Опасные явления погоды для авиации

Нашел идею для своего поста у коллеги. Привет, @ibonefig, @Karacupa !

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Разберем все неготивные явления, которые могут возникнуть в полете. То, что угрожает безопасности полетов, называется ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ (ОЯП).

Начнем с самого частого явления -- турбулентность. Она же болтанка. Она же "воздушные ямы". Есть различные степени турбулентности, легкая болтанка встречается чуть ли не постоянно, так что бояться ее не стоит.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего она происходит? Воздух прогревается неравномерно: над полями он горячий (плотность маленькая), над реками-озерами больше влаги (плотность большая), под облаками он чуть прохладнее, на больших высотах появляются сильные ветра и струйные течения воздуха, (да, как в море) до 150м/с на высоте 11тыс м, при этом с высотой может меняться направление ветра и это создаёт возмущения.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Болтанка возникает, когда самолет скачет по этим всем возмущениям на своей большой скорости (500-800км/ч). Для пассажиров: ниже облаков болтанка будет слабой/умеренной и бояться ее не стоит. На большой высоте может тряхануть неожиданно, потому что струйные течения никак не обнаружить.

Лайфхак: в носовой части болтанка меньше, в хвостовой максимальна. Чем больше/тяжелее самолет, тем слабее будет чувствоваться тряска.

Обледенение. Крайне неприятный эффект, но с ним легко бороться. Опасно тем, что самолет становится значительно тяжелее, ухудается аэродинамические качества, в некотрых случаях обледенение (на не оборудованных противообледенительных самолетах) сковывало органы управления. Из-за льда может выйти из строя двигатель.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего возникает: частички воды в воздухе, ударяясь о крыло, теряют тепло и образуют лед на крыле. Чаще всего образуется при температуре воздуха +-5 град Ц. Но надо иметь в виду, что с каждой 1000м температура воздуха опускается на 6,5град Ц., так что если взлетели осенью в +15, то примерно на трех тыс м может начаться обледенение.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: 1) самолеты перед полетом обрабатывают специальной жидкостью, не допускающей обледенение какое-то время. 2) при скорости более 600км/ч обледенение не возникает из-за нагрева самолета (трение об воздух). 3) есть нагревающиеся панели на выступающих частях и на входе в двигатель. 4) из зоны обледенения можно подняться выше (где холоднее) или ниже (где теплее). 5) в полете обледенение возникает в облаках (ведь облако это частички воды) и можно облака обходить.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

(железные кромки крыла, воздухозаборников, хвостового оперения нагреваются как утюг)

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Грозовые очаги. Крайне опасное явление. Помимо молний, там есть сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха. Огромный самолёт может швырять вверх, бросать вниз, из-за магнитных/электрических явлений нарушится работа бортовой электроники.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: на самолетах есть радары, которые видят грозовые очаги. Есть правила облета этих грозовых очагов как по радару, так и визуальных. Что-то вроде облетать очаг не ближе 15км, между очагами не менее 30км, можно облетать выше на 500-1000м и т.д. Залетать в такие очаги категорически запрещено, так что ни один пилот не будет подвергать опасности ни себя, ни пассажиров.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Сами грозы и молнии. Редкое явление, потому что грозы надо облетать. Но на случай попадания в самолет электрического разряда, самолет имеет специальные разрядники, все электронное оборудование защищено от воздействия молнии. Но, как показывет практика, что-то может пойти не так и что-то может отказать. Бояться не стоит, летчики постоянно отрабатывают действия при отказах.

Пы.Сы. Пока искал фото удара молнии, нашел статейку, что вообще молния попадает в чуть ли не каждый самолет раз в год, а пассажиры ничего не замечают, бортовое оборудование экранировано и защищено.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Туман. Не считаю это чем-то опасным, потому что у каждого пилота/аэродрома/типа самолета есть допуск на выполнение взлета и посадки. Если условия погоды не позволяют выполнить полет, либо ждут лушчей погоды, либо уводят самолет на другой аэродром посадки. Выбрать другой аэродром выходит авиакомпаниям в копеечку, поэтому все неудачные посадки в плохих погодных условиях на совести "коммерсантов". Спешу обрадовать, в нашем современном мире взлет-посадка может БЕЗОПАСНО выполняться в автоматическом режиме даже когда полосы не видно.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Отказы техники. Погодные явления кончились, теперь просто про все остальные опасности. На каждый возможный отказ техники есть прямой порядок действий. С любым отказом можно выполнить посадку. Дальше все зависить от опытности командира корабля.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

В родной военной авиации всегда можно "выйти из кабинета".

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Напомню, что самолет самый безопасный в мире транспорт, что на обеспечение одного пассажирского перелета трудятся сотня высококлассных специалистов, постоянно проводится контроль техники, контроль действий всех причастных к полету.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
@BerryMan29, в общем, надо теперь образовать на пикабу лигу граммар-нациков, которые будут на добровольной основе проводить предварительную корректировку текста. А то аж под каждым постом появляются, ищут очапятки и прочее 🤣
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная идея с правкой текстов) допустим, в свежее пост идёт как есть, перед попаданием в горячее отправляется на проверку, после правок появляется в горячем) посты без рейтинга идут сразу как есть, ибо там часто просьбы о помощи или иные не терпящие отлагательств вопросы, а не любопытные развлекательные тексты

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Забирайте, мне не жалко 😂 Это всё равно было в рамках стёба понабежавших всепропальщиков от граммарнацизма)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
"ваш пост отправлен на корректировку. Дождитесь окончания проверок"
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

В вашем посте найдены признаки оскорбления органов власти. Пост передан на корректировку в Следственный Комитет.

Автор поста оценил этот комментарий
Аж два вопроса народилось:
1) насколько всё строго у военных (наших хотя бы, про буржуев как-то пофигу, если честно) с требованиями к полётам в неблагоприятных погодных условиях
и 2) в посте картинка с катапультированием из кабины какого-то МиГ-25/31, не знаю модификацию (в тольяттинском техническом музее, кстати, видел такой МиГ). Что за модификация такая?
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это МиГ-25ПУ, учебно-боевой вариант

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Учебно - боевой миг 25, но это специально оборудованный для испытания катапультного кресла. Есть документалка интересная про парашютистов-испытателей.

Насчет строгости, я многг постов писал про военную авиацию, можно будет конкретно про подготовку летных кадров написать
Автор поста оценил этот комментарий
Что для гражданского летчика посадка под минимум, для военного вообще не летная погода. Сравните мой минимум 150 метров видимость на 15 метров нижнего края облачности с военным минимум в километр видимости и ста метрах нижнего края.
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ты вертолетчик?)
У военных 100/1000 вроде порог. От ближнего привода, в общем. А 15/150 это с какими системами посадки?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нет не вертолётчик. 150/15 это мой минимум. Чтоб я мог его применить аэропорт должен быть оборудован ils CATIII
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку