«Окультуривание» молодежи ПОД себя

Автор Шитикова Юлия Владимировна


Новое поколение мнит себя умнее предыдущего, но вынуждено опираться на опыт прошлого, искать эталоны для подражания, идеи, ценности. «Моноклер» — позиционирует себя КАК интернет издания о культуре, человеке и обществе.


«Скромная цель „Моноклера“ — культивировать осознанность и создавать независимое информационное пространство для размещения, обсуждения и распространения материалов о человеке, которые помогут нам лучше понять себя и своё место в мире»

Каким образом эта цель достигается посмотрим на примере статьи от экспертов Сколково под названием: «Что такое VUCA-мир и как в нём жить»?

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Первое, что нужно отметить — использование для нагнетания эмоционального фона слов: неопределенность; никаких ориентиров; учиться и разучиваться; сложность и неоднозначность / двусмысленность, капризный мир и адаптация к миру.


Получается накачивание негативными эмоциями. А что можно взять для позитивного развития себя? Нам снова, как в древности надо выйти из «пещеры» и Автор статьи дает первым совет: «Отказаться от прочных ментальных иллюзий — первый шаг к запуску жизни в новом формате...»


Нужно отметить разницу в использовании терминологии в русском языке (форма) и английском (действие), что вносит путаницу в смысл. Например, впервые термин «ментальность» был введен в научный оборот в этнологии в начале XX века Л. Леви-Брюлем, и под ним понималось особое «пра-логическое мышление» дикарей. И в статье видна логика первобытного мышления.

Стабильная работа (Иллюзия №1 ) — одна из этих «древностей» и нас призывают к изменениям, подразумевая, что это рост/развитие/шанс попасть в новый мир...Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов отмечает: «... Изменения не удел сверхлюдей...»


Находим кого Автор цитирует:

«Успех любой организации обеспечивается сочетанием трёх абсолютно разных типов культур мышления, о которых заявил глава „Сбербанка“ Герман Греф. Подход „Run, change, disrupt“ предполагает сохранение текущих позиций компании, и при этом — ее развитие и создание новых прорывных продуктов».
Источник: Выпускная квалификационная работа «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 2020 г. стр. 26: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/94629/1/m_th_a.s.fedore...

То есть обоснование дано в виде ссылки на авторитет главы Сбербанка, который цитирует Дмитрия Рафальского, куратора Школы креативного мышления «ИКРА», который... неизвестно на чем основывает свои выводы. Но в разбираемой статье это уже преподносится как нечто рабочее и обоснованное.

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Но всё-таки разберемся с терминологией — тут явно внедряется и подменяет традиционные понятия, а именно:

«Типы мыслительной деятельности личности по И.П. Павлову. И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвёл „физиологический фундамент“ под древнее учение Гиппократа о темпераментах». Так же предложил типологию: «...склонности и способности:
1) мыслительный тип (доминирование 2-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на понятийное мышление и речь);
2) художественный тип (доминирование 1-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на восприятие и образное мышление);
3) средний (промежуточный) тип».
Никандров В.В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 747 и 748. Источник: https://vikent.ru/enc/76/

Нам преподносят «микс» с противоречивой и не обоснованной системой взаимосвязанности, но с выводом "раз в 5 лет менять работу«.И таким образом одну иллюзию подменяют на другую.


В Иллюзии №2 нам объясняют, что безынициативность «сливает энергию» нашей жизни по принцип «Надо подождать, пока всё успокоится». А правильно «доводить до совершенства план смены профессионального курса». И предлагается решения — «Вирусные мечты» (Иллюзия №3) заменить на «...тест-драйв своей мечты: возьмите недельный отпуск и проведите его в рамках «новой работы».


Встречный вопрос: Что за неделю можно успеть создать в профессиональном плане?


Иллюзия №4 решение: «Надо работать только на себя» Автор возвращает в Иллюзию №3 («Вирусные мечты»), при этом запутывая себя и Читателей. И добивает решением Иллюзии №5. «Сначала нужно разобраться со страхами» всего в три слова:


«Они будут всегда!»


При таком подходе подмены одних иллюзий другими, хождение по кругу обеспечено.

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Теперь разберемся с навыками — эта тема актуальна в любом Деле, возрасте и при любой промышленной революции.


Навык №1 — «Быть смелым и отказаться от многозадачности». — Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди. Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. — Вас призывают стать человеком одной функции?


Навык №2 — Учиться. «Обучение на протяжении всей жизни становится глобальным трендом» явно противоречит Навыку №3 — Разучиваться. «Важнейший навык, снимать пласт ментальных привычек, который мешает пробиться новой информации от слов к практике». И кроме неточного цитирования лозунга В.И.Ленина гораздо практичнее было бы подсказать — «КАК» это сделать.


Навык №4 — Быть гибким «Это стратегический навык для того, чтобы научиться всему остальному — про коммуникацию, которая стоит выше бюрократии, жёстких планов и навыков, потерявших актуальность... Вместо строгой иерархии и профильных отделов — самообъединяющиеся кросс-функциональные команды, в которых все равны и ориентированы на результат».


Автор противопоставляет два подхода: Традиционный подход: Встречи и цепочки согласований. Долгосрочная стратегия и детальный календарный план. И Agile подход: Быстрое решение проблем в ходе назначаемых по необходимости встреч. Постоянная трансформация продукта под меняющиеся нужды потребителя.


Но задумаемся... а не детали ли нам перечислены относящиеся все к традиционному подходу? И что это за новизна в таком случае в выдуманном из головы «Agile подходе»? От которого, кстати, отказались и сами его создатели еще в 2015 году (Agile is Dead • Pragmatic Dave Thomas • GOTO 2015 https://youtu.be/a-BOSpxYJ9M Благодарю Самойлова А.А. за пример)

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Навык №5 — Есть слона по кускам. «Дробите большие цели на маленькие, большие дела — на несколько шагов; Меняйте деятельность, переключайтесь и давайте себе возможность получать дозы дофамина» Совет однозначно связан с планированием под названием «тактический план», с использованием функции многозадачность и противоречие с Навыком №1


Навык №6 — «Найти вдохновляющую большую цель — Big idea». А как понять, что цель действительно Big? Не окажется ли цель, которая так вдохновляет сейчас, через несколько лет мелкой и незначительной? Вдохновение от цели быстро проходит, а достижение большой цели требует многих лет для ее достижения. Если нужны не призывы, а информация — о параметрах Достойной цели по Г.С. Альтшуллеру можно почитать здесь


Навык №7 — «Управлять энергией, а не временем. Оказывается, тайм-менеджмент — устаревшая практика». Если закончились эмоции и лозунги, то их можно разбавить мистикой, духовностью ментальности. Причина проста — если вести учет времени, потраченный на достижение цели, то это требует усилий, дисциплины... При этом результаты очень расстраивают в начале при осознании — сколько времени теряется зря, впустую, на мелочи, суету и рутину. А времени всегда не хватает, даже бездельникам.


Есть выбор — зафиксировать потери времени, расстроиться, а потом исправить ситуацию. Или заняться духовностью, эмоциональностью и прочим. Разочароваться все равно придется, но позже, когда будут потеряны годы, а итог жизни окажется мелким и не вдохновляющим.


Навык №8 — «Быть в порядке» — это наша собственная ответственность«. И снова противоречие. Порядок в делах, режим работы связан с планированием и учетом времени. Если его только что заменили на эмоции, то на чем основать порядок? Зато перекладывается ответственность за выполнение «рекомендаций» на Читателя.


Навык №9 — «Проводить время без гаджетов» трудно выполним, если ранее была подмена на эмоциональные и вдохновляющие действия.

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Навык №10 Основан на новой попытке перезапустить гибкие навыки — Soft skills. О гибкости уже говорили в Навыке №4, поэтому идет повтор. Но, если разобраться с каждым гибким навыком по отдельности, то получается множество перекрестных ссылок друг на друга, а основания нет. Зато о них часто говорят и создается впечатление, что за этим есть технология развития и достижения результата.


К сожалению, кроме разговоров, лозунгов и громких обещаний, там ничего нет. В лучшем случае найдутся давно известные отдельные психофизиологические эффекты.


Навык №11 — «Развивать интуицию и способность делать тонкие срезы». Очередное пожелание даже без ссылок на упомянутые актерские упражнения С.В. Гиппиуса и его книгу «Гимнастика чувств». Но зачем Автору разбираться, достаточно сказать очередной лозунг, рассказать байку и свалить все на подсознание.


И «система 4К» с критическим мышлением из Навыка №10 не поможет, потому что слово есть, а критического мышления нет.

Выводы


1. Если надо заполнить пустоту по содержанию и закрыть задание редакции по публикации, то можно закидать лозунгами и утопить в эмоциях смысл. Ощущение информации останется и будет модный 0 килокалорий полезности.


2. Если есть задача научить, то нужно выстраивать систему качеств, которые дополняют друг друга и усиливают. Если же нужно создать имитацию обучения, то лучше всего давать противоречивые и взаимоисключающие советы и лозунги. Тогда всегда можно в неудачах обвинить других — это они выбрали недостаточно Big и слабо вдохновляющую цель. А при ее достижении не были гибкими.


3. Если же Вам, уважаемый Читатель, самим нужна имитация, а не результат, то можно продолжать слушать модных известных экспертов, искать эмоциональное удовлетворение, движуху, драйв и мотивацию. И Вас ждет несколько лет бурной суетливой имитации деятельности по достижению выдуманной мелкой цели. Расплата настанет неизбежно, как и пенсия, но чуть раньше, полная разочарования и потери смысла жизни.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Познякова Л.И., Почему мы проиграем Китаю или Патологическая «творческая слепота»:

«Окультуривание» молодежи ПОД себя Инновации, Креатив, Молодежь, Творчество, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

2) Модель человека будущего по Павлу Лукше?

3) Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру


4) Запланированы на лето два интервью с Игорем Леонардовичем Викентьевым (Санкт-Петербург) — владельцем крупнейшей, как минимум в Европе, базы данных по результативным (!) Творческим личностям и методикам их работы, которая собиралась им с далёкого 1979 года.

Ваша главная возможность — сформировать повестку интервью с Экспертом своими вопросами.


Задавайте Ваши вопросы о творчестве, креативе, развитии личности / команд, талантливости и гениальности — в комментариях под этим постом ВКОНТАКТЕ:

Читатели VIKENT.RU

1.2K поста147 подписчиков

Добавить пост