ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля

Источник: KAMAZ-online

Сейчас далеко не все знают, что на «КАМАЗе» в своё время производилась очень удачная легковушка — микролитражка Ока, пользовавшаяся у населения устойчивым спросом.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

До сих пор сетуют некоторые автолюбители на то, что производство этой машины прекратилось. Оно и понятно, экономичная, занимающая немного места, но при этом вполне грузоподъёмная — просто находка для городского дачника или сельского жителя. Да и проходимость у этой малютки была неплохая. Историю о том, как она появилась на «КАМАЗе», мы вам сегодня и расскажем.
Вообще, идея о создании простой по конструкции и доступной по цене микролитражке для советского народа возникла ещё в конце 1960-х годов. За неё ратовал и последовательно внедрял в жизнь Виктор Поляков, сначала как гендиректор «ВАЗа» (с 1966 года по 1975 год), а затем уже как министр автомобильной промышленности Советского Союза (с 1975 по 1986 год). Но от идеи до реального воплощения в жизнь Оки в том виде, как мы её знаем, прошло более двадцати лет. О предтечах советской микролитражки мы расскажем как-нибудь в другой раз, а сегодня непосредственно об Оке.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

По воспоминаниям Сергея Екимова, начальника художественно-конструкторского бюро «КАМАЗа», которое и занималось разработкой микролитражных автомобилей, история Оки начинается в конце 1970-х годов. Тогда специалисты двух советских автогигантов — «КАМАЗа» и «ВАЗа» — совместно занялись разработкой нового автомобиля.
В Музее «КАМАЗа» сохранились фотографии тех событий. Вот, например, один из демонстрационных макетов будущего автомобиля, сделанных из пластилина в натуральную величину:

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

На фотографии, помимо макета, коллектив специалистов, работавших над проектом.
А это процесс создания данного макета, когда специалисты ХКБ Екимов и Заика в буквальном смысле его ваяют (фото 1980 года):

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Таких макетов было сделано несколько. Вот этот, например, выставлялся в ВАЗовском Центре стиля в 1984-1985 годах.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

А это фото одного из вариантов компоновки будущего автомобиля в натуральную величину на вертикальном «плазе»:

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

А вот ещё один макет микролитражки, который так и не был воплощён в реальность. Серьёзно рассматривался и этот вариант, не известно, почему он не был принят, но Ока могла бы быть такой:

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Передовой дизайн, и сегодня вызывающий интерес, в то время наделал бы шуму.
Как бы там ни было, но работа по разработке машины шла вперёд. В 1983 году был создан первый прототип будущей машины, рабочее название которой было КАМА, Окой её нарекли позже. На фото видно, что номера прототипа были со старым названием, хотя форма уже привычной Оки.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

Позднее были созданы и другие прототипы, которые проходили обкатку и испытания.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

За период 1983-1985 были выявлены и устранены недоработки ходовой части, тормозной системы и задней подвески. Автомобиль был готов к выпуску!

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

После одобрения опытных образцов было положено начало созданию серийного производства легковых автомобилей на «КАМАЗе». Первым официальным документом стало Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», подписано оно было 21 июля 1985 года. Второй документ вышел почти через год после первого, это Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550 от 21 июня 1986 года.
В декабря 1986 года под производство легковых автомобилей выделили сдаточный корпус Автомобильного завода. Через год — 21 декабря 1987 года, итогом многолетней деятельности конструкторов, дизайнеров и других специалистов с камазовского конвейера сходит первая микролитражка «Ока-ВАЗ-1111».

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост
ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля Отечественный Автопром, Ока, Малолитражка, Микролитражка, Камаз, Сделано в СССР, История, Длиннопост

У Оки достаточно большая история, в которой много достижений, о них мы расскажем в другой раз.

Автомобильное сообщество

26.3K постов48.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.