Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

Мы продолжаем  сравнивать системы школьного образования стран и содружеств – лидеров образовательных рейтингов: Финляндии, Южной Кореи, Японии, Калифорнии, Массачусетса и тд. Анализируем и рейтинги успеваемости – насколько адекватно они отражают успехи школьных систем разных страны. Сегодня- Финляндия

Один против двух. Продолжение от 21 августа. Образование в Финляндии Образование за рубежом, Длиннопост, Финляндия, Образование, Дети

На сегодня в стране Суоми – одна из наиболее эффективных образовательных моделей в мире. Любая критика ее кажущейся расслабленности и вседозволенности разбивается о высочайшие показатели успеваемости.


В основу своей школьной реформы Финляндия положила принцип «расслабленной концентрации внимания». Когда дети постоянно напряжены, ресурсы организма тратятся на выживание, а не на развитие, считают здесь В финской школе нет формы для учащихся, звонков и четкого времени уроков, экзаменов и денежных поборов с родителей. В Финляндии даже нет единого для всех начала учебного года – в школу идут с 8 по 16 августа, когда кому удобно.

Кроме того, оказалось, что учиться за партой тоже не обязательно: комфортнее – сидя или лежа на ковре. Много времени дети проводят на улице, в парке, в лесу. На уроках учитель не пересказывает материал из учебника, а ведет диалог, в котором учитывает мнение каждого из 16 учеников – больше в классах не бывает.


Главный принцип финской школы – доверие и уважение к потребностям и желаниям учеников. На занятиях там можно параллельно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы педагог показывает учебный фильм, но ученику не интересно, он может почитать книгу. Конечно же, такая кажущаяся легкость преподавания – результат упорной тренировки, как в балете.


В Финляндии педагогическому искусству учатся, как на врача, – почти до 40 лет. И прежде, чем начать работать самостоятельно, специалист должен лет десять отработать стажером, помощником учителя. Зато потом он один преподает все предметы с 1-го по 6-й класс. И только с 7-го класса в финских школах появляются учителя-предметники. Оплачивается такой труд соответственно – около 50 000 евро в год. Но и в США школьные учителя зарабатывают немало – от 35 000 до 90 000 долларов в год.


Профессиональные кадры, достойная оплата труда учителей и высокое качество преподавания – это залог благополучия завтрашнего общества. Ведь именно этим людям, учителям доверяется ребенок на большую часть дня. Поэтому педагог должен быть хорошо профессионально подготовлен и мотивирован.


К такой свободе многие годы должны готовиться не только учителя, но и само общество. Здесь важны и семейные ценности, и культурные традиции. Представляете, если бы вашим одноклассникам в 70-е или 90-е разрешили на уроках заниматься чем-то на их усмотрение? Скорее всего, большинство детей бегали бы по классу, смеялись, гоняли мячик и плевали бумажными шариками. Наверное, на постсоветском пространстве или в системе образования аскетичного Альбиона финская система не прижилась бы.

Пресловутое финское равенство – второй кит, на котором стоит школа. Оно касается абсолютно всего – школ, предметов, социального статуса и дохода родителей, прав учителей и учащихся. Школы здесь бесплатные, возить ребенка куда-то в элитную нет смысла. Да и элитных школ просто нет – учат одинаково хорошо как в большом городе, так и в глубинке. Даже в деревне, и даже если в классе меньше десяти учеников. В тех немногих частных школах, где учат дополнительным иностранным языкам или профессиональной живописи, музыке, родители доплачивают за это лишь небольшие суммы.


«Учителя будущего» готовят детей не к экзаменам, а к жизни


Финны говорят, что готовят детей не к экзаменам, а к жизни. У них есть штатная должность «учитель будущего»: такой педагог с раннего возраста определяет склонности детей и составляет индивидуально для каждого ученика его личную программу обучения. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Здешние дети умеют высчитать процент налога на полученное наследство, заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, сориентироваться на местности с помощью компаса.


Любопытно, что финны, в отличие от американцев, да и многих других, например, русских, украинцев, поляков вовсе не ориентируют своих детей на обязательное получение высшего, да еще и престижного образования. Они не пугают детей, как нас в свое время, что если не будем учиться, пойдем работать дворниками. А может быть, кто-то хочет мести улицу по утрам, водить автобус или ухаживать за лесом? Для кого-то это лучше, чем всю жизнь сидеть в душном корпоративном офисе или заседать в политической говорильне парламента. На радость психологам, в Финляндии запрещено стыдить ребенка за неуспеваемость или сравнивать одного ученика с другим. Успехи отделяются от личности школьника: если не решил задачу, это вовсе не означает, что ты плохой. Просто ты не решил задачу.


Станет ли Финляндия страной эрудированных дилетантов?


В финских школах нет контрольных, тестов, до 7-го класса знания оценивают только устно. Ученики сдают только один обязательный стандартный экзамен по окончании средней школы, причем о его результатах особенно не заботятся ни дети, ни учителя. Продолжать образование в вузе хотят лишь около 60% выпускников финских школ. Интересно, сколько финнов поступает в американские университеты? А может, им это и не нужно… Но не все разделяют эйфорию по поводу принятых здесь подходов к обучению. Цель финской системы – обязательно довести всех до среднего уровня.


И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Это очень хорошо для тех, кто «не хватает звезд с неба». Но потенциал более одаренных часто оказывается невостребованным, а дальнейшее развитие их способностей ложится на плечи родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы. Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно показывают слабые результаты на международных олимпиадах по математике. Новые подходы к образованию, применяемые сейчас в разных странах, еще должны доказать свою эффективность в долгосрочной перспективе – не вырастет ли в результате общество эрудированных дилетантов? Полный текст статьи


Продолжение следует... завтра -о система образования Южной  Кореи

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
45
Автор поста оценил этот комментарий

Про Финляндию не скажу, но я работал в Норвегии 6 лет на платформе в море, мой сын пошел там в школу в первый класс, такого убогого образования общеобразовательных школах я не ожидал, детей там до 5 класса учат считать до 100 и читать по слогам, писать это вообще пипец. Зато много времени уделяется пропаганде ЛГБТ, прав человека а обществе, если он не такой и тд.

Пришлось забрать и отдать в частную школу и там вуаля, все наоборот, никаких ЛГБТ, а науки, правописание, алгебра и тд. Тогда я понял, что из среднего норвежца растят работника обслуживающей сферы, который умеет посчитать данные ему деньги и дать сдачу, может расписаться и зачитать меню в ресторане, заплатить в магазине и тд. А те у кого денег побольше учатся по другому.

раскрыть ветку (18)
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я так понимаю, специализированные знания им дают в вузах

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего им там не дают,  с тех пор как они нашли газ они стали деградировать, так мне говорили местные люди старше среднего возраста. Типа с голоду не умрёшь, если что сядешь на пособие и потому молодежь (не вся конечно) не видит смысла полжизни учиться идти в ВУЗ итд, когда работая в магазине или на переработке морепродуктов ты можешь получать чуть меньше, чем инженер.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Честно говоря, я от местных людей старшего возраста и у нас слышу, что молодежь говно, а они были рыцарями в сияющих доспехах
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Дело не в этом, там есть образование, но вы бы хотели, чтоб вашего сына или дочь учили в школе 3 дня из 5, что быть педтком или лесбиянкой это нормально и если чувствуешь позывы, то не нужно этого стесняться, а так как все вокруг латентные, то тебя не осудят, а может даже помогут познать. Показывать как люди это делают друг с другом со второго класса. Мне это чуждо.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
В плавном подходе к сексуальному воспитанию не вижу ничего плохого
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Плавный подход сделать из ребенка пидо**са я бы так сказал, в Норвегии их кстати прилично. У нас на платформе они тоже были, вроде брутальные мужики, а после смены начинают лапать друг друга в столовке. Нет ну конечно каждому свое, может кому то это близко.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ты не можешь поменять человеку ориентацию. Грубо говоря, встаёт на то, на что встаёт. Да и могут быть два спокойных гея или человек традиционной ориентации, который любит, чтобы на него срали женщины и трахали страпоном связанного. Ко второму в личную жизнь почему-то никто не лезет
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку