Один Дома: чёрная комедия для современных детей
Ровно 30 лет назад Маколей Калкин впервые остался один дома. Фильм сразу же стал новогодней классикой, и каждый из нас наверняка смотрел его бесчисленное количество раз. Но какова была первая реакция?
Открываем Нью-Йорк Таймс за 16 ноября 1990 и читаем:
Спроси любого восьмилетку, что такое драже, и получишь в ответ недоумённый взгляд. Современных детей волнуют куда более сложные вопросы. Маленькая девочка в фильме “Один Дома” спрашивает: “Разве Санта должен проходить таможню?”
Такая вот праздничная атмосфера царит в этом на удивление душевном фильме, который вполне можно назвать первой рождественской чёрной комедией для детей.
Забудьте про светлые и добрые праздничные клише. Тут у нас история о большой семье, которая летит на праздники в Париж, но в суматохе забывает дома младшенького. Кевин - широкоглазый, толковый паренёк, уставший от того, что им все постоянно помыкают.
Однажды утром он просыпается в пугающе-тихом доме, и понимает, что сбылась его самая заветная мечта. Глядя прямо в камеру, он не скрывая злорадства произносит: “Я заставил мою семью исчезнуть!”
Первая часть фильма предсказуемо скучна. Оставшись в гордом одиночестве, Кевин поедает фаст-фуд и случайно выпускает на волю ручного паука своего братца. Довольно банальные шутейки.
Нет смысла интересоваться, как Кевин без телефона умудрился заказать пиццу. Как нет особого смысла и в затянутых эпизодах с родителями, которые в яростном забеге до аэропорта никак не могут обнаружить пропажу сына.
Самое интересное начинается во второй части, когда сюжет становится бодрее, пацан оказывается бесстрашным бойцом, а комедия выходит на безумно-смешной уровень. В дом Кевина вламывается парочка решительных, но тупых грабителей, поэтому он блокирует двери самым непредсказуемым образом и готовится держать оборону.
Парень бьётся с ловкостью ниндзя-черепашки, воплощая при этом самые смелые фантазии ребёнка, всегда мечтавшего побыть хозяином дома и устроить настоящее приключение.
Грабители ведут себя как мультяшки. Они не просто поскальзываются на льду, а кувыркаются через голову. Когда герою Джо Пеши поджигают волосы на макушке, он ныряет башкой в снег. Единственное, чего им не хватает - мерцающих звёздочек, летающих вокруг ушибленной головы злодея.
Но даже такая беззаботная и отвязная комедия нуждается в поучительной развязке. Кевин спасается от грабителей и прячется в церкви, где встречает мрачного старика-соседа. Разумеется, он оказывается самым добрым человеком на планете. В разговоре с ним Кевин понимает истинную ценность семьи.
Радует, что даже в этой самой сентиментальной сцене актёры не переигрывают.
Прекрасен и финал, в котором Кевин исполняет своё новое самое заветное желание - вернуться в семью.
“Один Дома” - очень душевный фильм. Но зайдёт он в первую очередь ультра-современным деткам, которые могут всерьёз рассуждать о Санте и паспортном контроле.
Нью-Йорк Таймс, 16 ноября 1990
