Откуда же пошла такая теория
Москва — третий Рим» («Третий Рим») — теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва — преемница Римской империи и Византии. Цель — доказать закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию
История
Концепция возникла в период возвышения Московского княжества. После падения Константинополя в 1453 году православный мир испытывал кризис лидирующей силы, и Русская православная церковь и Московское княжество начали видеть себя продолжателями византийского религиозного и культурного наследия.
Основные положения сформулированы в послании (ок. 1523 — не позднее 1524) Филофея, монаха псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Ряд исследователей считает, что концепция восходит к «Изложению пасхалии» (1492) митрополита Московского и всея Руси Зосимы, который, однако, не выходил за рамки идеи преемственности Москвы по отношению к Константинополю.
Суть
Согласно концепции, Русское государство и его столица — последнее («четвёртому не быти») земное воплощение «нерушимого» Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа. Это духовное христианское «царство» не локализовано в пространстве и времени, переходит от одного своего воплощения к другому согласно теории «переноса империи»
Эсхатологический смысл концепции Филофея («четвёртому не быти») предполагал скорое истечение времён.
Влияние
Концепция «Москва — третий Рим» оказала влияние на российскую историю и культуру. Некоторые аспекты влияния:
Укрепление власти Москвы — концепция помогла укрепить авторитет московских великих князей и царей, обосновывая их исключительное положение и претензии на лидерство в православном мире.
Религиозное значение — идея подчёркивала роль Москвы как защитника и хранителя православной веры, оказывала влияние на русскую церковную политику и отношения с другими христианскими государствами.
Политические последствия — концепция служила идеологической основой для внешнеполитических и внутриполитических амбиций Московского государства и дальнейшей Российской империи, поддерживала идеи о её особой миссии и историческом предназначении.
Однако были и противоречия — некоторые историки считают, что Москва не смогла полностью реализовать идеалы, заложенные в этой идее.
(Вся информация из официальных источников!!!)