даже заметная связь между влиянием религии и валовым внутренним продуктом, то есть материальное богатство увеличивает индивидуальный спектр действий, дает больше возможностей для потребления, отдыха и реализации карьеры. Это также косвенно приводит к отречению от веры.

Отсутствие религии — это новая религия? Психология, Перевод, Религия, Длиннопост

Кто такие Nones, отлученные от церкви?

Nones, это верующие, но могут быть и атеисты, которые отреклись от Бога. Это те люди, которые воспитаны по большей части по-христиански и теперь убеждены, что каждый человек должен решать, как жить своей собственной жизнью, не подчиняясь высшим авторитетам. Nones отвергают религии как обязательный источник личных ценностей. Кстати, они называются так потому, что при указании религии вы не ставите галочку „христианская“ или „другая“, а ставите „нет“ – по-английски none. Согласно моим исследованиям, у Nones есть некоторые общие черты: они считают себя индивидуальностями, а не частью группы, и они придают большое значение тому, чтобы им ничего не диктовали. Nones вообще имеют крайне либеральные взгляды, это часто высокообразованные городские жители с хорошим достатком.

Возраст имеет значение?

Да, особенно в поколении моложе 40. В этом возрасте готовность принадлежать организованной религии невелико. Это развитие будет усиливаться в будущем – решающую роль играет падение религиозного воспитания в целом. Почти все дети, воспитанные нерелигиозно в родительском доме, в последующие годы остаются в стороне от церкви. И около половины тех детей, которые выросли с христианской верой, придерживаются своей конфессии. Итак, религиозность — это вопрос возраста и в равной степени последствий духовной революции.

Что вы имеете в виду, упоминая духовную революцию?

Речь идет об изменении форм религий в нашем обществе, благодаря которому приобретают значение новые, индивидуальные смыслы. Они все больше и больше вступают на место упадка церковных догм. В нашем современном мире существует сильная потребность в трансцендентности, которая подразумевает не только божественное само по себе, но и то, что вообще находится за пределом разумного или переживаемого нашими чувствами, например, природные явления космоса в сочетании с божественными силами. Многие люди связывают элементы трансцендентности и духовности, не нуждаясь при этом в церквях, храмах и монастырях.
Какими ценностями обладают Nones?

Nones не хотят, чтобы их ограничивали рамками. Они не любят догм, нравственных предписаний, отвергают всякого рода лидерство. Nones хотят сами принимать решения или, по крайней мере, чувствовать, что они могут это делать. Важно, чтобы они сами выбирали то, что им нравится или не нравится в религии. В общем, религиозные общины могут успешно существовать, если они приспосабливаются к современному миру и уважают свободы личности. Хорошим примером служит Скандинавия, где в либеральных церквях — в противоположность консервативной церкви Англии — нет заметных изменений.
Как проявляется отказ от религии в таких странах как, как Англия?

Социология до сих пор затрудняется в изучении причин. В Великобритании более половины населения не состоят в конфессиях, в Германии — 34 процента. Только на востоке Германии, а также во Франкфурте и Гамбурге Nones составляют абсолютное большинство. Однако трудно найти общие черты, характерные для безбожников, чаще всего они молодые и либеральные, но это касается и многих членов церковных общин.

Увеличилось ли число атеистов?

Да, тем не менее группа людей, которые не ходят в церковь, растет сильнее, чем число атеистов. Здесь есть разница. Большинство Nones не обязательно убежденные атеисты. Многие благосклонно относятся к религии и ценят различные религиозные элементы, однако рост количества не религиозных людей не есть торжество светского атеизма. По сути, речь идет об отказе от современных форм организованной религии, а не аспектов религии как таковой.

Каждому человеку нужен смысл в жизни. Во что верит неверующий?

Нет одного ответа. Nones очень разные, но я думаю, что для этой группы смысл жизни заключается в самореализации, что каждый должен максимально использовать свои таланты и помогать в этом другим, близким людям. Во что бы то ни было мы все верим: в личное благополучие, в счастливую жизнь, – несмотря на все мирские блага, никто не обходится без веры. Ведь не нужно верить в Бога, чтобы была вера. Не нужно быть католиком, чтобы молиться. Не нужно исповедовать протестантизм, чтобы любить ближнего своего. Человек верит, потому что не может не верить. Таким образом, не является ли отсутствие религии новой религией?

На это не так-то просто ответить. Хотя число приверженцев классических религий продолжает сокращаться в западных странах, тем не менее рост числа Nones не является победным шествием нерелигиозности. Скорее, существуют смешанные формы между верой и не верой: вера во Вселенную может заменить веру в Бога-Творца. Появились новые светские ритуалы, служащие и религиозным формам. Вера в жизнь после смерти только что вернулась к восходящей тенденции. Что действительно интересно — отход от церкви и религии вовсе не обязательно означает секуляризацию.
Религиозные ценности, такие как смирение, скромность, прощение или благодарность, оказывают положительное влияние на психическое здоровье. Как можно поддерживать эти ценности?

Самый важный способ, которым общество передает существенные для него ценности, — это родительское влияние. Образование, воспитание и средства массовой информации вносят важный вклад в формирование ценностей. В прошлом религия в значительной степени взяла на себя эту задачу – но по мере того, как ее влияние ослабевает, другие каналы становятся более важными.Религия тем временем конкурирует с интернетом, социальными сетями, влиянием сверстников и убеждениями потребительского капитализма. Я считаю, что наше сегодняшнее общество уделяет слишком мало внимания просвещению и размышлению людей о ценностях, культурах и традициях. Может религия не быть кладезем секулярной жизни?

Религия, особенно христианство, — это важная часть европейского наследия. Она сформировала архитектуру и культуру. Мы не можем отречься от своего прошлого, не причинив вреда, поэтому нам нужны пути для обретения нового отношения к религии. В множественном, сложном и дифференцированном обществе представление о том, что нужно всю жизнь ориентироваться на Бога и христианскую веру, нереально. Таким образом, многие люди считают очень важным, чтобы их дети знали десять заповедей, но для их политических решений религия уже не имеет значения. Я не думаю, что произойдет полное отмирание христианства, но рост не верования нельзя отменить. Процесс ухода церкви и ослабления религии, безусловно, продолжится. Настало время экспериментов. Я надеюсь, что мы вложим наши мысли и представления в этот проект, как в индивидуальном, так и в социальном плане.


Интервью брала: BIRGIT WEIDT

Linda Woodhead — профессор религиозной социологии в университете Ланкастера. Она опубликовала несколько книг, среди которых "The Spiritual

Revolution. Why Religion is giving Way to Spirituality

(2005)" и "A Socio-logy of Religious Emotion (2010)"

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
13
Автор поста оценил этот комментарий

Какая религия? Обычное "отъебитесь вы от меня со своими сказками при помощи которых пытаетесь вытянуть из меня бабки"

раскрыть ветку (15)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вы путаете религию и церковь. То, что обсуждают ниже и о чем говорите вы, — это церковь, а именно институт религии. Не стоит судить религию по церкви. Перефразируя, не стоит судить сотовую связь по оператору. Церковь, она как оператор сотовой связи, она одна из распространителей религии. Здесь речь идет о религии, а именно парадигме. Я не защищаю церковь и не оправдываю, я хочу заметить, что речь идет о другом. К сожалению, комментарии пишутся прежде, чем читается статья. А жаль. Читать, говорят, полезно.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий
А Вы сами верите существование вселюбящего бога?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

а вы сами можете определить указанное без указания на его существование?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Это как?
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Троицу найдете в статье 10 Конституции РФ

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
А что в этой статье?
Автор поста оценил этот комментарий
Статью наугад назвали?
Автор поста оценил этот комментарий
Как скажите.
2
Автор поста оценил этот комментарий

А я думаю это вы путаете веру и религию. Религия это некий центр веры. В статье как я понял именно про это и говориться, люди не перестали верить, но верят они вне религии.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно. "Многие люди связывают элементы трансцендентности и духовности, не нуждаясь при этом в церквях, храмах и монастырях". Не нуждаясь в институте религии, но нуждаясь в новой религии. Вы просто не знаете, что такое трансцендентность и парадигма. Человек же воспринимает информацию до первого непонятного слова.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Не нуждаясь в институте религии, но нуждаясь в новой религии.

С чего бы это? Вполне достаточно веры, без оформления в рамки религии и без церковной институциональности.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Прочти сначала статью.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прочел, смысла в споре нет. Путаница в определениях, вызванная в том числе и нашими языковыми особенностями. Начиная с того, что "безбожник" - это отрицание самой идеи Бога (да и она тоже не едина), а те, о ком ведется речь, отрицают религию, а не веру и не идею о том, что мы не венец вселенской эволюции. И далее в посте такая терминологическая чехарда, что осмысленный диалог становится невозможен. Так что, чтобы нам с вами о чем-то договариваться или дискутировать, нужно не на пост опираться, а для начала подробно договариваться о терминологии. Но даже на этом этапе работы будет на пару - тройку диссеров. А сейчас не до них, Новый Год на носу. С наступающим, и всех благ! Пусть сбудется все хорошее! ))

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вместо "безбожника" в оригинале указано субстантивированное прилагательное "секулярист". Чтобы термин секулярность не стоял в каждом предложении, я добавил термин "безбожник". Только причем безбожник к определению церкви и религии, я не знаю. Вам языковые особенности виднее. Желаю в наступившем году вам читать больше моих постов и развиваться вместе!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Сам термин "безбожник" указывает на радикальную направленность. :)

После доказательства теоремы о неполноте ни о каком секуляризме в поле нетеизма не может быть и речи - это лишь светская религия.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку