Охота за подводными лодками. Часть третья.
ВИНТОКРЫЛЫЕ ОХОТНИКИ.
Содержание: краткое описание, техническое вооружение, тактика поиска и уничтожения подводных лодок при помощи вертолетов.
+ бонус в конце статьи:
тактическая задача #1 (эсминец, два вертолета VS подводная лодка).
видеоролик о боевом применении новейших противолодочных вертолетов.
Цикл статей "Охота за подводными лодками":
1. Часть первая. О противолодочных самолетах и РГАБ.
2. Часть вторая. О тактике слежения за ПЛ при помощи РГАБ.
Предисловие. До сих пор, написав две статьи на тему противолодочной авиации, я был чрезвычайно несправедлив, затрагивая в них лишь тему самолетов. Пришла пора исправить эту ошибку и написать, наконец, о вертолетах.
Согласно военному стандарту НАТО:
Противолодочный вертолет - это летательный аппарат, который сочетает в себе некоторые качества (как положительные, так и отрицательные) надводного корабля и самолета. Противолодочные вертолеты могут быть берегового или корабельного базирования.
Тактическая характеристика.
Наибольшая эффективность использования вертолетов достигается при оказании поддержки корабельным группам. Это означает, что противолодочные вертолеты применяются в тесном взаимодействии с надводными кораблями. Их основные задачи:
- ведение поиска ПЛ при помощи активных и пассивных гидроакустических средств;
- обследование района контакта с ПЛ;
- атака цели;
- классификация цели;
- ведение противолодочной борьбы совместно с другими силами;
Вертолеты по сравнению с самолетами имеют ряд завидных преимуществ. Например, они могут базироваться практически на любом типе надводных кораблей, оборудованных посадочными площадками. Они менее зависимы от погодных условий и всегда могут быстро отреагировать на возникшую угрозу и подняться в воздух. При этом, поисковая скорость вертолета, совершающего облет района с опущенной в воду гидроакустической станцией, не уступает надводным кораблям, а техническое оснащение может соперничать с самолетами.
И тем не менее, упомянув о достоинствах данного вида техники, нельзя не упомянуть о его недостатках. В первую очередь, это сравнительно небольшой радиус действия, что обуславливается короткой продолжительностью полета и малой скоростью некоторых типов вертолетов. В зависимости от погоды, боевой нагрузки и поставленных задач, вертолет может находиться в воздухе от 45 минут до 5 часов. Как правило, вертолеты действуют на дистанции не более 50 миль от корабля-носителя.
Продолжительность полета может быть увеличена способом так называемой "горячей заправки" (когда вертолет заправляется на палубе корабля без остановки двигателей). Однако такие способы дозаправки осуществляются в течение одного полета только один раз, что связано с утомляемостью экипажа и требованиями технического обслуживания вертолета.
Техническое вооружение.
Бортовая аппаратура вертолетов противолодочной авиации в основном аналогична самолетам. Корабельные вертолеты системы "Lamps III", кроме того, оборудованы аппаратурой автоматической передачи данных, что обеспечивает обработку всей поступающей информации на корабле.
1) Опускаемые гидроакустические станции. Основное средство поиска и обнаружения подводных целей. Вертолеты оборудуются высокочастотными ОГАС средней дальности, либо низкочастотными ОГАС большой дальности, с опускаемым в воду на кабель-троссе гидролокатором.
Поиск подводных лодок при помощи ОГАС осуществляется из положения зависания вертолета. При этом, для того, чтобы удерживать машину в воздухе, двигатели должны работать на максимальной мощности, что многократно повышает расход топлива. При сильном ветре вертолет может сносить, что приводит к перемещению гидролокатора в толще воды. Это, в свою очередь, создает дополнительные акустические помехи (шум потока воды) при обработке полученной информации.
2) Радиолокационная станция. В отличие в самолетов, вертолеты имеют, как правило, маломощные РЛС. Реже - среднемощные. Их основное назначение - это не поиск целей, а выдача данных для атаки и удержание места во время зависания вертолета. При этом поисковые возможности среднемощных РЛС значительно выше, чем у маломощных. Их можно использовать для того, чтобы удерживать подводную лодку от подъема выдвижных устройств.
3) Магнитометр. На вооружении некоторых вертолетов стоят магнитометры, позволяющие классифицировать контакты, установленные как собственными средствами, так и средствами других сил. Некоторые вертолеты оборудуются буксируемыми магнитометрами. Полная длина кабель-тросов таких магнитометров - 50 метров.
4) Радиогидроакустические буи. Многие противолодочные вертолеты имеют на вооружении РГАБ. Они также оборудуются аппаратурой сброса буев и могут иметь бортовую систему обработки гидроакустической информации. На некоторых вертолетах установлена аппаратура ретрансляции данных для их обработки на корабле.
5) Станция радиотехнической разведки и средства постановки помех. Вертолеты оснащаются широкополосными станциями радиотехнической разведки (РТР), предназначенными, в первую очередь, для обеспечения противоракетной обороны кораблей.
Способы атак и вооружение.
Варианты боевой нагрузки вертолета зависят от его типа, но в большинстве случаев она насчитывает не более двух единиц оружия. Как правило, это самонаводящиеся торпеды и глубинные бомбы (как обычные, так и ядерные). Боевая нагрузка может значительно снизить продолжительность полета, поэтому некоторые типы вертолетов целесообразно использовать без оружия, исключительно для поиска ПЛ с последующей выдачей целеуказания для атаки надводному кораблю, самолету, или ударному вертолету.
В случае обнаружения подводной лодки кораблем атака с вертолета может производиться незамедлительно, путем трансляции данных целеуказания. Преимуществом данного способа является внезапность и возможность атаковать ПЛ с больших дистанций.
Чаще всего при поиске подводной лодки формируется тактическая группа, состоящая как минимум из двух вертолетов. Атаку ПЛ производит ударный вертолет по данным целеуказания, транслируемым с поискового вертолета.
Если ПЛ оказывается на дальности действия самонаводящейся торпеды от вертолета, находящегося в положении зависания, вертолет может атаковать лодку этой торпедой, не прерывая гидроакустического поиска.
=====
ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА #1.
Брифинг.
Военный корабль с двумя противолодочными вертолетами на борту осуществляет патрулирование в заданном районе. По данным гидроакустической станции на горизонте обнаружена отметка цели, предположительно - атомная подводная лодка противника.
На рисунке красным крестиком обозначено место гидроакустического контакта корабля с предполагаемой подводной лодкой. Синими окружностями изображены зоны, в которых корабль "слышит" свою цель. Соответственно за пределами этих окружностей находится так называемая "зона тени".
По тревоге в воздух поднимаются вертолеты. Им выдаются данные о местонахождении подводной лодки, ее изначальном курсе и скорости. Цель вышла из зоны действия сонара. Предполагаем два маршрута ее движения, показанных на рисунке пунктирными линиями.
Вертолетам даются указания на постановку двух мини-барьеров из РГАБ по ходу движения подводной лодки. Цель - не позволить противнику подобраться к эсминцу на расстояние гарантированного торпедного залпа незамеченным.
Благодаря использованию активных буев удалось восстановить акустический контакт с целью. Производится расчет параметров движения подводной лодки. Ее фактические курс и местонахождение обозначены на рисунке красной сплошной линией.
По данным, полученным в ходе гидроакустической разведки, производится торпедная атака подводной лодки. Цель уничтожена.
====
Бонусом к статье прилагается видео, в котором довольно увлекательно продемонстрированы боевые возможности противолодочных вертолетов по поиску и уничтожению подводных лодок противника, в частности - действия с опускаемой гидроакустической станцией.
Бил себя по рукам: 1 раз(а).
P.S. Спасибо всем, кто нашел в себе силы дойти до конца. Каково ваше мнение о тактических задачах? Было ли вам интересно? Стоит ли включать их в будущие статьи?
Оружейная лига
4.7K поста20.6K подписчиков
Правила сообщества
никаких правил