Оспан батыр

Оспан батыр Синьцзянь, Китай, Гоминьдан, История, Длиннопост

Маршал Чойбалсан и Оспан батыр


Изменения, произошедшие после начала Второй мировой войны, коснулись не только внешнеполитического положения Китая, но и общественно-политической обстановки в стране. Одна из крупнейших провинций Китая, Синьцзян, в этом смысле не была исключением. Будучи богатым природными ресурсами, Синьцзян привлекал самое пристальное внимание Советского Союза, Японии, Англии ряда других стран. Вместе с тем, никогда не отличаясь высоким

уровнем жизни местного населения и по сути являясь колониальной окраиной страны, провинция являлась постоянным полем сражения коренных этносов за национальную независимость.  В период коллективизации и репрессий в китайский Восточный Туркестан (современный СУАР) переселились тысячи казахов, киргизов, и др. часть из них впоследствии вернулась на родину. Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них — уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане (хуэй), ойраты, монголы-чахары, киргизы, сибо, сарыкольцы, ваханцы, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские.

Провинция не была готова к резкому прекращению внешней экономической поддержки, что тут же сказалось на материальном положении местного населения. Низкий уровень жизни, тяготы

непрекращающейся длительное время войны, исторически сложившиеся сепаратистские настроения против китайского господства, все это приводило к возникновению повстанческого движения на территории провинции, которое к тому же иногда поддерживалось Советским Союзом. Самое крупное из таких восстаний – «Восстание трех округов», проходившее именно при поддержке СССР, пытавшегося таким образом вернуть свое влияние в провинции. Восстание привело к созданию Восточно-Туркестанской Республики, которая обладала практически всеми атрибутами самостоятельного государства и имела свое собственное правительство, располагавшееся в г. Кульдже. Создание республики раскололо Синьцзян на две части с китайским правительством в Чунцине и повстанческим в Кульдже.


Оспан Исламулы (Оспан-батыр) до начала 40-х годов был ма­ло известен не только в Китае или Монголии, но даже за пределами Алтайского округа про­винции Синьцзян, где действовали его отряды.

Писатель Жади Шакенулы исследовавший биографию Оспан батыра, его подвиги и героизм, отмечал: «Оспан батыр – выдающаяся личность, боровшаяся за свободу казахов. В свое время он напрямую или косвенно влиял на жизни народов таких стран, как Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Монголия, Китай. Власть этих стран считались с мнением Оспан батыра. То, как он будоражил международное сообщество уже говорит о том, что он был непростой личностью».

Оспан-батыр родился в 1899 году в зимовье Ондикара Кёктокайского района Алтайского округа империи Цин. Происходит из рода Молкы племени Абак-Керей Среднего жуза. В 1940 году участвовал в казахском мятеже в Кёктокае против губернатора Синьцзяна Шэн Шицая.Шэн Шицай вел независимую политику от китайского руководителя Чан Кайши, активно развивая экономические связи с Советским Союзом. Однако в середине 1942 г., когда гитлеровские войска достигли пика продвижения по советской территории, губернатор Синьцзяна стал сворачивать отношения с СССР и стал громить местных коммунистов, представителей других движений и усилил террор.

Политика Шэн Шицая привела к тому, что весной 1942 г. на Алтае восстали казахи. Оспан-батыр в ходе волнений заработал большой авторитет в Алтайском округе среди местных казахов. Это привело к тому, что вскоре он становится одним из лидеров мятежников.

В июне 1943 года среди алтайских казахов вновь вспыхнуло восстание из-за решения властей насильственно переселить их на юг Синьцзяна, а китайских беженцев — на кочевья казахов, которое привело к созданию просоветской Восточно-Туркестанской Республики (ВТР). Повстанческое движение усилилось летом 1944 года после того, как власти Синьцзяна издали указ о реквизиции у населения провинции 10 тысяч лоша­дей на военные нужды. При этом “...за каждую не поставленную лошадь скотовладельцы должны были выплатить в казну 700 синьцзянских юаней, тогда как рыночные цены на ло­шадь были в два раза ниже».

Поскольку этот указ затрагивал, прежде всего, интересы кочевников-скотоводов, недо­вольство, стихийно переросшее в восстание, охватило районы кочевий в Илийском округе, и, в частности, Нилхинский уезд.

В сентябре деятельность мелких партизанских групп, состоявших в основном из каза­хов, была поддержана восстанием монголов, которых возглавил осужденный за борьбу с китайскими властями и бежавший из тюрьмы Фучжа-амбал. Большой урон китайским войскам наносили партизанские отряды уйгура Гани-батыра, татарина Фатых-батыра и цело­го ряда других руководителей партизанских отрядов, в которых воевали представители всех коренных народов Синьцзяна.

В этот же период значительно активизировали свою деятельность отряды повстанцев в Алтайском округе, которыми командовал Оспан-батыр. Правда, единства относительно личности самого Оспана и тем более самостоятельности его действий, по крайней мере, до второй половины 40-х годов, у западных исследователей нет. Английский историк А. Форбс в своей работе “Милитаристы и мусульмане в Китайской Центральной Азии. Политическая история республиканского Синьцзяна 1911 - 1949 годов”, ссылаясь на мнение губернатора Шен Шицая, высказывает убеждение, что Оспан получал помощь и директивы из Советского Союза. В тоже время серьёзные боевые стычки его отрядов с правительственными войсками в декабре 1943 и феврале - марте 1944 годов явились, по мнению Форбеса, следствием его соглашений в середине 1943 года с руководителями МНР. Весной 1944 года Оспан-батыр увёл на территорию МНР несколько тысяч казахов, отказавшихся подчиниться требованию китайских властей переселиться на юг провинции. Уход казахов через монгольскую границу вызвал серьёзный монголо-китайский военный конфликт, в котором приняла участие и со­ветская авиация.

Оспан батыр Синьцзянь, Китай, Гоминьдан, История, Длиннопост

Ставка Оспан-батыра


В ходе пребывания Оспан-батыра на территории Монголии он установил тесные кон­такты с руководством МНР и, как свидетельствуют последующие события, в дальнейшем пользовался всесторонней поддержкой монгольских властей.

Однако, сегодня можно с известной долей уверенности сказать, что, по крайней мере, до начала 1944 года Оспан-батыр не мог получать помощь из Советского Союза, хотя бы по­тому, что в апреле 1944 года консул СССР в Алтайском округе Ф. Михайлов в специальной справке информировал своё руководство о том, кто такой Оспан, какими силами он распола­гает и насколько опасна для китайцев его деятельность. Содержание справки однозначно указывает на то, что для заинтересованных лиц в комиссариате иностранных дел СССР имя Оспана, в указанный период, мало, о чём говорило.

Из справки ясно, что группа повстанцев Оспана в начале 1944 года была численно отно­сительно небольшой и вряд ли пользовалась поддержкой Советского Союза. Такая поддержка будет ему действительно оказываться, но несколько позже. Есть основания считать, что благо­даря именно этой поддержке в сентябре 1944 года Оспан почувствовал себя настолько силь­ным, что предпринял попытку захватить столицу Алтайского округа Шара-Сумэ. Попытка оказалась неудачной, китайские войска сумели отбить нападение, но Оспан в ходе этой опера­ции значительно увеличил свои силы, ибо к его отрядам примкнуло “... почти все основное на­селение Шара-Суминского, Бурултогойского и отчасти Бурчумского уездов Алтайского округа в количестве более 5 тыс. хозяйств...” . После этого на казахов Алтайского округа обруши­лись репрессии. Сразу после неудавшейся операции Оспана в Шара-Сумэ была проведена публичная казнь, в ходе которой китайцы расстреляли 40 казахов, захваченных в плен. Сотни людей были арестованы и брошены в тюрьмы. Однако все эти меры только обострили проти­востояние коренного населения провинции и китайской администрации. Тот же Ф. Михайлов сообщал своему ведомству что «Среди населения в отношении группы Оспана имеются раз­говоры о том, что Оспана поддерживает МНР, а её поддерживает Советский Союз. Среди от­дельных казахов Кабинского уезда имеются разговоры о том, что если китайцы усилят пресле­дования их, то они уйдут к Оспану или в Советский Союз».


6 сентября при поддержке повстанческих отрядов Оспан-батыра армия созданной в ходе восстания коренных народов Синьцзяна Восточно-Туркестанской Республики штур­мом взяла столицу Алтайского округа город Шара-Сумэ.

К середине сентября 1945 года отряды Оспан-батыра совместно с войсками северного фронта ВТР, которыми командовал бывший офицер белогвардейский армии адмирала Кол­чака - Полинов, полностью освободили Алтайский округ от гоминьдановских войск. После этого Оспан-батыр был назначен правительством Восточно-Туркестанской республики гу­бернатором Алтайского округа. Оспан понимал полную зависимость ВТР от советских властей – по некоторым данным ее лидеры не раз просились в состав Союза. В итоге батыр оставил свой новый дом, должность и переехал в степь. Ос­пан-батыр отказывался подчиняться приказам руководства, а его отряды не выполняли при­казы командования армии. В частности после решения приостановить активные боевые дей­ствия повстанческих сил против китайских войск, отряды Оспан-батыра не только не выпол­нили этого приказа, но, напротив, даже усилили активность в зоне своего расположения.

Суть противоречий заключалась в том, что Оспан-батыр вынашивал идею создания на территории Алтайского округа независимого “Алтайского ханства”, а себя видел ханом во вновь созданном государстве. Более того, он заявлял, что во время его встреч с премьер-министром МНР, маршалом X. Чойбалсаном, ему была обещана поддержка в создании такого ханства.

В октябре 1945 года ситуация с Оспан-батыром стала настолько выходить из-под кон­троля, что руководитель НКВД Л. Берия вынужден был обратиться со специальным письмом к В. Молотову, выразив в нём просьбу согласовать действия в отношении “казахского Робин Гуда” с X. Чойбалсаном. Л. Берия, в частности, сообщал в своём письме: “По имеющимся сведениям, руководитель повстанцев Алтайского округа Оспан Батыр, после освобождения Алтая, не намерен признавать правительства Восточного Туркестана, созданное в Кульдже, и Алтай считает самостоятельным государством, а себя ханом Алтая.

Оспан батыр Синьцзянь, Китай, Гоминьдан, История, Длиннопост

С конца 1946 года Оспан-батыр окончательно перешёл на сторону гоминьдановского правительства, получив должность “Особоуполномоченного синьцзянского правительства в Алтайском округе”, и порвал с повстанческим движением, став одним из его наиболее опасных врагов.

Уже в первой половине сентября 1947 года предпринял попытку вернуть себе контроль над Алтайским округом, в котором он до июня 1946 года был губернатором. Во главе отряда казахов численностью до 1600 чело­век он скрытно прошёл к предместьям столицы округа Шара-Сумэ и в ходе неожиданной атаки, 12 сентября, занял её. Действующий губернатор округа генерал Далельхан вынужден был бежать из города и во второй половине сентября прибыл в столицу Тарбагатайского ок­руга г. Чугучак с просьбой об оказании срочной помощи в разгроме Оспан-батыра. Граждан­ские и военные власти Тарбагатайского округа предприняли энергичные меры по оказанию такой помощи. Был объявлен набор добровольцев во вновь комплектуемые войсковые части, в результате чего было сформировано, в дополнение к имевшимся подразделениям, 2 кава­лерийских полка и несколько пехотных батальонов. Во второй половине октября регулярные войска национальной армии, дислоцировавшиеся в Тарбагатайском округе, и завершившие формирование части добровольцев подошли к Шара-Сумэ и заняли город, изгнав оттуда от­ряды Оспан-батыра. В последующие дни, после нескольких поражений, Оспан-батыр и его отряды были вынуждены вновь отступить в горы.

Встречавшийся с Оспан-батыром через год после описываемых событий английский журналист и путешественник И. Моррисон посчитал нужным дать достаточно жёсткую и не­лицеприятную характеристику и самому «социальному бандиту» и его отношениям с китайцами. Он, в частности, писал: «.Совершенно понятно то, что Осман, несмотря на высокие слова и заявления, больше заинтересован в личной власти, чем в политической идеологии. Китаю удобно иметь такого человека на своей стороне, и в данный момент он по­ставляет Осману и оружие и деньги. Но Китай не настроен проявлять большое доверие чело­веку, менявшему стороны фронта столь часто, как это делал Осман».

Оспан батыр Синьцзянь, Китай, Гоминьдан, История, Длиннопост

Оспан-батыр с гоминьдановскими офицерами


В начале июня 1947 года в местечке Байташань, на синьцзянском участке китайско- монгольской границы, произошёл серьёзный инцидент с участием войск Монгольской На­родной Республики и Китая.

По официальной версии правительства Монгольской Народной Республики, 2 июня 1947 года отряд казахов, насчитывавший несколько сот человек, во главе с Оспан-батыром и поддерживавшие их подразделения регулярной гоминьдановской армии, уничтожив монгольскую пограничную заставу, пересекли китайско-монгольскую границу и проникли вглубь монгольской территории. Подошедшие в район нарушения монгольские войска 5 июня 1947 года в ходе ожесточённого боя вытеснили нарушителей за линию государствен­ной границы, нанеся им существенный урон. В ходе боевых действий части монгольской ар­мии поддерживались авиацией.Однако те же события в версии, изложенной Центральным телеграфным агентством китайского правительства в сообщении от 9 июня, выглядели совсем иначе. По данным, ко­торыми располагало агентство (эти данные могли быть предоставлены только синьцзянски­ми властями, поскольку гоминьдановские правительственные структуры, по мнению амери­канских дипломатов, даже не знали, в какой точке провинции находится Байташань), кавалерийское подразделение Монгольской Народной республики 5 июня, нарушив государ­ственную границу в районе местечка Байташань, напало на китайские части, дислоцировав­шиеся в этом районе, и в ходе боёв продвинулось в глубь китайской территории на 200 миль.

Сообщалось также, что боевые действия монгольских частей ««поддерживали 4 самолёта, имевшие опознавательные знаки СССР». Советские самолёты по версии китайской стороны, продолжали бомбардировку и обстрел китайских войск и в последующие несколько дней.


Монголо-китайский конфликт в районе Байташаня, завершился разгромом отряда Оспан-батыра и поддерживавших его гоминьдановских войск. Уже 7 - 8 июня они были вытеснены с монгольской территории и, понеся большие потери, прекратили боевые действия. Пытаясь оправдать своё поражение руководители провокации сообщили в Пекин, что причиной их поражения стало участие в боевых действиях советской авиации. 11 июня посол Китая в Москве Фу Бичан вручил В.М. Молотову телеграмму министра иностранных дел Ван Шицзе, в которой тот обвинял Советский Союз в том, что «5 июня сего года 4 само­лёта с опознавательными знаками СССР, нарушив границу, перелетели на территорию Китая в Синьцзян и на расстоянии 200 км от границы над пунктом Байташань произвели бомбоме­тание и обстрел китайских войск». В связи с этим министр по поручению своего правитель­ства заявлял «энергичный протест» и требовал «немедленного наказания виновников». В ответ на обвинения китайцев 14 июня было опубликовано заявление ТАСС, в котором эти обвинения отвергались как «не соответствующие действительности и являющиеся провока­ционным вымыслом». После этого между сторонами прошёл обмен нотами с взаимными об­винениями и протестами.


Как видно, из-за особенностей политических интриг в Синьцзяне сложилась ситуация «война всех против всех», где более мелкие игроки оказывались между жерновами более крупных – в данном случае между Китаем и Советским Союзом. Например по отношению к ВТР СССР, который играл тогда ключевую роль в этом регионе, занял двойственную позицию. Когда Союзу было выгодно, то поддерживал национально-освободительное движение, снабжая повстанцев оружием и военными специалистами. В то же время советские власти заигрывали с гоминдановским правительством, громя восставших. Интересная деталь. Алтай привлек советские власти и из-за месторождения урана, в котором СССР остро нуждался, разрабатывая свой ядерный арсенал. По воспоминаниям очевидцев, руду вывозили на грузовиках. В конечном итоге СССР уступил Восточный Туркестан китайским коммунистам.

Оспан батыр Синьцзянь, Китай, Гоминьдан, История, Длиннопост

Оспан-батыр перед расстрелом. Апрель 1951 года. Урумчи.

После провала операции Оспан остался на стороне Гоминьдана, и, после того, как в 1949 году части НОАК вошли в Урумчи и установили в Синьцзяне режим КПК, возглавил казахов в мятеже против новой власти. 19 февраля 1951 г. в провинции Хайзы Гансуского края батыр попал в окружение китайской народной освободительной армии и был пленен и 29 апреля был публично расстрелян в Урумчи. Лишь 12 января 1953 г. сыну Оспана Шердиману было разрешено вывезти останки отца из Урумчи.

Если говорить о потомках Оспана батыра, известно, что он был женат трижды. От старшей жены Нуркизы у него было шестеро сыновей и три дочери. От второй жены Мемей - три дочери, а от третьей жены Баян - сын и дочь. Трое из шестерых сыновей от Нуркизы апа погибли во время национально-освободительного движения алтайских казахов в 1940 году. Сыновья Зия, Ойдолла, Кари были убиты в 1943 году в тюрьме. Оставшиеся три сына – Шердиман, Нигыметолла и Наби участвовали во всех сражениях отца.

Остатки армии Оспана Исламулы – вместе с женщинами, стариками и детьми общим количеством 15 000 человек – двинулись в 1951 г. через Тибет в Индию. Они прошли более четырех тысяч километров, в ходе которых преодолели безжизненные Лобнорскую и Такла-Маканскую пустыни и высочайшие горы в мире – Тибет и Гималаи. Путь занял два года. Был потерян весь скот и погибло большинство участников похода. До Индии летом 1953 г. дошли только 350 изможденных человек.

В сети есть трейлер монгольского фильма об инциденте 1947 года в Байташане, вышел ли фильм, я не знаю

Источники:

Бармин К. В. К вопросу оценки деятельности Оспан-батыра в Синьцзяне в 1944—1946 гг

Бармин В.А. Оспан-батыр. Инцидент в Байташане 2-8 июня 1947 года

Бармин В.А Синьцзян в советско-китайских отношениях 1941–1949 гг.

В. Обухов «Синьцзянский излом»

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
ойраты разве не одно из племён монголов?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ойраты это нынешние калмыки,кстати

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку