Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

Мы продолжаем  сравнивать системы школьного образования стран и содружеств – лидеров образовательных рейтингов: Финляндии, Южной Кореи, Японии, Калифорнии, Массачусетса и тд. Анализируем и рейтинги успеваемости – насколько адекватно они отражают успехи школьных систем разных страны. Сегодня- Финляндия

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

На сегодня в стране Суоми – одна из наиболее эффективных образовательных моделей в мире. Любая критика ее кажущейся расслабленности и вседозволенности разбивается о высочайшие показатели успеваемости.


В основу своей школьной реформы Финляндия положила принцип «расслабленной концентрации внимания». Когда дети постоянно напряжены, ресурсы организма тратятся на выживание, а не на развитие, считают здесь В финской школе нет формы для учащихся, звонков и четкого времени уроков, экзаменов и денежных поборов с родителей. В Финляндии даже нет единого для всех начала учебного года – в школу идут с 8 по 16 августа, когда кому удобно.

Кроме того, оказалось, что учиться за партой тоже не обязательно: комфортнее – сидя или лежа на ковре. Много времени дети проводят на улице, в парке, в лесу. На уроках учитель не пересказывает материал из учебника, а ведет диалог, в котором учитывает мнение каждого из 16 учеников – больше в классах не бывает.


Главный принцип финской школы – доверие и уважение к потребностям и желаниям учеников. На занятиях там можно параллельно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы педагог показывает учебный фильм, но ученику не интересно, он может почитать книгу. Конечно же, такая кажущаяся легкость преподавания – результат упорной тренировки, как в балете.


В Финляндии педагогическому искусству учатся, как на врача, – почти до 40 лет. И прежде, чем начать работать самостоятельно, специалист должен лет десять отработать стажером, помощником учителя. Зато потом он один преподает все предметы с 1-го по 6-й класс. И только с 7-го класса в финских школах появляются учителя-предметники. Оплачивается такой труд соответственно – около 50 000 евро в год. Но и в США школьные учителя зарабатывают немало – от 35 000 до 90 000 долларов в год.


Профессиональные кадры, достойная оплата труда учителей и высокое качество преподавания – это залог благополучия завтрашнего общества. Ведь именно этим людям, учителям доверяется ребенок на большую часть дня. Поэтому педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен и мотивирован.


К такой свободе многие годы должны готовиться не только учителя, но и само общество. Здесь важны и семейные ценности, и культурные традиции. Представляете, если бы вашим одноклассникам в 70-е или 90-е разрешили на уроках заниматься чем-то на их усмотрение? Скорее всего, большинство детей бегали бы по классу, смеялись, гоняли мячик и плевали бумажными шариками. Наверное, на постсоветском пространстве или в системе образования аскетичного Альбиона финская система не прижилась бы.

Пресловутое финское равенство – второй кит, на котором стоит школа. Оно касается абсолютно всего – школ, предметов, социального статуса и дохода родителей, прав учителей и учащихся. Школы здесь бесплатные, возить ребенка куда-то в элитную нет смысла. Да и элитных школ просто нет – учат одинаково хорошо как в большом городе, так и в глубинке. Даже в деревне, и даже если в классе меньше десяти учеников. В тех немногих частных школах, где учат дополнительным иностранным языкам или профессиональной живописи, музыке, родители доплачивают за это лишь небольшие суммы.


«Учителя будущего» готовят детей не к экзаменам, а к жизни


Финны говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. У них есть штатная должность «учитель будущего»: такой педагог с раннего возраста определяет склонности детей и составляет индивидуально для каждого ученика его личную программу обучения. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние дети умеют высчитать процент налога на полученное наследство, заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, сориентироваться на местности с помощью компаса.


Любопытно, что финны, в отличие от американцев, да и многих других, например, русских, украинцев, поляков вовсе не ориентируют своих детей на обязательное получение высшего, да еще и престижного образования. Они не пугают детей, как нас в свое время, что если не будем учиться, пойдем работать дворниками. А может быть, кто-то хочет мести улицу по утрам, водить автобус или ухаживать за лесом? Для кого-то это лучше, чем всю жизнь сидеть в душном корпоративном офисе или заседать в политической говорильне парламента. На радость психологам, в Финляндии запрещено стыдить ребенка за неуспеваемость или сравнивать одного ученика с другим. Успехи отделяются от личности школьника: если не решил задачу, это вовсе не означает, что ты плохой. Просто ты не решил задачу.


Станет ли Финляндия страной эрудированных дилетантов?


В финских школах нет контрольных, тестов, до 7-го класса знания оценивают только устно. Ученики сдают только один обязательный стандартный экзамен по окончании средней школы, причем о его результатах особенно не заботятся ни дети, ни учителя. Продолжать образование в вузе хотят лишь около 60% выпускников финских школ. Интересно, сколько финнов поступает в американские университеты? А может, им это и не нужно… Но не все разделяют эйфорию по поводу принятых здесь подходов к обучению. Цель финской системы – обязательно довести всех до среднего уровня.


И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Это очень хорошо для тех, кто «не хватает звезд с неба». Но потенциал более одаренных часто оказывается невостребованным, а дальнейшее развитие их способностей ложится на плечи родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно показывают слабые результаты на международных олимпиадах по математике. Новые подходы к образованию, применяемые сейчас в разных странах, еще должны доказать свою эффективность в долгосрочной перспективе – не вырастет ли в результате общество эрудированных дилетантов? Полный текст статьи


Продолжение следует... завтра -о система образования Южной  Кореи

Лига Педагогов

1.7K пост5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

Для себя я понял и за время работы слышал от многих приезжих работников, которые успели поскитаться по северной Европе, что образование там отстойное, а про Норвегию я сам убедился. В статье написано, лишь 60% финнов идут в вузы, как и в Норвегии, а куда они идут? Верно в сферу обслуживания как я написал чуть выше.

раскрыть ветку (23)
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Прошу пардона, а что плохого в сфере обслуживания? Да и с каких пор отсутствие вышки = работа в сфере обслуживания?
ну в России большинство старается идти в вуз. Много людей пользуются этим образованием? Лучше 60% людей которые сделали осознанный выбор, чем 90% просто потому что надо.
раскрыть ветку (22)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да ничего плохого. Но когда к нам а гости пришел ученик третьего класса, который даже читать почти не умел это повергало в недоумение, а писать ручкой не умел совсем, на смартфоне писал смс маме по 5 минут и он такой не один.

раскрыть ветку (10)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Читать он научится, а вот наши дети в фантазию нет
раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем понял про фантазию, читать то он научится к классу выпускному думаю

раскрыть ветку (8)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Наша школа вообще не развивает личность и образное мышление.
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Личность как раз наша школа определяет, насчёт образного мышления, то что вы имеете ввиду? Многое зависит от преподавателя.

раскрыть ветку (4)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Наша школа подавляет личность. Как методика преподавания так и учителя своим подходом к делу.

А парадигма того, что при плохой успеваемости быть тебе никем, это же полный пиздец.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Как я сказал от учителя много зависит, методика раньше была лучше, когда заставляли учиться. Сейчас идем по пути Европы, хочешь учись, не хочешь отсалчт на заднюю парту и ничего не делай получай двойки. Лет через 10 будет как в Финляндии или Европе, я не против лишь бы из детей не делали ЛГБТ заранее, вырастет сам поймет что ему надо, а когда теье с детства с первого и второго класса втюхивают, что спать со своим полом это нормально, то тут уж..подталкивают.  в Норвегии тоже много противников втюхивания ЛГБТ в школах.

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Раньше методика была говно. Заставляли учиться непонятно зачем. Для кругозора? Нахрена? Это вместо того, чтобы развивать то что конкретному ребенку интересно. Как итог имеем кучу бомжей с вышкой, которые совершенно не понимают что этим образованием делать.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ага отдельного репетитора вам не выделили, точно Путин виноват. Школа и должна давать общее образование, она так и называется общеобразовательная. С помощью нее начинающий человек должен понять как и что есть в мире. А вот в вуз уже идти в профильный, на то что ему интересно. Пусть даже не в вуз, а в техникум, на что мозгов хватит.

Автор поста оценил этот комментарий
Конкретно-образное мышление оно, как раз и есть самое простое-у животных, у детей, а более сложная ступень это абстрактно-логическое мышление, во его и нужно развивать.
С ЕГЭ детей сейчас и загоняют в конкретно-образное мышление.
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Рили? Наверное поэтому ты сейчас сидишь и не понимаешь, как можно учиться иначе))) Образное мышление тоже надо развивать. Развивать понимание отсутствия границ и прочего веселья.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я написал про образование тамошнее бесплатное, если считаете нормально читать в 12 лет по слогам, то норм.

раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий

К этому и призывают россиян. Мол это же круто, когда большинство простые овощи

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас в первый класс уже не редко требуют умения читать базовое.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А что меняется? Кстати, что интересно, ни у одного знакомого с оттуда дети по слогам не читают. Все вполне нормально)
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я не говорил про всех, а говорил про образование и его систему, свободное обучение хошь учись, хошь нет, все равно в вуз не пойдешь, а скорее всего кассиром или механиком

раскрыть ветку (6)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Я не пошел в вуз. Мои братья тоже. Я айтишнег. Один из братьев хороший логист. Другой один из разработчиков сабвершн. Чо там за образование?
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже не ходил в ВУЗ, но это ничего не значит

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это значит то, что то как ты где либо учился не особенно влияет на твой успех в жизни.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

И все же влияет, именно в вузах часто заводятся знакомства на всю жизнь в том числе полезные, те которые ты не найдешь в техникуме. Ну и образование лишним не бывает, можно конечно заниматься саморазвитием, но это не совсем то. Ну и в нормальное учреждение и на гос. службу в нормальные места без вышки не попадешь. Если конечно получилось самому построить, то что тебя кормит и работать на себя или компанию, то хорошо.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
С каких пор государева служба является нормальным местом?))))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Насмешил, спроси у наших депутатов.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку