Оседлавший огонь. Messerschmitt Me.262А Schwalbe
Самый массовый и широко известный из прогрессивных самолётов Третьего Рейха - турбореактивный истребитель, фронтовой бомбардировщик и самолёт-разведчик Messerschmitt Me.262 Schwalbe — «ласточка» (хотя я бы назвал его "Акулой"). Являлся первым в мире серийным реактивным самолётом и также первым реактивным самолётом, вступившим в боевые действия.
Работа над ним началась ещё в октябре 1938 года и руководил ею лично Вильгельм Мессершмитт. После долгого поиска подходящего двигателя (которым оказался Jumo-004 с тягой 1050 кгс) самолёт впервые поднялся в воздух 18 июля 1942 года. По многим характеристикам новая машина превосходила традиционные самолёты. Её скорость — более 800 км/ч — на 150—300 км/ч превышала скорость самых быстрых поршневых истребителей. Скороподъёмность нового истребителя также была вне конкуренции, более того, он был способен совершать вертикальный набор высоты, чего не мог делать ни один самолёт союзников. В управлении машина была значительно легче, чем массовый «Мессершмитт» Bf.109. Вместо высокооктанового авиационного бензина, который становилось всё труднее получать, самолёт использовал более простое в получении топливо — тяжёлый керосин и дизельное топливо.
Под личным контролем фюрера самолёт пошёл в серию и начал поступать в части Люфтваффе, однако по личной прихоти Гитлера машину предполагалось использовать в качестве лёгкого сверхскоростного бомбардировщика, несмотря на полную конструктивную неприспособленность Ме.262 к бомбометанию. Прогнозируемо "Ласточки" не добились на этом поприще успехов. Лишь в начале октября 1944 главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг без одобрения фюрера на свой страх и риск отдаёт приказ о формировании первой истребительной эскадры из 40 Ме.262 под командованием одного из лучших немецких асов Вальтера Новотны. Успехи эскадрильи заставили фюрера пересмотреть своё мнение, самолёты стали поступать в истребительную авиацию, программа же производства бомбардировщиков была свёрнута. Положительную роль в этом сыграло и то, что на вооружение был принят полноценный реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz.
Истребитель имел обтекаемый фюзеляж треугольного сечения, в носовой части располагался отсек вооружения с четырьмя 30-мм авиапушками Мк.108 и 360 снарядами к ним а также носовая стойка шасси. В средней части располагались два протектированных самозатягивающихся топливных бака и бронированная кабина пилота с катапультируемым креслом; в задней - радиостанция, компас, баллоны кислорода для пилота и хвостовое оперение. Крылья имели стреловидность 18,35 градуса и выполнялись из стали и алюминия, под ними в двух гондолах располагались двигатели Jumo-004 и основные стойки шасси.
Было выпущено 1433 Me.262 Schwalbe всех модификаций. В ходе боёв на истребительных модификациях Me.262 было сбито около 150 самолётов противника при собственных потерях около 100 машин. Такая картина объясняется низким уровнем подготовки основной массы пилотов и технического персонала, недостаточной надёжностью двигателей Jumo-004 (ресурс двигателя всего 10-25 часов) и их низкой боевой живучестью, а также перебоями со снабжением истребительных частей на фоне общего хаоса в терпящей поражение Германии. Эффективность же бомбардировщиков Me.262 была настолько низкой, что об их деятельности даже не упоминалось в боевых сводках.
Перед нами очередное не сработавшее Вундерваффен Рейха, одновременно являвшееся чудом инженерной мысли и сплавом гениальных идей. В послевоенные годы "двести шестьдесят вторые " изучали по винтику и копировали на обоих полушариях, модифицированные копии двигателей Jumo-004 ставились в советские истребители до начала 60-х. И если сказать, что Мессершмитт 262 стал отцом всей современной авиации, это будет не так уж далеко от истины.
О модели: недорогая модель упрощённой сборки от китайского Hobby Boss в 72 масштабе. При сборке возникают проблемы со стыкуемостью крупных деталей, требуется подгонка. Интреьера у модели почти никакого, зато хорошая декаль на два варианта. расшивка и фонарь кабины также на приличном уровне. Довольно большое упущение - в инструкции не сказано о необходимости груза в носу, иначе самолёт завалится на хвост.
О создании: давняя работа, в числе первых. Сборка на обычный модельный клей "Звезда", покраска модельными акрилами Vallejo кистью.
Окраска не исторична: за основу взята схема окраски истребителя Вальтера Новотны за ноябрь 1944, зелёный и коричневый заменены на базальтовый серый и чёрный, снизу сохранён серо-голубой RLM-76. Наносил камуфляж используя маски из малярного скотча для геометрических фигур, точки кистью от руки. Нанесены декали и вскрыт матовым акриловым лаком.
И вот результат:
Забыл указать: на модели установлены две пусковые установки управляемых 110-кг ракет R100/BS, которые в реальности проходили испытания на данном самолёте.
Хорошего времени суток и спасибо за внимание!