Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

Мы продолжаем  сравнивать системы школьного образования стран и содружеств – лидеров образовательных рейтингов: Финляндии, Южной Кореи, Японии, Калифорнии, Массачусетса и тд. Анализируем и рейтинги успеваемости – насколько адекватно они отражают успехи школьных систем разных страны. Сегодня- Финляндия

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

На сегодня в стране Суоми – одна из наиболее эффективных образовательных моделей в мире. Любая критика ее кажущейся расслабленности и вседозволенности разбивается о высочайшие показатели успеваемости.


В основу своей школьной реформы Финляндия положила принцип «расслабленной концентрации внимания». Когда дети постоянно напряжены, ресурсы организма тратятся на выживание, а не на развитие, считают здесь В финской школе нет формы для учащихся, звонков и четкого времени уроков, экзаменов и денежных поборов с родителей. В Финляндии даже нет единого для всех начала учебного года – в школу идут с 8 по 16 августа, когда кому удобно.

Кроме того, оказалось, что учиться за партой тоже не обязательно: комфортнее – сидя или лежа на ковре. Много времени дети проводят на улице, в парке, в лесу. На уроках учитель не пересказывает материал из учебника, а ведет диалог, в котором учитывает мнение каждого из 16 учеников – больше в классах не бывает.


Главный принцип финской школы – доверие и уважение к потребностям и желаниям учеников. На занятиях там можно параллельно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы педагог показывает учебный фильм, но ученику не интересно, он может почитать книгу. Конечно же, такая кажущаяся легкость преподавания – результат упорной тренировки, как в балете.


В Финляндии педагогическому искусству учатся, как на врача, – почти до 40 лет. И прежде, чем начать работать самостоятельно, специалист должен лет десять отработать стажером, помощником учителя. Зато потом он один преподает все предметы с 1-го по 6-й класс. И только с 7-го класса в финских школах появляются учителя-предметники. Оплачивается такой труд соответственно – около 50 000 евро в год. Но и в США школьные учителя зарабатывают немало – от 35 000 до 90 000 долларов в год.


Профессиональные кадры, достойная оплата труда учителей и высокое качество преподавания – это залог благополучия завтрашнего общества. Ведь именно этим людям, учителям доверяется ребенок на большую часть дня. Поэтому педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен и мотивирован.


К такой свободе многие годы должны готовиться не только учителя, но и само общество. Здесь важны и семейные ценности, и культурные традиции. Представляете, если бы вашим одноклассникам в 70-е или 90-е разрешили на уроках заниматься чем-то на их усмотрение? Скорее всего, большинство детей бегали бы по классу, смеялись, гоняли мячик и плевали бумажными шариками. Наверное, на постсоветском пространстве или в системе образования аскетичного Альбиона финская система не прижилась бы.

Пресловутое финское равенство – второй кит, на котором стоит школа. Оно касается абсолютно всего – школ, предметов, социального статуса и дохода родителей, прав учителей и учащихся. Школы здесь бесплатные, возить ребенка куда-то в элитную нет смысла. Да и элитных школ просто нет – учат одинаково хорошо как в большом городе, так и в глубинке. Даже в деревне, и даже если в классе меньше десяти учеников. В тех немногих частных школах, где учат дополнительным иностранным языкам или профессиональной живописи, музыке, родители доплачивают за это лишь небольшие суммы.


«Учителя будущего» готовят детей не к экзаменам, а к жизни


Финны говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. У них есть штатная должность «учитель будущего»: такой педагог с раннего возраста определяет склонности детей и составляет индивидуально для каждого ученика его личную программу обучения. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние дети умеют высчитать процент налога на полученное наследство, заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, сориентироваться на местности с помощью компаса.


Любопытно, что финны, в отличие от американцев, да и многих других, например, русских, украинцев, поляков вовсе не ориентируют своих детей на обязательное получение высшего, да еще и престижного образования. Они не пугают детей, как нас в свое время, что если не будем учиться, пойдем работать дворниками. А может быть, кто-то хочет мести улицу по утрам, водить автобус или ухаживать за лесом? Для кого-то это лучше, чем всю жизнь сидеть в душном корпоративном офисе или заседать в политической говорильне парламента. На радость психологам, в Финляндии запрещено стыдить ребенка за неуспеваемость или сравнивать одного ученика с другим. Успехи отделяются от личности школьника: если не решил задачу, это вовсе не означает, что ты плохой. Просто ты не решил задачу.


Станет ли Финляндия страной эрудированных дилетантов?


В финских школах нет контрольных, тестов, до 7-го класса знания оценивают только устно. Ученики сдают только один обязательный стандартный экзамен по окончании средней школы, причем о его результатах особенно не заботятся ни дети, ни учителя. Продолжать образование в вузе хотят лишь около 60% выпускников финских школ. Интересно, сколько финнов поступает в американские университеты? А может, им это и не нужно… Но не все разделяют эйфорию по поводу принятых здесь подходов к обучению. Цель финской системы – обязательно довести всех до среднего уровня.


И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Это очень хорошо для тех, кто «не хватает звезд с неба». Но потенциал более одаренных часто оказывается невостребованным, а дальнейшее развитие их способностей ложится на плечи родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно показывают слабые результаты на международных олимпиадах по математике. Новые подходы к образованию, применяемые сейчас в разных странах, еще должны доказать свою эффективность в долгосрочной перспективе – не вырастет ли в результате общество эрудированных дилетантов? Полный текст статьи


Продолжение следует... завтра -о система образования Южной  Кореи

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, оценивать эффективность системы образования основываясь на успеваемости учащихся не верно. Я что-то не вижу среди победителей различных международных олимпиад финов. В основном наши берут весь пьедестал. Химия, физика, математика, программирование и др. Это и есть показатель эффективности.
раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Робототехнику забыли. Болею за это направление))))

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
👍.
3
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению победа в международных олимпиадах показывает только, что человек хорошо умеет решать олимпиадные задачки. Прежде всего школа должна давать человеку прикладные знания и навыки. А вот какие знания/навыки считать нужными/ненужными вопрос сложный.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так здесь по описанию она даже прикладные навыки не дает. Просто обеспечивает комфортные условия детям, но без какого-либо значимого получения знаний.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Олимпиада это не егэ, там задачки не редко достаточно прикладные но для узкой области. В программировании без глубоких знаний алгоритмов нечего делать. То есть если ты гвно сайты делаешь тебе и не надо, а сложная система с оптимизацией - без алгоритмов никак.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если у тебя проблемы с социализацией, если не умеешь отказывать и не поддаваться негативному влиянию, то никакие победы в олимпиадах не помогут достичь счастья и благополучия. Навыки необходимые для олимпиады просто легче всего вычислить и зафиксировать.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Что бля? Этому школа должна учить? А родители и общество куда делись?


Про олимпиады - если ты тупенький то не светит ничего. Тем более если первые места занимают дети, это дрессировкой одной не вытянешь.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так вопрос, чему должна учить школа является открытым, одни придерживаются мнения, что нужно просто зазубрить определённый объём информации, другие, что главное понимать принцип и знать откуда информацию получить, третьи считают, что главное, что бы человеком стал хорошим и нашёл в жизни себе место.

Что бля? Этому школа должна учить? А родители и общество куда делись?
Для детей школа является важнейшим местом социализации. Родители могут посоветовать помочь, но учатся взаимодействию дети в коллективах. А общество как раз и отправляет детей в общеобразовательные учреждения.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Детям в школе никто не мешает общаться и совместные задания нормально развивают социальные умения. Школа занимает даже не половину времени ребенка - он гуляет на улице и там также социализируется.


Но вот не знаю никого, кто на улице интегралы выучил.


Если хочется идти в подробности, что должна школа, то поставим факт так - финская система (со слов тс) не дает знаний в технических и гуманитарных науках.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Школа занимает даже не половину времени ребенка - он гуляет на улице и там также социализируется.
Какую цель Вы преследуете? Вы хотите доказать превосходство отечественной школы над финской или в целом оспариваете моё утверждение, что нет единственного правильного подхода к образованию? Если Вы считаете, что основная цель школы зубрёжка и изучение различных дисциплин то как Вам корейская система, перейдите к оригиналу статьи, там интересно написано. В Корее дети в школе просто живут, а сенсея почитают наравне с родителями. И такой метод даёт отличные результаты в тестах и олимпиадах.
Но вот не знаю никого, кто на улице интегралы выучил.
Вы так пишите про интегралы, как будто они на улице кому-то нужны. Абсолютному большинству интегралы и прочие узкоспециализированные знания ни к чему
Если хочется идти в подробности, что должна школа, то поставим факт так - финская система (со слов тс) не дает знаний в технических и гуманитарных науках.

Я перечитал текст, и не нашёл места где ТС говорил об этом. Он скорее говорил, что в школе отсутствует система рейтингов и соревновательный дух, оценки не представляют особой ценности для учащихся. Такая система выгодна детям со способностями ниже среднего, так как на них не оказывается давление, так же это не даёт талантливым-амбициозным детям ощутить свой успех и развить свои таланты.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Настоящий показатель эффективности - междисциплинарные показатели. Они у российских участников невысоки.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку