Оценка рисков для бизнеса

Ну вот и завершающий пост о составлении бизнес-плана.
Мы создали свою бизнес-идею тут
Мы сделали маркетинг план тут
И мы посчитали деньги тут
Осталось оценить риски и окончательно решить - надо нам это или ну его нахер нет

Оценка рисков для бизнеса Бизнес, Малый бизнес, Обучение, Стартап, Бизнес-план, Длиннопост

Некоторые пикабушники писали в комментариях мол миша все хуйня давай по новой это все итак понятно, а вот как просчитать пойдет бизнес или нет ты так и не сказал.
Отвечаю! Открытие бизнеса - всегда риск. В наших силах только повлиять на степень риска. Именно поэтому я начал с этой таблички генерации идеи.

Для того, что бы понять насколько рискован ваш бизнес нужно опять же воспользоваться мои любимым методом здравого смысла:
1) Посчитать сколько денег вы вливаете в эту затею
2) Оценить реальный рынок
3) Оценить все возможные форс-мажоры
4) С помощью здравого смысла решить - пойдет это или не пойдет


Начнем с первого пункта. Если вы берете кредит в банке на сумму 2,5 миллиона рублей что бы открыть страусиную ферму - ваши риски крайне велики. Яйца надо продавать, а крупные сети скорее всего откажутся либо затянут решение, страусы могут тупо подохнуть, ферма может сгореть, а покупателей будет 2,5 человека. Здравый смысл говорит нам - эта идея не для тебя
А если вы воспользовались табличкой генерации у вас изначально будет другая степень риска.
Объясню на примере. Не так давно (3 месяца назад) я открыл первый фотосалон в довесок к рекламному агентству. Открыл я его потому что:
у меня был ноутбук, цветной принтер, МФУ, стул/стол, знакомые в этой и сопутствующих сферах. Я тратил деньги только на покупку расходников (бумага, чернила, фотобумага, всякая херня на продажу), на аренду помещения (точка на рынке 5000р в месяц) и з/п сотрудникам.
Здравый смысл подсказывал мне, что бизнес зайдет и будет приносить дополнительные 5-10-15 тысяч в месяц. Я рисковал максимум двадцаткой. Я купил всякую хрень - примерно 6 тысяч, оплатил аренду на месяц - 5 тысяч, доплачивал сотруднику если касса была меньше 400р в день. Через 3 недели дневная выручка была равна з/п сотрудника, а через 2 месяца ежемесячная чистая прибыль с точки составляет 10-15 тысяч.

В самом худшем раскладе я потерял бы 10-23 тысячи. Посидели бы месяц, увидели что никому это нахер не надо тут, забрали бы свое оборудование и уехали. 5000 на аренду и 12000 работнику - при условии что за месяц не сделали бы ни одной ксерокопии или фотографии.
Но это было надо, а причина тому:
- на рынке много людей, в основном бабушки. Бабушки делают ксерокопии платежек за свет/газ для получения субсидий
- рядом (радиус 2 остановок) школа, поликлиника, вуз
- рядом (тот же радиус) 4 салона фотоуслуг/ксерокопий

Наличие локальных конкурентов это почти всегда признак того, что такой бизнес зайдет.
Самый простой способ узнать на какое кол-во клиентов можно рассчитывать - посидеть денек около конкурента и считать сколько пришло и что купило. Особенно легко считать всякие кофе с собой или шаурму. Если понаблюдать неделю (или узнать у знакомого/подружится с хозяином этой точки/спросить у соседних продавцов) - можно узнать точную картину бизнеса. Но, опять же, ту же шаурму покупают примерно одно и то же кол-во людей.
Вот мы и узнали реальный рынок

Теперь оценка форсмажоров. Что может случится с вашим бизнесом? Это может быть: конец сезона, изменение моды, открытие конкурентов рядом, закрытие поставщика, проблемы с арендатором. Кстати, по поводу аренды - всегда подписывайте долгосрочный договор с правом расторжения по вашей инициативе. Бывают случаи когда на том же рынке, арендодатель смотрит что у вас отлично продаются яйца или печеньки, узнает ваших поствщиков, а после выгоняет вас под каким то предлогом и сам продает яйца на том же месте. Т.е ждет пока вы раскрутите ему точку.
Прикидывайте все, самые идиотские сценарии развития и думайте как можно обезопасить себя от этого и насколько это может быть опасным.

В конце запишите сумму которую вы должны потратить прямо сейчас на то, что бы открыться. (купить что-то, арендовать место и тд). Рядом запишите кол-во клиентов (ну или денег) в месяц которые обязаны придти чтобы выйти в ноль. Рядом напишите кол-во клиентов у конкурентов в этой нише. А еще рядом напишите вероятность вашего успеха в % основываясь на свое мнение.
Получится примерно так:
50.000р  150клиентов/15000р  300клиентов/30000р  90%

Посмотрите на сумму в первом столбце (50000р) и осознайте что 50% вероятность того, что вы их просрете. И 50% того что вы их приумножите. Подумайте - готовы ли вы рискнуть этой суммой. И если да - то больше никаких бизнес-планов, раздумий и сомнений - начинайте действовать!
И помните, для того что бы начать работать на себя и открыть бизнес не обязательно иметь кучу денег. Я начинал 1.5 года назад с суммой в 5800р на открытие. Я далеко не миллионер, но мне нравится моя жизнь, я иду на работу с хорошим настроением, работаю с удовольствием и в целом крайне рад. На наемной работе такой фигни не было ;)

На этом все. С интересом почитаю ваши комментарии и отвечу на вопросы.
С вами был Gagarin28

Бизнес

2.4K постов32.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.