Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

Мы продолжаем  сравнивать системы школьного образования стран и содружеств – лидеров образовательных рейтингов: Финляндии, Южной Кореи, Японии, Калифорнии, Массачусетса и тд. Анализируем и рейтинги успеваемости – насколько адекватно они отражают успехи школьных систем разных страны. Сегодня- Финляндия

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

На сегодня в стране Суоми – одна из наиболее эффективных образовательных моделей в мире. Любая критика ее кажущейся расслабленности и вседозволенности разбивается о высочайшие показатели успеваемости.


В основу своей школьной реформы Финляндия положила принцип «расслабленной концентрации внимания». Когда дети постоянно напряжены, ресурсы организма тратятся на выживание, а не на развитие, считают здесь В финской школе нет формы для учащихся, звонков и четкого времени уроков, экзаменов и денежных поборов с родителей. В Финляндии даже нет единого для всех начала учебного года – в школу идут с 8 по 16 августа, когда кому удобно.

Кроме того, оказалось, что учиться за партой тоже не обязательно: комфортнее – сидя или лежа на ковре. Много времени дети проводят на улице, в парке, в лесу. На уроках учитель не пересказывает материал из учебника, а ведет диалог, в котором учитывает мнение каждого из 16 учеников – больше в классах не бывает.


Главный принцип финской школы – доверие и уважение к потребностям и желаниям учеников. На занятиях там можно параллельно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы педагог показывает учебный фильм, но ученику не интересно, он может почитать книгу. Конечно же, такая кажущаяся легкость преподавания – результат упорной тренировки, как в балете.


В Финляндии педагогическому искусству учатся, как на врача, – почти до 40 лет. И прежде, чем начать работать самостоятельно, специалист должен лет десять отработать стажером, помощником учителя. Зато потом он один преподает все предметы с 1-го по 6-й класс. И только с 7-го класса в финских школах появляются учителя-предметники. Оплачивается такой труд соответственно – около 50 000 евро в год. Но и в США школьные учителя зарабатывают немало – от 35 000 до 90 000 долларов в год.


Профессиональные кадры, достойная оплата труда учителей и высокое качество преподавания – это залог благополучия завтрашнего общества. Ведь именно этим людям, учителям доверяется ребенок на большую часть дня. Поэтому педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен и мотивирован.


К такой свободе многие годы должны готовиться не только учителя, но и само общество. Здесь важны и семейные ценности, и культурные традиции. Представляете, если бы вашим одноклассникам в 70-е или 90-е разрешили на уроках заниматься чем-то на их усмотрение? Скорее всего, большинство детей бегали бы по классу, смеялись, гоняли мячик и плевали бумажными шариками. Наверное, на постсоветском пространстве или в системе образования аскетичного Альбиона финская система не прижилась бы.

Пресловутое финское равенство – второй кит, на котором стоит школа. Оно касается абсолютно всего – школ, предметов, социального статуса и дохода родителей, прав учителей и учащихся. Школы здесь бесплатные, возить ребенка куда-то в элитную нет смысла. Да и элитных школ просто нет – учат одинаково хорошо как в большом городе, так и в глубинке. Даже в деревне, и даже если в классе меньше десяти учеников. В тех немногих частных школах, где учат дополнительным иностранным языкам или профессиональной живописи, музыке, родители доплачивают за это лишь небольшие суммы.


«Учителя будущего» готовят детей не к экзаменам, а к жизни


Финны говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. У них есть штатная должность «учитель будущего»: такой педагог с раннего возраста определяет склонности детей и составляет индивидуально для каждого ученика его личную программу обучения. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние дети умеют высчитать процент налога на полученное наследство, заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, сориентироваться на местности с помощью компаса.


Любопытно, что финны, в отличие от американцев, да и многих других, например, русских, украинцев, поляков вовсе не ориентируют своих детей на обязательное получение высшего, да еще и престижного образования. Они не пугают детей, как нас в свое время, что если не будем учиться, пойдем работать дворниками. А может быть, кто-то хочет мести улицу по утрам, водить автобус или ухаживать за лесом? Для кого-то это лучше, чем всю жизнь сидеть в душном корпоративном офисе или заседать в политической говорильне парламента. На радость психологам, в Финляндии запрещено стыдить ребенка за неуспеваемость или сравнивать одного ученика с другим. Успехи отделяются от личности школьника: если не решил задачу, это вовсе не означает, что ты плохой. Просто ты не решил задачу.


Станет ли Финляндия страной эрудированных дилетантов?


В финских школах нет контрольных, тестов, до 7-го класса знания оценивают только устно. Ученики сдают только один обязательный стандартный экзамен по окончании средней школы, причем о его результатах особенно не заботятся ни дети, ни учителя. Продолжать образование в вузе хотят лишь около 60% выпускников финских школ. Интересно, сколько финнов поступает в американские университеты? А может, им это и не нужно… Но не все разделяют эйфорию по поводу принятых здесь подходов к обучению. Цель финской системы – обязательно довести всех до среднего уровня.


И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Это очень хорошо для тех, кто «не хватает звезд с неба». Но потенциал более одаренных часто оказывается невостребованным, а дальнейшее развитие их способностей ложится на плечи родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно показывают слабые результаты на международных олимпиадах по математике. Новые подходы к образованию, применяемые сейчас в разных странах, еще должны доказать свою эффективность в долгосрочной перспективе – не вырастет ли в результате общество эрудированных дилетантов? Полный текст статьи


Продолжение следует... завтра -о система образования Южной  Кореи

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
38
Автор поста оценил этот комментарий

высочайшие показатели успеваемости не удивительны, раз спрашивают при этом с детей минимально.

Участие в международных олимпиадах - говорит о другом, так что не стыкуется тут с хвалебной одой финскому подходу.

раскрыть ветку (39)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Есть Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Тестируются 72 страны. В 2015 по математике Финляндия заняла 13 место, по научной грамотности 5, по чтению 4. Учитывая, что на первых местах в основном азиатские страны, где ученики в прямом смысле убиваются с утра до вечера на учебе, я предпочитаю финляндские школы, где ученики счастливые, пусть и не самые гениальные.

8
Автор поста оценил этот комментарий

У них не так дело обстоит. Нравится математика? Окей. Ты сидишь дома и решаешь задачки если хочешь. Нравится литература? Сидишь и читаешь. По факту дает радость выбора. А не то что у нас. Да простят меня фанаты российского образования! Но мне химия ни разу не пригодилась, а что значит "моль" в химии я честно Вам скажу не помню. И таких ненужных знаний у нас дают вагон и маленькую тележку. В этом плане мне больше нравиться американская система - просто берешь дополнительные занятия, а уровень адвансер даже в школе сравним с нашим первым курсом. Жаль, что в финских вроде как так нельзя и это ложится на плечи родителей.

раскрыть ветку (19)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Мне, в свое время, нравилась математика. Оказалось, что я просто ее обожаю. Но я бы не узнала этого, не попадись мне сильный учитель, в седьмом классе, который требовал с нас огого как.

Мне нравилась литература, я читала взахлеб, и обо всем могла составить свое мнение. Но я бы не узнала и об этом, если бы не заставляли меня в школе читать программные произведения, да еще писать по ним сочинения.

Я не знаю, что сейчас, в соответствии со своими вкусами, выбрала бы моя младшая третьеклашка. Точнее, знаю: физкультуру. И то, только потому, что благодаря ее физподготовке на фигурном катании, она одна из лучших в классе.

Моя подруга, в Швецарии, например, стрелялась от такого однобокого подхода, направленного на самосознательность ребенка. Потому, что таблицу умножения, в пятом классе, ему не надо учить,  "он просто должен ее прочувствовать". 

С одной стороны, круто, развивать то, что в нем есть в большей мере. Но можно так и не узнать никогда о каких-то сторонах, просто потому , что, например, поначалу химия трудной покажется, или потому, что ее вообще нет в программе.

раскрыть ветку (18)
3
Автор поста оценил этот комментарий

У нас слишком широкое образование. Не спорю в вашем случае сработало, стрельнул о два предмета из... 15? Могу предположить, что задачки в физике не зашли. Или уравнения в химии. Или английский язык. Или например не помните,где какая река течет. Или как размножаются черви. А это все школьная программа. Имхо, 50 процентов не нужно.

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не знаю. Английский язык — очень полезный навык в будущем практически для любого специалиста. И неплохо бы знать, где какая речка течет и прочее, чтобы потом не задавать вопросы из разряда "А что, Бурятия или Якутия - это разве не заграница?"

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

не стала расписывать слишком много. Страданий мне ни один предмет своим существованием не принес. Не зашла именно химия, и то, больше психологический фактор сыграл - учитель была не слишком заинтерсована, чтоб мы что-то знали, особо ничего не требовала, ну мы и волынили, раз можно. А физика мне нравилась, но просто алгебра и геометрия с литературой были именно моей любовью). Историку своему, кстати, до сих пор мысленно спасибо говорю. Раньше абсолютно никакого интереса к истории не имела, а те знания до сих пор есть, и пригождаются.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А вот лично меня бесило писать сочинения с уже заготовленым текстом. "Чацкий молодец, а Фамусов козел". Мне не нравилось произведения, которые не подходят по возрасту - Война и Мир, Мастер и Маргарита. Мне не нравилось, что меня заставляют читать, а если не прочла, то два и все такое.

Меня бесило учить какое-то дикое количество дат по истории - дворцовые перевороты, даты жизни Мономаха, крещение Руси.

Мне было не понятно зачем учить самую Южную точку Южной Америки. И длину Амазонки. Зачем знать, где расположена ГЭС какая-то и сколько она вырабатывает?

Химические уравнения тоже доставляли. Спины, электроны... Господя, да зачем оно в 12-13 лет?

Биология тоже хороша - покажи на этом учебном материале как размножаются черви.


Мне тоже что-то заходило, в основном из-за учителей, но сейчас с высоты прожитого, я понимаю, что очень многое бесполезная хрень, для забивания "чердака".

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

эта "бесполезная хрень" - называется "широкий кругозор". Вам дали начальные понятия всех дисциплин, чтоб вы, в своей жизни имели шанс добиться чего-то в любой области. Вас конечно можно было вырастить с изначальной программой минимума, чтоб вас не бесило). Тогда бы вы наверно были узколобы, и счастливы, да,  горе то ведь, оно от ума, от себя добавлю, от многих знаний))).

Своим детям я б не хотела такого ограниченного подхода, узкоспециального. Хочется наоборот, дать ребенку знания и гармоничное развитеие в разных областях, чтоб у ребенка был выбор, и был кругозор. Да, наверно многие люди, по-природе своей ограничены и  не всем дается пытливый ум.  А тут им государство, в обязательном порядке, что-то в голову вкладывает. Могу понять ваше недовольство, но не разделяю его. Слава богу, судя со своей колокольни. Кстати, вы, в своем возрасте, читали "Войну и мир"? Вот в том, который вы считаете подходящим для такооо чтения? Или вы вообще считаете подобные знания ненужными?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Вам не кажется, что широкий кругозор и знание всех дат дворцовых переворотов - это слегка разный уровень. Широкий кругозор - это знать, что эти перевороты были, а знать их даты - это дрочка. И все это понимают. И каждый знает, что через день ребенок не вспомнит ни одной даты этих переворотов. Это не широкий кругозор. Это напихивание в голову всего подряд на пару дней, чтоб ответить у доски и забыть нафиг. Все эти стихи, которые вы учили наизусть. Помните хоть один?

Я считаю, что если ты выбрал грубо говоря быть биологом, чообшаешь об этом школе и тебе дают дополнительные задания по биологии. Дополнительные углубленные учебники и дополнительные уроки, где тви будешь выяснять и показывать как работает зоб у птиц.

Опять же результат образования финов (если не брать Олимпиады всякие), английский язык - все говорят на английском. К нас? Лет ми спиак... Наука в Финляндии и в России? Я не видела на рабочих местах не профессионалов. Доходит до смешного, берут уборщицу, так вот она сначала должна 3 месяца отучиться на эту самую уборщицу. Зато тут чисто (ну, свинота везде есть), а у нас Глаша после основной работы хуячит паркет с хлоркой.

Ребенок может сделать выбор очень быстро, ему достаточно пары занятий, чтобы понять нравиться ему или вы обрекаете его на 5-7 изучения непонравившихся предметов. Зачем? Что бы в компании он могу сказать:"знаете, а спин - это собственный момент импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с перемещением частицы как целого".

Широкое образование было необходимо раньше, когда не было того же самого интернета. Сейчас проще загуглить, чем запомнить.

Произведения русской классики, я честно не люблю, слишком она уже устарела и оторвалась от моего мира. "Война и мир" это был девятый класс летнее чтение. Я не считаю, их ненужными, но считаю, что в 12 (5-6 класс) читать Чехова не стоит. Не надо везде пихать Пушкина. Имхо, хорошая система была бы если давали бы на выбор один стих Пушкина прочитать в классе, но каждому и пусть сами выбирают кому что нравится. В итоге дети бы услышали 20 разных стихов. У нас же ты должен выучить 20 стихов наизусть и по каждому еще и сочинение написать и только так, как я считаю правильным.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы давно не имели дело с нашим образованием, судя по всему. Сейчас наоборот, сочинений минимум. Незнаю насчет того места, о котором вы пишете. У меня много подруг, за границей, столкнувшихся с таким, узковыбранным образованием. Например, из самого свежего: дочь моей подруги, всегда интересовалась языками. Выбрала интересные для себя, в соответствии с корнями своей семьи. Дальше добавились еще два обязательных. В итоге, получилось восемь. Восемь языков, которые пришлось сдавать в итоге на экзаменах. А поступать она в последний год все же решила на врача. И вот, сдав в итоге пятнадцать предметов из последних сил, потому что сначала выбрала неверно, совершенно выжатая, на врача еще сдавала отдельно, поскольку там своя система отбора. И по-ходу не смогла справиться с таким объемом, потому, что смогла определиться слишком поздно и подготовка была не соответствующая. Сейчас год будет работать и снова поступать на следующий.

И, если ваш ребенок с одного-двух занятий вдруг прекрасно делает верные выводы на всю жизнь, то вот мои дети определяются только по прошествии времени, неплохо узнав суть предмета и добившись каких-то результатов.

Кстати, та школа, в которой учился мой старший ребенок, в плане английского, дала базу посильнее институтской. Одноклассница моего ребенка сейчас работает преподом английского за границей, и говорит, что именно благодаря нашей школе, она разговаривает без акцента.

Кстати, насчет выбора стихов Пушкина - мы так и учили, почти тридцать лет назад, выбирали, кому какой понравился. И рассказывали разное(!), то же с Есениным и Маяковским (все конечно любили ночь-улица-фонарь- аптека) и другими.

Опять же: можно найти много недостатков по подаче материала и квалификации преподавателей. Но сама широта охвата - это то что является хорошим фундаментом для кругозора, и бОльшим выбором, при определении в дальнейшем профобразовании.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

У меня нет детей. Я делаю выводы на своем опыте и опыте друзей с детьми. И очень многие говорят, что ребенку (это важный момент, потому что подростков в моей статистике нету) достаточно буквально пару занятий, чтобы решить.

Описываемый вами пример с моей стороны выглядит как крайности подростка: "хочу знать 8 языков! Хочу стать врачом! Хочу программировать на C#". Обычное дело для подростков. Кстати, в этом финская система образования хорошая в этом плане, она не посылает тебя сразу после школы в институт или колледж. Во-первых, набор начинается с февраля, а школа заканчивается... Не помню, короче весной. Т. Е. По факту у тебя год на подготовку и выбор (есть специальные программы в институтах и колледжах, где тебе показывают каждый курс, рассказывают и подтягивают знания, если ты выбрал что-то). Во-вторых, тебя не посылают в армию или работать. Это просто твой год.

Базу... Понимаете, база наша это знать все неправильные глаголы, а говорить мы не можем. Я это видела неоднократно. Мы учим-учим, а в итоге двух слов связать не можем без зависания "так, тут нужно вот это время, оно образуется вот так, этот глагол в это надо поставить, это сюда". Возможно, у вашего сына и было с этом ок, не спорю, но почти во всех школах дело обстоит именно так как я описала. Да чего далеко ходить - я поспорила с другом, который учит финский, что смогу выучить финский. Он учит его в институте, а я поехала в Финляндию учить. Через полтора года у меня сдан тест на язык, а он знает миллион правил, а говорит с зависаниями.

Вы хотите сказать, что вы 30 лет назад не учили " Я помню чудное мгновенье"? Или "буря мглою небо кроет"? Или первые строфы из Онегина?

Нет не является, если это неинтересные и ненужные знания. Повторюсь: про спины, самые южные точки каждого материка, размножение червей и миллионы дат (которые никто не помнит) вообще никому никогда не понадобиться, если их профессия не будет связанна с этим. Зачем это давать, если это профильные знания?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Учили на выбор: письмо Татьяны или Онегина. Буря мглою - да, это немногое базовое, нисколько не жалею, что знакома с этими стихами. При этом мы и на выбор стихи учили, не понимаю, чем это плохо? Кстати, может это мне повезло,  я училась в начале перестройки, но от нас требовали знать различные взгляды критиков на творчество того или иного автора, но свое мнение вполне имело место быть.

Главное было вообще иметь знания и понимание, а не маскировать своей оригинальностью отсутствие таковых.

Мне какжется, это общеизвестный факт - обучение языкам куда как легче проходит  при погружении в среду, а не в универе. Как это умаляет подход в разнообразности базовых наук я вообще не поняла. Вы собираете все в кучу.

Я не говорю, что наше образование идеально, и вообще нечего улучшить. Я говорю о том, что именно не хочется столкнуться с такой ситуацией подростковых метаний, узкоспециализироваться не там, да потом еще год болтаться неведомо зачем, переподготавливаясь самостоятельно. Поскольку у меня вот в течении времени, предпочтения и понимание ситуации менялись. И у моих детей тоже.

И еще раз: если вам, например, оказалась совсем не нужна география, даже в трм минимуме, который учили, то вот другим это просто интересно, не говоря уж о тех, кому это пригодилось в профессии. Конечно, я многого не помню. Но давали бы мне мненьше материала и подробностей - я помнила б еще меньше.

Мозг, по аналогии с мускулами, надо развивать, а не беречь место в своей кладовочке для единичных сведений, в страхе, что место заполнится)). Другое дело, что важна системность, правильный подход и хорошие учителя. И я говорю на основании своего опыта, моей старшей уже 26, опыта моих друзей и знакомых, из которых многие уехали жить в Европу, и страшно недовольны уровнем того, что в местных школах дают их детям. Когда тебе делает замечание учитель, что твоего сына- пятиклассника ты не должна заставлять учить таблицу умножения (какие уж там синусы-косинусы), конечно понимаешь, почему они ищут русские школы выходного дня, чтоб хоть что-то дать детям сверх того.

Невозможно полюбить то, чего просто незнаешь и очень обидно лишать себя и своих детей чего то изначально.

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

хехе, про таблицу умножения... а вы ее сейчас помните? Я видел, как маман проверяет домашку моего младшего брата (по телефону). Задает вопрос, а сама тихонько берет калькулятор... так что давайте мне не рассказывайте, как это "ужасТно", заставлять детей прочувствовать.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Помню прекрасно;), простите, если разочаровала. Я в нее с ребенком во время езды в машине "играю" , еще слова наоборот произносим и отгадываем, наперегонки. Или в элиос.

Незнаю, как ваша маман, а я б не считала это чем-то невозможным для себя в будущем, на вашем месте.

Кстати, знаю работодателей, проверяющих интеллект на первой встрече, именно вопросом: " семь ю восемь, быстро?" Так что не ждите, когда прочувствуете, учите.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Самое лучшее образование это когда там же на уроке показывают что-то наглядно. Так ребенок научится думать.

В снг же например только вдалбливают в голову строки из учебника, а каких-то опытов/практики нет совсем. Поэтому ребенок вроде бы умный, много знает, а на деле часто оказывается туповат ибо в мозге нет тех самых образов с примерами, как использовать то или иное знание.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

можно спорить над подачей материала. Можно сетовать над малым количеством действительно хороших педагогов, умеющих подать материал.

Но сокращать количество базовых предметов - нет, я лично против. Я не вижу лишнего в своем образовании и образовании моих детей, разве что по религии там, новые предметы нафиг не нужны.

У меня старший ребенок, закончив академию по гуманитарной специальности, спокойно сдал физику и алгебру на пятерки и пошла на инженера-программиста учиться. Сейчас у нее уникальное сочетание, позволяющее ей быть востребованным специалистом.

Кто бы ей сказал, в средней школе, что она физику любить будет и хорошо знать. Или что ее английский ей будет настолько нужен.

Она вообще по-началу хотела на философский идти, а чз пару лет ужасалась своей идее. Мне кажется, что понимание того, что подходит именно тебе, зачастую приходит очень по-разному. И чаще позже, чем ты должен определиься. А если ты с самого юного возраста уже отсекаешь "лишнее" - лишая себя даже возможности узнать, где еще тебе бы зашло, то тебе остается только наверстывать там, где другие уже ушли далеко, или остаться заложником изначально выбранной узкой колеи.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Судить по одному человеку несерьезно. Во время второй мировой даже вывели закономерность под названием "Систематическая ошибка выжившего".

разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет, в результате чего исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Систематическая_ошибка_выживше...

То есть для полноты картины нужны еще истории про людей, которые в такой же ситуации не смогли никем стать. И только в таком случае можно будет точно установить причины успеха и неудачи.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А кто вам сказал, что я сужу по одному человеку? Я как и вы, живу не в вакууме, имею множество разных примеров, в течении моего личного жизненного опыта, и опыта моих друзей, родни и знакомых. То, что я привожу самый близкий мне пример, еще не говорит о его единичности. Им я только иллюстрирую свое мнение.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку